№
|
Определение
|
Нормативно-правовой
документ
|
1
|
Абилитация –
используется в международной практике комплекс услуг, направленных на
формирование новых и усиление имеющихся ресурсов социального, психического
и физического развития клиента.
|
Глоссарий социальной работы / Авт.-сост. Е.И. Холостова, -
М., 2007. - с. 155.
|
2
|
Адаптация социальная – система мероприятий,
направленных на приспособление гражданина, находящегося в трудной жизненной
ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, окружающей его
среде жизнедеятельности.
|
Национальный стандарт Российской Федерации Социальное
обслуживание населения ГОСТ Р 52495-2005. - п. 2.1.7.
|
3
|
Аморальный образ жизни – образ жизни не
соответствующий общепринятым нормам (пьянство, дебоши, употребление
наркотических и психотропных веществ).
|
Глоссарий социальной работы / Авт.-сост. Е.И. Холостова, -
М., 2007. - с. 33
|
4
|
Антиобщественные действия - действия несовершеннолетнего,
выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств,
психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей
продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, занятии
проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством.
|
Федеральный закон № 120 «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года. -
ст. 1.
|
5
|
Безнадзорный - несовершеннолетний,
контроль, за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или
ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или)
содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо
должностных лиц.
|
Федеральный закон № 120 «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года. -
ст. 1.
|
6
|
Беспризорный - безнадзорный, не имеющий
места жительства и (или) места пребывания.
|
Федеральный закон № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года. -
ст. 1.
|
7
|
Благополучие – это обычное, без отклонений
от нормы, нежелательных явлений состояние кого-либо.
|
Психолого-педагогический словарь / Под ред. П.И.
Пидкасистого – М., 1998. - с. 11.
|
8
|
Группы риска - это категории людей, чье
социальное положение по тем или иным критериям не имеет стабильности,
которым практически невозможно в одиночку преодолеть трудности,
возникшие в их жизни, способные в результате привести к потере ими
социальной значимости, духовности, морального облика, биологической гибели.
|
С.В. Тетерский Введение в социальную работу.- М., 2005. - с.
47.
|
9
|
Группа социального риска - граждане, которые
подвержены опасным отрицательным воздействиям, подрывающим социальную
безопасность общества. Традиционные группы риска – это алкоголики,
наркоманы, проститутки, гомосексуалисты, бомжи.
|
Краткий словарь терминов и определений И.М. Барсукова., Л.Т.
Дулинова,
И.Е. Кокарев. - М., 2004. - с. 36
|
10
|
Дети группы риска – это та категория
детей, подростков, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни
более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со
стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной
дезадаптации несовершеннолетних.
|
Наставничество – индивидуальная форма сопровождения подростков
группы риска: метод. сборник / Под ред. Е.Н. Панченко. - с. 41.
|
11
|
Дети группы риска – 1) дети, которые уязвимы
или могут понести ущерб от определенных социальных воздействий или
воздействий окружающей среды (например, дети, оставшиеся без попечения
родителей); 2) дети с различными формами психической и социальной
дезадаптации, поведением, не адекватным нормам и требованиям ближайшего
окружения (семьи, школы, детского сада).
|
Проблемы детской беспризорности и безнадзорности: система
понятий: справочное пособие / Под ред. Н.П. Ивановой. - с. 23.
|
12
|
Дети,
находящиеся в трудной жизненной ситуации – дети-инвалиды; дети,
проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети –
жертвы насилия; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом
развитии; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети,
жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и
которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с
помощью семьи.
|
Национальный стандарт Российской Федерации
Социальное обслуживание населения ГОСТ Р 52495-2005.
|
13
|
Дети, оставшиеся без попечения родителей - лица в возрасте до 18 лет,
которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с
отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в
родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими,
недееспособными (ограниченно дееспособными).
|
Федеральный закон № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях
по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей» от 21 декабря 1996 года. - ст. 1.
|
14
|
Дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет,
у которых умерли оба или единственный родитель.
|
Федеральный закон № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях
по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей» от 21 декабря 1996 года. - ст. 1.
|
15
|
Индивидуальная
профилактическая работа -
деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей,
находящихся в социально опасном положении, а также по их
социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими
правонарушений и антиобщественных действий.
|
Федеральный закон № 120 «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года. -
ст. 1.
|
16
|
Лица
из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей –
лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте
до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а так же которые остались
без попечения единственного или обоих родителей.
|
Федеральный закон № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях
по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей» от 21 декабря 1996 года. - ст. 1.
|
17
|
Навык – способ выполнения действий
и операций, ставший в результате многократных упражнений
автоматизированным.
|
Словарь по социальной педагогике / Авт.-сост. Л.В.
