Для чего нужна артикуляционная гимнастика?

  • Памятки
  • docx
  • 26.07.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи мо­гут привести к плохой успеваемости в школе. Чтобы ребенок научился произносить сложные звуки ([с], [з], [ш], [ж], [л], [р]), его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляци­онная гимнастика. Артикуляцион­ная гимнастика - это упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.
Иконка файла материала Для чего нужна артикуляционная гимнастика.docx
Для чего нужна артикуляционная гимнастика? Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие — увеличить объём   и   силу   движений,   третьи   вырабатывают   точность   позы   губ,   языка, необходимую для произнесения того или иного звука. Причины,   по   которым   необходимо   заниматься   артикуляционной гимнастикой: 1.   Благодаря   своевременным   занятиям   артикуляционной   гимнастикой   и упражнениями   по   развитию   речевого   слуха   некоторые   дети   сами   могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста. 2.   Дети   со   сложными   нарушениями   звукопроизношения   смогут   быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены. 3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Надо   помнить,   что   чёткое   произношение   звуков   является   основой   при обучении письму на начальном этапе. Рекомендации к проведению упражнений: —   Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку   необходим   зрительный   контроль.   Полезно   задавать   ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу)? —  Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла. — Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5­7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка. —  Занимаясь с ребенком 3­4 летнего возраста, следите чтобы ребенок усвоил основные движения. —   К ребенку 4­5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний. —   В   6­7   лет   ребенок   выполняет   упражнения   в   быстром   темпе   и   умеет удерживать положение языка некоторое время без изменений.ПОМНИТЕ! Артикуляционная  гимнастика  только  подготовит  речевой аппарат  вашего ребёнка   к  правильному  произношению, но  не сможет заменить собой специалиста­логопеда. Организация проведения артикуляционной гимнастики 1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые  приемы.  2. Взрослый показывает выполнение упражнения. 3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.  Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за  качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность,  темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.  Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции  выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В  противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.  4. Если у ребенка не получается какое­то движение, помогать ему (шпателем,  ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).  5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например,  облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем­то еще, что  любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.  Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность  движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение  исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем  координированными. Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна  включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на  развитие динамической координации речевых движений. Итак, цель артикуляционной гимнастики ­ выработка полноценных движений  и определенных положений органов артикуляционного аппарата,необходимых для правильного произношения звуков.