|
|
ПЛАН:
1. Какие дети относятся к «группе риска»?
2. Что такое индивидуальное сопровождение?
3. Характеристика учащихся «группы риска» младшего школьного возраста.
Рекомендации в работе с такими детьми.
. Гиперактивные дети (дети с синдромом дефицита внимания)
. Леворукие дети
. Эмоциональные нарушения у детей.
4. Характеристика учащихся «группы риска» старшего школьного возраста
. Подростки из трудных семей
. Подростки с нарушениями в аффективной сфере (явления психической неустойчивости, явления повышенной аффект.
Возбудимости, с расторможенностью влечений, с ЗПР, олигофрены)
5. Взаимодействие между всеми специалистами, работающими с данным
контингентом детей и их родителями.
Кто относится к «группе риска».
Учащиеся "группы риска" – это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов.
К ним относятся дети с нарушениями в аффективной сфере, педагогически запущенные дети, дети с задержкой психического развития, дети с проблемами в развитии (олигофрены), дети с психопатоподобным поведением и многие другие. Изучив литературу по дефектологии и психологии, оказалось, что к данной категории можно отнести и леворукого ребенка, детей с эмоциональными нарушениями. На семинарах мы часто говорили о детях с ЗПР, поэтому сегодня нам хотелось бы затронуть очень немногочисленную группу учащихся которая встречается и среди наших детей.
Охарактеризуем немного учащихся "группы риска" младшего школьного возраста и дадим рекомендации в работе с такими детьми. Затем рассмотрим старший школьный возраст, какие проблемы могут возникнуть здесь. Ну и в конце расскажем о взаимодействии между всеми специалистами, работающими с данным контингентом детей и их родителями. Итак, организация индивидуального сопровождения, вам наверное должно быть понятно, сопровождение – это обучение, воспитание и развитие
учащегося. Так как для нас с вами является приоритетным личностно-ориентированное
образование, то мы в работе должны опираться на зону ближайшего развития
школьника и на его индивидуальные особенности. Необходимость индивидуального подхода к детям в процессе обучения и воспитания признается всеми, но осуществление его на практике дело непростое.
Задачей индивидуального подхода является наиболее полное выявление индивидуальных способов развития, возможностей ребенка, укрепление его собственной активности, раскрытие неповторимости его личности. Главное, не бороться с индивидуальными особенностями, а развивать их, изучать потенциальные возможности ребенка и строить воспитательную работу по принципу индивидуального развития.
Работа педагогов с учетом зоны ближ. развития способствует развитию у детей самоконтроля, саморегуляции в условиях контроля со стороны учителя.
Опираясь на зону ближайшего развития ребенка, нам будет легче работать с учащимися "группы риска". Как ни кто другой, они требуют пристального внимания и изучения их индивидуальных особенностей, а так же разработки программ коррекционного развития.
А теперь конкретно остановимся на некоторых из них.
Младшие школьники «группы риска».
. Гиперактивные дети или дети с синдромом дефицита внимания.
Детей с нарушениями такого типа невозможно не заметить, поскольку они резко выделяются на фоне сверстников своим поведением. Можно выделить такие черты, как чрезмерная активность ребенка, излишняя подвижность, суетливость, невозможность длительного сосредоточения внимания на чем-либо. В последнее время специалистами показано, что гиперактивность выступает как одно из проявлений целого комплекса нарушений отмечаемых у таких детей. Основной же дефект связан с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля.
Синдромы дефицита внимания считаются одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения среди детей младшего школьного возраста, причем у мальчиков фиксируются чаще, чем у девочек. Поступление в школу создает серьезные трудности для детей с недостатками внимания, так как учебная деятельность предъявляет повышенные требования к развитию этой функции.
Как правило, в подростковом возрасте дефекты внимания у таких детей сохраняются, но гиперактивность обычно исчезает и нередко сменяется инертностью психической деятельности и недостатками побуждений. Основные нарушения поведения сопровождаются серьезными вторичными нарушениями, к числу которых относятся слабая успеваемость и затруднения в общении с другими людьми.
Низкая успеваемость – типичное явление для гиперактивных детей. Она обусловлена особенностями их поведения, которое не соответствует возрастной норме и является серьезным препятствием для полноценного включения ребенка в учебную деятельность. Во время урока этим детям сложно справляться с заданиями, т.к. они испытывают трудности в организации и завершении работы, быстро выключаются из процесса выполнения задания. Навыки чтения и письма у них значительно ниже, чем у сверстников. Их письменные работы выглядят неряшливо и характеризуются ошибками, которые являются результатом невнимательности, невыполнения указаний учителя или угадывания. Гиперактивность влияет не только на школьную неуспеваемость, но и на
взаимоотношения с окружающими. Эти дети не могут долго играть со сверстниками, среди остальных они являются источником постоянных конфликтов и быстро становятся отверженными. Большинству таких детей свойственна низкая самооценка. У них нередко
отмечается агрессивность, упрямство, лживость и другие формы асоциального
поведения. В работе с гиперактивными детьми большое значение имеет знание причин
наблюдаемых нарушений поведения. Этиология и патогенез гиперактивности изучались специалистами. Они пришли к выводу, что здесь играют такие факторы:
- органические поражения мозга;
- перинатальная патология (осложнения во время беременности);
- генетический фактор (наследственность);
- социальные факторы (последовательность и систематичность
воспитательного воздействия).
