Для психолога

  • doc
  • 10.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 9.doc

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.3.2.

 

Выступление на педагогическом совете

«Прогноз и профилактика проблем обучения в 5-ых классах»

по результатам исследования готовности учащихся

4-ых классов к переходу в среднее звено.

 

Причины нарушения учебной деятельности и адаптации учащихся средней школы.

Переход на вторую ступень обучения (начиная с пятого класса) был всегда сопряжен с падением успеваемости и появлением проблем в учебе у многих школьников. Лишь незначительная часть отличников и «хорошистов» начальных классов сохраняет и далее тот же уровень успеваемости. Причины этого традиционно принято связывать с трудностями социальной адаптации детей при переходе на предметное обучение, при котором вместо одной заботливой учительницы вдруг появляется много незнакомых, равнодушно-требовательных педагогов. Последующее снижение успеваемости в 6 – 7 классах обычно объясняется подростковым кризисом, вызванным половым созреванием.

Но многолетние исследования позволяют заключить, что основные причины проблем, возникающих у учащихся 5 – 7 классов отнюдь не социально-психологические. Их личные трудности более связаны с учебой, а социально-психологическая дезадаптация оказывается вторичной, и наступает она после того, как ученик окончательно перестает понимать что-либо на большинстве уроков, т.е. нарушается (а возможно и разрушается) ведущая учебная деятельность.

Основными причинами нарушения учебной деятельности оказываются недостатки и дисгармоничность развития интеллектуальных способностей учащихся, в особенности высших форм мышления, которые не получили необходимого развития в начальных классах, а так же неполноценность начальных школьных навыков, основным из которых является навык чтения. Но даже в том случае, когда начальная школа полностью и успешно решает свои задачи, это не означает, что ребенок сможет без проблем учиться в среднем звене. Фактически так и случается, когда отличники начальной школы постепенно становятся троечниками, несмотря на все их старания. Этот результат, к сожалению, закономерен из-за нестыковки программ начальной и средней школы, из-за различия целей и задач, которые они перед собой ставят.

Основная задача начальной школы состоит в том, чтобы адаптировать ребенка к новому образу жизни, где в качестве ведущей выступает учебная деятельность, и сформировать у него начальные школьные навыки – научить читать, писать и считать. Решение данной задачи не предъявляет к каких-либо особых требований к интеллектуальному развитию детей. Она выполнима при наличии минимального речевого и психомоторного развития и наличии простой ассоциативной памяти. Если ребенок еще и старателен, а родители помогают ему и контролируют процесс обучения, то отличная успеваемость может быть гарантирована. Особенности и недостатки развития мышления не играют особой роли при обучении в начальной школе, так как оно там не требуется.

Основная задача средней школы состоит в том, чтобы ввести подростка в систему наук, ознакомить его с основами научных знаний. Любая наука имееет вполне определенную структуру, которая выстраивается по понятийному принципу. Поэтому чтобы воспринять любую науку, ее внутреннюю логику и взаимосвязь отдельных частей, необходимо обладать во-первых, понятийным мышлением и, во-вторых, владеть соответствующими частными интеллектуальными операциями. Если это условие соблюдается, ребенок легко понимает то, что ему объясняют на уроках, и то, что он сам читает в учебниках, научных пособиях и других книгах.

Если понятийное мышление не сформировано, ребенок может образно представлять сообщаемые ему отдельные научные факты и положения, но в основном ему приходиться заучивать наизусть излагаемую на уроках и в книгах информацию. Однако ни какую науку выучить не возможно. Если это не сразу становиться очевидным относительно таких наук, как история, биология или география, то относительно математики и физики сомнений ни у кого обычно не возникает. «Гуманитарные» науки дети могут зубрить и получать пятерки за пересказы, хотя на вопросы, стоящие в конце параграфа, далеко не всегда могут дать вразумительный ответ. Математика и физика довольно быстро переходят в разряд ненавистных предметов, потому что запоминанию они не поддаются, а выученные формулы не помогают решению задач. Обучение постепенно становиться неполноценным, а по ряду предметов и невозможным.

