Для психолога

  • doc
  • 10.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Deti_s_problemami_v_povedenii.doc

 

Дети с проблемами поведения

Они раздражительные, дерутся, ругаются и наводят страх на окружающих, в том числе на родителей. Иногда это не дети "с характером", а дети с органическими проблемами.

Специалисты согласны с утверждением, что лекарственное лечение стоит на втором плане, и советуют прежде всего понять этих детей.

Маленькими они кажутся забавными, эдакие проказники-непоседы с излюбленным словечком "нет". Но становясь старше, проказник превращается в "трудного" или "проблемного" ребенка, и его выходки уже не вызывают улыбки. Непоседа удостаивается звания "гиперактивный", и его поведение начинает угнетающе действовать на окружающих. А милому малышу, что все время кричал "нет", ставят диагноз "оппортунистическое вызывающее расстройство".

Отношения между такими детьми и их родителями с годами становятся натянутыми и враждебными. Воспитательница или учительница звонят через день, чтобы сообщить, что дальше так продолжаться не может. Родители превращаются в грушу для битья как со стороны ребенка, так и со стороны учебного учреждения. Родственники и друзья сыплют соль на рану, обвиняя их в плохом воспитании. Нередко такие родители пытаются разобраться, об этом ли они мечтали, произведя ребенка на свет.

Родители семилетнего Офира (имя вымышленное, как и все остальные имена в этой статье) называют его "трудным ребенком". "Он был абсолютно нормальным малышом, - рассказывает его мать Далья. – Не было проблем ни со сном, ни с кормлением. В возрасте около двух лет он стал несколько более энергичным. Мы с мужем отнеслись к этому положительно. Он был любознательным, все исследовал и проверял, бил и ломал, но мы не видели в этом ничего плохого. Одновременно он стал непослушным, но мы знали, что это свойственно двухлеткам, и не придали этому значения. В два с половиной года он перешел в новый садик, и там начались проблемы. Воспитательница стала жаловаться, что он беспрерывно плачет, задирает других детей, толкается, не умеет играть с детьми. Мы были весьма удивлены, потому что в прежнем садике он вел себя прекрасно. На следующий год, когда проблемы продолжились, мы поняли, что надо что-то с этим делать. Мы обратились к педиатру, который направил нас в институт детского развития. В институте врач и трудотерапевт обследовали ребенка и сказали, что у него низкий порог чувствительности и что его поведение объясняется потребностью в сильных эмоциях. Мы начали курс трудотерапии, и сыну это очень нравилось. Однако в садике это не помогло: он по-прежнему плохо себя вел. Мы обратились в семейную консультацию, чтобы попробовать научиться обращаться с ним. Психолог много рассказывал нам о границах, но мы не чувствовали, что это наша проблема. У нас было ощущение, что с этим он родился, поскольку его сестру мы воспитываем точно так же, а ведет она себя иначе".

"Когда он пошел в школу, началось самое ужасное, - говорит Далья. – Он не мог сосредоточиться на уроках, постоянно двигался, мешал другим детям, влезал в слова учителя, дрался на переменах. Мы были в отчаянии. Учительница посоветовала обратиться к невропатологу, и тот поставил сыну диагноз "синдром дефицита внимания с гиперактивностью". Сегодня он принимает риталин, и это помогает ему сосредоточиться и успокаивает его. Проблема в том, что мы даем ему только одну таблетку утром, и этого хватает лишь на школьное время. Дома он ведет себя по-прежнему: бьет сестру, ругается, кидает вещи, - и это очень тяжело. Несмотря на то, что мы много читали о его проблеме и знаем, что не виноваты, нас не покидает ощущение неудачи".

Далья признается, что больше всего ее расстраивает отношение окружающих к Офиру. "Мы знаем, что у него органическая проблема. Но окружающие не понимают, что мы имеем в виду, потому что внешне он нормальный умный ребенок. Родители мужа говорят, что все из-за того, что мы недостаточно строги с ним. Поди объясни им, что таким он родился".

Американский психолог доктор Росс Грин (Ross Green) называет таких детей, как Офир, "упрямыми взрывными детьми". По его описанию, они склонны к отчаянию и хроническому упрямству, легко взрываются. В своей книге "Взрывной ребенок" ("The Explosive Child") он рассказывает о детях, которые пришли к нему на лечение из-за приступов гнева, непослушания, неустойчивого настроения и словесной и физической жестокости. "В прошлом, - пишет он, - в них видели разбалованных, упрямых и манипулятивных детей и обвиняли в их поведении родителей. Но современные исследования показывают, что дело намного сложнее и здесь замешаны нейробиологические факторы".

- Важно отметить, что беспокойное поведение, раздражительность и вспышки гнева могут появиться у любого ребенка в определенной ситуации, - говорит Илана Ландау, психолог-специалист по детскому развитию. – Однако необходимо обратить внимание на количество и частоту подобных случаев. Родители не всегда могут знать, когда явление выходит за пределы нормы, но если у них есть подозрения – стоит их проверить.

- Как определить аномальное поведение?

