Электронный журнал
Профессиональные стандарты / Планирование и организация
Психолого-медико-педагогический консилиум в школе: заседания и образцы документов
Адель Вильшанская
канд. пед. наук, рук. структурного подразделения инклюзивного и интегрированного
образования ГБОУ «Школа “Марьино” им. маршала авиации
А.Е. Голованова», Москва
Главное в статье
1. ПМПк реализует три направления в работе. Подробно о каждом направлении.
2. Работу ПМПк заместитель директора выстраивает по этапам. Что включить в каждый этап.
3. Специалисты ПМПк разрабатывают индивидуальный образовательный маршрут ученика.
4. ПМПк рекомендует родителям обследовать ребенка на ПМПК. Образец протокола.
Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) – это коллегиальный орган, который объединяет специалистов различного профиля, чтобы оказать квалифицированную помощь ученику и его родителям. Главная задача – помочь школьникам освоить образовательные программы. В статье расскажем, как заместитель директора может организовать работу ПМПк и предложим образцы документов.
Образовательная организация (ОО) предоставляет психолого-педагогическую помощь обучающимся, которым трудно освоить основную общеобразовательную программу (ООП).
ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) предписывает школам создать специальные образовательные условия для детей с ОВЗ. Школа вправе формировать структурные подразделения, чтобы помочь ученикам (ст. 27, 42 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Федеральный закон № 273-ФЗ).
В ПМПк входят:
· председатель, например, заместитель руководителя ОО;
· педагог-психолог;
· учитель-дефектолог и/или учитель-логопед;
· социальный педагог;
· медицинская сестра;
· секретарь*.
* Администрация привлекает специалистов, если их нет в школе.
Ежегодно руководитель ОО издает приказ, в котором назначает председателя и определяет состав консилиума.
Деятельность ПМПк регламентирует Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме (Положение), которое заместитель руководителя ОО разрабатывает на основании письма Минобразования России от 27.03.2000 № 27/901–6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения».
Положение включает: цель и задачи, структуру и состав ПМПк. В нем прописывают основные направления деятельности ПМПк, регламент заседаний, права и обязанности участников образовательной деятельности. Положение содержит единые формы документов для специалистов ПМПк.
ВАЖНО
Когда консультируете родителей, излагайте все сведения на доступном для них уровне.
Используйте вспомогательные средства: памятки, алгоритмы, схематические изображения
Задачи ПМПк определяют направления его деятельности. ПМПк реализует диагностико-консультативное, организационно-методическое, коррекционно-развивающее направления.
Это основное направление в работе ПМПк. Специалисты проводят первичные, текущие и итоговые диагностики обучающегося и разрабатывают совместные рекомендации.
Диагностико-консультативное направление позволяет определить причины трудностей ученика и пути их решения, проследить динамику обучающегося. Специалисты определяют индивидуальную траекторию продвижения ученика. Родителей консультируют после обследования ученика или когда проанализируют его образовательную ситуацию. Консультирует специалист, ведущий ученика, или группа специалистов. Они разъясняют трудности, которые возникают у ребенка, рекомендуют совместные действия школы и семьи, чтобы их преодолеть.
Специалисты ПМПк анализируют учебную документацию; заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), если оно есть; индивидуальную программу развития и абилитации, если у ученика есть инвалидность; результаты комплексной диагностики.
Они оценивают, есть ли в ОО кадровые и материально-технические ресурсы. При необходимости ставят вопрос, чтобы восполнить дефицит. По результатам анализа специалисты ПМПк разрабатывают индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) ученика.
ПМПк проводит экспертную оценку результативности программы коррекционной работы, а для детей с ОВЗ – уровня освоения коррекционно-развивающей области и сформированности жизненных компетенций.
Специалисты составляют индивидуальный профиль ученика по характеристикам его развития, который позволяет отследить динамику и эффективность коррекционно-образовательных мероприятий и всего образовательного маршрута в целом.
ПРИМЕР. Результаты анализа представляют по каждому из параметров по четырехуровневой шкале: 1 – максимальный уровень, 4 – минимальный. В индивидуальном профиле можно фиксировать и общие результаты продвижения ребенка, которые выражают в баллах: 0 – нет продвижения; |
Чтобы своевременно выявить учеников, которые нуждаются в психолого-педагогической и социальной помощи, предупредить трудности адаптации, организуйте профилактические ПМПк по итогам четверти или полугодия. На них обязательно присутствуют классные руководители, учителя.
Методическая деятельность ПМПк заключается в том, что специалисты участвуют в разработке программы коррекционной работы в структуре ООП или АООП, отслеживают соответствие программ коррекционно-развивающих курсов особым образовательным потребностям детей с ОВЗ.
Как вид деятельности ПМПк рассматривается в том случае, если эти же специалисты в том же составе реализуют программы коррекционно-развивающих курсов. Если в ОО создана служба сопровождения, то это направление реализует она, а ПМПк осуществляет мониторинг результативности и эффективности коррекционной работы.
