Для психолога
Оценка 4.9

Для психолога

Оценка 4.9
doc
10.05.2020
Для психолога
1_3.doc

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.3.

 

Аналитический отчет об организации и результативности консультативно-просветительской работы с педагогами.

 

Консультативно-просветительская деятельность с педагогами осуществляется Соловьевой Д.Ю. в разнообразных формах в виде семинаров, семинаров-практикумов, семинаров-тренингов, бесед, круглых столов, выступлений, выставки, подбора литературы и др.

Основная цель просветительской работы − знакомство с современным состоянием психологической науки, основными закономерностями и условиями психического развития человека. Психологическое просвещение учителей направлено на формирование представления о практической значимости психологического знания и психологической помощи формирующемуся человеку, а также на построение педагогического процесса с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся.

Просветительская работа психолога среди педагогов в настоящее время актуальна и имеет свою специфику. Необходимо не просто в понятной и доступной для педагога форме объяснить особенности развития ребенка, включая описание его сильных и слабых сторон, способов компенсации трудностей, но и выработать наиболее адекватные способы взаимодействия с ребенком, как в ситуации фронтального обучения, так и в индивидуальных для ребенка ситуациях.

В ходе консультативно-просветительской деятельности, педагог-психолог Соловьева Д.Ю.  принимает участие в проектировании и конструировании педагогической деятельности, моделировании учебных ситуаций, благоприятных для профессионального и личностного роста, самопознания и саморазвития педагогов.

Так, в 2012 − 2013 учебном году педагогом-психологом Соловьевой Д.Ю. была проведена следующая консультативно-просветительская деятельность с педагогами.

В рамках реализации программы психолого-педагогического сопровождения первоклассников в период адаптации к школе для учителей начального звена Соловьевой Д.Ю. был проведен семинар-практикум по теме «Индивидуальная готовность ребенка к школе» (см. приложение 1.3.1). В основу данного семинара положена типология детей первоклассников испытывающих трудности в обучении и поведении разработанная К.Н. Поливановой. В процессе семинара учителя начальных классов познакомились с основными типами детей не готовыми к обучению, научились отличать таких учащихся по особенностям в поведении и обучении, у них сформировалось представление о том, как надо вести себя с данными учащимися и что надо делать, чтобы избежать появления у них учебных трудностей и возможной дезадаптации. В завершении семинара каждый учитель начальных классов получил памятку с описанием основных типов детей не готовых к обучению в школе, и рекомендациями для каждого типа ребенка.

В процессе реализации программы психолого-педагогического сопровождения пятиклассников в период адаптации к новым условиям обучения педагогом-психологом Соловьевой Д.Ю. было подготовлено выступление на педагогическом совете посвященном вопросу преемственности между начальным и средним звеном по теме «Прогноз и профилактика проблем обучения в 5-ых классах» (см. приложение 1.3.2). На нем присутствовали классные руководители 5-х классов, заместители директора по учебной и воспитательной работе, педагоги-предметники, которые в текущем учебном году осуществляли процесс обучения пятиклассников. В своем выступлении Соловьева Д.Ю. познакомила учителей с основными причинами нарушения учебной деятельности и адаптации учащихся средней школы. Рассказала о том, какие интеллектуальные образования необходимы пятиклассникам для продуктивного и успешного обучения в средних классах. Представила подробный анализ проявлений каждого нарушения, описывая такие интеллектуальные характеристики учащихся как низкий уровень мышления, оперативной памяти, навыка чтения, осведомленности и т.д. Затем Соловьева Д.Ю. представила прогноз дальнейшей обучаемости учащихся, а именно, то, какие последствия могут ожидать ребенка, если во время не принять меры по устранению или коррекции причин нарушения учебной деятельности. Далее педагог-психолог представила учителям презентацию результатов исследования готовности учащихся 4-х классов к переходу в среднее звено и обратила особое внимание учителей на тех детей, у которых не сформированы или слабо сформированы те или иные показатели интеллектуальных образований и которым, необходимо помогать в течение всего учебного года. В связи с этим педагог-психолог дала учителям ряд рекомендации по развитию на уроках основных интеллектуальных процессов учащихся необходимых для обучения в среднем звене.

В рамках реализации программы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников педагогом-психологом Соловьевой Д.Ю. был организован круглый стол по теме «Психологическая подготовка учащихся к выбору профессии» (см. приложение 1.3.3). Цели круглого стола: раскрыть перед педагогами важность профориентационной работы с учащимися для их дальнейшей успешной социализации в обществе; помочь классным руководителям, учителям - предметникам грамотно организовать профориентационную работу с учащимися, открыть перед ними многообразие мира профессий, помочь  оценить свои способности и сделать осознанный выбор дальнейшего жизненного пути. По результатам данного круглого стола учителя познакомились с основными этапами и содержанием профориентационной работы в школе, обсудили структуру деятельности педагогического коллектива по организации профориентационной работы, выделили формы и методы организации профориентационной работы.