- Надо выяснить, когда начались эти явления: вслед за какими-либо особыми событиями, происходит ли это в садике или дома, как долго длится и насколько мешает. Когда родители приходят ко мне с подобным случаем, я прежде всего выясняю, есть ли у ребенка проблемы с чувствительностью, особенно если речь о дошкольнике. Низкий или высокий порог чувствительности нередко приводит ребенка к избытку чувств и разрушительству. Ребенок с низким порогом чувствительности действует на окружение с огромной силой. В ответ он получает негативные оценки, чувствует себя непонятым и реагирует на это с отчаянием. Ребенок с высоким порогом чувствительности не любит прикосновений и шума и может реагировать на это беспокойным, гневным и упрямым поведением. Другое распространенное явление - это СДВГ, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, который характеризуется сильной импульсивностью и отсутствием тормозов. Когда такого ребенка не понимают и он переживает неудачи из-за нарушения внимания, его реакция может зачастую выливаться в приступы гнева.

По словам Ландау, для вспыльчивых детей характерно ощущение непонятости, "потому что ребенок, который чувствует, что его понимают и принимают, проявляет взаимодействие".

 

Замкнутый круг вспышек

- Самая большая проблема детей с нарушениями поведения в том, что действительно сложно проявить солидарность с ними и отождествиться с их страданиями, - говорит Ирис Манор, руководитель отделения по проблемам нарушения внимания при больнице "Геа" и руководитель института "Анигма". – Вам не хочется выяснять, что гнетет того, кто издевается над животными, избивает других детей, поджигает и крадет.

По ее словам, угнетенность довольно часто может быть вызвана нарушением внимания, гиперактивностью, а иногда и депрессией, импульсивностью и агрессивными побуждениями. Из-за реакции окружающих возникают также психологические проблемы, такие как заниженная самооценка и ощущение неудачника. "Дети хотят преуспевать и нравиться родителям. У ребенка, который чувствует, что он постоянно терпит неудачу, развиваются поведенческие расстройства". Манор подчеркивает особое значение ранней диагностики и лечения. "Как только мы ломаем замкнутый круг, ребенок начинает добиваться успехов и удовлетворять себя и других, он не расстроен, и его сопротивление уменьшается. Маленькие дети более податливые, и еще есть возможность повернуть колесо назад. Когда лечение начинается в подростковом возрасте, приходится бороться со множеством сопутствующих проблем".

Доктор Манор считает, что следует провести клиническую диагностику: во-первых, побеседовать с ребенком, чтобы выяснить его эмоционально-душевное состояние. "Необходимо изолировать каждую проблему и прежде всего заняться самыми неотложными проблемами, такими как депрессия и страх, потом проблемами поведения, а затем – всеми остальными. Диагностика также включает в себя оценочные шкалы, опросники для родителей и воспитателя или учителя и тест TOVA. TOVA – это компьютерный тест продолжительного функционирования для СДВГ, который является вспомогательным диагностическим средством, а также помогает оценить эффективность лекарственной терапии при нарушении внимания".

Проявления поведенческих расстройств меняются в процессе развития, в зависимости от умственных и двигательных способностей ребенка. Доктор Дана Лерер-Амисар, детский психиатр и руководитель отделения психиатрии раннего детского возраста при больнице Рамбам, объясняет, что "в младенчестве трудный характер проявляется в плохой еде и сне, в склонности к продолжительному плачу, в избыточной подвижности. В возрасте от полутора до трех лет мы видим избыток самостоятельности, импульсивность, непослушание, агрессивность и приступы гнева. С трех до шести лет такое поведение начинает вызывать негативную реакцию окружающих, вследствие чего возникает замкнутый круг низкой самооценки, ускоряющей регрессию. Ребенок не реагирует на требования взрослых, страдает от неумения справиться с неудачами, от социальных трудностей, обманывает, портит имущество и иногда даже издевается над животными. Далее, в школьном возрасте, симптомы усиливаются, и к ним добавляется плохая успеваемость. В школе и дома его считают "плохим ребенком", и нередко он "содействует" своему негативному образу и ведет себя еще хуже". По ее словам, чрезвычайно важно провести такому ребенку дифференциальную диагностику, "дабы не упустить неврологическое или психическое заболевание, такое как депрессия, психоз или СДВГ".

 

 

- Являются ли причины проблемного поведения врожденными, или же оно вызвано окружающей средой?

- Это очень индивидуально. Но в большинстве случаев мы замечаем сочетание факторов. Врожденным фактором может быть, к примеру, трудный характер – стиль поведения, с которым ребенок родился. У многих малышей с трудным характером в дальнейшем развиваются проблемы поведения. Важно отметить, что в этом нет родительской вины, но родители могут регулировать поведение малыша. Возможные дополнительные факторы – это болезни или патологии мозга, такие как черепные травмы или нарушение химического равновесия мозга. Фактором окружающей среды может быть также родительский стиль, например, недостаток внимания и тепла со стороны родителей. Я верю, что любой родитель любит своего ребенка, но не каждый способен выразить свою любовь путем, подходящим именно этому ребенку. Такие вопросы, как стабильность, распорядок дня, обучение нормам поведения и границам, также имеют существенное значение в этой связи. Ребенок с нарушением поведения не способен усвоить нормы общественного поведения, иногда по той простой причине, что его не научили этому родители. Когда мы говорим о границах, важно знать о двух сторонах медали. Есть дома, где вообще не существует границ: еда и сон в любое время и в любом месте; жестокость, которую никто не останавливает; а некоторые родители даже верят, что агрессивное поведение поможет ребенку устроиться в жизни. С другой стороны, чрезмерное наказывание приводит ребенка к отчаянию, что также может привести к проблемному поведению.

