Дистанционное обучение младших школьников (из опыта работы)
Оценка 5

Дистанционное обучение младших школьников (из опыта работы)

Оценка 5
doc
15.01.2021
Дистанционное обучение младших школьников (из опыта работы)
Дистанционное обучение младших школьников.doc

                            Дистанционное обучение учащихся

                           младших классов: средства и формы

                                                (из опыта работы)

 

Мы живем в такое время, когда все быстро меняется и развивается. Моя профессия (профессия учителя) тоже предполагает постоянное движение вперёд, осваивание новых методов, приёмов, технологий. В 2020 году мы познакомились с новой для нас формой обучения – дистанционное обучение.

В настоящее время дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации образования.

Дистанционное обучение – взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.

Столкнувшись с новой формой обучения – дистанционным обучением, я поняла, что предстоит решить ряд вопросов:

- определить цель и задачи дистанционного обучения;

- разработать структуру дистанционного урока;

- учесть возрастные особенности младших школьников при разработке дистанционных уроков;

- понять, какие средства и формы нужно использовать в работе с младшими школьниками;

- учесть роль родителей при данной форме обучения;

- выделить преимущества дистанционного обучения.

Всем понятно, что дистанционное обучение базируется на использовании компьютеров и телекоммуникационной сети. Компьютерные средства связи снимают проблемы расстояний и делают более оперативной связь между преподавателем и учеником.

Перед собой поставила такую цель:

- создание условий для самостоятельного изучения учащимися учебного материала посредством информационных технологий; создание условий для формирования у учащихся универсальных учебных действий.

 

 

Определила ряд задач:

- вовлечь учащихся в активную познавательную деятельность посредствам информационных технологий;

- учить самостоятельно приобретать знания, пользуясь разнообразными источниками информации;

- учить работать с информацией, используя разные способы познавательной деятельности;

- создать условия для личностного роста в учебных предметах.

Учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста, пришла к таким выводам:

1) Дети ещё только учатся учиться. Учатся работать с учебником, правильно оформлять записи в тетради, учатся работать по образцу.

2) У них только формируются навыки чтения и письма.

3) Дети пока еще имеют низкий уровень самостоятельности, самоконтроля.

4) У младших школьников еще не сформирована готовность к самообразованию.

Таким образом, роль учителя в обучении является главенствующей.

А ведь задачи учителя начального общего образования при любой форме обучения всегда традиционны:

- учить учиться, формировать навыки чтения, письма;

- способствовать формированию навыков работы с учебником, работы в тетради;

-  формировать универсальные учебные действия.

Ознакомившись с различными материалами по организации дистанционного обучения в методической литературе, определила для себя структуру дистанционного урока:

1.        Информационный блок.

2.        Инструктивный блок.

3.        Коммуникативный блок.

4.        Контрольный блок.

5.        Рефлексия.

Продумывая организацию взаимодействия между мной, как учителем, и учащимися, я изучила доступные средства организации дистанционного обучения:  всевозможные образовательные платформы. Например:

Портал "Российская электронная школа" – бесплатный ресурс, содержащий готовые уроки, построенные в логике ФГОС(https://resh.edu.ru/ ). Каждый урок содержит блок целеполагания, видеоматериал, задания на отработку, контрольные задания двух вариантов.

LINOIT – это бесплатный сервис, работающий в режиме WEB. LINOIT может выполнять роль онлайн-доски, с помощью которой создаются холсты (или полотна), на которые крепятся листы-стикеры (https://uchportfolio.ru/articles/read/1022). Все делается с помощью перетаскивания определенного значка из меню в любую удобную область рабочего стола. Технология позволяет быстро заполнить пространство полотна разноцветными стикерами и рисунками. Существует возможность не только размещения изображений, видеофрагментов, документов различного формата, но и обмена ими. Достоинством ресурса является и то, что в нём можно работать как зарегистрированным, так и незарегистрированным пользователям.

