Для психолога
Оценка 4.9

Для психолога

Оценка 4.9
doc
13.05.2020
Для психолога
3.doc

 

Департамент образования города Москвы

Юго-Западное окружное управление образования

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение

города Москвы центр внешкольной работы

 

 

 

 

 

 

План-конспект занятия

 

Мастер-класс

 

 

 

 

Тема: «Использование игровых технологий
для активизации
межличностного общения людей»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагог:           педагог - организатор

               Мамыкина Ольга Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата проведения           05 декабря 2014 г.


Цель занятия: повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе комментированного показа практических приёмов работы и педагогического опыта в области игровых технологий.

 

Задачи: познакомить участников мастер-класса с общей классификацией игр, научить эмоционально-сенсорным и организационно - деятельностным играм для активизации межличностного общения в детском коллективе.

 

Методы обучения: игровой, проблемный методы.

 

Оборудование: проектор, экран, столы, стулья, две магнитные доски

 

Дидактические материалы: описание методики проведения игр

 

Раздаточный материал: информационная справка о мастер-классе, анкета слушателя

 

Структура мастер-класса:

 

Вводная часть:

Знакомство с участниками.

Краткое изложение содержания мастер-класса.

Постановка цели и задач мастер-класса

 

Основная часть

Рассказ об играх и их использовании.

Практика проведения игр.

 

Заключительная часть

Подведение итогов

Рефлексия

Ответы на вопросы участников мастер-класса

 

Ход мастер-класса

 

Вводная часть:

Приветствие.

Сообщение темы мастер-класса «Использование игровых технологий для активизации межличностного общения людей»

Эпиграф

«Придумать детскую игру есть, может быть, одна из труднейших задач взрослого человека... Обратить внимание на народные игры, разработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство — задача будущей педагогики».  К. Д. Ушинский

 

Основная часть:

ТЕОРИЯ:  

Классификация игр, используемая нами, связана с самой спецификой методики и технологии работы с учащимися творческого объединения.

 

 

ЭМОЦИОНАЛЬНО-СЕНСОРНЫЕ ИГРЫ

Это игры, основанные на развитии чувственной и эмоциональной сферы личности ребенка (попутно, разумеется, способные решать обучающие задачи, задачи воспитания коммуникативных, волевых, креативных способностей и т.д.)

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ

Они  ориентированы на развитие нестандартного самостоятельного мышления, логики, интуиции, чувства юмора, интеллектуальной реакции.

КРЕАТИВНЫЕ ИГРЫ

Они способствуют развитию ассоциативного, нестандартного, конструктивно-моделирующего взгляда на мир, воображения и фантазии, стремления к творчеству в процессе жизнедеятельности.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Эти игры носят полифункциональный характер, развивая чувство ритма, мысль, навыки общения, фантазию, волю, внимание, физические качества, координацию движений, выносливость, волю и т.д. Одна из важнейших их особенностей – вариативность и возможность усложнения.

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

Длительные игры, «символический двойник отношений в группе» или основа длительной досуговой программы. Их использование целесообразно в сплоченной группе, где уже сформировался «общий стиль» жизни детей.

Сюжет игры строится на основе любимого всеми детьми литературного произведения, фильма и т.п. дети выбирают себе роли-«имена», проигрывают стиль поведения, конкретные действия героев игры (переписка, «ведение бортового журнала», ритуал приветствия и т.п.). В ходе  такой игры появляется много предметов-символов, а «список героев» может пополняться новыми, выдуманными самими детьми. Игра часто возникает «изнутри» коллектива. Роль педагога состоит в том, чтобы заметить общий интерес детей и использовать его в педагогических целях, самому подключившись к игре в качестве одного из участников (естественно, найдя себе адекватную роль).

ДЕЛОВЫЕ И ОРАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ ИГРЫ

Деловые игры – форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности , моделирование отношений, характерных для данного вида работы;

Организационно-деятельностные игры – «коллективная мыследеятельность», игра, способствующая формированию представления о способах и методах мышления, используемых людьми, выполняющими общую деятельность в повседневной жизни.

