ПРИЛОЖЕНИЕ 1.5.
Аналитический отчет о реализации программ коррекционной и развивающей работы.
Анализ реализации программы групповых практических занятий по профилактике и предупреждению вредных привычек учащихся.
В настоящее время, в связи с распространенностью употребления подростками ПАВ и доступностью не только табака и алкоголя, но и наркотиков, запрос школы, родителей, общественности на превентивное образование становится все более настойчивым. Всем становится понятным, что разговор о наркотиках не следует считать темой лекций для старшеклассников.
Сегодня существует острая необходимость внедрения новых, более эффективных методов образования и передачи навыков защиты своего здоровья. Объективная информация о наркотиках, формирование навыков сопротивления давлению подростковой группы, предлагающей попробовать их, должны стать задачей превентивного обучения в школе до момента, когда подросткам предложат попробовать наркотики.
Однако, эффективность реабилитационных программ недостаточно высока, поэтому современный подход к решению проблемы злоупотребления ПАВ предполагает приоритет профилактической работы, ведение которой должно начинаться до наступления критического возраста, то есть основным объектом профилактической работы становятся дети в возрасте до 12 – 14 лет. При этом особое внимание уделяется профилактической работе в условиях учреждений образования.
Особое внимание должно уделяться первичной профилактике употребления ПАВ среди детей и подростков, т.к. доказано, что «воротами» приобщения к наркотикам является употребление алкоголя и курение. Поэтому, ведение профилактической работы должно начинаться с профилактики курения и употребления алкоголя, а так же в связи с негативными последствиями употребления этих веществ.
В связи с этим, мы разработали программу практических занятий по профилактике и предупреждению вредных привычек для учащихся 5-ых классов.
Программа практических занятий по профилактике и предупреждению вредных привычек для учащихся 5-ых классов реализуется в рамках программы воспитания и социализации обучающихся на уровне основного общего образования, поскольку одним из приоритетных направлений реализации федерального государственного образовательного стандарта выступает формирование осознанного отношения к собственному здоровью, устойчивых представлений о здоровье и здоровом образе жизни; факторах, оказывающих позитивное и негативное влияние на здоровье; формирование личных убеждений, качеств и привычек, способствующих снижению риска здоровью в повседневной жизни.
Программа практических занятий по профилактике и предупреждению вредных привычек предполагает формирование и развитие у ребенка представлений о ценности здоровья, важности и необходимости бережного отношения к нему; формирование умений оценивать ситуацию и противостоять негативному давлению со стороны окружающих; формирование представлений о наркотизации как поведении, опасном для здоровья, о неизбежных негативных последствиях наркотизации для творческих, интеллектуальных способностей человека, возможности самореализации, достижения социального успеха; развитие антинаркотических установок, обеспечивающих реализацию поведения в рамках здорового и безопасного образа жизни посредством информирования детей о механизмах и последствиях употребления психоактивных веществ, оценку этих последствий и выработку на ее основе здорового и безопасного поведения.
Цель программы – овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.
Задачи:
1. Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе; способствовать увеличению знаний учащихся путем обсуждения проблем, связанных с табаком и алкоголем.
2. Научить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению; способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои отношения с ними.
3. Сформировать у учащихся навыки эффективного общения.
4. Выработать умения и навыки сохранения и укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения.
5. Научить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения.
6. Помочь школе и родителям в предупреждении приобщения учащихся к табаку и алкоголю.
Предполагаемые результаты:
- формирование и укрепление антинаркотических установок (неприятие любых форм наркотизации, понимание употребления ПАВ как угрозы внутренней стабильности, здоровья, социального благополучия, установка на отказ от пробы вещества);
- безопасное поведение в ситуациях, связанных с возможностью неблагоприятного воздействия на здоровье ребенка психоактивных веществ (например, пассивное курение), а так же в ситуациях опасности от лиц в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
- безопасное поведение в ситуациях, связанных с риском вовлечения ребенка в наркотизацию (пробы ПАВ);
- умение регулировать эмоциональное состояние и контролировать свое поведение;
- развитие коммуникативных способностей учащихся.
Критерии эффективности:
- повышение информационной грамотности учащихся об опасности и последствиях употребления ПАВ;
- развитие личностных установок учащихся в отношении употребления психоактивных веществ;
- повышение поведенческой готовности детей к наркогенным ситуациям.
Программа практических занятий по профилактике и предупреждению вредных привычек ежегодно реализуется в начале учебного года с учащимися 5-ых классов. Отбор участников для реализации программы осуществляется с письменного согласия родителей (законных представителей) учащихся.
Программа предполагает проведение психолого-педагогических занятий с элементами группового тренинга. Продолжительность работы по программе 10 занятий, периодичность проведения 1 - 2 раза в неделю, занятие может длиться не более 40 – 45 минут. Группа детей – до 15 человек. Занятия проводятся в светлом, просторном, легко проветриваемом помещении, в котором не должно быть предметов представляющих опасность для здоровья, а так же отвлекающих внимание детей.
Реализация программы включает в себя несколько этапов.
На подготовительном этапе проводилась первичное диагностическое обследование учащихся. Данное обследование позволяет оценить эффективность программы и достижение планируемых результатов: проанализировав изменения в знаниях, установках и поведении учащихся возникающих в результате проведенных занятий. Для этого необходимо измерить и сравнить в динамике показатели отношения детей к употреблению психоактивных веществ до начала и после завершения практических занятий.
Выделяется 3 компонента установки по отношению к курению, употреблению алкоголя и наркотиков: информационный, оценочный и поведенческий.
Информационный компонент установки позволяет изучить осведомленность учащихся о психоактивных веществах. С этой целью нами использовалась методика выявления степени информированности о вредных привычках.
Оценочный компонент установки исследуется посредством выяснения отношения ребенка к ПАВ и их потребителям. Для этого с учащимися применялась анкета «Отношение к ПАВ».
Исследование поведенческого компонента установки осуществлялось с помощью проективной диагностической методики Н. Гусевой «Приключения Кузи и Фани».
Основной этап предполагает проведение групповых занятий.
Поскольку, мы выделяем 3 компонента личностной установки по отношению к курению, употреблению алкоголя и наркотиков, то в каждом занятии учащимся будут предлагаться упражнения направленные на формирование и развитие информационного, оценочного и поведенческого компонента.