Исходя из этого, работа с гиперактивными детьми должна проводиться комплексно, с участием специалистов разных профилей и обязательным привлечением родителей и учителей. Прежде всего, следует учесть, что важное место в преодолении синдрома
дефицита внимания принадлежит медикаментозной терапии. Поэтому, необходимо убедиться в том, что такой ребенок находится под наблюдением врача. Для организации занятий с гиперактивными детьми специалист может использовать специально разработанные коррекционно - развивающие программы на увеличение объема внимания, на распределение внимания, на усиление концентрации и устойчивости внимания, переключения внимания. Педагог должен объяснить родителям гиперактивного ребенка, что им необходимо придерживаться определенной тактики воспитательных воздействий.
Они должны помнить, что улучшение состояния ребенка зависит не только от специально назначаемого лечения, но, в значительной мере, еще и от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему. Не менее ответственная роль в работе с гиперактивными детьми принадлежит учителям. Нередко педагоги, не справляясь с такими учениками, под разными предлогами настаивают на их переводе в другую школу. Однако, эта мера, проблем ребенка не решает. Вместе с тем, выполнение некоторых рекомендаций может способствовать нормализации взаимоотношений учителя с беспокойным учеником и поможет ребенку лучше справляться с учебной нагрузкой.
В отношении дальнейшего развития таких детей нет однозначных прогнозов.
У многих серьезные проблемы могут сохраняться и в подростковом возрасте.
Леворукий ребенок в школе
Левшами являются около 10% людей, причем доля леворуких имеет тенденцию
к увеличению. Леворукость – очень важная индивидуальная особенность
ребенка, которую необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.
Асимметрия рук, т.е. доминирование правой или левой руки, или предпочтение
какой-либо из рук, обусловлена особенностями функциональной асимметрии
полушарий головного мозга. У левшей отмечается менее четкая специализация в
работе полушарий головного мозга.
Специфика латерализации мозговых функций левшей влияет на особенности их
познавательной деятельности, к числу которых относятся: аналитический
способ переработки информации, лучшее опознание вербальных стимулов, чем
невербальных; сниженные возможности выполнения зрительно – пространственных
заданий.
До недавнего времени леворукость представляла серьезную педагогическую
проблему. Детей приучали писать правой рукой. Отсюда наносили вред здоровью
детей. (неврозы и невротические состояния).
В последние годы школа отказалась от практики переучивания леворуких
детей и они пишут удобной для них рукой. Очень важно определить направление
«рукости» ребенка до начала обучения: в детском саду или при приеме в
школу.
Определение ведущей руки ребенка необходимо для того, чтобы полнее
использовать его природные особенности и снизить вероятность осложнений,
возникающих у леворуких при переходе к систематическому школьному обучению.
Таким образом, вопрос о переучивание леворукого ребенка в каждом конкретном
случае должен решаться строго индивидуально с учетом индивидуальных
физиологических и психологических особенностей, адаптационных возможностей
организма и личных установок ребенка.
В деятельности леворукого ребенка особенности организации его
познавательной сферы могут иметь следующие проявления:
1. Сниженная способность зрительно – двигательных координаций: дети плохо справляются с задачами на срисовывание графических изображений; с трудом удерживают строчку при письме, чтении, как правило, имеют плохой почерк.
2. Недостатки пространственного восприятия и зрительной памяти, зеркальность письма, пропуск и перестановка букв, оптические ошибки.
3. Для левшей характерна поэлементная работа с материалом, раскладывание по «полочкам».
4. Слабость внимания, трудности переключения и концентрации.
5. Речевые нарушения: ошибки звукобуквенного характера.
Одной из наиболее важных особенностей леворуких детей является их эмоциональная чувствительность, повышенная ранимость, тревожность, сниженная работоспособность и повышенная утомляемость.
Кроме того, немаловажное значение может иметь и тот факт, что примерно у 20% леворуких детей в анамнезе отмечаются осложнения в процессе беременности и родов, родовые травмы. Повышенная эмоциональность леворуких является фактором, существенно осложняющим адаптацию в школе. У левшей вхождение в школьную жизнь происходит значительно медленнее и более болезненно.
Эти дети нуждаются в специальных занятиях, направленных на развитие:
- зрительно – моторной координации;
- точности пространственного восприятия;
- зрительной памяти;
- наглядно – образного мышления;
- способности к целостной переработке информации;
- моторики;
- фонематического слуха;
- речи.
При организации развивающей работы может возникнуть необходимость в привлечении к сотрудничеству логопеда, дефектолога, психолога. Рекомендации учителям. Постановка техники письма у левшей специфична. Для леворукого ребенка одинаково неудобно как правонаклонное, так и левонаклонное письмо, т.к. при письме он будет загораживать себе строку рабочей рукой. Поэтому руку следует ставить так, чтобы строка была открыта.
