Для психолога
Оценка 4.9

Для психолога

Оценка 4.9
doc
13.05.2020
Для психолога
8.doc

Электронный журнал

Электронный журнал «Справочник педагога-психолога. Детский сад»

Психологическая коммуникация

Занятие для родителей «Семья – это мир, в котором нам уютно» в рамках семейного клуба

И.К. Асташова
педагог-писхолог МБДОУ детский сад-ясли № 233, г. Ростов-на-Дону

Воспитать счастливого, уверенного в себе ребенка — мечта всех родителей. Почему же отношения у них часто не складываются? Возможно, проблема в чрезмерной опеке, строгих требованиях, неумении слушать и слышать ребенка. Чтобы найти ответы на эти вопросы, проведите с родителями занятие. Обсудите с ними правила поведения в конкретных ситуациях и помогите определить их стиль воспитания.

Цели занятия: гармонизировать детско-родительские отношения; оптимизировать родительское воздействие в процессе воспитания детей.

Задачи:

·         дать родителям возможность осознать семейные роли и отношения, стать более открытыми;

·         актуализировать позитивный эмоциональный опыт;

·         помочь определить стиль воспитания ребенка в семье;

·         сформировать умения уважать желания и потребности ребенка;

·         развить способности к конструктивному взаимодействию;

·         снять психоэмоциональное напряжение.

Продолжительность: 1–1,5 часа. Количество человек в группе: 12–15.

Ход занятия

1. Приветствие

Цели: познакомить участников друг с другом, создать благоприятную атмосферу, конкретизировать ожидания от встречи. Оборудование: стулья по количеству участников, мяч.

Инструкция участникам. Сядьте в круг. Передавая мяч соседу справа, назовите свое имя, затем слово, которое характеризует вас и начинается на первую букву имени, а также поделитесь своими ожиданиями от этой встречи. Например, «Здравствуй, я — Ирина, искренняя. Я жду от встречи…».

2. Беседа «Семейные отношения — что это?»

Педагог-психолог: Как вы думаете, что для ребенка мир? В первую очередь — это его родной дом, семья. Что такое семья?.. Семья — это не просто сумма всех ее членов, а сложная система «невидимых» связей и взаимоотношений. Семья — это взаимозависимость одних членов от других: детей от родителей, родителей от бабушек и дедушек, других родственников и наоборот. Ни один человек не является в семье абсолютно автономным. Семья — это целостность. Изменение в поведении одного члена семьи ведет к изменению всей системы. Например, непослушание ребенка влияет на другие семейные проблемы. Поэтому семья обязательно рассматривается в контексте семейных отношений.

Я предложу на выбор три определения понятия «семейные отношения». Какое из них вы считаете правильным и почему? Итак, семейные отношения — это:

1) характер взаимного общения взрослых и детей в семье;
2) эмоциональная окраска поведения каждого члена семьи;
3) психологический климат семьи, принятые в семье нормы поведения всех ее членов, т. е. определенный стиль взаимоотношений.

3. Тест «Ваш стиль воспитания»

Материал: бланки вопросов к тесту, ручки. Педагог-психолог: Стиль семейного воспитания — это отношение родителей к ребенку, характер контроля, формы поощрения и наказания. Существуют следующие стили воспитания:

·         демократический — родители, воспитывая ребенка, применяют минимум наказаний, способны идти на разумные уступки, уважают ребенка как личность;

·         авторитарный — родители требуют от ребенка беспрекословного подчинения, подавляют его волю, диктуют, как ему надо вести себя, не считаясь с его интересами и желаниями;

·         либеральный, или попустительский — если родители используют этот стиль воспитания, ребенок испытывает дефицит внимания к себе, отсутствует контроль, который приводит к его противоречивым поступкам.

Стиль воспитания ребенка в вашей семье нам поможет определить тест.

Бланк теста «Ваш стиль воспитания»

Инструкция. Выберите вариант ответа, который наиболее близок вам.

1. Чем в большей мере определяется характер человека — наследственностью или воспитанием?