При реализации программы используются следующие методы:
§ ситуационно-ролевые игры, соответствующие темам занятий;
§ психотерапевтические приемы (вербализация, визуализация, обратная связь, арт-терапевтические, сказкотерапевтические техники);
§ групповое обсуждение как особая форма работы:
o направленное обсуждение, целью которого является формирование участниками группы выводов, необходимых для последующей работы;
o ненаправленное обсуждение с целью вербализации опыта и “вентиляции чувств” участниками группы, а также сбора ведущим информации о работе группы.
§ психогимнастические упражнения, направленные на снижение психоэмоционального напряжения и раскрепощение участников группы в начале занятия.
В структуре каждого занятия выделяются следующие смысловые блоки:
1. Приветствие. Его ритуал служит для создания положительного настроя на работу и сплоченности учащихся.
2. Объявление ведущим темы занятия. Может сопровождаться обозначением в понятной для ребят форме цели конкретного занятия. Иногда в этой части занятия проводиться рефлексия предыдущего занятия.
3. Основная работа по теме занятия. Она включает в себя совокупность психологических упражнений и теоретического материала, подобранных в соответствии с задачами занятия, и анализ выполнения этих заданий.
4. Завершение занятия и подведение итогов. Предполагает формулирование основных результатов, достигнутых на занятии, в форме открытого обсуждения. Ученики высказывают свое мнение, удалось ли достичь цели занятия.
Упражнения занятия № 1 направлены на знакомство участников, снятие эмоционального напряжения, сплочение группы, формирование общего представления о вредных и полезных привычках, акцентирование внимания на полезных привычках и увлечениях.
Занятие № 2 направлено на формирование у учащихся мотивации на здоровый образ жизни, развитие представлений учащихся о ценности здоровья, важности и необходимости бережного отношения к нему; расширение знаний о правилах здорового образа жизни, воспитание готовности соблюдать эти правила.
Цель занятия № 3, 4 – формирование осознанного негативного отношения к курению, алкоголю, наркотикам. В процессе занятия участникам предоставляется объективная информация о вреде употребления ПАВ, путем обсуждения происходит расширение их знаний о проблемах, связанных с употреблением табака, алкоголя и наркотиков. С участниками организуется дискуссия за и против употребления ПАВ, привлекается внимание к причинам, которые чаще всего приводят к употреблению ПАВ. Так же участникам предлагается упражнения, которые позволяют более глубоко почувствовать и пережить ситуацию зависимости.
Занятия № 5, 6 направлены на формирование у участников представления об опасности и последствиях употребления ПАВ, углубление понимания, в чем заключается их вред. У участников происходит формирование представлений о наркотизации как поведении, опасном для здоровья, о неизбежных негативных последствиях наркотизации для творческих, интеллектуальных способностей человека, возможности самореализации, достижения социального успеха.
В процессе занятий № 7, 8 у учащихся происходит формирование навыка безопасного поведения (противостояния контактам с людьми, употребляющими наркотики), а так же формирование умений оценивать ситуацию и противостоять негативному давлению со стороны окружающих, развитие умения отказывать, нести ответственность за собственную жизнь.
Занятие № 9 направлено на формирование у учащихся представлений об опасности безопасных, на первый взгляд, форм рекламной продукции.
Целью заключительного занятия № 10 является закрепление знаний, умений и навыков, полученных учащимися в ходе всего цикла занятий.
На завершающем этапе групповой работы проводиться контрольная диагностика личностных установок к употреблению психоактивных веществ у участников группы, позволяющая оценить эффективность работы. Контрольная диагностика проводиться отсрочено, по прошествии 2 – 3 недель с момента окончания работы группы, чтобы приобретенные учащимися навыки “прошли коррекцию жизнью”.
Оценка эффективности программы и достижения планируемых результатов осуществлялась на основе анализа изменений в знаниях, установках и поведении учащихся возникающих в результате проведенных занятий. Для этого показатели отношения детей к употреблению психоактивных веществ измерялись и сравнивались в динамике до начала и после завершения практических занятий.
Далее мы приводим результаты оценки эффективности программы практических занятий по профилактике и предупреждению вредных привычек учащихся 5-х классов за три последовательных года.
Таблица 1. Результаты диагностики информированности учащихся о вредных привычках до начала занятий.
Уровень информированности |
2012 – 2013 учебный год |
2013 – 2014 учебный год |
2014 – 2015 учебный год |
Высокий |
19 % чел. |
24 % чел. |
15 % чел. |
Средний |
46 % чел. |
42 % чел. |
48 % чел. |
Низкий |
35 % чел. |
37 % чел |
37 % чел. |
Познавательная (информационная) составляющая диагностики измеряет на сколько учащиеся готовы воспринимать от других, и стремятся сами узнавать информацию о вреде и опасности психоактивных веществ.
Анализ результатов диагностики степени информированности учащихся 5-х классов о вредных привычках на начало учебного года показал, что знания опрошенных школьников о вредных привычках носят недостаточный и фрагментарный характер.
Так лишь 19 % учащихся в среднем за три года владеют объективными сведениями о психоактивных веществах и их негативных последствиях.
В среднем 45 % пятиклассников имеют обрывочные сведения и представления о вреде употребления ПАВ. Так, например, данные учащиеся знают о негативных последствиях курения, но при этом считают, что большинство подростков может бросить курить в любое время. Так же эти учащиеся считают, что крепкие напитки (водка, ром, джин и т.п.) являются более вредными для организма, чем другие алкогольные напитки (вино, пиво и т.п.). Таким образом, можно сделать вывод о том, что о последствиях злоупотребления наркотиками дети уже слышали, но всерьез эту информацию не воспринимают.
35 % учащихся имеют низкий уровень информированности о вредных привычках. У этих учащихся знания о наркотиках и их действии отрывочны, недостоверны, получены с чужих слов. Эти дети не знают об источниках проявления вредных привычек, считают, что большинство ПАВ не представляют собой серьезной угрозы здоровья, если принимаются в умеренных количествах. Так же эти учащиеся уверенны, что нет ничего страшного в том, что подростки балуются сигаретами или в том, что зависимость от наркотиков формируется только после многократного употребления.