Для леворуких рекомендуется правонаклонный разворот тетради и прямое письмо. При овладении письмом леворукий ребенок должен выбрать для себя тот вариант начертания букв, который ему удобен. Требовать от левши безотрывного письма противопоказано. В классе леворуких детей рекомендуется сажать у окна, слева за партой. В таком положении ребенок не мешает соседу, и его рабочее место имеет достаточную освещенность. Парта ребенка должна быть размещена таким образом, чтобы информационное поле совмещалось с ведущим глазом. Так, если ведущим является левый глаз, то классная доска, рабочее место учителя должны находиться в левом зрительном поле учащегося.
Итак, леворукий ребенок может иметь в школе немало проблем. Но следует
отметить, что леворукость является фактором риска не сама по себе, а в связи с теми определенными нарушениями и отклонениями в развитии, которые могут встретится у конкретного ребенка. Далеко не все леворукие дети, особенно если в дошкольном детстве уделялось внимание их полноценному психическому развитию, будут иметь серьезные осложнения при овладении учебной деятельностью.
Эмоциональные нарушения в младшем школьном возрасте
Развитие эмоционально – волевой сферы – один из важнейших компонентов
готовности к школе. Один из наиболее распространенных вопросов у учителей
является проблема эмоциональной неустойчивости, неуравновешенности
учащихся. Педагоги не знают как вести себя со школьниками чрезмерно
упрямыми, обидчивыми, плаксивыми, тревожными.
Условно можно выделить три наиболее выраженные группы так называемых
трудных детей, имеющих проблемы в эмоциональной сфере.
> Агрессивные дети. Безусловно в жизни каждого ребенка бывали
случаи, когда он проявлял агрессию, но выделяя данную группу,
обращается внимание на степень проявления агрессивной реакции,
длительность действия и характер возможных причин, порой
неявных, вызвавших аффективное поведение.
> Эмоционально – расторможенные дети. Эти дети на все реагируют
слишком бурно: если они выражают восторг, то в результате своего
экспрессивного поведения заводят весь класс, если они страдают –
их плач и стоны будут слишком громкими и вызывающими.
> Слишком застенчивые, тревожные дети. Они стесняются громко и
явно выражать свои эмоции, тихо переживают свои проблемы, боясь
обратить н себя внимание.
Учителю, работающему с детьми, у которых есть трудности в развитии
эмоциональной сферы, на диагностическом этапе необходимо определить
особенности семейного воспитания, отношение окружающих к ребенку, уровень
его самооценки, психологический климат в классе. На этом этапе используются
такие методы, как наблюдение, беседа с родителями и учащимися.
В психологической литературе выделяются различные типы неправильного
воспитания. Остановимся на четырех наиболее распространенных типах
неправильного воспитания.
1. Неприятие. Это те семьи, где рождение ребенка было
нежелательным, или в случае, если планировался мальчик, родилась
девочка, т.е. когда ребенок не удовлетворяет начальные ожидания
родителей. Или такие семьи, где о ребенке заботятся, но нет
душевного контакта.
2. Гиперсоциальное воспитание. Причина его в неверной ориентации
родителей. Это слишком «правильные» люди, пытающиеся педантично
выполнять все рекомендации по «идеальному» воспитанию.
Гиперсоциальный ребенок вынужден постоянно подавлять свои
эмоции, сдерживать свои желания. Отсюда может возникнуть
агрессия или замкнутость.
3. Тревожно-мнительное воспитание, наблюдается в тех семьях, где
ребенок единственный или очень болезненна тревога за ребенка. В
таком случае ребенок несамостоятелен, обидчив, робок.
4. Эгоцентрический тип восприятия – Ребенку, часто единственному,
долгожданному навязывают представление о себе как о
сверхценности: он кумир. В результате ребенок не принимает во
внимание интересы окружающих.
Итак, семья является одним из важнейших факторов, влияющих на
эмоциональную сферу. Однако нельзя не учитывать, что порой эмоциональный
стресс у детей провоцируют педагоги, сами того не желая и не осознавая. Они
требуют такого поведения и уровня успеваемости, которые для некоторых
являются непосильными. Игнорирование со стороны учителя индивидуальных и
возрастных особенностей каждого ребенка может быть причиной негативных
психических состояний учащегося, школьных фобий, когда ребенок боится идти
в школу, отвечать у доски.
Таким образом, к основным факторам, влияющим на эмоциональные нарушения,
относятся:
1) природные особенности (тип темперамента)
2) социальные факторы:
- тип семейного воспитания;
- отношение учителя;
- отношения окружающих.
Таким детям требуется доброжелательное и понимающее общение, игры,
рисование, подвижные упражнения, музыка, а самое главное – внимание к
ребенку. Родителям таких детей нужно рекомендовать соблюдение режима дня.
Общаясь с детьми, испытывающими эмоциональные затруднения, родителям и
педагогам можно предложить следующие рекомендации.