Образовательная платформа «Учи.ру» (https://uchi.ru ). На «Учи.ру» разработаны интерактивные упражнения по всем предметам для начальной школы. Количество заданий, которые может выполнить ученик за один день регламентированы нормами СанПиН, при ошибочном выполнении ученик получает ещё задания, пока не научится выполнять его правильно. Сейчас на сайте опубликована инструкция, как с помощью платформы и других средств организовать в школе дистанционное обучение.

В личном кабинете на Учи.ру бесплатно доступен сервис «Виртуальный класс» для проведения индивидуального и группового онлайн-уроков с видео. Я могу проводить уроки и видеть, и слышать своих учеников, а также демонстрировать документы, презентации, и использовать виртуальный маркер и виртуальную указку.

С данной платформой знакома давно, так как мои учащиеся активно принимают участие в различных конкурсах и олимпиадах на Учи.ру. Использование этого сайта для меня и моих учащихся было удобно, потому что дети были уже с ним знакомы: у каждого есть логин, пароль. Кроме того, родители моих ребят приглашены к сотрудничеству на Учи.ру, а значит могут оказывать помощь своим детям, контролировать их работу, участие в конкурсах.

Использование программы «Скайп» (https://skypefan.ru/online/). Тут тоже есть свои преимущества: учитель дает консультацию непосредственно в процессе выполнения работы; имеет возможность обсуждать с учащимися ход выполнения заданий, вносить поправки. Но есть и минусы, связанные с визуализацией работы учащихся, т.к. это происходит через веб-камеру, а качество и сигналы не всегда позволяют это сделать.

Использование сервиса Google (https://www.google.com.ua). Преимущества: простое использование, доступность  (сервис бесплатный), удобство. Учитель может воспользоваться гугл-формами для создания различных тестов с целью проверки пройденного материала. Учитель «видит» как учащиеся выполняют задания, может корректировать их работу.

Zoom — сервис для проведения видеоконференций, онлайн – встреч и дистанционного обучения школьников (https://zoom.us/ru-ru/meetings.html). Организовать встречу может любой, создавший учетную запись. Бесплатная учетная запись позволяет проводить видеоконференцию длительностью 40 минут. Программа отлично подходит для индивидуальных и групповых занятий. К видеоконференции может подключиться любой, имеющий ссылку. Мероприятие можно запланировать заранее, а также сделать повторяющуюся ссылку, то есть для постоянного урока в определенное время можно сделать одну и ту же ссылку для входа.

Электронная почта. С помощью электронной почты может быть налажено общение между преподавателем и учеником: рассылка учебных заданий и материала, вопросы преподавателя и к преподавателю, отслеживание истории переписки.

Можно еще использовать различные чаты, блоги, форумы, видеоконференции, видеолекций и т.д.

Также я изучила разные формы дистанционного обучения: видеоуроки, тесты, специальные тренажеры, лекции, семинары, виртуальные экскурсии, деловые игры, олимпиады, интерактивные уроки, практические работы, задания для самопроверки, консультации, проектные и исследовательские работы учащихся, индивидуальные работы, видеоконференции, аудиоконференции, чаты (мессенджеры) и др.

Главным при выборе средств организации взаимодействия с учащимися стало ориентирование на те, которые доступны учащимся в силу возраста и навыков работы с ИКТ. Вот тут пора сказать о роли родителей в организации дистанционного обучения младших школьников. Мы понимаем, что нашим детям не обойтись без помощи своих родителей в этом процессе, так как у учащихся еще не развита самостоятельность и информационная компетентность у большинства находится  на начальном уровне. Поэтому я задумалась над организацией систематического взаимодействия с родителями. Для этого:

- организовала консультации для них (использовала с этой целью: вайбер, ватсап, электронную почту, индивидуальные консультации по телефону);

- обязательно указывала алгоритм действий (краткую пошаговую инструкцию) при работе над темой урока;

- оказывала моральную поддержку, потому что понимала, как трудно приходится родителям в данных условиях;

- учила работать родителей с информацией: переработать, дополнить, преобразовать, передать.