В процессе реализации программы психолого-педагогического сопровождения выпускников в период подготовки к экзаменам педагогом-психологом Соловьевой Д.Ю. был проведен семинар с элементами тренинга по теме «Психологическая подготовка к ЕГЭ» (см. приложение 1.3.4). В процессе данного семинара учителя оценивали свое личностно-смысловое отношение к экзамену, с помощью мозгового штурма выделяли отличия ЕГЭ от традиционного экзамена, обсудили трудности при подготовке к ЕГЭ. В завершении семинара учителями было сформулировано понятие «готовность к ЕГЭ», а так же определены ее основные компоненты и то, от кого зависит их формирование. По итогам данного семинара были достигнуты следующие результаты: у учителей сформировалось позитивное восприятие ЕГЭ, они сформулировали понятие готовности к ЕГЭ и выделили трудности, возникающие у учащихся при подготовке к ЕГЭ.

В рамках работы по профилактике и предупреждению суицидального поведения учащихся психолог Соловьева Д.Ю. провела семинарское занятие с учителями «Предупреждение суицида среди учащихся. Основные признаки суицидального поведения» (см. приложение 1.3.5). В процессе данного семинара учителя познакомились с типами суицидального поведения, с мотивами суицидальных попыток учащихся. Далее учителя определили типы учащихся входящих в группу суицидального риска, т.е. кто из учащихся наиболее подвержен и склонении к совершению суицида. Кроме этого учителя научились определять суицидальное поведение детей по их поступкам, жалобам и проявлениям. В завершении семинара психолог Соловьева Д.Ю. представила общие рекомендации о том, как вести себя с учащимся, который на их взгляд, склонен к суициду или имел в прошлом попытки к самоубийству. Кроме теоретической части педагоги познакомились с психологическими методиками, которые могут помочь в выявлении детей склонных к самоубийству.

План работы педагога-психолога Соловьевой Д.Ю. по реализации консультативно-просветительской деятельности с педагогами в 2012 − 2013 учебном году представлен в приложении 1.2.1.

В 2013 − 2014 учебном году педагогом-психологом Соловьевой Д.Ю. была проведена следующая консультативно-просветительская деятельность с педагогами.

В рамках реализации программы психолого-педагогического сопровождения первоклассников в период адаптации к школе для учителей начального звена был проведен семинар-консультация для учителей начального звена «Создание оптимальной среды обучения в начальной школе» (см. приложение 1.3.6). Основная цель семинара – предоставление учителям информации и методических рекомендаций по построению благоприятной, образовательной среды в начальной школе, и конкретно в первом классе. Данные рекомендации касаются, прежде всего, основных форм организации деятельности детей на уроке. Сюда входит создание соответствующего режима дня; особое планирование времени урока и организации его содержания, а не просто организации динамических пауз в середине урока; формирование у детей школьных навыков; формирование определенного ритма работы на уроке и изменение продолжительности периодов сосредоточения по мере адаптации детей; учет индивидуальных особенностей первоклассников и т.д. Кроме этого были раскрыты вопросы обеспечения дисциплины, перечислены дисциплинарные методы, применяемые после совершения нарушения и дисциплинарные методы по предотвращению недисциплинированного поведения. По итогам данного семинара были достигнуты следующие результаты: учителя рассмотрели благоприятные условия организации образовательного процесса, научились организовывать пространство класса, планировать и распределять время урока для наилучшего усвоения учебного материала, у них сформировалось представление о новых методах работы и формах взаимодействиях.

В процессе реализации программы психолого-педагогического сопровождения пятиклассников в период адаптации к новым условиям обучения педагогом-психологом Соловьевой Д.Ю. был подготовлен и проведен семинар-практикум по теме «Школьная тревожность учащихся 5-х классов» (см. приложение 1.3.7). На данный семинар были приглашены не только классные руководители и учителя предметники 5-х классов, но и все учителя преподающие в среднем звене. По результатам теоретической части семинара у учителей сформировалось представление о том, что такое школьная тревожность и о причинах ее возникновения. Далее учителя научились определять наличие школьной тревожности у учащихся по внешним признакам и проявлениям. В практической части семинара учителя научились использовать различные методики для диагностики школьной тревожности у учащихся, с помощью которых они смогли определить наличие школьной тревожности у некоторых учащихся.