рекомендации учителям,
как работать с гиперактивными детьми
- РАБОТУ С ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЕНКОМ СТРОИТЬ ИНДИВИДУАЛЬНО, ПРИ ЭТОМ ОСНОВНОЕ ВНИМАНИЕ ОТВЛЕКАЕМОСТИ И СЛАБОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;
- по возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка с синдромом
дефицита внимания и поощрять его хорошее поведение;
- во время уроков ограничивать до минимума отвлекающие факторы. Этому
может способствовать, в частности, оптимальный выбор места за партой
для гиперактивного ребенка - в центре класса напротив доски;
- предоставлять ребенку возможность быстро обращаться за помощью к
учителю в случаях затруднения;
- учебные занятия строить по четко распланированному, стереотипному
распорядку;
- научить гиперактивного ребенка пользоваться специальным дневником или
календарем;
- задания, предлагаемые на уроке, писать на доске;
- на определенный отрезок времени девать только одно задание;
- дозировать ученику выполнение большого задания, предлагать его в виде
последовательных частей и периодически контролировать ход работы над
каждой из частей, внося необходимые коррективы;
- во время учебного дня предусматривать возможность для двигательной
"разрядки": занятия физическим трудом, спортивные упражнения.
эмоциональные нарушения у детей
. АГРЕССИВНЫЕ ДЕТИ
. Эмоционально - расторможенные дети
. Тревожные дети
Следующие рекомендации:
1. Нельзя стремиться учить ребенка подавлять свои эмоции, задача в том,
чтобы научить детей правильно направлять, проявлять свои чувства.
2. Эмоции возникают в процессе взаимодействия с окружающим миром.
Необходимо научить ребенка адекватным формам реагирования на те или
иные ситуации или явления внешней среды.
3. Не надо ограждать ребенка от отрицательных переживаний. Это невозможно
в повседневной жизни, и искусственное создание "тепличных условий"
лишь на время снимает проблему, а через некоторое время она встает
более остро. Здесь нужно учитывать не просто модальность эмоций
(отрицательные или положительные), а, прежде всего, их интенсивность.
4. Чувства ребенка нельзя оценивать, невозможно требовать, чтобы он не
переживал того, что он переживает. Как правило, бурные аффективные
реакции - это результат длительного сдерживания эмоций.
Проблема "группы риска" среди подростков
Данная проблема особенно актуальна именно с детьми от 10 до 14 – 15 лет.
Особое внимание к душевному здоровью подростков, а также к своевременному
выявлению и профилактике различных отклонений необходимо по трем причинам.
Во-первых, морфологические и физиологические изменения, приходящиеся на
пубертатный период, делают организм подростка более уязвимым и повышают
риск соматических заболеваний. Во-вторых, именно в подростковом возрасте
впервые проявляются многие нервные и психические заболевания. В-третьих,
естественное для этого возраста расширение сферы социальных отношений дает
подростку новый социальный опыт, овладеть которым очень сложно.
Категория «трудных» подростков весьма разнородна и обширна, и нет
возможностей охватить все варианты трудностей. Поэтому, мы остановимся,
только на тех, кто вызывает наибольшее беспокойство родителей и педагогов.
Прежде всего как фактор риска, следует назвать дисгармоничную семью.
Вторым фактором можно назвать соматические заболевания и тяжелые травмы.
Не менее опасны заболевания ЦНС, которые могут вести к возникновению
церебрастенических состояний или расстройств, ведущих к личностным
изменениям.
Третий фактор риска, - неблагополучная ситуация в отношении подростка со
сверстниками.
Первыми рассмотрим подростков с явлениями психической неустойчивости.
Термин «психическая неустойчивость» многозначен. Они описываются под
разными названиями: «безвольные», «повышенно - внушаемые», «с неустойчивым
настроением».
Клиника синдрома психической неустойчивости детей и подростков в детской
психиатрии и дефектологии описана в рамках различных нозологических групп.
К ним относятся остаточные явления раннего органического поражения ЦНС
ребенка с «органическим» инфантилизмом, психогенно обусловленное аномальное
формирование личности при дефектах воспитания в условиях безнадзорности. У
этих детей отличается отсутствие чувства долга, неспособность тормозить
свои желания, подчиняться требованиям школьной дисциплины. Они быстро
теряют интерес к занятиям и постоянно нуждаются в стимуляции извне
(поощрение, напоминание, перемена видов деятельности). Мало способные к
волевому усилию, при затруднениях в учебе они нередко уходят с уроков,
катаются на городском транспорте, играют в футбол. Побеги из школы и дома
являются одной из основных форм защитной реакции, хотя в значительной мере
служат удовлетворением инфантильных потребностей.
Таким образом, результаты клинико-психологического исследования
показывают, что нарушения поведения у подростков с психической
неустойчивостью связаны с аномалией развития по типу эмоционально –
волевой, личностной незрелостью. Психологическое исследование выявляет
негрубую недостаточность интеллектуальной сферы как в плане ее общей
незрелости, так и недостаточности отдельных функций.
В этом случае, психолого-педагогическая коррекция может быть успешной
лишь при так называемой поддерживающей медикаментозной терапии, уменьшающей
церебрастению, вегетативную дистонию.
При рано сформированной и стойкой микросоциальной и педагогической
запущенности нереалистично начинать психолого-педагогическую коррекцию с
попыток ликвидации неуспеваемости, это может привести к еще большему
протесту. Более актуальные пути, направленные на формирование личностных
качеств – правильной самооценки, чувства ответственности и долга,
целенаправленной деятельности.
