Для психолога

  • rtf
  • 10.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 30.rtf

Методика изучения школьной мотивации учащихся начальных классов

(Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении – М., 1993)

 

Предлагается сделать рисунок «Что мне нравится в школе».

Несоответствие теме указывает на:

а) мотивационную незрелость, отсутствие школьной мотивации и преобладание других, чаще всего игровых мотивов. В этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные действия, узоры и прочее;

б) детский негативизм, когда ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать; такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к школьным требованиям;

в) непонимание или неверное истолкование задачи, когда дети ничего не рисуют или копируют у других детей сюжеты, не имеющие отношения к данной теме; чаще всего это свойственно детям с задержкой психического развития. Такие ситуации оцениваются 0 баллов.

При соответствии рисунков заданной теме учитывается их сюжет:

а) учебные ситуации свидетельствуют о высокой школьной мотивации, учебной активности и наличии у школьника познавательных мотивов (30 баллов);

б) ситуации неучебного характера с внешними школьными атрибутами свойственны детям с положительным отношением к школе, но внешней мотивацией (20 баллов);

в) игровые ситуации в школе свойственны детям с положительным отношением к школе, но с преобладанием игровой мотивации (10 баллов).

 

Для скрининговой оценки уровня школьной мотивации Н.Г. Лусканова предлагает также специальную анкету, ответы на 10 вопросов которой оцениваются от 0 до 3 баллов (отрицательный ответ 0 баллов, нейтральный – 1, положительный – 3 балла). Учащиеся, набравшие 25 – 30 баллов, характеризуются высоким уровнем школьной адаптации, 20 - 24 балла характерны для средней нормы, 15 – 19 баллов указывают на внешнюю мотивацию, 10 – 14 баллов свидетельствуют о низкой школьной мотивации и ниже 10 баллов – о негативном отношении к школе, школьной дезадаптации.

Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может служить критерием школьной дезадаптации ребенка, а его повышение – положительной динамики в обучении и развитии.

 

 

 

 

 

Анкета для оценки уровня школьной мотивации

(Шк. пс. – 2001 – №9 – с.8)

1. Тебе нравится в школе?

   а) не очень;

   б) нравится;

   в) не нравится.

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

   а) чаще хочется остаться дома;

   б) бывает по-разному;

   в) иду с радостью.

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?

   а) не знаю;

   б) остался бы дома;

   в) пошел бы в школу.

4. Тебе нравиться, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

   а) не нравится;

   б) бывает по-разному;

   в) нравится.

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

   а) хотел бы;

   б) не хотел бы;

   в) не знаю.

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

   а) не знаю;

   б) не хотел бы;

   в) хотел бы.

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

   а) часто;

   б) редко;

   в) не рассказываю.

8. Ты хотел бы, чтобы у тебе был менее строгий учитель?

   а) точно не знаю;

   б) хотел бы;

   в) не хотел бы.

9. У тебя в классе много друзей?

   а) мало;

   б) много;

   в) нет друзей.

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

   а) нравятся;

   б) не очень;

   в) не нравятся

КЛЮЧ             

а)

б)

в)

1

1

3

0

2

0

1

3

3

1

0

3

4

3

1

0

5

0

3

1

6

1

3

0

7

3

1

0

8

1

0

3

9

1

3

0

10

3

1

0

 

5 основных уровней школьной мотивации:

1) 25-30б. – высокий уровень школьной мотивации, учеб. активности.

У таких детей – познавательный мотив, стремление выполнять все предъявляемые школой требования.

- четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки.

В Рисунках на школьную тему изображают учителя, процесс урока и т.д.

2) 20-24 б. – хорошая школьная мотивация, средняя норма.

Большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм.

В рисунках -  учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм.

3) 15-19 б. – положительное отношение к школе, которая привлекает внеучебной деятельностью.

Дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителями.

Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради.

Познавательные мотивы сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их привлекает мало.

В рисунках – школьные, но не учебные ситуации.

4) 10-14 б. – низкая школьная мотивация.

Дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.

Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

В рисунках – игровые сюжеты, косвенно связанные со школой.

5) <10 б. – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем.

Школа нередко воспринимается как враждебная среда, пребывание в которой невыносимо. Маленькие дети часто плачут, просятся домой. В других случаях – агрессия, отказ выполнять задание, следовать правилам.

Рисунки не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия.

 

 

 

 

Проведенные исследования позволили выявить три уровня адаптации детей к школе:

Высокий уровень – ребенок положительно относится к школе; предъявляемые требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко; полно овладевает программой, прилежен; внимательно слушает указания учителя; выполняет поручения без внешнего контроля; проявляет интерес к самостоятельной работе, всем предметам; поручения выполняет охотно; занимает благоприятное статусное положение в классе.

 

Средний уровень – ребенок положительно относится к школе, понимает учебный материал; усваивает основное в программе; самостоятельно решает типовые задачи; внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний, но требует контроля; сосредоточен по интересу, готовится к урокам, поручения выполняет; дружит со многими детьми в классе.

 

Низкий уровень – ребенок относится к школе отрицательно или безразлично; жалуется на нездоровье; преобладает плохое настроение; нарушает дисциплину; учебный материал усваивает фрагментарно; к самостоятельным занятиям не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно; требует контроля и помощи; нуждается в паузах, пассивен; близких друзей в классе не имеет.