В процессе реализации программы психолого-педагогического сопровождения выпускников в период подготовки к экзаменам педагогом-психологом Соловьевой Д.Ю. был проведен семинар с элементами тренинга по теме «Стратегии психологической подготовки выпускников к ЕГЭ» (см. приложение 1.3.8). В процессе данного семинара-тренинга учителя познакомились с некоторыми приемами саморегуляции эмоционального состояния, рассмотрели критерии выставлении оценок на ЕГЭ, выделили группу детей, испытывающих трудности на ЕГЭ, ответили на вопрос «Зачем нужны индивидуальные стратегии?», а так же выработали стратегии поддержки разных групп учащихся во время подготовки к ЕГЭ и во время проведения.

В рамках районной методической декады по теме «Формирование здоровьесберегающего пространства школы» педагог-психолог Соловьева Д.Ю. подготовила и провела мастер-класс «Учитель как практический психолог и психотерапевт» (см. приложение 1.3.9). В рамках данного мастер-класса учителя познакомились с понятием «психотерапия», с особенностями построения урока и деятельности учителя по укреплению и сохранению психологического здоровья школьников. Так же учителя научились выполнять различные психологические приемы и техники психотерапии в рамках разных этапов урока. В заключение мастер-класса учителям был представлен к просмотру видеоролик «Установка на здоровье» после которого, учителя отмечали в своем эмоциональном состоянии прилив сил, бодрости и повышение настроения.

По запросу администрации школы, а так же педагогического коллектива, в связи с большим количеством учащихся испытывающих трудности в обучении и поведении педагогом-психологом Соловьевой Д.Ю. был подготовлен и проведен семинар-практикум «Оптимизация обучения и развития детей с ММД» (см. приложение 1.3.10). В процессе данного семинара-практикума учителя познакомились с определением «минимальные мозговые дисфункции» (ММД), а так же с общей характеристикой отклонений в поведении детей с ММД. После чего учителям были предложено задание с описанием различных типов детей с ММД, по результатам которого учителя научились определять тип ММД по внешним признакам и поведению ребенка. В завершении семинара учителями совместно с педагогом-психологом Соловьевой Д.Ю. были обсуждены рекомендации по оптимизации обучения детей с ММД.

План работы педагога-психолога Соловьевой Д.Ю. по реализации консультативно-просветительской деятельности с педагогами в 2013 − 2014 учебном году представлен в приложении 1.2.2.

В 2014 − 2015 учебном году педагогом-психологом Соловьевой Д.Ю. была проведена следующая консультативно-просветительская деятельность с педагогами.

В рамках реализации программы психолого-педагогического сопровождения первоклассников в период адаптации к школе с целью предупреждения учебных трудностей и возможной дезадаптации учащихся для учителей начального звена был проведен семинар по теме «Причины неуспеваемости учащихся начальных классов» (см. приложение 1.3.11). В процессе семинара учителя начальных классов узнали основные правила организации деятельности учащего по усвоению новых знаний, выявили плюсы и минусы структуры традиционного урока в соответствии с данными правилами, узнали о познавательных способностях учащихся влияющих на процесс обучения и усвоения школьного материала, научились определять причины неуспеваемости учащихся начальных классов.

По запросу администрации школы, а так же педагогического коллектива педагогом-психологом Соловьевой Д.Ю. был проведен семинар-тренинг для учителей начального и среднего звена по теме «Гиперактивный ребенок в школе» (см. приложение 1.3.12). В процессе данного семинара-тренинга учителя познакомились с понятием «гиперактивность», составили портрет гиперактивного ребенка, научились выявить гиперактивного ребенка в группе. По результатам семинара у учителей сформировалось представление о том, как помочь гиперактивному ребенку и о том, как работать с родителями гиперактивного ребенка. В заключение семинара все педагоги получили памятку с рекомендациями по работе с гиперактивными детьми.

В рамках реализации программы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников педагогом-психологом Соловьевой Д.Ю. было подготовлено выступление на педагогическом совете посвященном вопросу профессионального самоопределения учащихся по теме «Методы работы с родителями по вопросу выбора профессии» (см. приложение 1.3.13). В процессе выступления Соловьева Д.Ю. познакомила учителей с индивидуальными и групповыми формами работы с родителями, а так же рассказала об основных методах работы с родителями по вопросу выбора профессии.

В процессе реализации программы психолого-педагогического сопровождения выпускников в период подготовки к экзаменам педагогом-психологом Соловьевой Д.Ю. был проведен семинар-практикум по теме «Как помочь учащимся подготовиться к сдаче ЕГЭ?» (см. приложение 1.3.14). В основу данного семинара положена типология учащихся испытывающих трудности на экзамене разработанная М.Ю. Чибисовой. В процессе семинара учителя познакомились с основными типами учащихся испытывающих трудности на экзамене, научились отличать таких учащихся по особенностям в поведении и обучении, у них сформировалось представление о стратегиях поддержки разных типов учащихся как на этапе подготовки к ЕГЭ так и во время экзамена. В завершении семинара каждый учитель получил памятку с описанием основных типов учащихся испытывающих трудности на экзамене, и рекомендациями по поддержке учащихся для каждого типа.

