Для психолога
Оценка 4.9

Для психолога

Оценка 4.9
docx
13.05.2020
Для психолога
4.docx

Адаптированная программа курса для 11-го класса

 "Основы семейной психологии"

 

Цель курса:

  • Данная программа имеет своей целью знакомство юношей и девушек с основами знаний о семейных отношениях;
  • формирование представлений о причинах внутрисемейных конфликтов, о воспитании будущих детей.

Программа составлена на основе семейной циклограммы.

Основные задачи курса:

1.     Психологическая и практическая подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни.

2.     Формирование психологических знаний и умений простраивать внутрисемейные взаимоотношения.

3.     Психологическая и физиологическая основа знаний по половому воспитанию.

Для реализации задач применяются следующие методы преподавания:

  • лекционный;
  • эвристический;
  • игровой тренинг;
  • диагностические процедуры (тестирование);
  • имитационные деловые и семейные игры;
  • дискуссии.

За период обучения учащиеся выполняют несколько практических работ. Наиболее значимая – семейная генограмма.

Примерный календарно-тематический план

(1 час в неделю)

№ недели

Тема

Примерное содержание занятия

СЕНТЯБРЬ

1

Как выглядит ваша семья?

1. Цели и задачи предмета.

2. Мини-опрос.

3. Что такое зрелая семья?

4. Диагностика “Семейная социограмма”.

5. Вводим новые атрибуты урока:

  • барометр душевного состояния;
  • включение;
  • барометр.

2

“Я – семь Я”.

Самооценка.

1. Восемь линз восприятия мира – иллюстративная лекция.

2. Тест “Школа самооценки”.

3. Тест “Кинетический рисунок семьи”.

4. Моё состояние в семье – элементы психодрамы.

3

Структура семьи.

1. Основные понятия – словарная работа.

2. Семейный треугольник.

3. Семейные коалиции.

4. Жизненный цикл семьи. Циклограмма.

4

Период ухаживания.

Когда это начинается?

1. “Дружба” – дискуссия.

2. Первая любовь – иллюстративная лекция.

3. Психологическое упражнение “Комплимент”.

4. Минисочинение “Признание в любви”.

ОКТЯБРЬ

5

Культура чувств – это …

1. “Без плаща, шпаги и реверансов” – дискуссия.

2. “Письмо” – размышления вслух.

3. Этикет взаимоотношений.

4. Идеальный юноша. Идеальная девушка.

6

Молодая семья.

Под марш Мендельсона.

1. Проблемы, переживания, приспособления в период этой фразы – иллюстрированная лекция.

2. Игра – “Мы решили пожениться”.

3. Психологическое упражнение “Брачное объявление”.

4. Релаксация: “Колодец в пустыне”.

7

Модели общения в семье.

1. Вербальное и невербальное общение -иллюстративная лекция.

2. Психологическое упражнение “Телеграмма”.

3. Типы поведения людей при отвержении.

4. Психологическое упражнение “Обвинение”.

8

Практическое занятие.

1. Урок проводится в виде тренинга. Упражнения основаны на решении семейных ситуаций и проблем.

НОЯБРЬ

9

Дети в семье – “маленькие пришельцы”.

Экспансия.

1. Проблемы, связанные с появлением ребёнка.

2. Дискуссия: “Сколько детей должно быть в семье?”

3. Возрастные особенности детей – краткий экскурс.

4. “Случай из детства” – минисочинение.

10

Идеал и быт.

1. Тест “Какой вы будете мамой?”

2. Что значит быть хорошей матерью – беседа.

3. Психологические портреты матери по Захарову.

4. Портрет-сочинение “Моя мама”.

11

Братско-сестринские взаимоотношения.

1. Порядок рождения детей в семье – лекция.

2. Беседа “Вопрос-ответ” по итогам лекции.

3. Тренинг простаивания взаимоотношений с учётом порядка рождения детей в семье.

ДЕКАБРЬ

12

Особые семьи.

1. Причины возникновения неполных семей – беседа.

2. Психологическое упражнение “Ссора родителей”.

3. Рефлексия.

4. Повторные браки. Ваше мнение?

13

Детские неврозы.

1. Лекция “Причина детской нервности”.

2. Типы неправильного воспитания детей -иллюстративная лекция.

3. Релаксация “Лесное озеро”.

14

Фаза стабилизации.

Генограмма.

1. Трудности на зрелой стадии брака.

2. Практическая работа – построение генограммы семьи.

15

Старшие в доме.

1. Проблема отцов и детей.

2. Тёща и свекровь. Проблемы взаимоотношений.

3. “Коалиции внутри семьи” – практическая работа.

4. Релаксация “Рисуем музыку”.

ЯНВАРЬ

16

Семейная инженерия или повседневная жизнь семьи.