Напомним, что ребенок не рождается с развитым понятийным мышлением, оно не созревает само по себе по мере взросления. Оно формируется в процессе учения, когда ребенку приходиться овладевать научными понятиями. Сегодня программы те только начальной школы, но и в значительной степени – 5-6 классов избавляют ребенка от необходимости мыслить, овладевать научными понятиями. С учетом доминирования в данном возрасте наглядно-образных форм мышления уроки все больше строятся таким образом, чтобы ученик слушал, представлял (иногда обыгрывал), запоминал и пересказывал. Информацию в процессе обучения стараются подавать в виде ярких описаний, «рассказов в картинках», схематичные, структурирующие и систематизирующие формы изложения материала, а более всего – теоретические обобщения избегаются. В результате ребенок интеллектуально как бы продолжает существовать в дошкольном возрасте. Возможно, у него расширяется система представлений, но способы восприятия и переработки информации не совершенствуются. Происходит именно то, от чего предостерегал Л.С. Выготский: обучение ориентируется на завершенные циклы развития, плетется в хвосте и потому ничего не может дать развитию. Только опережающее обучение, обращенное к незрелым функциям, опирающееся на не сформированные процессы является двигателем психического развития ребенка.

Если развивающая мышление работа не проводиться ежедневно и систематически и, напротив, ежедневно и систематически ребенку приходиться «описывать, представлять и запоминать», то понятийное мышление может и не развиться. Достаточно часто за время обучения в начальной школе не происходит необходимой трансформации интеллектуальных структур, а закрепляются, становятся привычными («автоматизируются») примитивные операции, используемые ребенком для переработки информации.

Проведенное нами исследование было направлено на то, чтобы выяснить, сформировались ли у детей необходимые для обучения в средней школе интеллектуальные операции, какого рода трудности и по каким предметам могут возникать. При этом даны рекомендации, как можно преодолеть эти трудности или даже избежать их.

 

Характеристика интеллектуальных образований, необходимых в средней школе.

Во время обучения в начальной школе определенные преобразования в функционировании интеллекта могут происходить даже «стихийно», просто потому, что при решении задач и выполнении упражнений детям все же иногда приходиться думать, анализировать, делать выводы. Формируемые в процессе этой деятельности интеллектуальные операции можно обозначить как психологические новообразования периода обучения в начальной школе. Какие же новообразования могут и должны быть у школьников к моменту перехода на вторую ступень обучения?

1. Понятийное мышление.

2. Абстрактное мышление.

3. Самостоятельность мышления.

4. Логическая память.

5. Общая осведомленность.

6. Навык чтения.

7. Способность к рефлексии, формированию адекватной самооценки.

Понятийное мышление. Когда ребенок впервые слышит новое слово или определение, видит на доске формулу, он знакомиться сначала только как бы с оболочкой, слуховым или зрительным образом, правило представляет для него некий набор слов, а формула – некий набор знаков, за которыми, в общем-то, ничего не стоит. Ребенку необходимо превратить эти слова и символы в понятия, а это возможно только в процессе их использования. Когда ученик, решая задачи, выполняя различные упражнения, пользуется формулами, правилами, то тем самым он устанавливает их связи с другими понятиями. В процессе этой деятельности формируется и укрепляется понятийное мышление. Теперь ребенок может пояснить правило или формулу своими словами, произвольно пользоваться ими, а не только воспроизводить на память. У ребенка появляется чувствительность к противоречию, нарушению закономерностей – он может заметить, найти ошибку.

Часто бывает так, что ребенок может интуитивно обобщать по существенному основанию, оперировать словами и образами как понятиями, но не осознавать, не понимать как он это делает. Тогда оказывается невозможным произвольное пользование этими понятиями, т.е. ребенок не может переносить знания и опыт деятельности из привычных ситуаций в новые, не умеет произвольно применять их там и тогда, где и когда это необходимо. Поэтому зачатки понятийного мышления необходимы как основа усвоения научных понятий. Без этой основы научные понятия будут лишь заучиваться. В результате знания, полученные в школе, будут существовать сами по себе, а жизнь и самостоятельная активность ребенка – сама по себе.