Игры могут быть использованы:

как средство релаксации, создания эмоционально приподнятой и комфортной обстановки (отдыхаем, играя)

как средство воспитания коммуникативных, волевых и прочих качеств личности (развиваем, играя)

как средство и форма досуговой деятельности (развлекаемся в игре)

как средство обучения (учить, играя)

 

ПРАКТИКА:

ЭМОЦИОНАЛЬНО-СЕНСОРНЫЕ ИГРЫ  основаны на развитии чувственной и эмоциональной сферы личности ребенка (попутно способные решать обучающие задачи, задачи воспитания коммуникативных, волевых, креативных способностей и т.д.)

  • Игры-знакомства
  • Игры на внимание
  • Эмоционально-разогревающие игры

 

Упражнение «Знакомство»

игра-знакомство (проводится как правило, на кругу и преимущественно на первых этапах работы с группой или появлении новых членов коллектива):

Цель: познакомить незнакомых людей, снять напряжение

 

Давайте встанем полукругом, лицом к залу.

Сейчас мы будем знакомиться.

Первый в ряду должен назвать свое имя, следующий повторяет имя первого и добавляет свое, третий – повторяет два имени уже прозвучавших и тоже добавляет свое, и так до последнего из вас.

Прозвучали имена всех членов команды, а мы с вами на время этого занятия – команда.

Теперь усложним задание – каждый должен назвать свое имя и добавить к нему одно слово- эпитет, которое может вас охарактеризовать.

Например  - трудолюбивая Мария.

 

Упражнение «Порядковый счет» (Поделись улыбкой)

игра-знакомство

Упражнения на сплочение группы, формирование доверия

Это упражнение помогает установить зрительный контакт со всеми участниками. Все сидят в кругу, один человек говорит «один», смотрит и улыбается любому участнику игры; тот на кого он посмотрел, говорит «два» и с улыбкой смотрит на другого.

Упражнение «Карусель комплиментов».

 

Сейчас мы с вами будем учиться делать комплименты и правильно на них реагировать. Для этого разобьемся на две группы. Первая группа встает во внутренний круг, вторая во внешний. Участники внешнего круга делают комплименты, а внутреннего – правильно на них отвечают.

Правила реагирования на комплимент: очень часто мы отвечаем на комплименты не правильно. Например, на слова: «У вас чудесная кофточка», можно услышать ответ: «Что вы – она уже старая!», или на слова: «Вы хорошо выглядите», отвечаем «Ой, что ты, я сегодня так плохо спала». Таким образом, у человека, делающего комплимент создается сомнение в своих же словах и отбивается желание его делать впредь. А тот, кто получал комплимент ставит себя в оправдательную позицию и не получает положительных эмоций.

Обсуждение:

Что сложнее, делать комплименты или реагировать?

Как изменилось ваше самочувствие после данного упражнения?

 

Игра-упражнение «Паровозики».

эмоционально-разогревающая игра (позволяющие снять напряжение, отойти от шаблона отношений и деятельности, раскрепостить играющих):

Упражнение учит доверию.

 

Вы все стоите в группах по три человека. Сейчас каждая группа будет изображать паровозик. Первый человек – это тепловоз, он идет с открытыми глазами и ведет за собой «состав». Его задача – вырабатывать и задавать траекторию движения состава, следить, чтобы не было столкновения, потери вагонов. Остальные прицепляются сзади за пояс – это «вагоны», они движутся с закрытыми глазами. «Тепловоз» спустя некоторое время становиться сзади состава, а его место занимает следующий за ним участник. Все участники должны побывать в роли и «вагонов» и «тепловоза». Состав двигается с разной скоростью (с замедлением, ускорением).

Обсуждение:

Какая позиция для вас была самой удобной?

Легко ли вам было, когда вами руководили?

Легко ли было самому руководить?

