Для чего нужна пунктуация? ( урок- подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему).

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 17.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Авторский мультимедийный урок по обобщающей теме: Пунктуация, замещает сценарий поурочного плана и всесторонне рассматривает вопросы пунктуации, включая тренировочные упражнения. занимательные тренинги, а насыщенный информационный материал, который способствует усвоению темы, развивает стойкий интерес к предмету русского языка,готовит к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему
Иконка файла материала пунктуация.ppt
Для чего нужна пунктуация?  ( урок­ подготовка к сочинению –  рассуждению  на  лингвистическую  тему).  Ширина Галина  Александровна,  учитель русского  языка и литературы. МОУСОШ № 12
Цель урока: 1).Показать  важную роль знаков  препинания на письме.  2).Развивать     лингвистическое чутьё и  коммуникативные  способности. 3).Научить  рассуждению по данной  теме
Для чего нужна  пунктуация?           Знаки ставятся по  силе   разума. .                                      М.В.  Ломоносов
Пунктуация (от лат. «пунктум»  ­точка) – это 1).Система знаков  препинания и 2).Раздел языкознания,  изучающий знаки препинания и  правила употребления их на письме.
Знаки препинания служат для  обозначения в предложении и в тексте  границ смысловых отрезков, значение  которых подчёркивается пишущим.
В школе изучается 10 знаков препинания:  точка (.), вопросительный и  кавычки (« …») восклицательный знаки (? !), многоточие  (…), запятая (,), точка с запятой (; ),  двоеточие (:), тире (­), скобки круглые ( ),
Функции знаков препинания  Знаки препинания  служат для  отделения  предложений друг  от друга, для  разделения и  выделения  смысловых  отрезков в  предложении.
Внимание! На какие три  группы делятся знаки  препинания?
Отделительные знаки  препинания Знаки препинания Точка( . ) Вопросительный знак( ?) Восклицательный знак( !) Многоточие ( … ) Примеры Снова выплыл из рощи синим  лебедем мрак. Ты жива ещё, моя старушка? Разбуди меня завтра рано, о моя  терпеливая мать !. Пришли соседи…Женщина с  ребёнком. Уже никто меня не  узнаёт. (С.Есенин)
Знаки  препинания  Запятая( , ) Точка с  запятой( ; ) Тире(­) Двоеточие( Разделительные знаки препинания                   Примеры    И пращ, и стрела, и лукавый кинжал  Катятся ядра,свищут пули(А. Пушкин ) Ночь побледнела, и месяц садится за  реку.(А.Пушкин). Солнце село, но в лесу ещё светло; воздух  чист и прозрачен; птицы болтливо  лепечут.(И.Тургенев). Лес рубят­ щепки летят.(пословица). Сейчас вода в озере прозрачная: вся ряска  опустилась на дно.                                (К. Паустовский)
Выделительные знаки препинания Знаки препинания Запятая  и две запятых:           Примеры Обращение Спой, светик, не стыдись.(И.Крылов) Вводное слово. Причастный оборот Деепричастный оборот Приложение Междометие .К счастью, мы вернулись. Тучи,рассеянные бурей, … Учась, достигнешь многого. Впереди был вал, возвышение, образованное  природой(А.Пушкин) Ба, знакомые все лица(А.Грибоедов)
Тире и два тире  Обобщающее слово после  однородных членов.  Вводное предложение  Приложение  Шум, веселье, смех­всё  смешалось.  Мой приход­ я это смог  заметить­ смутил  гостей  Подростки­девочки и  мальчики­ поливали сад.
Восклицательный знак  Обращение  Междометие  Ребята! Давайте жить  дружно.  Эх! Хорошо на свете  жить.
Скобки двойные. Кавычки двойные.  Вставное  предложение. Прямая речь  Село Новосельское(мы  говорим о Новокубанском  районе) расположено среди  распаханных полей.  Повсюду стали слышны  речи: «Пора добраться до  картечи».
Двоеточие. Двоеточие и тире.  Обобщающее слово  перед однородными  членами.  Обобщающее слово  при при  однородных членах.  Вокруг одно и  тоже: небо,  равнина, холмы.  И всё это: и река, и  прибрежные вербы,  и этот  мальчишка­ напоминали мне  далёкие годы.
Знаки препинания помогают  правильно понять смысл написанного. Задание 1. Прочтите  выразительно.  Докажите, что знаки  препинания зависят от  смысла высказывания. 1).Как он ответил? – Как,  он ответил? –Как он  ответил!          2). У нас один путь к победе. ­ У нас один путь­ к победе!
Отсутствие знаков препинания или  неправильно выбранные знаки не только  затрудняют чтение  текста, но иногда  делают предложение противоположным  по смыслу. Задание2…Один преступник, осуждённый на смертную  казнь, подал королю прошение о помиловании.  Великодушный король наложил на прошение резолюцию:  «Помиловать, нельзя казнить» Но секретарь по ошибке  переставил запятую, и резолюция получилась  такая:»Помиловать нельзя, казнить.»