А) Сочетанием врожденных задатков и условий среды.

Б) Преимущественно воспитанием.

В) Главным образом врожденными задатками.

Г) Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.

2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?

А) Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.

Б) Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.

В) Абсолютно с этим согласен.

Г) Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.

3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?

А) Детям нужны не поучения, а примеры (Ж. Жубер).

Б) Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному (Т. Фуллер).

В) Цель воспитания — научить детей обходиться без нас (Э. Легуве).

Г) Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться (Э. Хоу).

4. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?

А) Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.

Б) Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное — позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.

В) Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.

Г) Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.

5. Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?

А) Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.

Б) Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.

В) Если попросит, можно и дать.

Г) Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.

6. Как вы считаете, в какой степени родители должны участвовать в отношениях ребенка со сверстниками?

А) Если общение с каким-либо сверстником плохо влияет на настроение, поведение моего ребенка, я поговорю с ним и объясню, почему не следует общаться с этим мальчиком или девочкой.

Б) Ребенок обязан общаться только с теми детьми, которые нравятся его семье.

В) Мы должны знать друзей своего ребенка, но вмешиваться в отношения детей можно только в исключительных случаях.

Г) Ребенок может общаться с кем захочет, меня это не касается.

7. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел другой ребенок в группе?

А) Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.

Б) Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.

В) Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.

Г) Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды недолги.

8. Как вы отнесетесь к сквернословию ребенка?

А) Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей это не принято.

Б) Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.

В) Ребенок вправе выражать свои чувства даже тем способом, который нам не по душе.

Г) Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы.

9. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?

А) Попробую разобраться, что его побудило солгать.

Б) Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.

В) Расстроюсь.

Г) Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.

10. Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?

А) Стараюсь.

Б) Безусловно.

В) Надеюсь.

Г) Не знаю.

Скачать бланк теста в pdf

 

Интерпретация результатов

Сосчитайте, какие ответы преобладают среди выбранных вами — А, Б, В или Г. Чем больше ответов одного из типов, тем более выражен в вашей семье определенный стиль воспитания.

А — авторитетный стиль. Вы осознаете свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним самим признаете право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции.

Б — авторитарный стиль. Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребенок, и прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Неудивительно, что из-за вашего постоянного контроля ребенку порой неуютно.

В — либеральный стиль. Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода?

Г — индифферентный стиль. Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны!

Если среди ответов нет преобладающих, это говорит о противоречивом стиле воспитания, при котором отсутствуют четкие принципы, а поведение родителей зависит от сиюминутного настроения.

4. Упражнение «Поменяйтесь местами те, у кого…»

Цель: актуализировать стиль взаимоотношений.

Инструкция участникам. Поменяйтесь местами те, у кого есть сын (кто никогда не наказывал своего ребенка; кто периодически наказывает своего ребенка; кто всегда выполняет обещания, данные ребенку; кто соблюдает семейные традиции и т. п.).

5. Упражнение «Ребенок в нас»

Оборудование: мяч.

Инструкция участникам. Встаньте в круг. Вам необходимо передать друг другу мяч со словами: «Мне кажется, в детстве ты был…». Тот, у кого оказался мяч, либо соглашается, либо отвергает высказанное предположение.

Вопросы для обсуждения:

·         С чем из услышанного в свой адрес вы согласны? Почему?

·         С чем из сказанного вы не согласны? Почему?

·         Что бы вы хотели добавить к сказанному?

Педагог-психолог: Общение и отношения с другими людьми зарождаются и развиваются в детском возрасте. Если ребенок не ощущает чуткости и любви со стороны окружающих, то у него возникает недоверчивое отношение к миру, а возможно, и ощущение страха, которые могут сохраниться на всю жизнь. В процессе развития коммуникативных навыков ребенка, большое внимание необходимо уделять формированию личностных качеств малыша, его чувствам, эмоциям. Когда люди счастливы и находятся в мире с самими собой, они переносят эти чувства на взаимоотношения с окружающими.

Родительская любовь принесет ребенку гораздо больше счастья, если он будет постоянно видеть, что она проявляется в отношениях родителей не только к нему, но и друг к другу.