Понятийное мышление состоит из трех основных операций:

·                     Интуитивное понятийное мышление.

·                     Логическое понятийное мышление.

·                     Категориальное понятийное мышление (категоризация).

Понятийное интуитивное мышление. Его специфичность в том, что ребенком не осознается принцип, на основе которого он действует. Ребенок чувствует, как надо правильно объединять предметы, какие друг к другу не подходят, но не может объяснить, на основании чего он объединяет или исключает предметы из группы. Каждый акт мышления представляет собой отдельную, не связанную с другими интеллектуальную операцию, во внутреннем опыте не возникает целостной системы представлений об окружающем мире, эти представления образны и разрознены. Ребенок способен делать только конкретные, частные выводы, но не может соотнести их и не видит, что они противоречат друг другу.

Понятийное логическое мышление. Ребенок самостоятельно не в состоянии систематизировать свои представления, так как его личные жизненные наблюдения позволяют ему видеть только последовательность событий, отмечать внешние, обычно случайные связи. Школьное обучение снабжает ребенка инструментом для структурализации внутреннего опыта, установление закономерных связей между его элементами. Усваивая научные знания, ребенок овладевает механизмом преобразования и объединения своего личного внутреннего опыта. Таким образом, в процессе обучения формируется понятийное логическое мышление.

Понятийное категориальное мышление. Основным в становлении полноценного понятийного мышления оказывается развитие способности к категоризации. Освоение операции категоризации позволяет перевести действия сравнения предметов и явлений на более высокий уровень. Ребенок переходит к оперированию объектами не как самостоятельными сущностями, а как представителями определенных родов или классов. Если ребенок не овладевает операцией категоризации, то его понятийное мышление остается на уровне интуитивного.

Абстрактное мышление. Представляет собой качественно новый, более высокий, в сравнении с понятийным, уровень развития мышления. В процессе становления этого вида мышления ребенок сначала выделяет отношения, связи. Затем он учится преобразовывать эти выделенные отношения и связи, оперировать уже ими, используя для этого символизацию более высокого порядка. Поэтому становление полноценного абстрактного мышления возможно только при условии хорошо развитого понятийного, всех его компонентов. Неразвитость абстрактного мышления не позволяет освоить физико-математические науки и развить структурно-лингвистические способности, но больше никаких ограничений на интеллектуальные занятия не накладывает.

Самостоятельность мышления. Мышление ребенка, даже когда сформированы все основные интеллектуальные операции, может оставаться неполноценным в том смысле, что он не умеет этими операциями пользоваться, не умеет определять алгоритм деятельности, не видит, в каком случае какое правило использовать. Мышление остается непроизвольным или как его еще называют, несамостоятельным. К сожалению, традиционно принятые методы обучения в начальной школе не способствуют развитию самостоятельности мышления учащихся. При выполнении различных заданий в начальных классах ребенку никогда не приходиться задумываться, что и как надо делать, так как всегда имеется подробная инструкция. Он только должен безошибочно произвести требуемые действия – сосчитать, переписать – и получить правильный ответ. В результате основной целью становиться получение правильного результата, а сами действия, с помощью которых этот результат достигается, не подвергаясь самостоятельному анализу, как бы выпадают из поля внимания ребенка и остаются неосознанными. В средней школе ситуация резко меняется, буквальные инструкции исчезают, учащимся самим приходиться искать подходы к решению задач, выбирать оптимальные алгоритмы деятельности. Многие оказываются к этому не готовы. Нередко даже хорошо успевающие учащиеся не справляются с относительно простыми заданиями, если алгоритм деятельности для них не очевиден, при этом учителя и родители не могут понять причины затруднений.

Оперативная логическая память. В средней школе резко увеличивается число изучаемых предметов и, соответственно, объем информации, который необходимо удерживать в памяти. Не сформированность логической памяти характеризуется тем, что ребенок воспроизводит текст только буквально, в той последовательности, как запоминал, но не по смыслу, не может пересказать коротко, своими словами, выделить основное содержание, составить конспект или план. Если какой-то фрагмент информации забылся, то ребенок не может продолжить рассказ, пока ему не подскажут именно эту деталь текста. Он не может сравнить, проанализировать отдельные части пересказанного им текста и с трудом отвечает на вопросы по тексту.

