Для психолога
Оценка 4.9

Для психолога

Оценка 4.9
rtf
10.05.2020
Для психолога
30.rtf

Методика изучения школьной мотивации учащихся начальных классов

(Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении – М., 1993)

 

Предлагается сделать рисунок «Что мне нравится в школе».

Несоответствие теме указывает на:

а) мотивационную незрелость, отсутствие школьной мотивации и преобладание других, чаще всего игровых мотивов. В этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные действия, узоры и прочее;

б) детский негативизм, когда ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать; такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к школьным требованиям;

в) непонимание или неверное истолкование задачи, когда дети ничего не рисуют или копируют у других детей сюжеты, не имеющие отношения к данной теме; чаще всего это свойственно детям с задержкой психического развития. Такие ситуации оцениваются 0 баллов.

При соответствии рисунков заданной теме учитывается их сюжет:

а) учебные ситуации свидетельствуют о высокой школьной мотивации, учебной активности и наличии у школьника познавательных мотивов (30 баллов);

б) ситуации неучебного характера с внешними школьными атрибутами свойственны детям с положительным отношением к школе, но внешней мотивацией (20 баллов);

в) игровые ситуации в школе свойственны детям с положительным отношением к школе, но с преобладанием игровой мотивации (10 баллов).

 

Для скрининговой оценки уровня школьной мотивации Н.Г. Лусканова предлагает также специальную анкету, ответы на 10 вопросов которой оцениваются от 0 до 3 баллов (отрицательный ответ 0 баллов, нейтральный – 1, положительный – 3 балла). Учащиеся, набравшие 25 – 30 баллов, характеризуются высоким уровнем школьной адаптации, 20 - 24 балла характерны для средней нормы, 15 – 19 баллов указывают на внешнюю мотивацию, 10 – 14 баллов свидетельствуют о низкой школьной мотивации и ниже 10 баллов – о негативном отношении к школе, школьной дезадаптации.

Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может служить критерием школьной дезадаптации ребенка, а его повышение – положительной динамики в обучении и развитии.

 

 

 

 

 

Анкета для оценки уровня школьной мотивации

(Шк. пс. – 2001 – №9 – с.8)

1. Тебе нравится в школе?

   а) не очень;

   б) нравится;

   в) не нравится.

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

   а) чаще хочется остаться дома;

   б) бывает по-разному;

   в) иду с радостью.

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?

   а) не знаю;

   б) остался бы дома;

   в) пошел бы в школу.

4. Тебе нравиться, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

   а) не нравится;

   б) бывает по-разному;

   в) нравится.

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

   а) хотел бы;

   б) не хотел бы;

   в) не знаю.

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

   а) не знаю;

   б) не хотел бы;

   в) хотел бы.

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

   а) часто;

   б) редко;

   в) не рассказываю.

8. Ты хотел бы, чтобы у тебе был менее строгий учитель?

   а) точно не знаю;

   б) хотел бы;

   в) не хотел бы.

9. У тебя в классе много друзей?

   а) мало;

   б) много;

   в) нет друзей.

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

   а) нравятся;

   б) не очень;

   в) не нравятся

КЛЮЧ             

а)

б)

в)

1

1

3

0

2

0

1

3

3

1

0

3

4

3

1

0

5

0

3

1

6

1

3

0

7

3

1

0

8

1

0

3

9

1

3

0

10

3

1

0

 

5 основных уровней школьной мотивации:

1) 25-30б. – высокий уровень школьной мотивации, учеб. активности.

У таких детей – познавательный мотив, стремление выполнять все предъявляемые школой требования.

- четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки.

В Рисунках на школьную тему изображают учителя, процесс урока и т.д.

2) 20-24 б. – хорошая школьная мотивация, средняя норма.

Большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм.

В рисунках -  учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм.

3) 15-19 б. – положительное отношение к школе, которая привлекает внеучебной деятельностью.

Дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителями.

Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради.

Познавательные мотивы сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их привлекает мало.

В рисунках – школьные, но не учебные ситуации.

4) 10-14 б. – низкая школьная мотивация.

Дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.

Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

В рисунках – игровые сюжеты, косвенно связанные со школой.

5) <10 б. – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем.

Школа нередко воспринимается как враждебная среда, пребывание в которой невыносимо. Маленькие дети часто плачут, просятся домой. В других случаях – агрессия, отказ выполнять задание, следовать правилам.

Рисунки не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия.

 

 

 

 

Проведенные исследования позволили выявить три уровня адаптации детей к школе:

Высокий уровень – ребенок положительно относится к школе; предъявляемые требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко; полно овладевает программой, прилежен; внимательно слушает указания учителя; выполняет поручения без внешнего контроля; проявляет интерес к самостоятельной работе, всем предметам; поручения выполняет охотно; занимает благоприятное статусное положение в классе.

 

Средний уровень – ребенок положительно относится к школе, понимает учебный материал; усваивает основное в программе; самостоятельно решает типовые задачи; внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний, но требует контроля; сосредоточен по интересу, готовится к урокам, поручения выполняет; дружит со многими детьми в классе.

 

Низкий уровень – ребенок относится к школе отрицательно или безразлично; жалуется на нездоровье; преобладает плохое настроение; нарушает дисциплину; учебный материал усваивает фрагментарно; к самостоятельным занятиям не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно; требует контроля и помощи; нуждается в паузах, пассивен; близких друзей в классе не имеет.

 

 

 

 

 

 

 

Методика изучения школьной мотивации учащихся начальных классов (Лусканова

Методика изучения школьной мотивации учащихся начальных классов (Лусканова

Анкета для оценки уровня школьной мотивации (Шк

Анкета для оценки уровня школьной мотивации (Шк

КЛЮЧ № а) б) в) 1 1 3 0 2 0 1 3 3 1 0 3 4 3 1 0 5 0 3 1…

КЛЮЧ № а) б) в) 1 1 3 0 2 0 1 3 3 1 0 3 4 3 1 0 5 0 3 1…

Проведенные исследования позволили выявить три уровня адаптации детей к школе:

Проведенные исследования позволили выявить три уровня адаптации детей к школе:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.05.2020