Для психолога

  • doc
  • 13.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 5.doc

Электронный журнал

Электронный журнал «Справочник педагога-психолога. Детский сад»






Регламент работы

Как организовать психолого-педагогическую деятельность в летний период

Н.П. Кондрашова
педагог-психолог дошкольного отделения «Семицветик» ГБПОУ Колледж градостроительства, транспорта и технологий № 41, Москва

Летний период вносит изменения в деятельность дошкольной образовательной организации, в условия содержания детей — увеличивается время прогулок; многие виды деятельности и режимные моменты организуются на улице; изменяется количество воспитанников в группах (или группы объединяются), формируются разновозрастные коллективы, дети приходят из других ДОО. Все это не может не отражаться на психологическом состоянии дошкольников. Как в таких условиях педагогу-психологу организовать свою деятельность? Какие формы работы использовать?




Особенности деятельности педагога-психолога

Летний период в детском саду считается оздоровительным. Этим определяются цели и задачи психологической работы с детьми, родителями и педагогами.

Цели — сохранить и укрепить психофизическое здоровье воспитанников с учетом их индивидуальных особенностей.

Задачи — создать условия для:

·         психологически комфортного пребывания детей в детском саду;

·         развития личностной сферы дошкольников (особенно эмоционально-волевой и коммуникативной);

·         профилактики дезадаптивного поведения (в случаях, когда в детский сад приходят воспитанники из других ДОО);

·         развития навыков общения дошкольников;

·         установления сотрудничества между педагогами и детьми (в случаях, когда ушедший в отпуск работник передает свою группу другому педагогу);

·         эффективного сотрудничества с родителями и педагогами.

Для деятельности педагога-психолога в летний период характерны следующие особенности: преобладание профилактического направления работы; преимущественное использование групповых форм взаимодействия с дошкольниками; переход от «кабинетной» предметно-развивающей среды к организации развивающего пространства на групповых участках (верандах и игровых площадках).

Изменяющаяся социальная ситуация развития дошкольников летом отражается на психологическом сопровождении участников образовательных отношений.

На первом месте — психопрофилактика поведенческих, личностных и социальных расстройств.

На втором — диагностика процесса адаптации и социализации детей и взрослых (наблюдение — стороннее или включенное, может быть социометрия).

На третьем — коррекция разных видов расстройств, развитие эмоционально-волевой и коммуникативной сфер.

Главный ориентир в работе педагога-психолога с детьми в этот период — сохранение и укрепление их психофизического здоровья.

Важный принцип организации режима дня ребенка в летний период — чередование различных видов деятельности (игровой, трудовой, наблюдений в природе, изобразительной, конструктивной, музыкальной), т. к. в поведении детей процессы возбуждения чаще преобладают над процессами торможения.

Формы взаимодействия с детьми

Работа педагога-психолога с детьми в летний период продолжается в традиционных формах взаимодействия: групповой, подгрупповой (мини-группы по 2–4 человека) и индивидуальной. Также сохраняются психологические методы и средства воздействия на психофизическое развитие дошкольников:

·         методы регулирования психического состояния детей — игры с песком и водой, изодеятельность (рисование, аппликация), музыкотерапия, релакс-паузы;

·         методы стимулирования речедвигательной активности — пальчиковые игры, хороводные игры, театрализованная деятельность с элементами сказкотерапии;

·         методы повышения работоспособности детей — физкультминутки, образные упражнения («попрыгали, как лягушки», «поплыли, как рыбки» и т. п.), чередование активных и спокойных игр и упражнений.

Для групповой формы взаимодействия педагога-психолога с детьми характерна познавательно-досуговая направленность.

Цели группового взаимодействия:

·         объединить воспитанников всех возрастов, вовлечь их в социально-активную среду, тем самым развивая личность каждого ребенка;

·         сформировать навыки сотрудничества, взаимопомощи, совместной деятельности и общения.

Познавательная и досуговая деятельности проходят на воздухе на отдельных групповых площадках. В случае общих мероприятий — задействуется вся игровая территория.

Познавательные игры и досуги проводятся в часы наименьшей инсоляции — до наступления жары или после ее спада.

Основные виды групповой познавательной и досуговой деятельности:

1. Игры с песком — терапевтические лечебные игры, способствуют стабилизации эмоционального состояния детей, развивают фантазию. Задачи, материал, тематика построек из песка, формируемые навыки и умения приведены в таблице.

2. Игры с водой — используются для расслабления, разблокировки эмоций, стимуляции поисковых и исследовательских действий, развивают сенсорную чувствительность тактильных ощущений, мыслительную деятельность. Кроме того, в жаркие дни вода служит источником прохлады.

