Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе.
Чтобы ребенок научился произносить сложные звуки ([с], [з], [ш], [ж], [л], [р]), его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика - это упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.
Для чего нужна артикуляционная гимнастика?
Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, одни из которых
помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие — увеличить
объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка,
необходимую для произнесения того или иного звука.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной
гимнастикой:
1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и
упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут
научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее
преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед:
их мышцы будут уже подготовлены.
3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но
вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при
обучении письму на начальном этапе.
Рекомендации к проведению упражнений:
— Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как
ребёнку необходим зрительный контроль. Полезно задавать ребёнку
наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он
находится (вверху или внизу)?
— Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при
этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе
занятия не имеют смысла.
— Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 57 минут, в
зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.
— Занимаясь с ребенком 34 летнего возраста, следите чтобы ребенок усвоил
основные движения.
— К ребенку 45 лет требования повышаются: движения должны быть всё
более чёткими и плавными, без подёргиваний.
— В 67 лет ребенок выполняет упражнения в быстром темпе и умеет
удерживать положение языка некоторое время без изменений.ПОМНИТЕ! Артикуляционная гимнастика только подготовит речевой
аппарат вашего ребёнка к правильному произношению, но не сможет
заменить собой специалисталогопеда.
Организация проведения артикуляционной гимнастики
1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые
приемы.
2. Взрослый показывает выполнение упражнения.
3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за
качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность,
темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.
Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции
выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В
противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
4. Если у ребенка не получается какоето движение, помогать ему (шпателем,
ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).
5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например,
облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чемто еще, что
любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность
движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение
исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем
координированными.
Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна
включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на
развитие динамической координации речевых движений.
Итак, цель артикуляционной гимнастики выработка полноценных движений
и определенных положений органов артикуляционного аппарата,необходимых для правильного произношения звуков.