В процессе опроса родителей я выяснила, что у 2 учащихся дома нет компьютеров (6,7%), еще 5 родителей не владеют навыками работы с различными сервисами (16,7%); большинство родителей работающих, то есть уделить много внимания для выполнения заданий своим детям не могут.

Я отказалась от онлайн формата (так как в силу объективных причин невозможно организовать работу онлайн (конференции) всего класса) и пришла к такому выводу: при дистанционном обучении я буду использовать знакомый всем ресурс: электронную почту. Я записала видеоролик для родителей, в котором объяснила алгоритм действий при получении заданий, а также видеообращение к учащимся, в котором пояснила новую форму обучения. Таким образом, родители стали получать на электронную почту задания для детей.

Я использовала разные формы:

- находила видеоуроки для просмотра и анализа и обязательно добавляла вопросы для контроля;

- создавала свои презентации по темам и использовала уже готовые;

- записывала свои видеоуроки, так как дети привыкли к моему голосу и им так легче было воспринимать информацию;

- отправляла печатный материал для чтения, анализа произведения, для выполнения практических работ;

- дифференцировала задания для сильных детей и детей, которым необходима дополнительная помощь;

- отправляла ссылки для выполнения интерактивных упражнений на платформе Учи.ру.

В дальнейшем учила родителей пользоваться гугл-формами для прохождения тестов учащимися. С детьми создали группу в вайбере, где постоянно проходили обсуждения. Я оказывала индивидуальную помощь отдельным учащимся по видеосвязи. Я постаралась обеспечить непрерывный образовательный процесс, так как всегда была на связи с детьми и родителями.

Да, на начальном этапе организации дистанционного обучения было тяжело всем участникам обучения, но в дальнейшем я постаралась создать комфортные условия для учащихся и родителей:

- школьники выполняли задания в удобном для них месте, в удобное для них время и в удобном для них темпе;

- родители могли дать детям задания для выполнения в их отсутствие дома: изучали инструкцию учителя, скачивали задания для ребят, давали краткое пояснения. А в удобное для них время проверяли правильность выполнения.

Учащиеся втягивались в новый для них процесс обучения постепенно, но вскоре привыкли. Мы вместе стали искать преимущества такого обучения. Например, дети записывали видео, в котором рассказывали стихотворение и выкладывали его в общую группу на вайбере. Таким образом, мы смогли организовать конкурсы чтецов и выявлять победителей путем голосования. Ребята стали больше общаться на учебные темы: кто-то задавал вопрос по определенному виду задания, а одноклассники давали советы или принимали участие в объяснении. Ребята стали учиться самостоятельно искать дополнительную информацию по предметам, учились пересылать друзьям ссылки.

Еще дети с удовольствием участвовали в игре «Учитель»: получая от учащихся выполненные домашние задания, я не старалась исправить все ошибки и поставить, например, удовлетворительную оценку, а просила самих найти эти ошибки, тем самым развивая их внимание. С помощью видео дети отправлялись в виртуальные путешествия, а потом делились впечатлениями.

Мы проводили различные конкурсы: «Лучшая тетрадь за неделю», «Лучшая работа дня», «Ура, у меня получилось!», «Самый активный» и др. Учащиеся продолжали активно участвовать в интернет-олимпиадах, конкурсах.

Кроме того, учащиеся ежедневно получали оценки с комментированием, что стимулировало их учебную деятельность.

Подводя итог всему сказанному, можно сказать, что дистанционное образование - удобная и полезная форма работы.

Оно позволяет учащимся:

1) работать самостоятельно в собственном темпе в удобном месте и в удобное время (регулятивные УУД);

2) работать с разными источниками информации (познавательные УУД);

3) организовывать дискуссии, обмениваться сообщениями, задавать вопросы и давать ответы (коммуникативные УУД);

4) ликвидировать пробелы в знаниях;

5) развивать компьютерную грамотность.

Считаю, что я смогла достичь поставленной цели и задач.

Грамотно организованное дистанционное обучение позволяет:

1. Максимально приблизить урок на дистанте к уроку в школе.