- Может ли окружащая среда быть единственной причиной поведенческих проблем?

- Нет, но она может усугубить положение. Чем труднее ребенку сдерживаться, из-за внутренних причин, тем больше ему нужно лучшее окружение, родители, которые обратят внимание, когда он возбужден, устал или голоден, и загодя предотвратят взрыв. Надо быть очень чувствительными, и здесь скрывается ловушка: родители, которые с трудом организовывают свой собственный распорядок дня, конечно же, не смогут сделать это для своих детей. Так возникает замкнутый круг.

Сигналы тревоги в детском саду

Профессор Алан Аптер, психиатр медицинского факультета Тель-Авивского университета и больницы "Шнайдер", добавляет, что нарушения поведения могут быть также вызваны страхами, например, страхом одиночества, который приводит к отказу идти в детский сад или к друзьям и к настойчивому желанию спать с родителями. "Есть и социальные страхи, когда ребенок боится и стесняется в присутствии других детей. Если родители пытаются заставить его завязать дружеские отношения с другими, его реакция может быть неприятна окружающим". Еще одна распространенная проблема, которую, по словам профессора Аптера, обычно вообще не замечают у детей, - это депрессия. Депрессия может быть выражена приступами гнева, раздражительностью, суицидными мыслями, расстройствами пищевого поведения, сна и снижением школьной успеваемости. По данным некоторых исследований, у детей может также проявиться биполярное расстройство (маниакально-депрессивный психоз), выраженное нервностью и раздражительностью.

Два распространенных расстройства, связанных с проблемным поведением, - это вызывающее оппозиционное расстройство (ODD – oppositional defiant disorder) и кондуктивное расстройство (CD – conduct disorder). Первое расстройство (ODD) характеризуется частой потерей самоконтроля, склонностью к пререканию, сознательным непослушанием, желанием досадить, обвинением других в ошибках и мстительностью. Второе, более серьезное расстройство (CD) может появиться уже в возрасте 7 лет и проявляется в правонарушениях и антиобщественном поведении: угрозах, ожесточенности, разрушительстве, обмане, воровстве, побегах, употреблении алкоголя и наркотиков и др. "Иногда бывает трудно отличить ребенка с ODD от просто наглого ребенка, - говорит профессор Аптер. – Как бы то ни было, если ребенок ведет себя агрессивно уже в детском саду, это должно послужить сигналом тревоги. Если не начать лечение в раннем возрасте, велик шанс того, что ребенок скатится к жестокости и преступности".

К более редким синдромам, которые диагностируют у детей, относятся: синдром Туретта (непроизвольные тики и речь) и синдром Аспергера (вариант аутизма, характеризующийся трудностями социальной интеграции, расстройствами пищевого поведения, которые могут возникнуть уже в возрасте 6-7 лет, и такими психотическими нарушениями, как шизофрения, что все же встречается реже). "Невозможно выявить эти синдромы путем анализа крови или рентгена, зачастую ребенок еще слишком мал, чтобы сделать однозначные выводы, - объясняет профессор Аптер. – Синдром Аспергера, аутизм или страхи, например, можно диагностировать в возрасте 3-4 лет, а СДВГ, шизофрению или депрессию – только в 5 или 6 лет".

Что делать с ребенком?

Одиннадцатилетнему Гилю поставили диагноз СДВГ и дислексии лишь в первом классе. Но его мать Ронит рассказывает, что проблемы с Гилем начались уже в детском саду: "Видимо, он был чем-то расстроен, и поэтому начал досаждать другим детям. Позднее мне стало известно, что воспитательница отреагировала на его поведение с жестокостью, и это, возможно, ухудшило положение. В подготовительной группе дела пошли еще хуже. Садик располагался в здании с первоклассниками, так что в одном пространстве находились 70 детей. Там вечно царили страшный шум и беспорядок, что, видимо, вызвало у него стресс. Он не мог привыкнуть и не проявлял взаимодействия. У него также были трудности социального порядка. Дети не хотели с ним играть, потому что за ним закрепился ярлык задиры. Дома он часто ссорился с братьями и не слушался меня. В институте детского развития нас направили к логопеду и трудотерапевту. Мы прошли курс занятий, но это совершенно не помогло".

После того, как Гилю поставили диагноз, родителям порекомендовали давать ему риталин. Вскоре ему предстоит дополнительное обследование у психиатра. "Мы дали ему риталин, но, как мне кажется, это только ухудшило его состояние. Мы попробовали лекарство концерта, которое должно было действовать на него на протяжении всего дня, но и это не помогло. Два года назад я перевела его в специальный класс, но и там он не справляется. В школе он дерется, поступает назло учителю и ни с кем не ладит. Я уже не знаю, что делать".