К СВЕДЕНИЮ Зачем нужен ПМПк в школеОсновные задачи ПМПк в школе: 1. Обеспечивать психолого-педагогическое и социальное сопровождение обучающихся, которым трудно освоить ООП, обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. 2. Выявлять особенности развития, социализации и адаптации учащихся. 3. Создавать оптимальные условия для школьников, которым трудно освоить ООП, и обеспечивать специальные образовательные условия для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе (АООП). 4. Проводить мониторинг специальных образовательных условий в соответствии с заключением ПМПК и особыми образовательными потребностями учащихся. 5. Проводить мониторинг развития обучающихся, определять уровень освоения программ. 6. Экспертно оценивать уровень жизненных компетенций и результативности программ коррекционной работы обучающихся по АООП. 7. Участвовать в разработке и реализации АООП, программ коррекционно-развивающих курсов. 8. Консультировать родителей и педагогов
по вопросам: 9. Взаимодействовать с ПМПК, педсоветом. |
Основная форма деятельности ПМПк – заседания, которые готовит и проводит председатель.
Проводят, чтобы диагностировать особенности развития обучающегося, определить объем и содержание помощи специалистов ПМПк, индивидуальные приемы обучения.
ВАЖНО
Специалисты фиксируют в протоколе по результатам диагностики нарушенные и сохранные уровни и структуры учебно-познавательной деятельности и резервные возможности обучающегося
Специалисты ПМПк используют рекомендованные методики и учитывают возраст обучающегося. Результаты диагностики фиксируют в протоколе. Протокол оформляют в день заседания. Заключение – часть протокола, оно содержит общее мнение специалистов о необходимости и направлениях психолого-педагогической и социальной помощи.
Если специалисты ПМПк выявляют ученика, который нуждается в специальных образовательных условиях, они фиксируют рекомендации по направлению его на ПМПК в заключении.
Когда специалисты ПМПк обследуют обучающегося, могут присутствовать родители. При пролонгированном сопровождении обучающегося должно быть получено согласие родителей. Решения ПМПк носят рекомендательный характер и их доводят до сведения родителей под подпись. Копия заключения ПМПк выдается родителям.
Щадящий режим обучения, перевод на индивидуальный учебный план, очно-заочную форму обучения, коррекционно-развивающая работа, режим занятий, обследование ПМПК – все только с согласия родителей.
СПРАВКА
Если родители не согласны с рекомендациями ПМПк о том, чтобы направить ребенка на ПМПК, они отказываются в письменной форме, в дальнейшем педагоги обучают школьника по ООП
Когда ПМПк выявляет ученика с ОВЗ в школе, специалисты работают по схеме:
· родителям рекомендуют пройти обследование ПМПК, чтобы выявить специфику нарушения, определить специальные образовательные условия;
· проводят консультацию, на которой заключение ПМПк доводят до сведения родителей, разъясняют трудности ребенка и необходимость пройти ПМПК;
· специалист ПМПк помогает родителям готовить пакет документов и сопровождает родителя с ребенком, чтобы оказать необходимую помощь.
Проводят, чтобы определить промежуточную результативность коррекционной работы с учеником, изменить программу коррекционной работы или программы коррекционно-развивающих курсов.
Обучающийся и родители на ПМПк не присутствуют. Протокол оформляют по форме.
Проводят, когда определяют результаты работы специалистов сопровождения, оценивают эффективность специальных условий обучения, результативность программы коррекционной работы и программ коррекционно-развивающих курсов. Результаты ПМПк оформляют в протоколе.
Работу ПМПк школы лучше выстраивать по этапам.
Специалисты ПМПк индивидуально обследуют обучающегося. Результат этапа: на ученика составляют индивидуальное представление, которое отражают в протоколе заседания.
Специалисты ПМПк коллегиально обсуждают объем и содержание специальной помощи. Это позволяет: выработать единое представление о характере и особенностях развития ученика; спрогнозировать его развитие; определить комплекс коррекционно-развивающих мероприятий; подготовить содержание ИОМ.
Если есть необходимость, определяют последовательность работы специалистов. В соответствии с особенностями развития ученика и спецификой ОО определяют интенсивность и продолжительность циклов занятий.
ВАЖНО
Вариант АООП, форму обучения, специалистов сопровождения для детей с ОВЗ определяет ПМПК
Если у обучающегося есть заключение ПМПК, то специалисты анализируют результаты обследования. ПМПк оценивает, сможет ли ОО предоставить специальные образовательные условия; планирует содержание АООП в части программ коррекционно-развивающих курсов, определяет характер, содержание и объем коррекционной помощи специалистов, вырабатывает рекомендации для родителей обучающегося.
Специалисты ПМПк согласуют деятельность по коррекционно-развивающей работе. Определяют основные направления коррекционной работы каждого специалиста, планируют содержание программ коррекционно-развивающих курсов, разрабатывают ИОМ. График работы специалистов ПМПк отражает индивидуальное коррекционно-образовательное пространство обучающегося.
Индивидуальное коррекционно-образовательное пространство
Школа реализует рекомендации консилиума. На этот период обучающемуся назначают куратора, который отслеживает своевременность психолого-педагогической помощи и инициирует повторные заседания ПМПк.
По итогам этапа проводят динамическое или итоговое обследование ученика. Заседания ПМПк по результатам промежуточного обследования собирают, когда отмечают недостаточную или отрицательную динамику развития; меняется состояние ученика.
Специалисты ПМПк оценивают эффективность коррекционно-развивающей работы: как изменилось состояние ребенка и необходимо ли в дальнейшем работать с ним. Если специалисты продолжают работу, то она проходит по той же схеме.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.