2. Формировать у учащихся навыки познавательной самостоятельности, самоанализа, самоконтроля  и активности.

3. Использовать разные формы обучения, что повышает учебную мотивацию.

4. Развивать критическое мышление, толерантность, готовность конструктивно обсуждать различные точки зрения.

5. Воспитывать морально-волевые качества (трудолюбие, прилежание, усидчивость, самодисциплину, ответственность).

6. Осуществлять индивидуальный подход, создавать ситуацию успеха каждого ребенка.

7. Оставаться учителем для своих учеников и на дистанционном обучении.

8. Поднять авторитет учителя в глазах родителей: за время дистанционного обучения изменилось сознание многих родителей. Для них было настоящим открытием, что учитель в школе оказывается, объясняет! Да и ещё и наглядно, да ещё и понятно! Они поняли, что не каждый из них может объяснить какой-то материал так, чтобы это было понятно ребенку.

Инновационный подход к обучению разнообразит образовательный процесс и даст дополнительные навыки учащимся. Но, по моему мнению,  основное образование для младших школьников таким способом целесообразнее получать только в том случае, если по каким-то причинам, обучающимся недоступен традиционный вариант обучения. Так как для учащихся начальной школы очень важно очное общение между ними и преподавателем. Есть моменты, связанные с индивидуальным подходом и воспитанием, которые исключаются при дистанте. А когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус.

Но мой небольшой еще опыт работы с учащимися в рамках дистанционного обучения убедительно доказывает, что это уникальная форма педагогического взаимодействия, обладающая большим потенциалом для личностного развития всех участников образовательного процесса.

 

 

Используемые интернет-источники:

- urok.1sept.ru/articles/684461;

         - infourok.ru/organizaciya-distancionnogo-obuch


Скачано с www.znanio.ru

Дистанционное обучение учащихся младших классов: средства и формы (из опыта работы)

Дистанционное обучение учащихся младших классов: средства и формы (из опыта работы)

Определила ряд задач: - вовлечь учащихся в активную познавательную деятельность посредствам информационных технологий; - учить самостоятельно приобретать знания, пользуясь разнообразными источниками информации; - учить работать…

Определила ряд задач: - вовлечь учащихся в активную познавательную деятельность посредствам информационных технологий; - учить самостоятельно приобретать знания, пользуясь разнообразными источниками информации; - учить работать…

Ознакомившись с различными материалами по организации дистанционного обучения в методической литературе, определила для себя структуру дистанционного урока: 1

Ознакомившись с различными материалами по организации дистанционного обучения в методической литературе, определила для себя структуру дистанционного урока: 1

Сейчас на сайте опубликована инструкция, как с помощью платформы и других средств организовать в школе дистанционное обучение

Сейчас на сайте опубликована инструкция, как с помощью платформы и других средств организовать в школе дистанционное обучение

Программа отлично подходит для индивидуальных и групповых занятий

Программа отлично подходит для индивидуальных и групповых занятий

В процессе опроса родителей я выяснила, что у 2 учащихся дома нет компьютеров (6,7%), еще 5 родителей не владеют навыками работы с различными сервисами (16,7%);…

В процессе опроса родителей я выяснила, что у 2 учащихся дома нет компьютеров (6,7%), еще 5 родителей не владеют навыками работы с различными сервисами (16,7%);…

В дальнейшем учила родителей пользоваться гугл-формами для прохождения тестов учащимися

В дальнейшем учила родителей пользоваться гугл-формами для прохождения тестов учащимися

Мы проводили различные конкурсы: «Лучшая тетрадь за неделю», «Лучшая работа дня», «Ура, у меня получилось!», «Самый активный» и др

Мы проводили различные конкурсы: «Лучшая тетрадь за неделю», «Лучшая работа дня», «Ура, у меня получилось!», «Самый активный» и др

Осуществлять индивидуальный подход, создавать ситуацию успеха каждого ребенка

Осуществлять индивидуальный подход, создавать ситуацию успеха каждого ребенка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.01.2021