Подростки "группы риска" с преобладанием явлений аффективной
возбудимости. Центральное проявление их школьной дезадаптацией –
аффективные разряды, направленные на сверстников и взрослых. Склонность к
разрешению конфликтов путем агрессии делает такого подростка опасным для
окружающих. Данные педагогических характеристик и психологического
исследования указывают на педагогическую запущенность, недостаточную
сформированность общих знаний и представлений, отставание в речевом
развитии, выраженное отрицательное отношение к учебе, установку на
физический труд. Все это относится к социальным факторам. К биологическим
факторам, способствующим аффективной возбудимости, относится ускоренный
половой метаморфоз с бурным физическим ростом. В генезе аффективной
возбудимости определенное место принадлежит легкой органической
недостаточности нервной системы. Декомпенсация поведения по типу
аффективной возбудимости является как бы «болезнью роста».
Подростки с ЗПР.
Важность проблемы, рассмотрения подростков с ЗПР, определяется как рядом
трудностей в поведении, часто возникающих у этих детей в подростковом
возрасте и нуждающихся в лечебно-педагогической коррекции, так и
необходимость дифференциации трудовой подготовки.
Сравнивая клинико-психологическую структуру «трудных подростков» и
подростков, не входящих в группу риска, можно сделать следующие выводы,
отражающие патогенез нарушений поведения.
1. Нарушения поведения обнаруживают связь с различными видами
неполноценности ЦНС, отсюда нарушение познавательной
деятельности, эмоциональная незрелость, отклонение темпа
полового созревания.
2. В формировании нарушений поведения бесспорная роль принадлежит
социальному фактору, неблагоприятным условиям воспитания и
окружения, неадекватным условиям обучения, явлениям
микросоциальной и педагогической запущенности.
3. Значительная часть нарушений имеет и половые различия в
расторможенности влечений у мальчиков чаще выступает склонность
к алкоголизации, побегам, агрессии, у девочек – повышенная
сексуальность.
Формирование нарушений поведения тесно связано и с явлениями
педагогической запущенности.
Анализ нарушений у подростков с ЗПР подтверждает мнение о роли
благоприятных условий обучения и воспитания в профилактике декомпенсации
поведения. В условиях специального обучения асинхрония развития,
свойственная психическому инфантилизму, в значительной мере сглаживается за
счет целенаправленного формирования как личностных свойств, так и навыков
произвольной деятельности.
Характеристика рассмотренных нами детей "группы риска" может помочь нам
в следующем наиболее важном этапе – это разработка методов психолого-
педагогической коррекции, дифференцированной в зависимости от того или
иного типа нарушения поведения у подростков
Взаимодействие между всеми специалистами, работающими с данным
контингентом детей и их родителями.
Организация обучения и воспитания детей "группы риска" должна
осуществляться всесторонне, только тогда она будет эффективна. Врач
психоневролог, дефектолог, психолог, логопед, социальный педагог. Этим
детям требуется медикаментозная терапия, которую осуществляет врач –
психолог.
Основными направлениями деятельности психолога являются оптимизация
общения подростка со сверстниками и взрослыми, формирование у него чувства
собственного достоинства и уверенности в себе, развитие умения ставить
перед собой цели и владеть собой. В своей работе психолог должен
использовать такие методы, как наблюдение, беседа с родителями и учителями,
с самим учащимся проективные методы (например, рисунок «семья»,
незаконченные предложения). Если с родителями и педагогами установились
доверительные отношения, если они нацелены на сотрудничество с психологом
для оказания помощи ребенку, можно использовать различные методики,
обучающие рефлексивному анализу своей деятельности как родителя,
воспитателя и учителя.
Различные диагностические приемы, такие как, портрет моей семьи,
несуществующее животное и др., помогают школьному психологу выявить прежде
всего возможные причины дезадаптивного поведения ребенка, характер
внутренних проблем, особенности защитных механизмов.
Практический психолог должен применять в работе с такими детьми
различного рода тренинги и аутотренинги. Так как у детей "группы риска"
наблюдаются нарушения в познавательной деятельности, то работа дефектолога
будет заключаться в развитии у этих детей таких процессов, как внимание,
памяти, мышления, развития восприятия и ориентировки в пространстве,
использовать в своей работе коррекционные упражнения, направленные на
развитие образного, логического мышления, формирование приемов
самоконтроля.
В задачу логопеда будут входить следующие направления работы:
обследование состояния речи этих детей, работа по исправлению
звукопроизношения, развитие словарного запаса (как правило, у этих детей
отличается общее недоразвитие речи), устранение оптической дисграфии и
дислексии, восполнение пробелов по русскому языку.
Большая роль в работе с детьми "группы риска" отводится социальному
педагогу. Он должен изучать совместно с практическим психологом медико-
психологические, возрастные, личностные особенности детей, их способности,
интересы, отношение к школе, учебе, поведение, круг общения, выявлять
позитивные и негативные влияния в структуре личности ребенка.
Социальному педагогу важно знать о материальных и жилищных условиях
подопечных, ему необходимо систематически анализировать те или иные
жизненные коллизии, для того чтобы помочь ему и педагогам найти правильные
пути решения и выхода из неблагоприятных ситуаций. Он должен
взаимодействовать с различными социальными службами, оказывая необходимую
помощь детям. Немаловажным компонентом деятельности социального педагога
является своевременное формирование у детей социально значимых межполовых
отношений, так же социальный педагог организует правовое просвещение среди
педагогов, учащихся, разъясняя им их права и обязанности.
