Методика изучения школьной мотивации учащихся начальных классов
(Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении – М., 1993)
Предлагается сделать рисунок «Что мне нравится в школе».
Несоответствие теме указывает на:
а) мотивационную незрелость, отсутствие школьной мотивации и преобладание других, чаще всего игровых мотивов. В этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные действия, узоры и прочее;
б) детский негативизм, когда ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать; такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к школьным требованиям;
в) непонимание или неверное истолкование задачи, когда дети ничего не рисуют или копируют у других детей сюжеты, не имеющие отношения к данной теме; чаще всего это свойственно детям с задержкой психического развития. Такие ситуации оцениваются 0 баллов.
При соответствии рисунков заданной теме учитывается их сюжет:
а) учебные ситуации свидетельствуют о высокой школьной мотивации, учебной активности и наличии у школьника познавательных мотивов (30 баллов);
б) ситуации неучебного характера с внешними школьными атрибутами свойственны детям с положительным отношением к школе, но внешней мотивацией (20 баллов);
в) игровые ситуации в школе свойственны детям с положительным отношением к школе, но с преобладанием игровой мотивации (10 баллов).
Для скрининговой оценки уровня школьной мотивации Н.Г. Лусканова предлагает также специальную анкету, ответы на 10 вопросов которой оцениваются от 0 до 3 баллов (отрицательный ответ 0 баллов, нейтральный – 1, положительный – 3 балла). Учащиеся, набравшие 25 – 30 баллов, характеризуются высоким уровнем школьной адаптации, 20 - 24 балла характерны для средней нормы, 15 – 19 баллов указывают на внешнюю мотивацию, 10 – 14 баллов свидетельствуют о низкой школьной мотивации и ниже 10 баллов – о негативном отношении к школе, школьной дезадаптации.
Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может служить критерием школьной дезадаптации ребенка, а его повышение – положительной динамики в обучении и развитии.
Анкета для оценки уровня школьной мотивации
(Шк. пс. – 2001 – №9 – с.8)
1. Тебе нравится в школе?
а) не очень;
б) нравится;
в) не нравится.
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
а) чаще хочется остаться дома;
б) бывает по-разному;
в) иду с радостью.
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?
а) не знаю;
б) остался бы дома;
в) пошел бы в школу.
4. Тебе нравиться, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
а) не нравится;
б) бывает по-разному;
в) нравится.
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
а) хотел бы;
б) не хотел бы;
в) не знаю.
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
а) не знаю;
б) не хотел бы;
в) хотел бы.
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
а) часто;
б) редко;
в) не рассказываю.
8. Ты хотел бы, чтобы у тебе был менее строгий учитель?
а) точно не знаю;
б) хотел бы;
в) не хотел бы.
9. У тебя в классе много друзей?
а) мало;
б) много;
в) нет друзей.
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
а) нравятся;
б) не очень;
в) не нравятся
КЛЮЧ
№ |
а) |
б) |
в) |
1 |
1 |
3 |
0 |
2 |
0 |
1 |
3 |
3 |
1 |
0 |
3 |
4 |
3 |
1 |
0 |
5 |
0 |
3 |
1 |
6 |
1 |
3 |
0 |
7 |
3 |
1 |
0 |
8 |
1 |
0 |
3 |
9 |
1 |
3 |
0 |
10 |
3 |
1 |
0 |
5 основных уровней школьной мотивации:
1) 25-30б. – высокий уровень школьной мотивации, учеб. активности.
У таких детей – познавательный мотив, стремление выполнять все предъявляемые школой требования.
- четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки.
В Рисунках на школьную тему изображают учителя, процесс урока и т.д.
2) 20-24 б. – хорошая школьная мотивация, средняя норма.
Большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм.
В рисунках - учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм.
3) 15-19 б. – положительное отношение к школе, которая привлекает внеучебной деятельностью.
Дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителями.
Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради.
Познавательные мотивы сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их привлекает мало.
В рисунках – школьные, но не учебные ситуации.
4) 10-14 б. – низкая школьная мотивация.
Дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.
Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
В рисунках – игровые сюжеты, косвенно связанные со школой.
5) <10 б. – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем.
Школа нередко воспринимается как враждебная среда, пребывание в которой невыносимо. Маленькие дети часто плачут, просятся домой. В других случаях – агрессия, отказ выполнять задание, следовать правилам.
Рисунки не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия.
Проведенные исследования позволили выявить три уровня адаптации детей к школе:
Высокий уровень – ребенок положительно относится к школе; предъявляемые требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко; полно овладевает программой, прилежен; внимательно слушает указания учителя; выполняет поручения без внешнего контроля; проявляет интерес к самостоятельной работе, всем предметам; поручения выполняет охотно; занимает благоприятное статусное положение в классе.
Средний уровень – ребенок положительно относится к школе, понимает учебный материал; усваивает основное в программе; самостоятельно решает типовые задачи; внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний, но требует контроля; сосредоточен по интересу, готовится к урокам, поручения выполняет; дружит со многими детьми в классе.
Низкий уровень – ребенок относится к школе отрицательно или безразлично; жалуется на нездоровье; преобладает плохое настроение; нарушает дисциплину; учебный материал усваивает фрагментарно; к самостоятельным занятиям не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно; требует контроля и помощи; нуждается в паузах, пассивен; близких друзей в классе не имеет.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.