1. Много ли в семье обязанностей у её членов? – беседа.

2. Практическая работа “Семейный секретарь”.

3. Деловая игра “Семейное собрание”.

17

Практическая работа “Семейный термометр”.

1. Разминка.

2. “Семейный термометр” – большая игра.

3. Рефлексия.

18

В семье – подросток.

1. Физиологические и психологические особенности. Кризис 13 лет.

2. Проблемы взаимоотношений с родителями.

3. Мини-сочинение “Когда я был подростком …”

ФЕВРАЛЬ

19

На пороге взрослости. Выбор.

Дети покидают дом.

1. Психология ранней юности – иллюстративная лекция.

2. Как сделать правильный выбор?

3. Тест “Клетка” (профориентация).

4. Психолого-профориентационная игра “Профконсультация”.

20

Пустое гнездо. Одиночество.

1. Кризисы семьи в период этой фазы.

2. Родительско-детский симбиоз. Его влияние на будущее детей.

3. Тест Розенцвейга.

21

Практическая работа.

1. “Пустое гнездо” или “Медовый месяц” – дискуссия.

2. Кризисы семьи в период фазы “Пустое гнездо”.

3. Легко ил быть одиноким? – беседа.

4. Минисочинение “Моя бабушка”.

22

 

1. “Семейная линия времени”. Её построение.

МАРТ

23

“У нас в гостях”.

1. Беседа с одним из специалистов по вопросам семьи и брака.

24

Домашняя экономика.

1. Потребности естественные и искусственные – лекция.

2. “Семейный бюджет” – практическая работа в виде деловой игры.

25

Воспитание духовности в семье.

1. Психологическое упражнение “Я высоко ценю себя”.

2. “Душа – миф или реальности” – дискуссия.

3. Психологические упражнения: “Подарок”, “Золотой шар”.

26

По законам чести.

1. Семейный кодекс. Краткий экскурс.

2. “Развод по-человечески” – иллюстрированная лекция.

3. Семья и общество. Беседа.

4. Релаксация “Путешествие капельки”.

АПРЕЛЬ

27

“Смотрясь, как в зеркало другого”.

1. Почему они такие? (Чем отличаются женщины от мужчин).

2. Сочинение “И это всё о нём (о ней)?

28

Час откровения.

1. Ответы на вопросы учащихся о проблемах полового воспитания.

2. Рефлексия.

29

“У нас в гостях”.

Беседа со специалистом в области сексуального воспитания.

30

Ваш внешний вид.

1. “Как выглядеть дома?” – дискуссия.

2. Мини-лекции:

  • ваша одежда
  • грим
  • волосы
  • руки

3. Ролевая игра “Портрет идеальной жены (мужа)”.

МАЙ

31

Ваш голос.

1. Некоторые особенности вашего голоса -иллюстрированная лекция.

32

Как быть всегда в форме?

1. Как избавиться от вредных привычек.

2. “Здоровью вредить – себя не любить” (о курении и наркомании)

3. Физические упражнения и питание – беседа.

33

“Учитесь властвовать собой”. Стресс.

1. Что такое стресс и как с ним бороться? – лекция.

2. Страх. Терапия страхов. Арттерапия “Рисуем свой страх”.

34

Итоговое занятие.

Консультации учащихся по:

  • генограмме;
  • семейной линии времени;
  • личным проблемам.

2. Рефлексия.

Автор- Кузьмина Т.Н., педагог-психолог

Литература, используемая при составлении программы.

1.     Афанасьева Т.М. “Семья”.

2.     Браун Л. “Имидж – путь к успеху”.

3.     Гарбузов В.И. “Нервные дети”.

4.     Сатир В. “Как строить себя и свою семью”.

5.     Тимошенко Л.Н. “Воспитание старшеклассниц”.

6.     Черников А.В. “Интегративная модель системной семейной психотерапевтической диагностики”.

7.     Эйдемиллер Э.Г. “Методы семейной диагностики и психотерапии”.


 

Адаптированная программа курса для 11-го класса "Основы семейной психологии"

Адаптированная программа курса для 11-го класса "Основы семейной психологии"

Вводим новые атрибуты урока: барометр душевного состояния; включение; барометр

Вводим новые атрибуты урока: барометр душевного состояния; включение; барометр

Психологическое упражнение “Телеграмма”

Психологическое упражнение “Телеграмма”

Типы неправильного воспитания детей -иллюстративная лекция

Типы неправильного воспитания детей -иллюстративная лекция

Тест Розенцвейга. 21Практическая работа

Тест Розенцвейга. 21Практическая работа

Ваш внешний вид. 1. “Как выглядеть дома?” – дискуссия

Ваш внешний вид. 1. “Как выглядеть дома?” – дискуссия
Скачать файл