ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
МЕТАФОРИЧЕСКИХ АССОЦИАТИВНЫХ КАРТ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С
ДИАГНОЗОМ СДВГ
МАК в работе с детьми дошкольного возраста - инструмент эффективный,
вариативный и доступный.
В последнее время диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) у
современных детей дошкольного возраста встречается всё чаще и чаще. Причиной
этого неврологическо – поведенческого расстройства развития являются два вида
факторов: биологические и социальные.
Выявить признаки такого расстройства в группе детей можно, используя метод
наблюдения. Как правило, дети, страдающие СДВГ, часто проявляют бесцельную
двигательную активность, не могут оставаться на месте во время занятий,
перебивают собеседника и не выслушивают до конца вопросов, не могут
сосредоточиться на длительном выполнении какого – либо действия.
Таким детям трудно сдерживать себя во время игр с правилами, они не могут
находиться долго в состоянии ролевого персонажа во время проигрывания сюжетно –
ролевых игр.
Дети с признаками синдрома гиперактивности очень часто нарушают психологические
границы окружающих – они могут брать без спроса чужие вещи, проявлять агрессию
при общении со сверстниками и окружающими взрослыми, вторгаться в то, что
делают другие. Ребёнка отличает от других явная невнимательность и рассеянность
– он теряет и забывает вещи, плохо запоминает информацию и имена сверстников и
окружающих взрослых.
Такой диагноз не является основанием для отнесения этой группы детей к лицам,
имеющим ограниченные возможности здоровья, тем не менее, для успешного
преодоления проблем в поведении обязательно требуется профессиональная
медицинская консультация у невролога и психиатра, а также систематическое
психолого – педагогическое сопровождение во время образовательного
процесса.
Коррекционная работа с такими детьми в образовательном учреждении проводится
всеми участниками образовательного процесса – специалистами и родителями и
имеет одну цель: формирование у детей доступных моделей поведения,
способствующих психическому и физическому здоровью. В дошкольной
образовательной организации комплекс таких коррекционных мероприятий может быть
разработан на заседании психолого – медико – педагогического консилиума.
В своей статье мне бы хотелось поделиться опытом психолого – педагогической
работы с детьми дошкольного возраста, имеющими диагноз синдром дефицита
внимания и гиперактивности. Необходимо помнить одно из главных правил работы с
такими детьми.
Важно, чтобы родители принимали самое непосредственное участие в этой
работе.
Это могут быть совместные консультации, тренинги для родителей и детей,
практикумы и семинары для родителей, позволяющие расширить теоритическое
представление родителей об особенностях психофизиологического развития таких
детей.
Одним из самых действенных и экологичных инструментов моей работы с детьми и
родителями являются метафорические ассоциативные карты. Можно ли отнести такой
необычный инструмент к современным игровым технологиям? Игру как пространство
«внутренней социализации» ребенка и средство усвоения социальных установок
представлял себе Л.С Выготский.
Метафорические карты позволяют ребёнку создать такое игровое пространство, где
он почувствует себя и героем, и создателем, и изобретателем.
Преимущество работы с этим инновационным, доступным, ярким и креативным
материалом в психологической коррекции заключается в том, что работа с
использованием метафорических ассоциативных карт позволяет:
Снять психологическое и эмоциональное напряжение;
Обойти внутренне сопротивление и рациональное мышление (для взрослых участников
коррекционной работы);
Создать атмосферу безопасности и доверия;
Позволяет проговорить проблемную ситуацию, что само по себе уже несёт эффект
коррекции;
Позволяет ребёнку создать и прожить ситуации в прошлом, настоящем и
будущем;
Запускает механизмы поиска внутренних ресурсов, поиска механизма выхода из
критической ситуации;
Позволяет психологу наглядно увидеть картину любых межличностных отношений, то
есть являются ещё и прекрасным диагностическим материалом.
В своей работе с детьми дошкольниками я использую несколько комплектов
метафорических ассоциативных карт.
Это колода «Роботы» автора Татьяны Ушаковой,
колода «Шкатулка доброго волшебника» автора Т. Зинкевич – Евстигнеевой, И. Куликовой,
колода « Из сундука прошлого» авторы Г. Кац, Е. Мухаматулиной.
Каждая из этих колод несёт свою коррекционную направленность, а также
предназначена для своей категории пользователей. Хотя каждую из них можно
использовать с интеграцией друг в друга, в зависимости от коррекционных задач
или направления диагностического исследования.
Татьяна Олеговна Ушакова – педагог - психолог, кандидат педагогических наук
создала комплект игровых ассоциативных карт «Роботы», включающий с себя 84
цветных и 84 черно – белых изображений, методическое пособие с предложенными
техниками и рекомендациями. Надо отметить, что образ робота – один из самых
востребованных у современных детей и подростков. Возможность в собственной
творческой лаборатории создавать авторских роботов несёт в себе не только
работу по поведенческой коррекции, но и развивает такие психические процессы,
как наглядно – образное мышление, память, речь и воображение.
Приведу пример нескольких техник, применяемых мною в работе с детьми, имеющими
диагноз СДВГ. Сразу оговорюсь, что пространство для работы с этой категорией
детей должно иметь несколько зон, обязательной из которых является зона снятия
психо – эмоционального напряжения. Продолжительное время находиться в статичном
состоянии дети данной категории не могут, поэтому выстраивать работу с
метафорическими ассоциативными картами необходимо в интеграции с упражнениями
по телесно – ориентированной коррекции.