Воспитатели ГПД должны находиться в тесном сотрудничестве с педагогами и
родителями таких детей. Для преодоления пагубных привычек использовать
беседы, проводить интересные мероприятия для вовлечения этих детей в
коллектив. Завершая разговор о детях "группы риска", уместно выделить
несколько общих правил, которые необходимо соблюдать в работе с этой
категорией детей.
Во-первых, ответственность педагога здесь особенно велика, поскольку от
правильности и точности выводов во многом зависит судьба ученика. Любая
догадка (например, о необходимости обращения к другим специалистам за
помощью) должна быть тщательно проверена в диагностической работе.
Во-вторых, необходимы особая осторожность и продуманность в тех случаях,
когда требуется рассказать другим людям о проблемах ребенка. Для этого
следует отказаться от клинико-психологической терминологии и использовать
лишь обыденно – житейскую лексику. При этом необходимо давать родителям и
другим учителям ясные и точные рекомендации, как помочь ребенку,
испытывающему трудности.
В-третьих, следует обращать особое внимание на особенности семейной
ситуации. Работа с семьей ребенка "группы риска" оказывается зачастую более
важным средством психопрофилактики, чем работа с группой учеников и с
учителями. Соблюдение этих условий дает возможность помочь ребенку, создать
условия для компенсации трудностей.
Выделяют 3 основные причины неуспеваемости:
1. Физиологические;
2. Психологические;
3. Социальные
Физиологические причины – частые болезни, общая слабость здоровья, инфекционные болезни, болезни нервной системы, нарушение двигательной функции.
Психологические причины – особенности развития внимания, памяти, мышления, медленность понимания, недостаточный уровень развития речи, несформированность познавательных интересов, узость кругозора.
Социальные причины – неблагополучные условия жизни, недостойное поведение родителей, отсутствие домашнего режима, безнадзорность ребенка, материальное положение семьи.
Неуспеваемость возникает в результате выраженного функционального напряжения, ухудшения здоровья, нарушения социально-психологической адаптации, снижения успешности обучения (повышения уровня неудовлетворенности оценок по основным предметам).
При этом в основе неуспеваемости лежит не одна из этих причин, а несколько и довольно часто они действуют в комплексе. Отсюда у ученика возникает ряд проблем: в общении, в поведении, в обучении.
С точки зрения психологии причина неуспеваемости делится на 2 группы:
1. Недостатки познавательной деятельности
- несформированность приемов учебной деятельности;
- недостатки развития психических процессов, главным образом мыслительной сферы ребенка;
- неадекватное использование ребенком своих индивидуально-типологических особенностей.
2. Недостатки в развитии мотивационной сферы ребенка.
I. Недостатки познавательной деятельности.
Несформированность приемов учебной деятельности
Такие дети просто не умеют учиться, т.к. учебная деятельность требует овладения определенными ЗУНами: счет в уме, заучивание стихотворения наизусть и т.д. Такие дети усваивают материал без предварительной логической обработки, выполняют различные упражнения без предварительного усвоения соответствующих правил. Они формально усваивают учебные приемы (например, могут вычленять основные части текста по образцам, а не по смысловым связям). Таким образом, такие дети выбирают определенные способы и приемы работы интуитивно, а не с помощью ЗУН. и со временем эти неправильные навыки в работе закрепляются.
РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ
Главная задача заключается в том, чтобы просто перестроить приемы и способы работы с материалом, которые уже имеются у ученика, а не разрушать нежелательные способы.
ПРИМЕР: если ребенок вычленяет основные части текста по образцам, а не по смысловым связям, то необходимо использовать такие приемы смысловой обработки, как: - выделение опорных пунктов;
- составление плана тезисов;
- составление логической схемы прочитанного;
- формулирование главной мысли.
Постепенно ребенок привыкает к тому, что любой текст, в виде задания, правила, он будет разбивать на эти составляющие смысловой обработки.
Недостатки развития психических процессов
Эта психологическая причина неуспеваемости является более скрытой и менее очевидной для преподавателя. И здесь говорится, прежде всего, о недостаточном развитии мышления, т.к. именно мышление является важнейшим среди психических процессов, влияющих на обучаемость школьника. Но естественно мышление в сочетании с памятью и вниманием.
НАПРИМЕР: слабоуспевающие дети показывают хорошие результаты при запоминании чисел, слов доступных им по содержанию текста, близкого к жизненному опыту. Однако при запоминании более сложных текстов, где уже нужно использовать логическую память тесно связанную с процессом мышления, они дают худшие результаты.
Поэтому не память и внимание, а специфика мыслительной деятельности является первоисточником трудностей у значительной части неуспевающих детей.
РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ
Для преодоления неуспеваемости у интеллектуально пассивных школьников необходимо формировать интеллектуальные умения в виде тренировки ряда мыслительных операций: абстрагирования, обобщения, анализа, классификации, сравнения. При этом необходимо определить, какая конкретная операция страдает, и довести до уровня осознания.