Необходимое оборудование: пластмассовые тазы или ванны, надувные, резиновые и плавающие игрушки (средства передвижения — лодочки, катера и др.; животные — уточки, дельфины, рыбки, черепашки и т. п.), предметы для экспериментирования с водой (сосуды, насадки с разными отверстиями, емкости разного объема, формы и цвета).

При организации игр с водой необходимо следить за тем, чтобы вода была теплой, температура — около +30 °С.

3. «Театр игрушек» — стимулирует собственную активность ребенка, творческие способности, обогащает его личный опыт и эмоциональную сферу.

Дети переносят на игрушку свои переживания и чувства, отображают их, тем самым избавляются от негативных эмоций, тревожности — происходит стабилизация эмоционального состояния. Проигрывая истории и манипулируя игрушками, т. е. действуя ими по-своему усмотрению, дети учатся регулировать эмоции. Смешные ситуации «театра игрушек» поднимают настроение.

Этот вид театра способствует удовлетворению потребности дошкольников в самоутверждении.

Формы организации «театра игрушек» на улице:

·         на песке — педагог-психолог вместе с детьми сочиняет сказочные истории, обыгрывая постройки и персонажи;

·         на столе на террасе группы — педагог-психолог заранее готовит сказочную историю (например, «Как муравьишка домой спешил» В. Бианки, «Кто сказал “мяу”?» В. Сутеева, «Целебная травка» Т. Караманенко, Л. Пеньевской) и героев.

4. «Театр теней» — позволяет формировать у детей опыт социальных навыков поведения. Театрализованные герои становятся образцами для подражания и отождествления — подобная идентификация оказывает позитивное влияние на формирование качеств личности ребенка.

Через стимулирование эмоций дети усваивают нравственные нормы, у них активно развиваются слуховое внимание, зрительное восприятие формы, величины (силуэтные изображения героев в теневом театре), воображение, мышление.

Этот вид театра способствует удовлетворению потребности дошкольников в новых впечатлениях.

Организация «театра теней» на улице: при дневном солнечном освещении в жаркий день на стол ставится ширма, подбирается угол освещения и простая в исполнении сказка, обычно на бытовую тему с участием животных. Персонажей можно сделать из черного картона, прикрепив их на палочку-держатель.

Преимущество таких постановок — не надо долго репетировать и заучивать длинные диалоги.

Произведения для инсценировки: русские народные сказки «Лиса и журавль», «Кот, дрозд и петух», «Журавль и цапля», «Три калача и одна баранка», басня «Ворона и лисица» (И.А. Крылова), «На птичьем дворе» (по мотивам сказки К.И. Чуковского «Цыпленок»), «Знаменитый утенок Тим» (по мотивам сказки Э. Блайтон).

Произведения желательно выбирать небольшие, динамичные, поучительные, связанные с летней тематикой, т. к. часто декорациями выступают природные объекты.

5. Хороводные игры — хорошо организуют детский коллектив, развивают игровые навыки, воспитывают стремление поддерживать друг друга, снижают импульсивность поведения.

Рекомендуется использовать в начале июня — в период адаптации к детскому саду вновь поступивших из других ДОО детей, а также в качестве организационного момента при переходе от одного вида деятельности к другой.

С детьми 3–5 лет для сплочения группы эффективны общие хороводы («Карусели», «Мы на луг ходили», «Мы топаем ногами», «Затейники» и др.). В них малыши действуют одновременно и одинаково.

Для сближения между детьми по пути дифференциации эмоциональных контактов рекомендуются хороводы с выбором партнера («По дорожке …[имя] шла…», «Зайка», «Гнездышко», «Водят мыши хоровод», «Ай, гу-гу», «Ходит Ваня» и др.).

С детьми 5–7 лет для общего слаженного взаимодействия используются такие хороводы, как «Ровным кругом друг за другом…», «Бабушка Маланья», «Грядки», «Каблучок».

Для развития и совершенствования навыков общения между старшими дошкольниками — хороводные игры с выбором партнера («Подарки», «Колпачок», «Дедушка Водяной» и др.) и хороводные подвижные игры («Мышеловка», «Огородник и воробей», «Аист и лягушки» и др.).

Взаимодействие с подгруппами проходит либо в кабинете педагога-психолога, либо на террасе участка группы, где есть соответствующее оборудование (стол, стульчики, доска для рисования и/или магнитная доска) и выносной материал (карандаши, листы для рисования, дидактические игры).

Рекомендации по выбору выносного материала: оптимально использовать пластмассовые и деревянные дидактические игры — после проведения занятия их легко можно помыть или протереть влажной тряпкой.

Бумажный материал рекомендуется ламинировать.

Игрушки выбирать лучше крупные и в небольшом количестве (от 5 шт. для детей 3–5 лет; до 10 для детей 5–7 лет) — это формирует умения сосредоточиваться на предмете, концентрироваться, развивает устойчивость и переключаемость внимания.