Мардахаев. – М., 2002. - с. 73.
|
18
|
Насилие
в семье –
любой акт насилия, совершенный по отношению к члену семьи, который
причиняет или может причинить экономический, физический, сексуальный или
психологический вред или страдания члену семьи, включая угрозы совершения
таких актов, принуждение или произвольные лишение свободы, будь то в
общественной или личной жизни.
|
Всеобщая декларация прав человека
|
19
|
Несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста
восемнадцати лет
|
Федеральный закон № 120 «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года. -
ст. 1.
|
20
|
Несовершеннолетний,
находящийся в социально опасном положении, -
лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в
обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не
отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает
правонарушение или антиобщественные действия.
|
Федеральный закон № 120 «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года. -
ст. 1.
|
21
|
Опыт
(в философии) —
основанное на практике эмпирическое познание действительности, единство
умений и знаний; в психологии — качество (подструктура) личности, группы,
сформированное в процессе их деятельности, обучения и воспитания,
обобщающее знания, навыки, умения и привычки.
|
Психолого-педагогический словарь / Под ред. П.И.
Пидкасистого – М., 1998. - с. 56.
|
22
|
Опыт
жизненный - это
неповторимый своеобразный синтез всевозможных знаний, умений, навыков,
впечатлений, чувств, других психических актов и состояний, который
формируется в течение человеческой жизни и может быть использован при решении
возникающих перед человеком проблем.
|
Социальная работа и педагогика словарь справочник / Под ред.
Н.Ф. Басова. – Кострома, 2009. - с. 42.
|
23
|
Опыт
педагогический
а) совокупность полученных на практике навыков и приемов воспитания и
обучения;
б) планомерно поставленный частный или общий эксперимент по какому-либо
вопросу педагогической практики. Первичным звеном накопления и
распространения О. п. является учебно-воспитательное учреждение, где
наглядно выступают достижения лучших учителей. Опыт лучших учителей
передается непосредственно в беседах с молодыми учителями, демонстрируется
при проведении открытых уроков или внеклассных воспитательных мероприятий.
В более обобщенном виде он распространяется в докладах на заседаниях
предметных комиссий, методических объединений и педагогических советов.
Если опыт учителей выходит за пределы конкретных условий данной школы и
приобретает более общий характер, его выявляют и распространяют на уровне
района, города, области и т. д.
|
Психолого-педагогический словарь / Под ред. П.И.
Пидкасистого – М., 1998. - с. 56.
|
24
|
Патронат
социальный – это
система взаимоотношений социальной службы с семьей, которая выступает в
качестве клиента, находящегося в трудной жизненной ситуации
|
Семья для ребенка: сборник науч. метод. материалов / Под
ред. Н.М. Драничниковой, Ж..А. Захаровой. - Кострома, 2006. - с. 71.
|
25
|
Патронаж
социально-педагогический – это
квалифицированная и адресная помощь приемным родителям при реализации ими
родительской роли и социализирующей функции в условиях замещающей семьи
|
Семья для ребенка: сборник науч. метод. материалов / Под
ред. Н.М. Драничниковой, Ж..А. Захаровой. - Кострома, 2006. - с. 72.
|
26
|
Правонарушитель - тот, кто совершил
правонарушение, преступник.
|
Толковый словарь / Под ред. Ефремовой. Т. Ф. 2000. - с. 55.
|
27
|
Профилактика —
использование совокупности мер, разработанных для того, чтобы предотвратить
возникновение и развитие каких-либо отклонений в развитии, обучении,
воспитании. В П. психофизического развития ребенка выделяют первичную, вторичную
и третичную:
первичная П. — предупреждение возникновения у детей дефектов, отклонений в
психофизическом развитии;
вторичная П. — предупреждение перехода нарушений развития в хронические
формы, возникновения вторичных дефектов;
третичная П. — социально-трудовая адаптация лиц, страдающих дефектами.
|
Психолого-педагогический словарь / Под ред. П.И.
Пидкасистого – М., 1998. - с. 67.
|
28
|
Профилактика
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных,
правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение
причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности,
правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних,
осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с
несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
|
Федеральный закон № 120 «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года. -
ст. 1.
|
29
|
Профилактика
социальная —
профилактическая деятельность, осуществляемая для реализации принципа
социальной справедливости.
|
Психолого-педагогический словарь / Под ред. П.И.
Пидкасистого – М., 1998. - с. 67.
|
30
|
Реабилитация (лат. rehabilitatio)
1) восстановление в правах;
2) восстановление доброго имени, репутации;
3) восстановление или компенсация нарушенных функций организма и
трудоспособности больных и инвалидов, достигаемое применением комплекса
медицинских, педагогических и социальных мероприятий.
|
Психолого-педагогический словарь / Под ред. П.И.