Анализируя данные диагностики степени информированности учащихся 5-х классов о вредных привычках на начало учебного года в динамике за три последовательных года можно заметить, что показатели за три года примерно одинаковые и значительно не меняются. Это свидетельствует о том, что на уровне начального общего образования работе по профилактике и предупреждению вредных привычек учащихся уделяется незначительное внимание.
Таблица 2. Результаты диагностики информированности учащихся о вредных привычках после проведения занятий.
Уровень информированности |
2012 – 2013 учебный год |
2013 – 2014 учебный год |
2014 – 2015 учебный год |
Высокий |
71 % чел. |
77 % чел. |
74 % чел. |
Средний |
29 % чел. |
23 % чел. |
26 % чел. |
Низкий |
0 % чел. |
0 % чел. |
0 % чел. |
В процессе анализа результатов диагностики информированности учащихся 5-х классов о вредных привычках после практических занятий наблюдается положительная динамика данного показателя.
По результатам повторной диагностики в среднем у 26 % учащихся выявился средний уровень информированности о вредных привычках. Недостаток представлений учащихся о вредных привычках может быть вызван отсутствием осознанного отношения к здоровому образу жизни, а так же влиянием ближайшего социального и семейного окружения учащихся.
Высокий уровень информационной грамотности об опасности и последствиях употребления ПАВ после проведения практических занятий в среднем за три года наблюдался у 75 % учащихся. Это свидетельствует о том, что в процессе практических занятий учащиеся овладели объективными, соответствующими возрасту знаниями, представлениями о ценности здорового образа жизни, о негативных факторах связанных с употреблением табака, алкоголя и наркотиков и их последствиях.
Проводя анализ изменений в знаниях, степени информированности учащихся об опасности и последствиях употребления ПАВ возникающих в результате проведенных занятий можно сделать вывод о том, что наша программа соответствует заявленным требованиям и способна оказать воздействие на повышение информационной грамотности учащихся об опасности и последствиях употребления ПАВ.
Таблица 3. Результаты диагностики личностных установок учащихся в отношении употребления психоактивных веществ до начала занятий.
Уровень личностных установок |
2012 – 2013 учебный год |
2013 – 2014 учебный год |
2014 – 2015 учебный год |
Негативное |
26 % чел. |
19 % чел. |
23 % чел. |
Нейтральное |
57 % чел. |
58 % чел. |
51 % чел. |
Положительное |
17 % чел. |
23 % чел. |
26 % чел. |
Личностная (эмоциональная) составляющая диагностики показывает, насколько учащиеся считают недопустимым употребление психоактивных веществ и когда кто-то делает это в их присутствии.
По данным диагностики личностных установок учащихся в отношении употребления психоактивных веществ до начала занятий у большинства учащихся (в среднем 55 %) наблюдалось нейтральное отношение к употреблению ПАВ. Такие данные свидетельствуют о пассивном отношении учащихся к себе и своему здоровью, к употреблению наркотических средств сверстниками, одноклассниками, к наличию вредных привычек у своих близких.
В среднем ежегодно у 22 % учащихся выявляется положительное отношение к употреблению ПАВ. Скорее всего, это вызвано тем, что 5 класс это период младшего подросткового возраста и период первого опыта курения, употребления алкоголя и даже наркотических средств – в основном из любопытства. Образ потребителя ПАВ у этих учащихся является социально приемлемым. Несколько детей допускали, что потребитель ПАВ может быть и «здоровым», и «хорошо учиться». Опасность злоупотребления ПАВ этими учащимися недооценивается.
И лишь у 23 % учащихся в среднем за три года проявляется негативное отношение как к самим наркотическим веществам, так и к людям употребляющих их.
Таким образом, анализ диагностики личностных установок учащихся в отношении употребления психоактивных веществ за три последовательных года показал, что в зоне риска находятся не только учащиеся давшие положительные ответы на вопросы о возможном употреблении ПАВ, но и те учащиеся, мнение которых нейтрально, что говорит о несформированной стойкой личной позиции в отношении употребления ПАВ.
Таблица 4. Результаты диагностики личностных установок учащихся в отношении употребления психоактивных веществ после проведения занятий.
Уровень личностных установок |
2012 – 2013 учебный год |
2013 – 2014 учебный год |
2014 – 2015 учебный год |
Негативное |
60 % чел. |
57 % чел. |
58 % чел. |
Нейтральное |
33 % чел. |
37 % чел. |
38 % чел. |
Положительное |
7 % чел. |
6 % чел. |
4 % чел. |
Сравнивая результаты первого и второго этапов диагностики, мы видим не такие значительные, как нам хотелось бы, изменения в отношении учащихся к употреблению психоактивных веществ. Однако, заметно увеличилось число учащихся считающих недопустимым употребление психоактивных веществ, за счет сокращения учащихся с нейтральным отношением. Процент учащихся с позитивным отношением к употреблению ПАВ так же уменьшился.
Анализируя ответы на вопросы анкеты, мы можем говорить о том, что изменились и основные составляющие общего отношения пятиклассников к ПАВ. Так, например, большинство учащихся стали негативно относиться к рекламе табака и спиртных напитков в средствах массовой информации, к компании сверстников употребляющих наркотики. А так же вырос процент учащихся считающих, что работа по предупреждению вредных привычек у учащихся должна проводиться регулярно.
В целом анализ личностных установок учащихся в отношении употребления психоактивных веществ за три последовательных года показал в этом направлении стабильные результаты. Таким образом, можно отметить, что в процессе реализации программы практических занятий у учащихся произошло позитивное развитие личностных установок учащихся в отношении употребления психоактивных веществ.
Таблица 5. Результаты диагностики поведенческой готовности учащихся к наркогенным ситуациям до начала занятий.
Уровень поведенческой готовности |
2012 – 2013 учебный год |
2013 – 2014 учебный год |
2014 – 2015 учебный год |
Высокий |
23 % чел. |
27 % чел. |
25 % чел. |
Средний |
51 % чел. |
45 % чел. |
48 % чел. |
Низкий |
26 % чел. |
28 % чел. |
27 % чел. |
Поведенческая составляющая диагностики определяет, как отношение учащихся к психоактивным веществам отражается в их поведении и деятельности.
Анализ результатов диагностики поведенческой готовности учащихся к наркогенным ситуациям, проводился в 4 этапа: отмечалось, готов ли ребенок пробовать психоактивное или неизвестное вещество; анализировалась аргументация выбора поведения; оценивался характер указанных ребенком действий: реактивный или активный; отмечалось, является ли выбранный стиль поведения осуществимым в реальной жизни или предлагается сугубо фантастический способ решения ситуации.