Чтобы всерьез заняться проблемами поведения, Илана Ландау советует прежде всего обратиться к педиатру, который знает ребенка. "Он может дать направление в институт детского развития или в центр психического здоровья. В любом случае, рекомендуется комплексный подход. Если идет речь о проблемах чувствительности, назначается трудовая терапия. При нарушении внимания надо обдумать необходимость лекарственного лечения. Во всех случаях необходима также параллельная психологическая помощь, которая включает в себя элементы коррекции поведения и родительский инструктаж. Хотя большинство упомянутых проблем имеют биологическое происхождение и в них нет вины родителей, они все же должны научиться исправлять формы поведения и отношений в домашней обстановке. Во время родительского инструктажа мы проверяем уровень взаимодействия между родителями и детьми и работаем над улучшением их взаимоотношений. Если родители научатся лучше понимать своего ребенка и определять его нужды – будет меньше разочарований и отчаяния".

Доктор Дана Лерер-Амисар тоже подчеркивает важность системного подхода: "Необходимо привлечь школу или сад к сотрудничеству с обоими родителями. В лечении поведенческих расстройств большое значение имеет образ отца". По ее словам, лечение должны проводить специалисты в области детской психики. Можно давать лекарства ребенку дошкольного возраста, но только в самых крайних случаях: если стоит угроза исключения его из учебного учреждения, либо он не проявляет содействие в процессе психологической терапии.

Профессор Алан Аптер добавляет, что иногда надо подумать о возможности перевести ребенка в другой, более подходящий ему сад или класс. "Проблемам страхов и настроения, - говорит он, - можно помочь в рамках лечебных семинаров, которые проводятся в нашей больнице "Шнайдер" и основываются на теории обучения. Но поскольку психологическое лечение, в отличие от лекарств, не субсидируется, некоторые иногда предпочитают лекарства".

Стимулирующие препараты (самый известных из них – риталин), которые считаются сегодня наиболее эффективным способом лечения нарушения внимания, могут, по словам доктора Ирис Манор, справиться и с поведенческими проблемами. "Особо эффективное лекарство – концерта, ее период действия – 12 часов, что позволяет "покрыть" весь день. К тому же у концерты намного меньше побочных явлений. Есть дети, которые нуждаются в лекарствах также для снижения импульсивности и внезапных побуждений. Между тем, коррекция поведения и родительский инструктаж чрезвычайно важны, их цель – помочь ребенку и его родителям, страдающим от чувства вины, обиды, гнева и стыда. Занятия с родителями помогают им лучше понять и принять своего ребенка. Коррекция поведения, которую они проводят дома, помогает улучшить атмосферу".

Несмотря на то, что не всегда легко создать сооветствующую детям обстановку и научить их избавляться от старых привычек, доктор Росс Грин в конце своей книги выражает оптимизм по поводу способности "взрывных детей" справляться с трудностями. Он напоминает родителям, нередко стоящим на грани отчаяния, что эти дети лучше всего реагируют тогда, когда они получают подходящую профессиональную помощь и когда их просто понимают.


 

 

 

СДВГ - обзор


Обзор по ресурсам интернета подготовила СДВГ мама (библиография в разделе "Ссылки")


 Что такое СДВГ?
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) – самое распространенное психоневрологическое расстройство. СДВГ является самой частой причиной нарушений поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте, проблем во взаимоотношениях с окружающими, и в результате - заниженной самооценки.

Основные проявления СДВГ включают нарушения внимания (дефицит внимания), признаки импульсивности и гиперактивности. Если признаки гиперактивности обычно уменьшаются сами по себе по мере взросления ребенка, то нарушения внимания, отвлекаемость и импульсивность могут оставаться у него на долгие годы, служа благоприятной почвой для неврозов, социальной дезадаптации.

Что такое дефицит внимания?
К нарушениям внимания относятся, в частности, трудности его удерживания (несобранности), снижение избирательности внимания, выраженная отвлекаемость с неусидчивостью, частыми переключениями с одного занятия на другое, забывчивость и т.п.

Что такое гиперактивность?
Выраженность гиперактивности среди детей с СДВГ варьирует и она наиболее типична для них в дошкольном и младшем школьном возрасте. В более старшем возрасте она проявляется неусидчивостью, суетливостью, признаками двигательного беспокойства.

Что такое импульсивность?
Импульсивность выражается в том, что ребенок часто действует, не подумав; в классе во время уроков выкрикивает ответ, не дослушав вопроса; перебивает других; бывает не в состоянии ждать своей очереди в играх и во время занятий; без специального умысла может совершать необдуманные поступки (например, ввязываться в драки, выбегать на проезжую часть дороги).

Как в СДВГ сочетаются дефицит внимания, гиперактивность и импульсивность?
Синдром дефицита внимания был впервые описан в 1902 году, а первый отчёт о медикаментозной терапии психостимулирующими препаратами был опубликован в 1937 году. Поначалу, из-за ярко выраженных неврологических признаков нарушение получило название ММП – минимальные мозговые повреждения. Позднее, когда не было выявлено анатомических повреждений мозга, его переименовали в ММД – минимальные мозговые дисфункции. С 1980 года название синдрома основывается на DSM – международной психиатрической классификации.

По DSM IV выделяют три типа СДВГ:

  1. Смешанный тип: гиперактивность в сочетании с нарушениями внимания. Это самая распространённая форма СДВГ.
  2. Невнимательный тип: преобладают нарушения внимания. Этот тип наиболее сложен для диагностики.
  3. Гиперактивный тип: преобладает гиперактивность. Это наиболее редкая форма СДВГ.