В рамках работы школьной методической недели по теме «Обеспечение готовности педагогов к реализации ФГОС ООО» педагогом-психологом был проведен семинар-практикум по теме «Личностная и психологическая компетентность успешного учителя» (см. приложение 1.3.15). По результатам данного семинара-практикума у педагогов сформировалось представление об успешном учителе, они познакомились с мифами и реальностью о психологической компетентности учителя. Так же педагоги оценили у себя риск эмоционального выгорания и провели самоанализ и рефлексию своего профессионального опыта и связанных с ним переживаний.

План работы педагога-психолога Соловьевой Д.Ю. по реализации консультативно-просветительской деятельности с педагогами в 2013 − 2015 учебном году представлен в приложении 1.2.3.

Кроме просветительской работы педагогом-психологом Соловьевой Д.Ю. проводятся индивидуальные консультации с педагогами. В ходе психологического консультирования оказывалась психологическая, эмоциональная и просветительская помощь педагогам в решении различных проблем.

В первую очередь педагогом-психологом Соловьевой Д.Ю. проводятся обязательные консультации с классными руководителями для обсуждения результатов диагностического обследования классных коллективов. Все остальные консультации проводятся по запросу администрации, родителей учащихся и самих учителей. Тематика данных консультаций разнообразна: консультации по снижению уровня тревожности учащихся, консультации по вопросам межличностных отношений с учащимися, консультации по вопросам взаимодействия с гиперактивными детьми, консультации по преодолению проблем в поведении и обучении учащихся, консультации по вопросам повышения мотивации учения детей, консультации по способам и методам изучения личности ребенка и т.п.

Так в 2012 – 2013 учебном году педагогом-психологом Соловьевой Д.Ю. было проведено 49 индивидуальных консультаций с 21 педагогами из 48. В 2013 – 2014 учебном году было проведено 56 индивидуальных консультаций для 22 педагогов их 51. В 2014 – 2015 учебном году было проведено 58 индивидуальных консультаций для 26 педагогов их 58. При этом результатом данных консультаций являются:

1. Ориентация педагогов в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребенка.

2. Своевременное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития.

3. Предоставление психолого-педагогических рекомендаций, вытекающих из результатов проведенного психодиагностического обследования по психолого-педагогической коррекции трудностей в школьном обучении.

4. Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в вопросах обучения, воспитания и развития учащихся.

Проведенный анализ организации педагогом-психологом Соловьевой Д.Ю. консультативно-просветительской работы с педагогами за межаттестационный период, показал актуальность данной деятельности, ее системность и вариативность тематик по направлениям психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений, а так же результативность консультативно-просветительской деятельности.

 

Педагог-психолог                                                                               Соловьева Д.Ю.

 

 

И.О. директора                                                                                    Кохтенко Л.Н.


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.3. Аналитический отчет об организации и результативности консультативно-просветительской работы с педагогами

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.3. Аналитический отчет об организации и результативности консультативно-просветительской работы с педагогами

Затем Соловьева Д.Ю. представила прогноз дальнейшей обучаемости учащихся, а именно, то , какие последствия могут ожидать ребенка, если во время не принять меры по устранению…

Затем Соловьева Д.Ю. представила прогноз дальнейшей обучаемости учащихся, а именно, то , какие последствия могут ожидать ребенка, если во время не принять меры по устранению…

В рамках реализации программы психолого-педагогического сопровождения первоклассников в период адаптации к школе для учителей начального звена был проведен семинар-консультация для учителей начального звена «Создание оптимальной…

В рамках реализации программы психолого-педагогического сопровождения первоклассников в период адаптации к школе для учителей начального звена был проведен семинар-консультация для учителей начального звена «Создание оптимальной…

По запросу администрации школы, а так же педагогического коллектива, в связи с большим количеством учащихся испытывающих трудности в обучении и поведении педагогом-психологом

По запросу администрации школы, а так же педагогического коллектива, в связи с большим количеством учащихся испытывающих трудности в обучении и поведении педагогом-психологом

В завершении семинара каждый учитель получил памятку с описанием основных типов учащихся испытывающих трудности на экзамене, и рекомендациями по поддержке учащихся для каждого типа

В завершении семинара каждый учитель получил памятку с описанием основных типов учащихся испытывающих трудности на экзамене, и рекомендациями по поддержке учащихся для каждого типа
Скачать файл