6. Упражнение «Ассоциации»

Материал: листы бумаги, ручки.

Педагог-психолог: Наша цель — воспитать счастливого ребенка. Кто может воспитать счастливого ребенка?.. Кто такой счастливый ребенок?.. Кто такой эффективный родитель?.. На эти вопросы мы ответим, поработав в группах.

Инструкция участникам. Разделитесь на две команды. Задание для первой команды — написать свои ассоциации к сочетанию «счастливый ребенок». Для второй — написать ассоциации к сочетанию «эффективный родитель». После завершения представитель команды озвучивает результаты работы. Другая команда может задать уточняющие вопросы или дополнить ответ.

Вывод педагога-психолога: Счастье — это когда тебя любят и понимают, и это понимание не приходит само собой, ему нужно учиться. Самые важные учителя для детей — родители. Родительский дом — первая школа для ребенка. Дети хорошо усваивают то, что представлено наглядно, что познается на собственном опыте. Особенно их привлекают те действия, которые взрослые пытаются скрыть. Запоминают они не все, а только то, что особенно поразило. В связи с этим в присутствии детей нужно воздерживаться от действий и поступков, которые не могут служить для них хорошим примером.

7. Упражнение «Просьба»

Цель: расширить поведенческий репертуар в конфликтной ситуации.

Материал: различные предметы, игрушки.

Педагог-психолог: Готовых рецептов воспитания не существует. Как действовать взрослому в той или иной ситуации, решать только ему. Однако можно проиграть, как в театре, сложные ситуации, обсудить их и попытаться понять, что испытывает ребенок в том или ином случае.

Инструкция участникам. Выберите себе какой-либо предмет или игрушку. Разбейтесь на пары. Один из вас держит предмет в руках. Задача второго — уговорить партнера, глядя в глаза, отдать ему этот предмет, используя оборот: «Ну, пожалуйста…». Первый участник отдает предмет только тогда, когда захочет. Затем поменяйтесь ролями.

Примечание. После того как каждый участник побывал в роли просящего, упражнение выполняется с использованием только невербальных средств общения.

Вопросы для обсуждения:

·         Когда было легче просить предмет?

·         Почему вы решили все-таки расстаться со своим предметом?

·         Какие слова или действия побудили вас к этому?

8. Упражнение «Недетские запреты»

Материалы и оборудование: ленточки, стул.

Педагог-психолог: Часто родители, делая замечания ребенку в опасных для его жизни ситуациях, используют неверную тактику. Вместо того чтобы сказать ребенку, что нужно сделать, родители говорят ему, что делать не надо. В результате ребенок не получает нужной информации, а слова взрослого провоцируют его поступать наоборот. Например, что сделает ребенок в ответ на слова: «Не суй вилку в розетку»?..

Инструкция участникам. Выберите ведущего. Ведущий выступает в роли ребенка и садится на стул в центре круга. Задача остальных участников — подходить по одному к «ребенку» и говорить, что ему запрещено делать. То, что вы часто запрещаете своим детям. При этом лентой вы завязываете ту часть тела, которой касался запрет. Например: «Не кричи!» — завязываете рот. «Не бегай» — завязываете ноги и т. д. Начали игру.

А теперь пусть наш «ребенок» попытается встать… Получилось? Сделать это практически невозможно, если его не развязать. Поэтому сейчас каждый участник подходит к «ребенку», и развязывает ленту, которую завязал, и снимает запрет — говорит, что делать можно. Например: «Не кричи — говори спокойно».

Вопросы участнику-«ребенку»:

·         Что вы чувствовали, когда «родители» сковывали, ограничивали вашу свободу?

·         Ограничение движения какой части тела вы ощутили наиболее остро?

·         Какие чувства были у вас, когда вам предложили встать?

·         Что хотелось развязать в первую очередь?

·         Что вы чувствуете сейчас?

Вопросы остальным участникам:

·         Что вы чувствовали, когда видели обездвиженного ребенка?

·         Что вам хотелось сделать?