Смогли вы абсолютно довериться ведущему?

 

Игра-упражнение «Гусеница»

эмоционально-разогревающая игра

Упражнение учит действовать согласовано, позволяет выявить лидеров, снимает напряженность.

Сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту.

Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников.

Для наблюдающих: обратите внимание, где располагаются лидеры, кто регулирует движение "живой гусеницы".

 

Упражнение «Ладошки».

Творческая игра

Творческие игры предполагают наличие заданий с "открытым ответом" (отсутствием единственно правильного решения), в процессе этого вида игр учащиеся самовыражаются средствами того или иного вида искусства или иной деятельности, а в результате таких игр должен рождаться некий уникальный, не запланированный изначально результат

 

Цель упражнения: научится слышать друг - друга, взаимодействовать вместе с другими членами команды.

 

Сейчас на ладошках вы напишите о том, что дарит вам Вдохновение в вашей работе и в вашей жизни. Внимание – не должно быть повторов.

Свои ладошки мы поместим на «дерево Вдохновение» в виде украшения. Для того, чтобы работа шла эффективнее, мы введем элемент соревновательности - разделимся на две команды и каждой команде дадим по дереву.

Закончили? Назовите то, что написано на ладошках на вашем дереве.

Обсуждение:

Как тяжело было написать о том, что вызывает у вас вдохновение? Помогла ли вам работа в команде?

 

 

 

 

 

Заключительная часть

 

Рефлексия

Упражнение «Свечка»

Анализ (дня) – одна из воспитательных форм работы в детском оздоровительном лагере. Анализ дня подразумевает под собой анализ групповой и индивидуальной деятельности в кругу коллектива.

Выделяют два типа анализа: эмоциональный и конструктивный. Целью эмоционального анализа является закрепление положительных эмоций. Конструктивный анализ. Его целью является обсуждение деятельности, которую провела группа, выявление плюсов и минусов в работе.

 

Приглашаю вас встать в круг, я зажигаю свечу, держу ее в руках, передавая ей тепло своей души. Мы будем передавать свечу друг-другу по кругу и я прошу вас высказать свои чувства по поводу нашего тренинга.

 

Заключительное слово педагога-мастера

 

На этом наше занятие окончено. К сожалению, я не могла представить все игры и упражнения, позволяющие сплотить детский коллектив, а также сплотиться самим из-за дефицита времени. Надеюсь, занятие было полезным для вас, и вы используете представленные игровые методики для работы с вашими детьми.

 

Заполнение анкет участниками мастер-класса.

 

Литература:

 

1.      Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения - практическое пособие для педагогов и школьных психологов. – М., 1998

2.      Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М., 1987.

3.      Берн Э. Игры, в которые играют люди. М., 2009

4.      Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка


5.     

Департамент образования города

Департамент образования города

Цель занятия : повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе комментированного показа практических приёмов работы и педагогического опыта в области игровых технологий

Цель занятия : повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе комментированного показа практических приёмов работы и педагогического опыта в области игровых технологий

ЭМОЦИОНАЛЬНО-СЕНСОРНЫЕ ИГРЫ Это игры, основанные на развитии чувственной и эмоциональной сферы личности ребенка (попутно, разумеется, способные решать обучающие задачи, задачи воспитания коммуникативных, волевых, креативных способностей…

ЭМОЦИОНАЛЬНО-СЕНСОРНЫЕ ИГРЫ Это игры, основанные на развитии чувственной и эмоциональной сферы личности ребенка (попутно, разумеется, способные решать обучающие задачи, задачи воспитания коммуникативных, волевых, креативных способностей…

Игры-знакомства Игры на внимание

Игры-знакомства Игры на внимание

Тепловоз» спустя некоторое время становиться сзади состава, а его место занимает следующий за ним участник

Тепловоз» спустя некоторое время становиться сзади состава, а его место занимает следующий за ним участник

Заключительная часть Рефлексия

Заключительная часть Рефлексия
Скачать файл