Пидкасистого – М., 1998. - с. 78.
|
31
|
Реабилитация
социальная –
система мероприятий, направленных на восстановление утраченных гражданином
социальных связей, социального статуса, устранение или возможно полную
компенсацию ограничений жизнедеятельности.
|
Национальный стандарт Российской Федерации
Социальное обслуживание населения
ГОСТ Р 52495-2005. - п. 2.1.8.
|
32
|
Реабилитация
социально-педагогическая – это
система мер воспитательного характера, направленная на формирование
личностных качеств, значимых для жизнедеятельности ребенка, активной
жизненной позиции ребенка, способствующих интеграции его в общество; на
овладение необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию,
положительными социальными ролями, правилами поведения в обществе.
|
Словарь по социальной педагогике / Авт.-сост. Л.В.
Мардахаев. – М., 2002. - с. 72.
|
33
|
Ресоциализация – восстановление у
несовершеннолетних утраченных или не полностью сформированных социальных
умений и навыков, необходимых ему для успешного функционирования в
социальной среде.
|
Ресоциализация несовершеннолетних в условиях государственного попечения /
Под ред. Захаровой Ж.А., - М., 2010, - с. 43.
|
34
|
Самоопределение –
сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных
ситуациях.
|
Социальная работа и педагогика словарь справочник / Под ред.
Н.Ф. Басова. – Кострома, 2009. - с. 82.
|
35
|
Самоопределение
социальное -
выбор личностью своей социальной роли и социальной позиции в системе
социальных отношений на основе осмысления своих целей.
|
Социальная работа и педагогика словарь справочник / Под ред.
Н.Ф. Басова. – Кострома, 2009. - с. 82.
|
36
|
Семья –
лица, связанные родством и (или) свойством, совместно, как правило,
проживающие и ведущие совместное хозяйство.
|
Национальный стандарт Российской Федерации
Социальное обслуживание населения
ГОСТ Р 52495-2005. - п. 2.1.19.
|
37
|
Семья
группы риска –
семья, имеющая в своем составе алкоголиков, наркоманов, токсикоманов, или
лиц, совершающих правонарушения или другие антиобщественные действия.
|
Национальный стандарт Российской Федерации
Социальное обслуживание населения
ГОСТ Р 52495-2005. - п. 2.4.5.
|
38
|
Семья
замещающая –
форма семейного и жизнеустройства ребенка, который утратил связи с
биологической семьей, приближенная к естественным условиям
жизнедеятельности и воспитания, обеспечивающая наиболее благоприятные
условия для его индивидуального развития и социализации.
|
Семья для ребенка: сборник науч. метод. материалов / Под
ред. Н.М. Драничниковой, Ж..А. Захаровой. - Кострома, 2006. - с. 58.
|
39
|
Семья
кровная – это
семья где дети и родители являются биологическими родственниками
|
Семья для ребенка: сборник науч. метод. материалов / Под
ред. Н.М. Драничниковой, Ж..А. Захаровой. - Кострома, 2006. - с. 59.
|
40
|
Семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации – это семья, которая не в
состоянии выполнять свои функции, особенно в отношении детей, в силу
объективных социально-экономических условий, вести нормальную
жизнедеятельность (болезнь или инвалидность членов семьи,
малообеспеченность, безработица, конфликты, изоляция).
|
Ресоциализация несовершеннолетних в условиях
государственного попечения / Под ред. Захаровой Ж.А., - М., 2010, - с. 21.
|
41
|
Семья, находящаяся в социально опасном положении, -
семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также
семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не
исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию
и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
|
Федеральный закон № 120 «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года. -
ст. 1.
|
42
|
Семьи неблагополучные –
это семьи, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются
основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания.
|
Словарь по социальной педагогике / Авт.-сост. Л.В.
Мардахаев. – М.,2002. - с. 89.
|
43
|
Среда (среда жизнедеятельности) – окружающие человека
социально – бытовые условия, обстановка, а также люди, связанные с ним
общностью этих условий.
|
Словарь по социальной педагогике / Авт.-сост. Л.В.
Мардахаев. – М.,2002. - с. 93
|
44
|
Среда
социальная -
конкретное проявление общественных отношений, в которых развиваются
конкретная личность, социальная общность; социальные условия их развития.
|
Словарь по социальной педагогике / Авт.-сост. Л.В.
Мардахаев. – М.,2002. - с. 93.
|
45
|
Трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно
нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может самостоятельно
преодолеть.
|
|