·         Легко ли найти слова, позволяющие переформулировать запрет?

·         Какие чувства вы испытываете сейчас?

9. Упражнение «Маленькая птичка»

Цели: развить чувства эмпатии, дать участникам возможность расслабиться.

Материал: перышко.

Музыкальное сопровождение: музыка для релаксации.

Инструкция участникам. Положите руки на колени, соединив ладони вместе. Закройте глаза. Представьте, что вы держите маленького пушистого зверька или птичку (коснитесь рук каждого участника перышком). Он такой крохотный, что легко помещается в ваших ладонях… Он засыпает, поэтому вы стараетесь сидеть без движения, чтобы не разбудить его. Если кому-то хочется погладить своего зверька или птичку, сделайте это осторожно, легким движением… мысленно успокойте зверька. Возможно, он испугался коршуна… Скажите ему что-нибудь ласковое, улыбнитесь ему. Почувствуйте, как его дыхание становится ровным, спокойным, медленным. Он в безопасности… Улыбнитесь ему еще раз и тихонько положите на теплое одеяльце… Теперь можете открыть глаза.

Вопросы для обсуждения:

·         Как одним словом вы охарактеризуете сейчас свое состояние?

·         Как, по-вашему, это состояние возникло?

·         Хотели бы вы, чтобы такое состояние возникало у вас чаще? Что для этого необходимо?

10. Беседа «Основные законы воспитания»

Материал: памятка для каждого участника (см. памятку «Основные законы воспитания»).

Педагог-психолог: Подводя итог нашей встречи, я хочу предложить несколько советов, выполнение которых поможет вам эффективно взаимодействовать с детьми и сделает взаимоотношения в семье спокойными и теплыми.

Инструкция участникам. Сейчас каждый из вас получит памятку. По очереди зачитываем каждый пункт и обсуждаем его.

11. Рефлексия

Вопросы для обсуждения:

·         Что вам больше всего запомнилось на нашей встрече?

·         Оправдались ли ваши ожидания от встречи?

·         Что, по вашему мнению, положительное в таких занятиях, а что отрицательное?

·         Какие пожелания на будущее к таким встречам у вас есть?

·         Какие темы, проблемы вы хотели бы обсудить?

Педагог-психолог:

Что самая сладкая сладость на свете?
Сахар — могла я когда-то ответить.
Мед, мармелад, пастила и щербет.
Только теперь поняла я ответ!
Родного ребеночка — запах макушки,
Что остается на нашей подушке,
Пальчики нежные и ноготки,
Попка, коленочки и локотки.
Что самая горькая горечь на свете?
Горчица — могла я когда-то ответить.
Редька и уксус, полынь и хинин.
Ну, а теперь мой ответ лишь один:
Губки дрожащие — плач на подходе —
Вот от чего мое сердце заходит.
Самая горечь — родного ребенка
Полные слез и обиды глазенки.

Давайте сделаем наших детей счастливыми!

Памятка для родителей

Основные законы воспитания

1. Закон подражания. Родитель — авторитет для ребенка. Ребенок подражает вам, т. к. считает все ваши поступки правильными. Поэтому совершенствуйтесь, чтобы стать примером для него.

Научите ребенка общаться, познакомьте с правилами хорошего тона. Придерживайтесь в семье одинаковых требований к нему, будьте терпимыми к его непосредственности.

Найдите золотую середину между репрессией по отношению к ребенку и вседозволенностью. Не делайте его инструментом своего настроения и чувств.

2. Закон безусловной любви. Это значит любить ребенка не за поступки, слова, не за то, что он умный, красивый и так далее, а за то, что он просто есть! От этого зависит, вырастет он оптимистом или пессимистом, сможет ли противостоять жизненным трудностям. Если, на ваш взгляд, ребенок делает что-то не так, выражайте недовольство его отдельными действиями, но не ребенком в целом.

3. Закон уважения. Общение не может строиться на основе авторитарного давления на ребенка. Оно не подчиняется формуле «Взрослый всегда прав, потому что взрослый». Ребенок стремится к равноправию и не понимает, почему взрослым можно, а ему нельзя. Общаясь с ребенком, относитесь к нему, как к равному вам человеку.