Согласно полученным результатам, в среднем 25 % общего числа опрошенных склонны отказаться от пробы ПАВ. Вместе с тем в среднем 27 % учащихся выразили готовность к пробе ПАВ с разрешения родителей, по просьбе друзей, в честь какого-либо знаменательного события. Именно таким образом происходит в действительности приобщение детей и подростков к употреблению, в частности, алкоголя.
Аргументация выбора поведения была различной. Аргументация отказа от пробы, не связанная со свойствами ПАВ, характеризует элемент внешнего контроля поведения ребенка (например, «мама будет ругать»). Снятие соответствующих запретов, ослабление контроля может способствовать пробе ПАВ.
Антинаркотический барьер, представляющий собой совокупность поведенческих установок в отношении употребления ПАВ, в целом исследуемой совокупности сформирован у 46 % школьников.
Таким образом, поведенческий компонент установки к употреблению ПАВ учащихся отражает формирование программы действий в наркогенных ситуациях по подражанию, слабость регуляции поведения и недостаток прогнозирования его последствий.
Таблица 6. Результаты диагностики поведенческой готовности учащихся к наркогенным ситуациям после проведения занятий.
Уровень поведенческой готовности |
2012 – 2013 учебный год |
2013 – 2014 учебный год |
2014 – 2015 учебный год |
Высокий |
34 % чел. |
33 % чел. |
39 % чел. |
Средний |
51 % чел. |
54 % чел. |
59 % чел. |
Низкий |
15 % чел. |
13 % чел. |
12 % чел. |
Анализ результатов диагностики поведенческой готовности учащихся к наркогенным ситуациям после проведения занятий позволил выявить позитивную динамику данного показателя.
В среднем 35 % учащихся по итогам повторного тестирования обладают достаточно твердыми установками на отказ от соблазна попробовать ПАВ.
Количество учащихся с низкой поведенческой готовностью к наркогенным ситуациям уменьшилось в среднем на 14 %. Это говорит о том, что в процессе реализации программы практических занятий по профилактике и предупреждению вредных привычек у учащихся 5-ых классов произошло повышение поведенческой готовности детей к наркогенным ситуациям. Данная готовность проявлялась в том, что в ситуациях на предложение пробы алкоголя, табака или неизвестного вещества учащиеся аргументировано выбирали отказ от пробы. Так же в ситуации пассивного курения учащиеся делали выбор в пользу отказа от пассивного курения.
Анализ результатов диагностики поведенческой готовности учащихся к наркогенным ситуациям после проведения занятий показал снижение количества учащихся с низким уровнем готовности на 3 %. Это свидетельствует о том, что с каждым годом число детей с устойчивыми установками на отказ от употребления ПАВ становится больше.
Анализ оценки эффективности реализации программы практических занятий по профилактике и предупреждению вредных привычек учащихся 5-х классов за три последовательных года показал, что после проведения практических занятий, по результатам повторной диагностики учащихся, отмечалась положительная динамика всех показателей и критериев эффективности реализации программы. Так, в среднем за три года степень информированности учащихся о вредных привычках после проведения занятий повысилась у 81 % учащихся. Личностные установки учащихся в отношении употребления психоактивных веществ улучшились у 73 % учащихся. Уровень поведенческой готовности учащихся к наркогенным ситуациям повысился у 68 % учащихся.
Таким образом, результаты оценки эффективности программы практических занятий по профилактике и предупреждению вредных привычек учащихся 5-х классов за три последовательных года подтверждают эффективность данной программы.
Анализ реализации программы групповых практических занятий по профилактике и предупреждению вредных привычек учащихся, а также результаты диагностики информационного, оценочного и поведенческого компонентов установки учащихся по отношению к курению, употреблению алкоголя и наркотиков позволил сделать следующие выводы.
Особенностью информационного компонента установки к употреблению ПАВ учащихся 5-х классов является понимание наркогенного смысла ситуаций, действий и веществ, при недостаточной осознанности последствий употребления. Так, были выявлены случаи недооценки опасности разовой пробы, а также незнание или игнорирования последствий употребления ПАВ. При этом, после проведения практических занятий с учащимися данные показатели значительно выросли. Таким образом, первым толчком к формированию здорового образа жизни, правильного поведения и отказу от наркотиков является повышение знаний об употреблении психоактивных веществ и их последствиях.
Особенностью личностного компонента установки учащихся к употреблению ПАВ является первоначальное нейтральное, пассивное отношение к психоактивным веществам и лицам их употребляющим. Результаты повторной диагностики доказали, что при организации занятий направленных на формирование и укрепление антинаркотических установок в последствие у учащихся наблюдается неприятие любых форм наркотизации, понимание употребления ПАВ как угрозы внутренней стабильности, здоровья, социального благополучия, установка на отказ от пробы вещества.
Поведенческий компонент установки к употреблению ПАВ характеризовался первоначальной готовностью к употреблению алкогольных напитков пятиклассниками чаще всего в ситуациях традиционного употребления алкоголя (Новый год, день рождения), когда спиртные напитки предлагаются родители, а также группой сверстников. Повторные результаты тестирования показали наличие у большинства учащихся достаточно твердых установок на отказ от соблазна попробовать ПАВ.
Анализ реализации программы групповых практических занятий для учащихся с суицидальным поведением «Мы выбираем жизнь!».
Для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных тенденций среди учащихся нами была разработана и апробирована программа групповых практических занятий для детей с суицидальным поведением «Мы выбираем жизнь!».
Данные занятия проводятся с учащимися 7, 8-х классов входящих в группу суицидального риска по результатам первичной диагностики в рамках реализации программы по профилактике и предупреждению суицидального поведения учащихся.
Цели программы: развитие личности, укрепление и совершенствование психологического здоровья детей и подростков.
Основные задачи программы:
- самопознание внутренних психических актов (например, гнев, радость, желание и т.п. и состояний (например, бодрость, усталость, депрессия, апатия и т.п.);
- формирование устойчивой положительной самооценки и уверенного поведения, развитие чувства собственного достоинства и преодоление неуверенности в себе;
- выработка и включение механизмов саморегуляции на основе сознательного волевого усилия;
- обучение способам мышечной релаксации;
- создание устойчивой оптимистической установки на преодоление стресса;
- создание психологического настроя на дальнейшую деятельность;
- нормализация межличностных отношений.