Неадекватное использование ребенком своих индивидуально-типологических особенностей
Здесь рассматривается сила нервной системы, которая отвечает за выносливость, работоспособность ребенка. Чем выше сила нервной системы, тем выше уровень работоспособности.
Поэтому неуспевающим ребенком станет тот ученик, у которого слабая сила нервной системы, и которые устают от длительной напряженной работы. Как правило, эти дети чаще допускают ошибки, медленно усваивают материал. Такие дети чувствуют себя не уютно, а следовательно и не справляются с заданием в ситуации, когда учитель требует немедленного ответа.; в ситуации, требующей распределения внимания или его переключения с одного вида деятельности на другой (пример: опрос + запись в тетрадь).; в ситуации, когда необходимо усвоить разнообразный по содержанию материл.
РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ
Необходимо формирование индивидуального подхода к таким ученикам при дозировке домашнего задания, определении вариантов классных и контрольных работ, учитывать степень их подготовленности. А так же:
- дать ученику на обдумывание поставленного вопроса небольшое количество времени;
- не заставлять отвечать новый, только что усвоенный на уроке материал;
- путем правильной тактики опросов и поощрений сформировать уверенность в своих силах в своих знаниях, в возможности учиться;
- следует осторожно оценивать неудачи ученика;
- желательно чтобы ответы таких учеников были письменными, а не устными.
II. Недостатки в развитии мотивационной сферы ребенка.
Несформированность у школьника положительной, устойчивой мотивации к учебной деятельности может стать ведущей причиной неуспеваемости. Что в этом случае делать учителю?
РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ
1. Усилия учителя должны быть направлены на формирование устойчивой мотивации достижения успеха, с одной стороны и развитие учебных интересов с другой.
2. Формирование устойчивой мотивации достижения успеха возможно с повышением самооценки школьника (тем самым самооценка играет положительную роль в утверждении личности ребенка как школьника в посильных для него видах деятельности).
3. Преодоление неуверенности школьника в себе, т.е. рекомендуется ставить перед учеником такие задачи, которые будут ему посильны, выполнимы и соответствовать его возможностям.
4. Стараться вычислить те сферы деятельности, в ходе выполнения которых ученик может проявить инициативу и заслужить признание в школе.
5. Рекомендуется закрепить осознание школьником имеющихся у него достижений и успехов.
6. Полезно поощрять, отличать и фиксировать малейшие удачи ребенка в учебной деятельности (тем самым не дать закрепиться новым неудачам).
7. Подробное обоснование поставленной оценки, а также выделение критериев, по которым идет оценивание, чтобы они были понятны самому ученику.
8. Формирование учебных интересов (дополнительный развивающий материал, обращение к непосредственному жизненному опыту, широкое использование собственных наблюдений, использование на уроке наглядного материала).
За последние годы появилось много литературы по проблеме левшества у детей. Наука не стоит на месте, этим вопросом занимаются нейропсихологи, психологи, врачи, дефектологи и логопеды. Данная категория детей вызывает столь повышенный интерес специалистов своей спецификой поведения, необычностью мышления и часто возникающими, к сожалению, разноплановыми трудностями обучения. Причем это относится не только к тем, кто пишет левой рукой, поскольку часть детей переучена и пишет-то правой, но и к амбидекстрам (в равной мере использующим обе руки), и к детям с признаками левшества, например, с ведущим левым глазом при ведущей правой руке.
Имея двух собственных уже выросших детей-левшей, я, кроме того, проработала более десяти лет и в качестве учителя начальных классов, и в роли дефектолога, поэтому через мои руки прошло уже более пятидесяти неправшей с различными проблемами и трудностями как обучения, так и адаптации. Полностью избавить ребенка от его ошибок как в рамках определенной школьной дисциплины, так и в поведенческом плане удается крайне редко, и чем раньше начата эта работа, тем лучше.
Главное – вовремя почувствовать и понять, что ваш ребенок в чем-то не такой, как другие дети. Дело в том, что рисовать и пользоваться ложкой он может и правой рукой, имея при этом другие признаки левшества. Но при этом он, например, не любит рисовать, медлителен, немного запинается в начале фразы, почему-то плоховато считает, да и читает медленно, совсем не прибавляя в скорости чтения... Вовсе не обязательно наличие всех перечисленных признаков. А многие "истинные" левши, все делая левой рукой, великолепно считают, много читают, часто бывают отличниками, но мамы этих благополучных левшей знают немало тягот воспитания своих любимых деток.
На сегодняшний момент много специалистов в детских консультационных центрах готовы прийти на помощь данной категории ребят. Не поленитесь, воспользуйтесь этой возможностью – многое в отношении вашего ребенка вам станет понятнее! Специалисты проведут нейропсихологическое обследование, тесты по выявлению "рукости" и сенсорной предпочтительности (глаз, ухо). Будут даны рекомендации по решению вопроса с переучиванием или непереучиванием в случае амбидекстрии или ведущей левой руки, так как это вопрос сложный. Очевидно, что по результатам нейропсихологического обследования ребенка будет дан прогноз и квалификация возможных трудностей обучения. А если необходимо, то и проведена предварительная коррекция, а затем подобрана индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, предусматривающая обучение специальному подходу к ребенку его близких.