«Создание хорошего и плохого робота»
Вопросы к ребёнку во время его работы над образами перекликаются с известной
проективной методикой « Несуществующее животное»:
Где живут твои роботы?
С кем они живут?
Какие предметы или части тела нужны роботу, чтобы чувствовать себя счастливым
(любимым, нужным)?
Как любят проводить время, чем заниматься?
Зачем этому роботу такая голова( туловище и ноги)?
Какая часть в роботе самая сильная (слабая)?
Где робот берёт энергию?
Что бы ты хотел изменить в этом роботе?
В этот момент ребёнок может подобрать замещающую деталь, или нарисовать
выбранным материалом (идёт коррекция).
Приведу примеры работы с детьми, рассказы и изображения, составленные ими во
время игровых моментов.
«Робот – настроение» ( мальчик 5 лет 11 мес )
Этот робот похож на моё настроение. Моё настроение очень злое, потому что я
злюсь, злюсь на малышей, которые живут рядом с роботом. Голова у него самая
злая, туловище тоже самое злое. Мой робот похож на зомби – это те, которые
пожирают мозги. Зомби пожирают мозги у человека и он становится зелёным и злым.
У моего робота такие волосы. Они ему нужны, чтобы волк из контроля его не сбил.
Волк из контроля всегда его сбивает.
Браслеты на руках у робота дают ему магическую силу. Эта магическая сила
убивает людей вокруг. Роботу очень хорошо быть одному.
На груди у робота есть талисман, который даёт ему тёмную силу, эта сила самая
мощная, у простых зомби нет таких сил.
Ест мой робот энергию, он подзаряжается электричеством. Самое любимое занятие –
убивать. Зовут моего робота Фрекен.
Создание помощника для робота.
Для этого ребёнка ресурсным оказалось создание нескольких образов помощников,
каждый из которых был наделён значимым для мальчика умением и качеством
личности. Нужно отметить, что после проведения серии коррекционных встреч
уровень агрессии заметно снизился.
«Робот – портрет» ( мальчик 6 лет 4 мес)
Этот робот и его зовут Военный – боевой. Он нужен для того, чтобы помыть и
убраться, чтобы если все ушли в магазин и забыли выключить плиту, не случился
пожар. Он нужен, чтобы ходить за покупками и если что – то надо приготовить. Он
похож на меня, потому что улыбается, волосы тоже похожи на мои, особенно чёлка.
Ещё он похож на Гипердронта. Все части подходят друг к другу, только голова
немного не подходит. Мне бы понравилось, если шея была длиннее, а так можно
подумать, что шея отделилась и открылись провода. Глаза у робота прикрыты,
потому что он разряжается, провода между туловищем и головой немножечко отходят
и не хватает энергии. И зарядки. А батареи у него в туловище, и немножко
батарей в ногах.
Я выберу ему помощника, начну с туловища, оно будет таким, чтобы делать роботу
уколы и голова как у доктора и ноги. Это доктор – робот.
Он откручивает у Военного – боевого винты в туловище и промазывает маслом. Это
масло капает. Голову тоже ремонтирует. Завязывает ему иголочками и ниточками.
Если и доктор - робот заболеет, можно ещё помощника найти. Эти капли из шприца
для самого доктора очень вредные, а для других полезные.
Этот робот – мой папа, он врач и полицейский.
Созданные герои могут оказываться в затруднительных ситуациях, похожих по своей
тематике на проблемы ребёнка. Это может быть ситуация неконтролируемой
агрессии, ситуация наказания за проступок, ситуация отвержения окружающими.
Таким образом, у ребёнка формируется опыт позитивного выхода из травмирующего
обстоятельства.
Колода известных российских психологов Галины Кац и Елены Мухаматулиной « Из
сундука прошлого» основана на репродукциях знаменитой грузинской художницы Нино
Чакветадзе. Трогательные картинки из детства, так тепло и проникновенно
подобранные в комплекте из 64 карт дополнены 32 картами с словами и
словосочетаниями. Этот комплект рекомендован для родителей и педагогов.
Согласитесь, не каждый человек может выдержать такой жизненный темп, который
предполагает в своём развитии ребёнок с диагнозом СДВГ. Для снятия
эмоциональной напряженности и улучшения детско – родительских отношений эта
колода подойдёт и окажет необходимую коррекционную помощь в поисках внутреннего
ресурса и выхода из затруднительной ситуации. Пример вопросов в работе с
родителями и педагогами.
Как это изображение напоминает Вам о той ситуации, которую мы обсуждаем?
Что для Вас значат эти персонажи?
Найдите место в изображении, где Вам более комфортно
(дискомфортно)?
Что бы Вы хотели добавить (или убрать) в этом изображении?
Какие мысли (чувства) посещают Вас при рассматривании этого изображения?
К чему стремится герой на изображении? (такие вопросы помогают в поиске
ресурса)
Подберите три понятия для изображения, которые помогут найти выход герою?
Подберите три понятия для изображения, которые мешают герою в достижении
цели?
Опыт работы с таким проективным материалом позволяет сделать вывод, что одним
из способов подбора родителями или педагогами действенных способов влияния на
повеление детей с СДВГ является опыт проживания предполагаемых затруднительных
ситуаций и нахождение допустимого выхода из них.
Таким образом, использование такой инновационной коррекционной методики даёт
возможность детям дошкольного возраста через игру получить возможность решения
проблемных ситуаций, оставаясь в безопасности и обретая опыт выстраивания
допустимой линии поведения.
Яковенко Татьяна
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.