Планируемые результаты:
- сформированное умение управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций;
- сформированные навыки общения, умение слушать и высказывать свою точку зрения;
- познание себя, своего внутреннего мира.
Критерии эффективности:
- снижение числа учащихся с суицидальным поведением;
- развитие личностных установок учащихся «группы риска» в отношении суицида;
- повышение уровня психологической защищенности (развитие чувства собственного достоинства, преодоление неуверенности в себе, желание жить и общаться с людьми, отсутствие страха и тревог).
Программа групповых практических занятий проводиться с группой подростков из 7 – 10 человек. Занятия проходят после уроков 1 – 2 раза в неделю в отдельном просторном кабинете психолога (если такого нет, то в свободном классном кабинете). Каждое занятие рассчитано на 1-1,5 часа.
Программа практических занятий состоит из четырех блоков:
1. Тренинг личностного роста “Познай себя”.
Цель данного тренинга — способствовать осознанию себя (своей личности) и пониманию других людей.
Задачи:
• формирование стремления к самопознанию, погружение в свой внутренний мир и ориентация в нем;
• знакомство с чертами личности — первичными и вторичными способностями;
• формирование возможностей распознавать собственные личностные качества и качества других людей.
Тренинг делится на три этапа.
Ориентировочно-диагностический. Тренинг личностного роста “Познай себя” открывает программу, поэтому в начале занятий более важными являются задачи формирования сплоченности группы, выработки групповых правил, мотивирования на занятия, диагностики личностных особенностей участников. Это происходит непосредственно в процессе знакомства участников группы со своими личностными особенностями, что составляет специфику первого этапа.
Основной. Задачи основного этапа — повышение способности к самопознанию, ориентация в первичных и вторичных способностях, тренировка безоценочного принятия своих качеств и качеств участников группы.
Заключительный. Его задачи — обобщить результаты тренинга, помочь участникам занятий интегрировать опыт, приобретенный в группе, в целостную картину своей личности. На этом этапе используются упражнения, которые предоставляют подросткам возможность еще раз прочувствовать гамму своих личностных черт, получить обратную связь от участников группы, то есть уточнить и упорядочить представление о себе. Одновременно актуализируется позитивное отношение к себе, и в то же время эти упражнения нацеливают подростков на обдумывание возможных изменений, то есть на постановку новых целей. Традиционно в конце занятия задаются следующие вопросы: изменилось ли что-то за время наших занятий? Узнали ли вы что-нибудь новое о себе, о своих товарищах? Что понравилось? Что показалось трудным?
2. Тренинг развития эмоций “Мои эмоции”.
Цель этого тренинга – расширение знаний о чувствах и эмоциях, развитие способности их безоценочного принятия, умения отреагировать эмоции, формирование умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций, повышение эмоциональной зрелости в целом. Все эмоции просто существуют; они не могут быть хорошими или плохими. Хорошим или плохим может быть способ их выражения.
Задачи тренинга:
• знакомство с эмоциями;
• осознание проявления эмоций;
• поиск путей выражения эмоций в социально приемлемой форме.
Особенности работы на данном тренинге:
1. Работа требует от участников большей открытости, так как эмоции непосредственно связаны с актуальными личными переживаниями. Следовательно, члены группы становятся более уязвимыми, что требует определенной зрелости, готовности группы.
2. В данном блоке принимаются усилия по созданию и удержанию атмосферы доверия и безопасности на занятиях. При этом может потребоваться предварительная или дополнительная проработка агрессии и напряженности.
3. Осуществляется ориентация на обучающую, тренинговую, игровую формы, информационный подход, которые обеспечивают определенную абстрагированность участников от своих проблем и некоторую защищенность рамками формы занятий и правил игры. «Психотерапевтический» подход и глубокое личностное погружение в эмоциональные проблемы участников нежелательны.
В соответствии с задачами блок состоит из трех частей.
Знакомство с эмоциями. На этом этапе происходит расширение словаря эмоций, соотнесение эмоций и ситуаций, в которых они проявляются, первичная ориентировка в собственном отношении к различным эмоциям, понимание связи эмоциональной сферы и тела, тренировка безоценочного принятия различных чувств и эмоций. Начинается занятие с вопроса: «Какое у вас настроение?» – это позволяет участникам настроиться на работу, обратиться к своим чувствам.
Способы выражения эмоций. В этой части тренинга делается акцент на проработке отдельных эмоций и поиске способов их приемлемого выражения. Внимание уделяется так же умению чувствовать интенсивность эмоциональных проявлений – например, злость может быть легким недовольством или сильным гневом.
Упражнение на выражение чувства «обида» направлены на закрепление навыков уверенного поведения, обучение тому, как справляться с обидой, формирование более адекватной самооценки на основе обратной связи, создание позитивного эмоционального фона в группе.
Часто депрессия и суицидальные попытки являются результатом гнева, направленного на самого себя. В связи с этим, участники во время тренинга изучают реакции на собственный гнев и на гнев других; обсуждают свои собственные реакции на гнев; обмениваются идеями по поводу адекватных способов взаимодействия с гневом; осознают ошибочные представления о гневе.
Как справиться с плохим настроением. Данные упражнения направлена на углубление процессов самораскрытия; развитие умения самоанализа и преодоление барьеров мешающих полноценному самовыражению; обучению тому, как находить чувства, которые помогут преодолеть чувство тревоги и избавиться от него.
3. Тренинг уверенности в себе “Я смогу, я сделаю”.
Основной задачей данного тренинга является обучение подростков навыкам уверенного поведения, повышение самооценки, формирование свойств и качеств личности, уверенных в себе людей. Главная особенность не уверенной в себе личности состоит в том, что в социальной деятельности такие люди стремятся избегать любых форм личного самопроявления. Любая форма демонстрации личных мнений, достижений, желаний и потребностей для них либо крайне неприятна (вследствие чувств страха, стыда, вины, связанных с самопроявлением), либо невозможна (вследствие отсутствия соответствующих навыков), либо не имеет смысла в рамках их системы ценностей и представлений.
Тренинг состоит из нескольких блоков.