Это огромный прогресс, ведь такая помощь стала оказываться относительно недавно. Главными помощниками левше должны стать постоянно окружающие его люди – родители, а потом уже воспитатели и учителя. Но неграмотные, понаслышке применяемые методы могут принести лишь вред. Поэтому лучше, если взрослые позаботятся о своем малыше вовремя. Мои собственные левши уже выросли, давно закончили школу, но скольких проблем я могла бы избежать в свое время, если бы 20 лет назад можно было получить такую консультацию!
Ребенок приходит в школу, а трудности таки начинаются! Ведь дело не в руке, хотя и в ней, конечно, тоже. Разного рода проблемы обусловлены множеством причин: состоянием ряда высших психических функций, таких, как, например, память, уровнем развития зрительно- и слухомоторной координации, несформированностью пространственных представлений, типом функциональной асимметрии полушарий мозга и межполушарным взаимодействием.
Но, несмотря ни на что, неправши учатся, и их успехи намного ценнее победного продвижения вперед уверенных правшей. За годы работы с учениками начальной школы я не перестаю восхищаться изобретательности левшей. Главное – принимать их, понимать причины их поведения, чтобы не обижаться, – а левши не подстраиваются под окружающих, – объяснять им, казалось бы, совсем понятное и учить вовремя задавать вопросы, чтобы не упустить момент, с которого началось непонимание.
Сколько трудностей вокруг поджидает маленького левшу, а особенно в школе, созданной для правшей! Сидеть леворукий малыш должен так, чтобы его не толкали под руку, значит, на парте слева. Расположение же парты должно соответствовать его ведущему глазу и уху, то есть быть как можно левее, ведь чаще всего поле зрения левши сдвинуто именно вправо.
Не стоит сажать левшу на проходе, он очень чувствителен к постоянному движению между партами, да и порядок на его рабочем месте часто оставляет желать лучшего.
На листе в тетради левша игнорирует левую часть и без зазрения совести выезжает на соседнюю правую страницу. Не чувствуя границ, левша не жалует перенос слов, предпочитая безжалостно втискивать слово в крошечный интервал, либо оставляет полстроки справа пустой, чтобы не связываться с правилами, в которых он немилосердно путается. И интеллект тут ни при чем, пространство чинит бедному левше препятствия на каждом шагу. Правша не знает этих мук! А изобретательный левша придумывает свои собственные способы ориентации в мире.
О том, с каким трудом дается ему пространство, свидетельствует вопрос второклассника:
– Перед "но" всегда ставится запятая, а после "он"? – Бедняга проследил взглядом за местом запятой и, прочитав слово "но" слева направо, задумался над интересной проблемой. Если бы он не был приучен выяснять "непонятность", то мог бы промыслить несколько минут и пропустить часть урока, хотя формально находился в классе. Есть у левшей и так называемые излюбленные ошибки, к которым относятся ча-ща, написанные через "я", чу-щу через "ю", а жи-ши – через "ы". А как они любят пропустить "ь", обозначающий смягчение, обязательно вставив его в слово "песьня"!.. Сколько таких примеров пройдет перед глазами, пока выросшие малыши зайдут попрощаться после последнего звонка!
Поскольку идет описание проблем, то можно остановиться и на трудностях, связанных с движением глаз при чтении. Известно, что мы читаем слева направо. Определившись с проблемой "слева" – кто по родинке, кто сложнее, мысленно представляя себя на кухне, где с мамой учился читать, ребенок начинает "слогосложение" и – о ужас! – возвращается к началу слова для уточнения... Возвращаясь, он тоже читает! Слушающие недоумевают, класс не может следить за прочитанным, а неправша с грустью останавливается и... способен пересказать! И эта трудность временна, направление движения глаз при чтении автоматизируется, но сколько еще таких досадных ошибок впереди! Конечно, не у всех левшей встречаются именно перечисленные проблемы. У меня за годы работы набралась целая коллекция подобных шедевров, свидетельствующих о сложностях в бедных головах. Взрослому бессмысленно задаваться риторическим вопросом: "Почему ты опять ошибся?!" Следует переставить акцент на слово "почему". В чем причина сбоя? Как помочь мучающемуся ребенку? Не у многих родителей хватает выдержки...
Немало трудностей сулит левше и математика. Поскольку счет тоже связан с пространственными представлениями, то часть неправшей считает крайне медленно, долго, при помощи пальцев, не в состоянии запомнить таблицу сложения в пределах 10. Освоив устный счет, левша начинает "пробуксовывать" с письменными вычислениями в столбик, особенно в случае перехода через разряд при сложении или вычитании. Какие замечательные объяснения своим действиям он изобретает! И тоже наконец справляется и с этими премудростями. А ведь есть приемы, обеспечивающие детям с элементами левшества достаточно благополучное продвижение вперед.
Много неувязок возникает у неправшей, в большинстве очень чувствительных, в процессе адаптации к школе; а той категории, которая не очень утруждает себя сложностями человеческих взаимоотношений, надо объяснять каждое сложившееся недопонимание.
И если ваше семилетнее чадо в конце четверти на прямо поставленный вопрос об имени соседки по парте удивляется, недоумевая, кому это надо, то, значит, пора приниматься за работу, называемую психолого-педагогическим сопровождением левшей.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.