Для работы в кабинете эффективно использовать набор «Пертра» (для активизации сенсомоторного развития дошкольников) и разнообразные дидактические игры на познавательное, эмоционально-личностное развитие, которые имеются в рабочем арсенале специалиста.

Подгрупповая развивающая психологическая работа планируется в первой половине дня, с 09:00 (09:30) до 11:00 (11:30) — когда дети активны и находятся в бодром состоянии и инсоляция незначительна.

Индивидуальное взаимодействие педагога-психолога с ребенком летом, как и в течение учебного года, осуществляется по согласованию с родителями (законными представителями). Проходит, как правило, в кабинете специалиста, и направлено на развитие и коррекцию отдельных сфер личностного развития.

Программы для психолого-педагогического сопровождения детей в летний период

1. О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев, И.М. Первушина «Тропинка к своему “Я”: как сохранить психологическое здоровье дошкольников»;

2. Е.В. Котова «В мире друзей: программа эмоционально-личностного развития детей»;

3. М.А. Панфилова «Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры»;

4. В.В. Ветрова «Уроки психологического здоровья. Методическое пособие по развитию дошкольника».

 

Материалы и оборудование: развивающие рабочие тетради (например, из серий «Мои первые тетрадки», «Школа для дошколят» С.Е. Гавриной, Н.Л. Кутявиной, И.Г. Топорковой, С.В. Щербининой); книги-пособия с картинками и заданиями к ним; набор «Пертра»; пазлы; кубики Коса; и проч.

Рекомендуем использовать разноцветные крышки от пластиковых бутылок — игры и упражнения с ними позволяют развивать восприятие, внимание, память, мышление, воображение, мелкую моторику, способствуют установлению доверительных отношений, активизации общения со взрослым.


Скачать варианты заданий в pdf


 

Варианты игровых заданий с крышками от пластиковых бутылок:

• разложить крышки по цвету;
• найти одинаковую по цвету крышку (ребенок должен отыскать крышку такого же цвета, что показывает педагог-психолог); 
• собрать длинные и короткие бусы;
• собрать разноцветные бусы (собрать бусы, следуя указаниям педагога-психолога);
• построить паровозик с вагончиками (змейку);
• построить пирамиду (башню, мостик).

 

Используемые методы коррекции и развития ребенка— рисование и аппликация. Когда ребенок создает рисунок или аппликацию, он отображает свои эмоции, раскрепощает речь, «проживает» процесс творения вместе со взрослым. Кроме того, развивается мелкая моторика рук.

Рекомендации по выбору техник рисования и аппликации:

1) для младших дошкольников

·         рисовать гуашью;

·         раскрашивать пальчиком, ватной палочкой, методом тычка, с использованием трафаретов;

·         аппликации из круп и готовых форм (бумага, ткань);

2) для старших дошкольников

·         к гуаши добавляется рисование акварелью (размытые краски, кляксография);

·         аппликации из рваной и мятой бумаги.

Психолого-педагогическое сопровождение педагогов и родителей

Взаимодействие педагога-психолога с родителями в летний период осуществляется в индивидуальной форме. Только в начале июня проводится групповое родительское собрание для вновь поступающих в детский сад детей — педагог-психолог дает рекомендации на лето по подготовке дошкольников и самих родителей к посещению ДОО.

Задачи психолого-педагогического сопровождения родителей:

1) оказывать консультативную помощь в воспитании детей (индивидуальные и групповые консультации по запросам);
2) просвещать в области детской психологии (стендовая информация, консультации, родительское собрание);
3) изучать опыт семейного воспитания и обучения детей (беседы, анкетирование);
4) привлекать к активному участию в деятельности детского сада (проведение досугов, праздников и проч.).

Взаимодействие педагога-психолога с педагогами и специалистами детского сада проходит обычно в индивидуальной (консультации), реже — подгрупповой форме (совместная подготовка и проведение тематических мероприятий).

Задачи психолого-педагогического сопровождения педагогов и специалистов:

1) оказывать помощь в профилактической работе с детьми (вновь поступившими из других ДОО, в разновозрастных группах) — создать условия для гармонизации отношений между воспитателем и детьми в случае замены педагога, создания положительного микроклимата в группе (педагог-психолог принимает участие в режимных моментах, игровой деятельности, проводит включенные и сторонние наблюдения, беседы);

2) просвещать по вопросам возрастного развития, индивидуальных особенностей дошкольников, детско-родительских отношений (индивидуальные и групповые консультации, беседы, памятки);

3) оптимизировать взаимодействие воспитателей и педагога-психолога (планирование мероприятий с детьми и родителями, работа с методическим материалом).

Таким образом, использование различных форм взаимодействия с детьми, педагогами и родителями позволит реализовать цели и задачи, поставленные в летний период, т. е. сохранить психическое и физическое здоровье детей.