Аргументация своей точки зрения, отстаивание своих интересов. Данный навык общения тесно связан с уверенностью в себе; уверенное поведение – оптимальный способ обоснования своей позиции.
Уверенное и неуверенное поведение. Упражнения этой части направлены на обучение тому, как в практических ситуациях отличать уверенное поведение от неуверенного, отработку приемов уверенного поведения и усиление чувства уверенности в себе.
Мои права и права других людей. Эти упражнения направлены на закрепление навыков уверенного поведения с учетом прав окружающих, ознакомление с принципами взаимодействия с другими людьми, подразумевающего учет их мнения.
Я в своих глазах и в глазах других людей. Цель упражнений – активизация процесса рефлексии, дальнейшее самораскрытие, самопознание, раскрытие качеств важных для эффективного межличностного общения.
Мои проблемы. Упражнения направлены на обучению осознанию своих проблем и поиску их решения, а так же преодолению трудностей, мешающих полноценному самовыражению.
4. Тренинг коммуникативных навыков “Среди людей”.
Цель данного тренинга – формирование навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и отстаивать свою позицию, а так же способствовать успешному взаимодействию подростков в различных социальных ситуациях, достижению ими поставленных целей и выстраиванию конструктивных отношений в обществе. Участники учатся отстаивать свои интересы и в то же время в нужной ситуации уметь пойти на компромисс.
Задачи:
• социальная самоидентификация;
• знакомство с различными социальными ролями;
• обучение конкретным социальным навыкам.
В соответствии с поставленными задачами тренинг делится на три этапа.
Социальная самоидентификация. Под социальной самоидентификацией понимается определение координат своего «Я» в обществе, то есть осознание наиболее стабильных ролей, как обусловленных обществом, так и индивидуальных для данной личности.
Роли и социальные институты. Задача этого этапа — познакомить учащихся с различными ролями, подвести их к пониманию того, что мы играем определенные роли, приспосабливаем себя к обществу.
Обучение конкретным социальным навыкам. Социальные навыки являются связующим звеном между личностью и обществом. Пока навык не усвоен, подросток вступает в каждую ситуацию социального взаимодействия как в новую, что каждый раз требует от него значительных усилий.
В этом разделе тренинга отрабатываются базовые навыки – как начать беседу, как задать вопрос, как попросить, как отстаивать свое мнение, как принимать критику, как преодолеть обвинение, как справляться со своим и чужим гневом, как убеждать других, преодолевать давление и приходить к компромиссу, как сказать «нет», как выразить благодарность. Критерием эффективного взаимодействия является достижение цели при сохранении или улучшении отношений. Если цель не достигнута или достигнута, но отношения участников общения ухудшились, взаимодействие не является эффективным.
Оценка эффективности программы и достижения планируемых результатов осуществлялась на основе следующих методик:
1. Методика «Карта риска суицида» (модификация для подростков Л.Б. Шнейдер).
2. Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда.
Далее мы приводим результаты оценки эффективности программы практических занятий для учащихся с суицидальным поведением «Мы выбираем жизнь!» за три последовательных года.
Таблица 7. Результаты диагностики суицидального риска учащихся до начала занятий.
Уровень суицидального поведения |
2012 – 2013 учебный год |
2013 – 2014 учебный год |
2014 – 2015 учебный год |
Высокий |
17 % чел. |
15 % чел. |
16 % чел. |
Средний |
31 % чел. |
28 % чел. |
24 % чел. |
Низкий |
52 % чел. |
57 % чел. |
60 % чел. |
Как видно из таблицы 1, в среднем за три года у 56 % учащихся 7, 8-х классов наблюдается эмоциональное благополучие. Это свидетельствует о том, что у данной группы подростков степень выраженности факторов суицидального риска незначительна. Это учащиеся с полным отсутствием суицидального поведения, которые не проявили ни одного признака. В качестве данных показателей были определены: отсутствие прямых и косвенных упоминаний о суициде, наличие позитивных жизненных установок, оптимистический настрой, отражающийся в ассоциациях и проекциях и др.
В среднем за три года у 28 % учащихся наблюдается предрасположенность к суицидальному поведению. К группе со средним уровнем суицидального поведения были отнесены подростки, проявившие отдельные признаки суицидального риска. Здесь показатели колебались от нейтральных высказываний до отдельных упоминаний о смерти и косвенных намеках на одиночество, недопонимание.
Ежегодно в среднем примерно у 16 % учащихся по результатам первичной диагностики выявляются значительные признаки суицидального риска. Чаще всего это такие признаки как: недостаток тепла в семье, полная или частичная безнадзорность, высказывание с угрозой суицида, конфликты, болезненное самолюбие, ранимость, эмоциональная вязкость («застревание» на своих переживаниях, неумение отвлечься), эмоциональная неустойчивость, импульсивность, эмоциональная зависимость, потребность в близких эмоциональных контактах. В последствии учащиеся с выраженными признаками суицидального поведения составляли «группу риска».
Анализируя результаты первичной диагностики суицидального риска учащихся за три последовательных года можно заметить, что в среднем количество учащихся с низким уровнем суицидального риска увеличилось на 8 %, число учащихся со средний уровнем суицидального риска уменьшилось за три года на 7 %. Это свидетельствует о позитивной динамике.
Однако, число учащихся с высоким суицидальным риском в целом за три года остается практически неизменным. Таким образом, можно сделать вывод о том, что работа по профилактике и предупреждению кризисного состояния учащихся является актуальной и необходимой.
Таблица 8. Результаты диагностики суицидального риска учащихся группы риска после проведения занятий.
Уровень суицидального поведения |
2012 – 2013 учебный год |
2013 – 2014 учебный год |
2014 – 2015 учебный год |
Высокий |
2 % чел. |
1 % чел. |
2 % чел. |
Средний |
59 % чел. |
55 % чел. |
52 % чел. |
Низкий |
39 % чел. |
44 % чел. |
46 % чел. |
Анализ результатов повторной диагностики суицидального риска учащихся показал, что после проведения коррекционно-развивающих мероприятий лишь у 2 % учащихся в среднем за три года вновь выявился высокий риск суицидального поведения. С этими учащимися в последствии была реализована индивидуальная психологическая работа. Основная сложность психокоррекции эмоционального состояния и отношения учащихся к жизни в существовании объективных проблем подростка. При этом, вопрос об изменении условий среды и устранения объективных причин тревожности стоит очень остро, так как он практически не решаем. В этой ситуации все усилия психолога направлены на изменение отношения подростка к существующим условиям.