Ещё Пушкин говорил о знаках  препинания, что они  существуют, чтобы выделить мысль, привести  слова в правильное соотношение и дать фразе  лёгкость и правильное звучание.  Задание3. Прочитайте.  Объясните необходимость  знаков препинания.  Товарищ, верь: взойдёт она,   Звезда пленительного  счастья,  Россия вспрянет ото сна,  И на обломках  самовластья  Напишут наши имена!
Знаки препинания – как нотные знаки.  Они твёрдо держат текст и не дают  ему рассыпаться. Задание4. Расставить и  объяснить  знаки препинания.  И однажды пушкинские строки                                                                 На моём на русском языке         Прочитал в Гайд­парке хмурый  докер   Силу потерявший на войне .  Строки шли как волны выше                                            Слушал парк  дыханье затая   Сиянье пушкинских созвучий В  городе чужом узнала я.    круче   Сколько пунктограмм  отражено в  тексте?
Проверьте. Сколько пунктограмм  отражено в тексте? И однажды пушкинские строки   На моём, на русском языке ,        Прочитал в Гайд­парке  хмурый докер ,                             Силу потерявший на войне.              Строки шли,как волны  ,выше ,                                            круче .  Слушал парк, дыханье затая, И сиянье пушкинских созвучий  В городе чужом узнала я.
Вспомним шуточное  стихотворение С. Маршака    У последней                        «Знаки препинания».                                                        Точки                                                                                        На последней  строчке                                                                                   Собралась компания                                                          Знаков препинания.
Восклицательный знак! Прибежал Чудак­ Восклицательный знак. Никогда он не молчит, Оглушительно кричит: ­Ура! Долой! Караул! Разбой!
Вопросительный знак? Притащился кривоносый Вопросительный знак: ­Кто? Кого? Откуда? Как?
Запятые,  Явились запятые, Девицы завитые, Живут они в  диктовке  На каждой  остановке.
Двоеточие. Многоточие. Прискакало  двоеточие, Прикатило  многоточие, И прочие, И прочие,  И прочие…
Заявили запятые: ­ Мы – особы занятые, Не обходится без нас Ни диктовка, ни рассказ. Отозвались с той же  строчки тётя точка с запятой: ­Если нет над вами точки, Запятая­ знак пустой!
Двоеточие, мигая, Закричало: ­Нет, постой, Я важней, чем запятая Или точка с запятой, Потому что я в два раза Больше точки одноглазой, В оба глаза я гляжу, За порядком я слежу.
Но сказало многоточие, Еле глазками ворочая: ­Если вам угодно знать, Я важней, чем прочие, Там, где нечего сказать, Ставят многоточие…
Вопросительный знак Удивился: ­То есть как? Восклицательный знак Возмутился: ­То есть как! И сказала точка, Точка­одиночка: ­Мной кончается рассказ, Значит, я важнее вас.
А вы как считаете?                                 Какой знак препинания  самый важный?   Попробуйте высказать свою  точку зрения.
О пользе знаков препинания. Человек потерял запятую,  стал бояться сложных  предложений, искал фразы  попроще. За несложными  фразами пришли несложные  мысли.
Потом он потерял  знак  восклицательный и  начал говорить тихо,  с одной интонацией.  Его уже ничто не
Затем он потерял знак  вопросительный  перестал задавать  всякие вопросы, никакие  события не вызывали  его любопытства, где  бы они ни происходили­  в Космосе, на Земле
Ещё через пару лет  он потерял  двоеточие и  перестал объяснять  людям свои  поступки.
К концу жизни остались у  него одни кавычки. Он не  высказывал ни одной  собственной идеи, он всё  время кого­нибудь цитировал  – так он разучился мыслить  и дошёл до точки. Берегите знаки препинания!
Исходя из данного текста, ответьте  на вопрос: «Какую роль играет  пунктуация в жизни человека?» Аргументируйте свой ответ.
С2. Ознакомьтесь с мнением Антона и  Кирилла о роли пунктуации в  письменной речи.  Помогите Антону  доказать свою точку  зрения.  Напишите   сочинение­ рассуждение   на тему: «Зачем нужна  пунктуация?»
Пишите сочинение, следуя  плану: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 1.Толкование  ключевого слова,  темы. 2. Комментарии по  теме. 3. Тезисы. 4. Аргументы. 5. 2­3 примера. 6. Вывод.
Сочинение­рассуждение:  «Зачем нужна  пунктуация?»  Обдумывая  теоретические  положения своей  работы, найдите  необходимые  примеры  использования  знаков препинания,  аргументируйте  ваши мысли.
Сочинение – рассуждение.  Для чего нужна  пунктуация? 1. Толкование ключевого  слова, темы.                  План. 2. Комментарии по теме. 3. Тезисы. 4. Аргументы. 5. 2­3 примера. 6. Вывод.
Желаем успеха!
Литература. 1. М. Т. Баранова Русский яэык. Справочные материалы.  М.                «Просвещение»,2005г.  2.Т. Ю Угреватова. Подсказки на каждый день.  Калининград,1994г. 3. С. Маршак. Знаки препинания. 4.А. Каневский. О пользе знаков препинания. 5.Демонстрационный вариант 2008г. Для проведения  государственной итоговой аттестации выпускников 9  класса