Когда обращаться к специалистам?
Поводом для обращения к специалистам могут быть приведенные ниже проявления. Детям дошкольного возраста диагноз СДВГ при первом обращении специалисты обычно не ставят, а наблюдают за ребенком несколько месяцев, в течение которых симптомы должны сохраняться. Это позволяет избежать диагностических ошибок.

Диагностические критерии СДВГ по классификации DSM-IV (1994)

  1. (1) Из перечисленных ниже признаков хотя бы шесть должны сохраняться у ребёнка не менее 6 месяцев:


НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ

    1. Часто неспособен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.
    2. Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
    3. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращённую к нему речь.
    4. Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание).
    5. Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.
    6. Обычно избегает вовлечения в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы).
    7. Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты).
    8. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
    9. Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.


(2) Из перечисленных ниже признаков гиперактивности и импульсивности по крайней мере шесть должны сохраняться у ребёнка не менее 6 месяцев:

ГИПЕРАКТИВНОСТЬ

    1. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится.
    2. Часто встаёт со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
    3. Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.
    4. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.
    5. Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, «как будто к нему прикрепили мотор».
    6. Часто бывает болтливым.

ИМПУЛЬСИВНОСТЬ

    1. Часто отвечает на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца.
    2. Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
    3. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).
  1. Некоторые симптомы импульсивности, гиперактивности и невнимательности начинают вызывать беспокойство окружающих в возрасте ребенка до семи лет.
  2. Проблемы, обусловленные вышеперечисленными симптомами, возникают в двух и более видах окружающей обстановки (например, в школе и дома).
  3. Имеются убедительные сведения о клинически значимых нарушениях в социальных контактах или школьном обучении.

В случаях полного соответствия наблюдаемой клинической картины за последние шесть месяцев одновременно разделам (1) и (2) перечисленных критериев ставится диагноз сочетанной формы СДВГ.
Если за последние шесть месяцев отмечалось полное соответствие симптомов критериям раздела (1) при частичном соответствии критериям раздела (2), то ставится диагноз «СДВГ с преимущественными нарушениями внимания».
Если за последние шесть месяцев отмечалось полное соответствие симптомов критериям раздела (2) при частичном их соответствии критериям раздела (1), то используется диагностическая формулировка: «СДВГ с преобладанием гиперактивности и импульсивности».

* * *

Вы подозреваете, что у вашего ребёнка есть проблема? Остерегайтесь поспешных выводов!
Обсудите ваши сомнения с воспитателем или учителем. Профессионалы, работающие с большим количеством детей, обычно хорошо различают норму и отклонения.
Сходите на прием к педиатру. Иногда в основе трудностей ребенка лежат невыявленные проблемы со слухом или зрением, последствия перенесённой черепно-мозговой травмы, психические расстройства, синдром Туретта, неврозы и т.д. Если таковые проблемы или заболевания не обнаружены – обратитесь к психологу или неврологу.
Вы посетили врача, но всё ещё сомневаетесь, правильно ли поставлен или не поставлен диагноз? Пойдите к другому специалисту.

Каковы причины СДВГ?
Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности: это могут быть генетические факторы (наследственность), особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесённые ребёнком в первые месяцы жизни, и т.д.

Каков оптимальный возраст для постановки диагноза СДВГ?
Оптимальный возраст – 4-5 лет, когда уже можно объектизировать наличие расстройства внимания. В более раннем возрасте трудно определить СДВГ, но современные методы позволяют раннюю диагностику.
Чем раньше будет выявлен СДВГ и начнётся его коррекция – тем лучше. Своевременно принятые меры помогут ребёнку в трудовой и социальной деятельности (в учёбе и поведении в школе, дома, с окружающими), а также помогут сохранить его самооценку. Поэтому если вам кажется, что с ребенком что-то не так, доверьтесь своему инстинкту и проконсультируйтесь со специалистом.
СДВГ чаще встречается у мальчиков. Одной из возможных причин считают то, что обычно девочки менее гиперактивны, чем мальчики, а следовательно у них может больше встречаться дефицит внимания без гиперактивности - тип СДВГ, который труднее выявить.

Как определяется СДВГ?
Диагноз могут поставить только специалисты: психиатр или невролог (психоневролог). В процессе диагностики обычно используются опросники родителей и педагогов, наблюдение, тестирование, медицинские проверки и т.д. Помощь ребёнку разрабатывается на индивидуальной основе и включает психолого-педагогическую коррекцию, психотерапию, а при необходимости и лекарственную терапию.
Медикаментозное лечение имеет, как правило, симптоматическое действие, иногда его проводят годами, продолжая и в юношеском периоде, и во взрослом. Подавление симптомов облегчает интеллектуальное и социальное развитие ребенка, но не лечит сам СДВГ.