Речь детей лучше развивается в атмосфере любви и спокойствия. Разговаривайте с ребенком, внимательно его слушайте.

Ваша задача показать целесообразность и полезность своих требований. Поэтому лучше использовать не требование-запрет, а требование-объяснение.

4. Закон материнской интуиции. Если не знаете, как поступить — слушайте свое сердце.

5. Закон подсознательного ожидания. Не беспокойтесь о ребенке, и с ним ничего не случится. У ребенка высоко развит инстинкт самосохранения. Старайтесь думать о хорошем.

6. Закон доверия. Доверяйте ребенку, и он станет более ответственным. Чрезмерная опека сделает ребенка безответственным.

7. Закон «рука об руку». Ребенок должен постоянно чувствовать вашу поддержку, должен знать, что вы в любое время придете к нему на помощь.

Найдите время, чтобы вместе поиграть, погулять, почитать любимую книгу. Помните о необходимости совместной с ним деятельности. И это поможет вам воспитать доброго, отзывчивого, самостоятельного человека.

8. Закон раннего старта. «Учи ребенка пока он поперек лавки лежит». Первый год жизни — главный период, когда у малыша складывается впечатление о мире и формируются основы поведения. Поэтому основное воспитание ребенку необходимо давать в возрасте до трех лет.

9. Закон «право на ошибку». Важно уметь выслушать ребенка. Каждый человек имеет свое мнение, ребенок тоже. Ваша задача: если ребенок не прав, убедить его согласиться с этим, если не правы вы сами, уметь признать свои ошибки.

Обязательно по-хорошему спорьте с ребенком, учите его доказывать, отстаивать свое мнение и вместе с тем развивайте умение соглашаться, прислушиваться к мнению других.

Мы можем только помогать ребенку во всех его начинаниях, иногда можем дать совет, но при условии, что он сам этого попросит. Но выбор он делает самостоятельно. Порой он будет неверным, но тогда это будет хорошим жизненным уроком, который сделает малыша сильнее.

10. Закон открытой ладони. Не угрожайте, не применяйте физическое или эмоциональное насилие, а также не обещайте ребенку наград.

Контроль за выполнением требования должен быть скрыт от ребенка, чтобы у него не возникало мнения, что вы ему не доверяете. Похвала, награда должны быть результатом выполнения требований.

Скачать памятку в pdf


 


Электронный журнал Психологическая коммуникация

Электронный журнал Психологическая коммуникация

Инструкция участникам. Сядьте в круг

Инструкция участникам. Сядьте в круг

Бланк теста «Ваш стиль воспитания»

Бланк теста «Ваш стиль воспитания»

В) Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам

В) Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам

Бланк теста «Ваш стиль воспитания»

Бланк теста «Ваш стиль воспитания»

Б — авторитарный стиль. Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребенок, и прилагаете к этому максимум усилий

Б — авторитарный стиль. Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребенок, и прилагаете к этому максимум усилий

С чем из сказанного вы не согласны?

С чем из сказанного вы не согласны?

Педагог-психолог: Готовых рецептов воспитания не существует

Педагог-психолог: Готовых рецептов воспитания не существует

Ограничение движения какой части тела вы ощутили наиболее остро? ·

Ограничение движения какой части тела вы ощутили наиболее остро? ·

Педагог-психолог: Подводя итог нашей встречи, я хочу предложить несколько советов, выполнение которых поможет вам эффективно взаимодействовать с детьми и сделает взаимоотношения в семье спокойными и…

Педагог-психолог: Подводя итог нашей встречи, я хочу предложить несколько советов, выполнение которых поможет вам эффективно взаимодействовать с детьми и сделает взаимоотношения в семье спокойными и…

Памятка для родителей Основные законы воспитания 1

Памятка для родителей Основные законы воспитания 1

Памятка для родителей Основные законы воспитания 1

Памятка для родителей Основные законы воспитания 1
Скачать файл