Логическая память может не сформироваться в том случае, если слабо развито понятийное мышление. Часто само наличие сильной примитивной памяти тормозит развитие мышления вообще. Бывает, что понятийное мышление развито хорошо, но пока не связалось с памятью и не подняло ее на более высокий уровень функционирования. В этом случае ребенку остается только зубрить. Старательные дети зубрят, и на это у них уходит все больше и больше времени, а школьная жизнь превращается в напряженный кошмар. Большинство же детей в этом случае просто перестаю учить уроки. («Что учить если все равно не понимаю»).

Общая осведомленность. Если ребенок живет в достаточно культурной среде, родители читают ему книги, много рассказывают об окружающем мире, знакомят с искусством, то его учебные проблемы могут быть ограничены. Ребенок начинает страдать от недостатка общей осведомленности только в средней школе, когда появляется много специфичных предметов, для понимания которых требуются определенные знания об окружающем мире. Он может не понимать материал урока не потому, что у него плохо развито мышление, а потому, что не представляет, о чем идет речь.

Навык чтения. Существенным дефектом обучения в начальной школе является то, что, более чем у половины учащихся не формируется полноценный навык чтения, а 20 % детей могут только еле-еле разбирать слова, не понимая при этом смысла прочитанного текста. Несмотря на то, что к 3 классу технику чтения ( то есть умение «озвучить тест») «сдают» почти все учащиеся, собственно чтению, пониманию прочитанного многие из них так и не обучаются. Неумение читать приводит к множеству негативных последствий, и первое из них – неграмотность. Ребенок может не испытывать затруднений при выполнении тех упражнений, где текст, находящийся перед глазами, надо только скопировать, и при этом совершенно безграмотно писать диктанты, изложения и сочинения. Причина такого явления заключается в том, что ученик не научился переводить звучащие слова и визуальные образы в графические символы. Ребенок может вызубривать и знать все правила правописания, но не сможет ими пользоваться, и все равно будет писать безграмотно.

Способность к рефлексии, формированию адекватной самооценки. Особое значение в развитии ребенка имеет становление способности адекватно оценивать собственные действия и личные качества, свои достоинства и недостатки. Представление о себе и отношение к себе у ребенка складывается еще в раннем дошкольном детстве, но не на основе самоанализа. Он «принимает» ту оценку, которую дают ему окружающие его взрослые люди. Такая «наведенная» самооценка сохраняется часто до подросткового возраста. Если ребенка балуют и постоянно хвалят, то его высокое мнение о себе и о своих возможностях может существовать независимо от весьма скромных объективных результатов его деятельности. И напротив, когда ребенка постоянно ругают, то он живет с убеждением собственной абсолютной никчемности, несмотря на успехи в учебе и явные достижения в различных видах деятельности, которые он искренне считает случайными. Бесконечная критика может привести к формированию психологической защиты, то есть такого «барьера», который не пропускает в сознание ребенка никакие отрицательные сигналы и позволяет ему сохранять целостную положительную самооценку вопреки всему. В любом из этих случаев искажается и тормозиться психическое развитие ребенка. Исследования показывают, что для отличников, то есть реально успешных и в целом весьма положительных учащихся, также типична задержка в развитии способности к саморефлексия. Их самооценка долго остается положительной, они не видят у себя никаких недостатков, болезненно реагируют на любые замечания, считают их несправедливыми. Однако у друзей они недостатки видят, делают им замечания, поучают их, жалуются на них взрослым, не понимая, что сами ведут себя точно так же. Из-за некритического отношения к себе у них не только нарушаются взаимоотношения и возникают конфликты с одноклассниками, но и могут нарастать проблемы в учебе. Задержка в развитии способности к самоанализу, начиная с 3-5 класса, может существенно осложнять жизнь ребенка.

 

 

Педагог-психолог                                                                               Соловьева Д.Ю.

 

 

И.О. директора                                                                                    Кохтенко Л.Н.