Ребёнку поставили диагноз СДВГ. Что дальше?
СДВГ – не болезнь, и никакими методами и таблетками его не вылечить! Но можно научить ребёнка преодолевать симптомы СДВГ и жить в мире с собой и обществом.
Выбор методов коррекции СДВГ должен носить индивидуальный характер с учетом степени выраженности основных проявлений СДВГ и наличия сопутствующих ему нарушений. При этом подход должен быть комплексный и сочетать в себе: работу с родителями, работу со школьными педагогами, методы психолого-педагогической коррекции, психотерапии, а также медикаментозное лечение.
Коррекционная работа с гиперактивным ребенком должна быть направлена на решение следующих задач:

  1. Нормализация обстановки в семье ребенка. Важно научить членов семьи избегать новых конфликтных ситуаций.
  2. Достичь у ребенка послушания, привить ему аккуратность, навыки самоорганизации и развить у него чувство ответственности за собственные поступки.
  3. Научить ребенка уважению прав окружающих людей, правильному речевому общению, контролю собственных эмоций и поступков.
  4. Установить контакт со школьными педагогами, ознакомить их с информацией о сущности и основных проявлениях СДВГ, эффективных методах работы с гиперактивными учениками.
  5. Добиться повышения у ребенка самооценки, уверенности в собственных силах за счёт усвоения им новых навыков, достижений успехов в учёбе и повседневной жизни. Необходимо определить сильные стороны личности ребенка и хорошо развитые у него высшие психические функции и навыки с тем, чтобы опираться на них в преодолении имеющихся трудностей.

Решение вопроса о назначении медикаментозной терапии СДВГ также осуществляется индивидуально, а при выборе препарата учитывается его терапевтическая эффективность как в отношении основных проявлений СДВГ, так и сопутствующих ему нарушений.

Рекомендации родителям
В целом приемы модификации поведения детей с гиперактивностью можно свести к следующим:

  • В своих отношениях с ребёнком придерживайтесь "позитивной модели". Подчёркивайте его успехи и поощряйте его усилия, особенно во всех видах деятельности, требущих концентрации внимания, даже если результаты далеки от совершенства. Это укрепляет уверенность ребёнка в собственных силах и повышает его самооценку. Поощрение желательного поведения может быть не только словесным, но и материально ощутимым: можно поощрять ребёнка наклейками, вырезанными из бумаги звёздочками, нарисованными смеющимися мордочками и т.п., а при наборе определённого их количества – вознаграждать.
  • Старайтесь реже говорить "нет" и "нельзя" – лучше попробуйте переключить его внимание.
  • Разговаривайте с ребёнком всегда сдержанно, спокойно, мягко.
  • Давайте ребёнку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
  • Не давайте ребёнку длинных указаний и не читайте долгих нотаций – он вас просто не выслушает до конца.
  • Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
  • Поддерживайте дома четкий распорядок дня.
  • Избегайте, по возможности, скопления людей. Пребывание в оживлённых местах оказывает на такого ребёнка чрезмерно возбуждающее воздействие.
  • Во время игр ограничивайте ребёнка одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.
  • Оберегайте ребёнка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
  • Невозможно и не следует подавлять повышенную двигательную активность – направьте её в нужное русло. Полезны ежедневная физическая активность на свежем воздухе, длительные прогулки, бег, спортивные занятия, игры, особенно такие, которые одновременно развивают внимание (например, физические упражнения, когда вы показываете одно, а говорите другое, и ребёнок должен следовать только указаниям).
  • Поощряйте сильные стороны ребенка. Помогите ребенку стать знатоком и виртуозом в каком-либо деле (музыка, шахматы и т.д.), которое ему интересно и лучше даётся. Любые знания, умения и увлечения поднимут его самооценку и рейтинг в глазах других детей.
  • Больше играйте с ребёнком: через эту самую близкую и понятную ему деятельность вы многому сможете его научить.
  • Работайте в постоянном контакте с педагогом.
  • Разберитесь в своих чувствах. Столкнувшись впервые с учебными проблемами своего ребёнка, родители обычно испытывают целую гамму противоречивых чувств: недоверие, разочарование, чувство вины, ощущение несправедливости. Справиться со своими эмоциями - ваша первая задача.
  • Прочтите всё, что можете достать о той проблеме, с которой вы столкнулись. Поговорите со специалистами. Проблема возникла не вчера, по ней уже накоплено достаточно наблюдений, выводов и методик. Ознакомьтесь с ними и выберите то, что наиболее подходит для вас и вашего ребёнка.

Конечно, не следует воспринимать эти советы как универсальный рецепт для всех. Каждый ребёнок своеобразен. Это лишь общая схема. А конкретные советы надо получить у профессионального невропатолога или психоневролога.


 

Учебные трудности:
Дисграфия, дислексия, дискалькулия

По материалам сайта:
LDinfo Web Site

Перевод - Мышь


Дисграфия (это словарно правильное написание; дизграфия – неверно) означает проблемы с выражением своих мыслей на письме. Другими словами, это просто значит «трудности с письмом». Часто этим словом пользуются для обозначения чрезвычайно плохого почерка. Дислексия – трудности с чтением. Дискалькулия – трудности со счетом и математикой вообще. Часто возникает путаница в том, считать ли их особыми образовательными потребностями или нет.

