Доклад на тему: «Диссеминация педагогического опыта»
Учителя ОБЖ МБОУ «Фрунзенская средняя школа» Сакского района Республики Крым Костякова Олега Степановича
Диссеминация – это процесс, направленный на то, чтобы донести идеи, методы осуществления, продукты и (или) результаты опыта инновационной деятельности до целевой аудитории.
Инновация в образовании предполагает создание новых образцов педагогической деятельности, поднимающих деятельность учителя на принципиально новый качественный уровень и способствующих повышению результата обучения и воспитания школьников. Исходя из определения понятия «инновация» предполагается, что распространению подлежит именно такой опыт, который вносит в образовательную среду целенаправленные изменения.
Одним из условий диссеминации - распространения инновационных педагогических систем и педагогического опыта является профессиональное сообщество, которое создает следующие каналы диссеминации:
- информационные - выпуск и издание литературы, рассказывающий о новом, создание сайтов или блогов в сети Интернет;
- коммуникационные - профессиональные события;
- обучающие - организация ознакомительных семинаров, мастер-классов и организация более продолжительных программ обучения;
- экспертные - оценка и поддержка участников процесса диссеминации.
К основным функциям диссеминационной сети относятся:
- координация, в том числе сетевого взаимодействия;
- научно-методическое сопровождение;
- описание практики, «окультуривание» опыта;
- накопитель (информационный ресурс);
- тьюторское сопровождение;
- консалтинг;
- обучение;
- оценка качества результатов диссеминационной деятельности.
Обобщая практику распространения педагогического опыта, можно наметить следующие основные этапы, из которых складывается этот сложный процесс:
· ознакомление желающих учителей с педагогическим опытом, разъяснение преимуществ рекомендуемых методов и приемов по сравнению с традиционными;
· «показ в действии» методов и приемов работы, подлежащих использованию;
· практическое обучение учителей использованию рекомендуемых методов и приемов (опорные школы, курсы, семинары, практикумы);
· свободный обмен инновациями, педагогическими находками в режиме сетевого общения творческих учителей.
Основные формы диссеминации (распространения) педагогического опыта
|
|
||
1. Семинар-практикум |
Теоретическое обоснование опыта работы учителя с элементами практических занятий с учителями, которые хотят познакомиться с опытом работы. |
|
|
2. Педагогическая студия |
Во главе студии педагог-наставник, чей опыт изучается. Учителя знакомятся с достижениями педагога-новатора. Количество учителей может быть небольшим. Участники студии вместе с наставником обмениваются мнениями по поводу педагогических поисков и строят гипотезы. |
|
|
3. Мастер-классы |
Используются при нестандартных педагогических системах и педагогических технологиях, присущих мастеру. Они служат открытию концептуальных сторон работы инновационного опыта. Учителя участвуют в педагогическом процессе вместе с мастером, усваивают педагогический опыт и претворяют его в жизнь. |
|
|
4. Аукцион «педагогических идей» |
Весь коллектив готовится к нему. Учителя получают задания и показывают накопленный опыт. Учителя показывают фрагменты уроков, накопленный дидактический материал. Урок записывается на видео. Жюри отмечает самые лучшие перспективные |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.