У большинства учащихся группы риска по результатам повторной диагностики наблюдался средний уровень признаков суицидального поведения. Это свидетельствует о том, что риск совершения подростком суицидальной попытки значительно снизился. При этом в среднем за три года у 43 % учащихся после проведения коррекционно-развивающих занятий наблюдался низкий уровень суицидального риска. Эти результаты подтверждают эффективность коррекционно-развивающей работы педагога-психолога и свидетельствуют о том, что внедрение системы психопрофилактических мероприятий ежегодно способствует снижению уровня риска суицидального поведения у подростков.
Анализируя данные результаты за три последовательных года можно заметить, что процент учащихся с низким уровнем суицидального риска после реализации мероприятий психолого-педагогического сопровождения с каждым годом увеличивается. Результатом такого постепенного роста может быть постепенный процесс апробации профилактической программы. Так, с каждым годом менялись не только методы и технологии, используемые при реализации программы, но и совершенствовалось содержание коррекционно-развивающих и профилактических мероприятий.
Таблица 9. Результаты диагностики личностных установок учащихся группы риска до начала занятий.
Шкалы |
2012 – 2013 учебный год |
2013 – 2014 учебный год |
2014 – 2015 учебный год |
Адаптивность |
15 % чел. |
17 % чел. |
23 % чел. |
Дезадаптивность |
85 % чел. |
83 % чел. |
77 % чел. |
Принятие себя |
9 % чел. |
15 % чел. |
28 % чел. |
Непринятие себя |
81 % чел. |
85 % чел. |
72 % чел. |
Принятие других |
23 % чел. |
27 % чел. |
32 % чел. |
Непринятие других |
77 % чел. |
73 % чел. |
68 % чел. |
Эмоциональный комфорт |
5 % чел. |
16 % чел. |
19 % чел. |
Эмоциональный дискомфорт |
95 % чел. |
84 % чел. |
81 % чел. |
Внутренний контроль |
12 % чел. |
12 % чел. |
21 % чел. |
Внешний контроль |
88 % чел. |
88 % чел. |
79 % чел. |
Доминирование |
24 % чел. |
24 % чел. |
28 % чел. |
Ведомость |
76 % чел. |
76 % чел. |
72 % чел. |
Эскапизм |
83 % чел. |
68 % чел. |
63 % чел. |
Как видно из таблицы 2, в среднем у 82 % учащихся с высоким риском суицидального поведения наблюдается дезадаптивность. Это говорит о недостаточно успешном приспособлении учащихся к изменяемым условиям окружающей среды, а так же о том, что в жизни подростка имеется наличие проблем, которые он не может преодолеть самостоятельно.
Средние показатели по шкале «Принятие-непринятие себя» свидетельствует об отсутствии у большинства учащихся «группы риска» чувства собственной ценности, способности понимать себя. Данный показатель имеет решающее значение в работе с учащимися с суицидальным поведением. Человек, который способен принять себя таким, каков он есть, верит в себя и считает, что он не хуже других, отчетливее видит перспективы своего роста и совершенствования. Если человек не осознает свою идентичность на основе самоуважения, то у него остаются по существу лишь два пути — конфронтация с обществом, выражающаяся зачастую в преступности, либо уход в себя.
Так же результаты по шкале «Принятие-непринятие других» свидетельствуют о том, что у данной группы учащихся чаще наблюдается неприятие других, они не могут поставить себя на их место, дают неадекватную самооценку действиям других. Таким учащимся тяжелее обратиться к другим за помощью, они считают, что никто им не в состоянии помочь.
Шкала «Эмоциональный комфорт» отражает чувство оптимизма и уравновешенности. Противоположная сторона данной шкалы «Эмоциональный дискомфорт» отражает чувство тревожности, беспокойства или, напротив, апатии. По результатам нашего исследования в среднем за три года у 87 % учащихся входящих в группу суицидального риска наблюдается эмоциональный дискомфорт. Данные учащиеся не испытывают удовольствие и радости от учебного процесса, взаимодействия с одноклассниками. Им присущи чувство апатии и безысходности. Кроме этого, может наблюдаться преобладание у подростка пессимистического отношения к жизни, ощущения ее бессмысленности и собственной ненужности, которое иногда сочетается с повышенной настороженностью, озабоченностью имеющимися (или кажущимися) проблемами. Подросток может избегать веселых компаний, вечеринок, шумных игр и соревнований, общение может утомлять и раздражать его. Подобное состояние может свидетельствовать о предсуицидном состоянии.
Шкала «Внутренний контроль» отражает ориентацию человека на то, что достижение жизненных целей зависит от него самого, при этом акцентируется личная ответственность. Противоположная шкала «Внешний контроль» описывает расчет человека на толчок и поддержку извне, его пассивность в решении жизненных задач. В нашем исследовании выявилось то, что большинство учащихся находящихся в кризисном состоянии отказываются принимать ответственность за события своей жизни на себя, объясняя отсутствием у себя каких-либо способностей, определенных черт личности, особенностей поведения. Эти учащиеся чаще всего не могут принять ответственное решение. Проявляют инфантилизм и беспомощность в ситуациях выбора, требуют, чтобы ему сказали, как надо действовать.
Как показывают результаты исследования у учащихся группы суицидального риска в личностных установках чаще проявляется ведомость (зависимость от других). Это свидетельствует о том, что подросток зависим, уступчив, несамостоятелен в действиях и принятии решений, часто оказывается ведомым. При этом такие подростки не претендуют на лидерство, поскольку лидерские качества у них плохо развиты.
Шкала «Эскапизм» отражает стремление человека уйти от действительности в мир иллюзий. Часто возникает в кризисных ситуациях. Может проявляться в виде физического ухода от мира (в глухие деревни и т.п.), так и без этого – когда при отсутствии изоляции от общества, человек перестает проявлять интерес к принятым в обществе ценностям, предпочитая мир своих грез. Данный показатель так же имеет решающее значение в работе с учащимися группы суицидального риска. По данным нашего исследования более чем у 60 % учащихся наблюдается выраженный уход от проблем, что в свою очередь является одним из признаков суицидального поведения подростка.