В Соединенных Штатах каждый штат имеет собственные критерии (основанные на федеральном общепринятом определении трудностей обучения), которые устанавливают, имеет ли студент трудности, определенные особыми правилами. Когда проблемы с письмом, чтением или счетом у конкретного ученика достаточно серьезны и соответствуют этим критериям, подключаются специальные образовательные службы. С другой стороны, у дислексии, дисграфии и дискалькулии нет ясно прописанных критериев, и у школьника с любой степенью затруднений с письмом, чтением или счетом какой-нибудь специалист может диагностировать «дисграфию». Это часто случается, когда проблемы школьника оценивают специалисты, не работающие в системе государственного образования.

Так что любой из этих трех диагнозов может указывать, а может и не указывать на необходимость особой помощи со стороны специальных образовательных служб. Надо заметить, что большинство школьников с теми или иными образовательными трудностями (а СДВГ относится к их числу – Адм.) испытывают сопутствующие проблемы с чтением, письмом или математикой. Однако этот термин редко используется в государственных школах, поскольку никаких четких критериев нет.

Почему он так плохо пишет?

Причины дисграфии:

Проблема с установлением последовательности. Считается, что так же, как и в случае с дислексией, трудности с письмом – это результат имеющихся сложностей с обработкой визуальных или чувственно воспринимаемых данных. Однако исследования работы мозга не дали достаточных доказательств в пользу визуальных причин дисграфии. На самом деле то, что обычно кажется проблемой восприятия (зеркальное написание букв или цифр, написание слов задом наперед, путаница букв, небрежное письмо) обычно прямо связано с обработкой последовательной/рациональной информации. Другими словами, когда школьнику трудно установить последовательность и организовать все детали подробной информации в порядке, у него часто возникают проблемы с последовательностью букв и слов на письме. В результате ученику приходится или снизить скорость, чтобы писать правильно, или же пытаться справиться с огромными трудностями, связанными с «механикой» письма (правописание, пунктуация и т.п.). Обычно трудности остаются, даже если скорость снижается. Замедляясь или застревая на деталях письма, ученики часто теряют общую мысль, которую они пытаются выразить. Творческие навыки письма у таких учеников иногда оказываются удивительно хорошими, хотя выражению и мешает механика письма. Это потому, что навыки «концептуальной» обработки часто достаточно сильны для того, чтобы выражать «глубокий смысл», несмотря на трудности с деталями.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Школьники с дефицитом внимания (и особенно с гиперактивностью) часто испытывают значительные трудности из-за слабости обработки слуховой и языковой информации. Из-за конкретных учебных трудностей и понимания языка в целом у них очевидным образом возникают трудности с выражением мысли. А письмо – это самая трудная форма выражения мысли. Общую слабость обработки слуховой информации часто называют «проблемами устной речи» или «учебными трудностями, которые связаны с языковыми проблемами». Это обычно влияет на чтение и письмо (см. также дислексия). В математике эти школьники могут быть довольно сильны.

Слабость обработки зрительной информации. Хотя большинство школьников с трудностями письма или дисграфией не имеют проблем с обработкой визуальной или чувственно воспринимаемой информации, некоторые ученики, имеющие такую проблему, испытывают трудности со скоростью или ясностью письма просто потому, что они не в состоянии полностью обработать визуальную информацию, которую размещают на странице. Опять-таки, это самая маловероятная причина проблем с письмом. Слабость обработки зрительной информации иногда называют «невербальной учебной проблемой», она, как правило, влияет на правописание и математику больше, чем на чтение (см. также дискалькулия).

Стратегия письма для «дисграфиков»:

  1. Наметь, что ты хочешь сказать. Очень важно сначала изложить на бумаге основные мысли, не сражаясь с правописанием, пунктуацией и т.п. Постарайся для каждого абзаца написать одно ключевое слово или фразу, затем вернись и дополни подробностями.
  2. Нарисуй иллюстрацию к мысли, выражаемой в каждом абзаце.
  3. Надиктуй свои мысли на диктофон или магнитофон, а потом запиши их.
  4. Учись печатать на компьютере! Сначала будет трудно, но потом, когда ты усвоишь расположение клавиш, печатать покажется тебе быстрее и яснее, чем писать от руки.
  5. С помощью компьютера организуй информацию и проверяй правописание. Даже если ты не очень хорошо печатаешь, компьютер обязательно поможет в мелочах.
  6. Продолжай учиться писать от руки. Даже если это занятие тебя совершенно деморализует, в твоей жизни обязательно будут периоды, когда тебе придется что-то писать от руки и даже делиться написанным с другими. Письмо будет улучшаться, если ты будешь над ним работать.
  7. Произноси вслух то, что пишешь. Это даст ценную слуховую поддержку.

Если тебе трудно заучивать списки слов для правильного написания, попробуй вот что:

  1. Посмотри на каждое слово, затем закрой глаза и представь его себе зрительно, букву за буквой. Не берись за другое слово, пока не представил себе первое ясно и подробно.
  2. Прочитай слово вслух по слогам или даже по буквам, глядя на него, потом отвернись и повтори это несколько раз, а потом уже пиши.
  3. Попробуй собрать это слово из буковок в игре «скрэббл» (или «Эрудит» - Адм.), чтобы можно было переставлять буквы, пока слово не станет выглядеть как положено.
  4. Разделяй словарные списки на маленькие кусочки по 3—5 слов. После того, как выучишь каждый кусочек – отдыхай.

Почему у него проблемы с математикой?