Анализируя результаты углубленной диагностики личностных установок учащихся группы риска за три последовательных года, можно заметить, что наличие личностных характеристик свидетельствующих о кризисном состоянии и об эмоциональном неблагополучии подростка у учащихся группы риска с каждым годом становится меньше. Так, показатель по шкале «Адаптивность» увеличился за три года на 8 % показатель по шкале «Принятие себя» вырос на 19 %, показатель «Эмоциональный дискомфорт» у учащихся группы суицидального риска за три года снизился на 14 %, показатель по шкале «Внутренний контроль» увеличился на 9 %, показатель по шкале «Эскапизм» снизился на 10 %. Это свидетельствует о том, что у учащихся группы суицидального риска имеются внутренние ресурсы и резервы для преодоления внутриличностных проблем и выхода из кризисного состояния. Именно на развитие данных личностных ресурсов направлена коррекционная работа педагога-психолога по предупреждению и профилактике суицидального поведения учащихся.
Как показывают результаты исследования, причины трудностей подростка, которые можно связать с трудностями освоения новых отношений, нового периода в жизни ребенка, множественны и могут быть представлены комплексами в самых разных сочетаниях. Это и трудно складывающиеся отношения с родителями и сверстниками, и трудно осваиваемый процесс учения в школе, и трудности формирования жизненных планов и личностных позиций. В то же время обнаруживаемые трудности не отражают целиком и полностью позиций и поступков подростка, к ним не могут быть сведены все устремления и проявления его активности. Без сомнения остается достаточно большая область позитивных проявлений, которые и могут стать «опорной площадкой» в коррекционной работе с подростком и в его собственном самодвижении, саморазвитии.
Таблица 10. Результаты диагностики личностных установок учащихся группы риска после проведения занятий.
Шкалы |
2012 – 2013 учебный год |
2013 – 2014 учебный год |
2014 – 2015 учебный год |
Адаптивность |
53 % чел. |
48 % чел. |
56 % чел. |
Дезадаптивность |
57 % чел. |
52 % чел. |
44 % чел. |
Принятие себя |
67 % чел. |
69 % чел. |
71 % чел. |
Непринятие себя |
33 % чел. |
31 % чел. |
29 % чел. |
Принятие других |
44 % чел. |
41 % чел. |
37 % чел. |
Непринятие других |
56 % чел. |
59 % чел. |
63 % чел. |
Эмоциональный комфорт |
63 % чел. |
85 % чел. |
82 % чел. |
Эмоциональный дискомфорт |
37 % чел. |
15 % чел. |
18 % чел. |
Внутренний контроль |
45 % чел. |
52 % чел. |
57 % чел. |
Внешний контроль |
55 % чел. |
48 % чел. |
43 % чел. |
Доминирование |
43 % чел. |
47 % чел. |
53 % чел. |
Ведомость |
57 % чел. |
53 % чел. |
47 % чел. |
Эскапизм |
21 % чел. |
13 % чел. |
12 % чел. |
Анализируя результаты повторной углубленной диагностики личностных установок учащихся группы риска, можно заметить, что после проведения коррекционно-развивающих мероприятий у большинства учащихся произошли существенные личностные изменения.
Так, в среднем за три года у 52 % учащихся наблюдается повышение по шкале «Адаптивность». Это свидетельствует о повышении адаптационных возможностей учащихся и успешном приспособлении к измененяемым условиям среды.
Показатель по шкале «Принятие себя» наблюдался в среднем у 69 % учащихся. Таким образом, после реализации тренинговой программы у учащихся появилось чувство собственной ценности, способности понимать себя. При этом учащиеся стали более уравновешенные, спокойные, уверенные в себе.
Результаты учащихся группы риска по шкале «Принятие других» также изменились в положительную сторону. Так, 41 % учащихся по результатам повторной диагностики принимают других, могут поставить себя на их место, дают адекватную самооценку действиям других. Однако, учащихся по шкале «Непринятие других» несколько больше. Это говорит о том, что данная личностная характеристика менее подвержена изменениям в процессе коррекционно-развивающей работы.
Состояние эмоционального комфорта после профилактических мероприятий наблюдалось в среднем за три года у 77 % учащихся. У этих учащихся доминировало стремление к активному образу жизни, потребность в развлечениях, а так же преобладание хорошего настроения, общего оптимистического отношения к жизни.
Внутренний контроль, умение и желание принимать ответственность за события своей жизни на себя наблюдалось в среднем у 51 % учащихся. Эти учащиеся готовы сами принимать решения не только в обыденных, но и в серьезных жизненных ситуациях.
Стремление к доминированию после проведения коррекционно-развивающих занятий наблюдалось в среднем за три года у 48 % учащихся. Это свидетельствует о том, что в процессе практических занятий у учащихся повысилась самооценка, появилась уверенность в себе, а так же произошло развитие лидерских качеств.
Наличие эскапизма (уход в себя) после мероприятий психолого-педагогического сопровождения учащихся группы риска наблюдалось лишь у 15 % учащихся. Это говорит о том, что подобные личностные установки, сформировавшиеся у подростка в течение жизни подвержены изменениям под влиянием определенного психокоррекционного воздействия.
При анализе изменений, произошедших с подростками, у которых улучшилась ситуация после прохождения психопрофилактики, обнаружено, что у 33 % учащихся улучшение эмоционального состояния произошло вследствие исчезновения источника, причины тревожности; у 23 % − вследствие изменения отношения к себе, повышения самооценки, восприятия себя как значимого для окружающих человека; у 17 % – вследствие изменения внутрисемейных отношений, отношения родителей к подростку, его потребностям и проблемам после индивидуального консультирования родителей; у 17 % – вследствие изменения отношения к миру, восприятие его как доброжелательного или нейтрального.
Анализ результатов повторной углубленной диагностики личностных установок учащихся группы риска за три последовательных года позволил выявить положительную динамику практически всех исследуемых личностных установок. Это говорит о том, что коррекционно-развивающая работа с каждым годом становится все более эффективной.
Таким образом, ежегодная динамика внутриличностных изменений у учащихся группы суицидального риска в ходе реализации программных задач психокоррекционного воздействия позволяет сделать вывод о том, что разработанная нами программа подтверждает эффективность профилактической и коррекционной работы с учащимися группы суицидального риска.
Педагог-психолог Соловьева Д.Ю.
Директор Шкрабалюк Т.П.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.