Причины дискалькулии

Слабость обработки зрительной информации. По-видимому, это самая распространенная причина проблем с математикой. Чтобы хорошо справляться с этим предметом, надо уметь визуализировать числа и математические ситуации в задачах. Когда у человека есть общие проблемы с обработкой зрительной информации, это иногда называют «невербальными учебными трудностями». Когда именно они лежат в основе школьных математических проблем, очень часто им сопутствуют проблемы с правописанием и почерком (см. дисграфия). Навыки чтения и письма при этом могут быть относительно устойчивыми.

Проблемы с установлением последовательности. Школьники,у которых есть проблемы с установлением последовательности и организацией подробной информации, часто с трудом запоминают конкретные факты и формулы, нужные для выполнения математических расчетов. Если трудность именно в этом, то математическим проблемам часто сопутствуют трудности в других областях: чтение, правописание, вообще все, что требует запоминания конкретных деталей. Проблемы с установлением последовательности часто есть у людей с дислексией или дисграфией.

Математическая «фобия». У некоторых школьников из-за отрицательного опыта в прошлом, непоследовательного обучения, отсутствия уверенности в себе появляется страх или «фобия». Иногда математическая фобия создает столько же трудностей, сколько и то, что принято называть учебными трудностями.

Стратегия для учеников с трудностями в математике:

  1. Изо всех сил старайся «визуализировать» - образно, зрительно представить себе математическую задачу. Может быть, стоит даже нарисовать картинку, чтобы задача стала понятней.
  2. Побольше времени уделяй рассматриванию любой визуальной информации, которая прилагается к задаче (рисунок, таблица, график и т.п.).
  3. Прочитай задачу вслух и внимательно вслушайся. Это позволяет подключить слуховые навыки (которые могут быть сильными).
  4. Попроси дать образец.
  5. Попроси дать или придумай пример из жизни, где требуется такое же решение.
  6. Решай задачи на бумаге в клеточку и следи за строчками, чтобы цифры держались в ряд.
  7. Если вы работаете с заданиями на отдельных рабочих листах, попроси лист без чужих пометок, чтобы не перегружать себя обилием визуальной информации.
  8. Побольше времени уделяй заучиванию математических правил, формул, фактов. Попробуй произносить их ритмически или петь, или учить под музыку.

Почему он так плохо читает?

Причины дислексии:

Проблема с установлением последовательности. Часто доводится слышать или читать, что дислексия обусловлена слабостью в обработке визуальной или чувственно воспринимаемой информации. Однако исследования работы мозга не дали достаточно доказательств того, что причина трудностей чтения лежит в сфере зрительного восприятия. На самом деле то, что часто кажется проблемой чувственного восприятия (чтение слов задом наперед, пропуски слов и т.п.), обычно бывает прямо связано с обработкой последовательной/рациональной информации. Другими словами, когда школьникам трудно отследить последовательность и организовать подробную информацию, им часто трудно справляться с последовательностью букв и слов, которые они читают. Это приводит к медленному и небрежному чтению, пропускам слов или строчек, детям трудно сосредоточиться на том, что они читают. Иногда такие школьники удивительно хорошо понимают содержание, несмотря на то, что им трудно озвучивать конкретные слова. Это потому, что их навыки обработки «концептуальной» информации достаточно устойчивы, что дает им возможность усвоить «глубокий смысл», хотя подробности и теряются. Когда трудности чтения вызваны проблемами с установлением последовательности, этому часто сопутствуют проблемы с письмом и математикой (см. дискалькулия и дисграфия).

Слабость обработки слуховой информации. У других школьников чтение вызывает трудности потому, что у них есть общие проблемы с обработкой слуховой или языковой информации. Когда они читают и произносят слова (даже про себя), их мозг не сразу понимает, что эти слова значат. Поэтому дети читают медленно и плохо понимают прочитанное.

Слабость обработки визуальной информации. Хотя у большинство школьников с проблемами чтения не имеют проблем с обработкой зрительной информации, некоторые ученики, страдающие слабостью обработки зрительной информации, читают медленно и понимают прочитанное плохо просто потому, что не в состоянии полностью обработать информацию на странице. Опять-таки, это одна из наименее вероятных причин проблем с чтением. Как правило, трудности с обработкой визуальной информации гораздо больше влияют на правописание и математику, чем на чтение (см. также дискалькулия и дисграфия).

Стратегии чтения для «дислектиков»:

  1. Сначала прочитай краткое изложение или вопросы к тексту. Это помогает создать «общую картину» и смысл того, что ты читаешь. Затем, когда общий смысл усвоен, подробности тоже будут более осмысленными.
  2. Если к тексту есть рисунки – рассмотри их. Это тоже помогает усвоить общий смысл и задействует навыки обработки зрительной информации (которые часто бывают сильными).
  3. Просмотри каждый абзац, найди самое важное предложение – то, где излагается основная мысль всего абзаца. Когда ты его найдешь, остальные части абзаца встанут на свои места и будут более осмысленными.
  4. Если на контрольной требуется прочитать текст и ответить на вопросы, сначала посмотри на вопросы. Тогда ты будешь знать, какую информацию искать в том, что ты читаешь.
  5. Читай вслух. Иногда это может помочь сосредоточиться и задействовать слух.

Скачано с www.znanio.ru