для тематического контроля по дисциплине "Русская литература"

  • Занимательные материалы
  • Контроль знаний
  • Руководства для учителя
  • doc
  • 22.11.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представляю вашему вниманию подборку материалов для тематического контроля на уроках русская литература в 10 классе или по дисциплине "Русская литература" в СПО. Здесь представлены обобщающие вопросы и творческие задания,викторины,эпиграфы,стихотворения о писателях и поэтах (с последующей работой с текстами этих же стихотворений), темы сочинений.Подборка материалов для тематического контроля на уроках русская литература в 10 классе или по дисциплине "Русская литература" в СПО. Здесь представлены обобщающие вопросы и творческие задания,викторины,эпиграфы,стихотворения о писателях и поэтах (с последующей работой с текстами этих же стихотворений), темы сочинений.
Иконка файла материала тематический контроль.doc
Комплект творческих заданий по русской литературе                                      (тематический контроль) 1. Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ. Роман «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» Прочтите роман Б. Акунина «ФМ». Сравните Раскольникова  Ф.М.Достоевского и Б. Акунина, определите общее и различия в  трактовке героев.  Проведите литературоведческое исследование «Преступление и  наказание» в интерпретации Б. Акунина: жанр, система образов, особенности стиля, сюжет (по роману Б. Акунина «ФМ»). 2. Л. Н. Толстой «Война и мир» Прочитайте стихотворение А. Бодренко. Какие факты из биографии  Л.Толстого в нем упоминаются? Каким предстает великий писатель? Напишите отзыв на это стихотворение. ­ К Толстому, в Ясную Поляну!  –Велеть бы кучеру: Вези.  Я только гляну, только гляну, Как гений выглядит вблизи. Вот он сидит, нахмурив брови,  За знаменитым тем столом, Где в слове ожили герои, Россию спасшие в былом. Как с мужиками косит ловко В рубахе белой впереди, А знаменитая толстовка  Висит на гвоздике, поди. О том, что граф он, забывая,  Идет со всеми к роднику. И что там слава мировая,  Когда он близок мужику. в счастье веруя мирское, К неудовольствию властей, В своей яснополянской школе Крестьянских учит он детей. Велеть бы кучеру, Да поздно: Давным­давно Толстого нет. Но, будто встречными опознан, Вот­ вот вернется в кабинет. И, словно реки к океану, Сюда дороги пролегли. К Толстому, в Ясную ПолянуСтремятся люди всей земли.                               А.Бодренко Темы сочинений: «Война» и «мир» как два собирательных образа в эпопее Л.Н.  Толстого. «Наполеономания» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Женский вопрос в «Войне и мире» Л.Н. Толстого. Как связаны «мысль народная» и «мысль семейная» в «Войне и  мире» Л.Н.Толстого? Москва и Петербург в эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». Образ Петербурга в «Войне и мире» Л.Н. Толстого. Образ Федора Долохова в «Войне и мире» Л.Н. Толстого. Положительный герой в понимании Л.Н. Толстого. Природа и жизнь людей в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Роль картин природы в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». Русский национальный характер в изображении Л.Н. Толстого (по  роману «Война и мир»). Образ автора в «Войне и мире» Л.Н. Толстого. Тема семьи и личного счастья в романе Л.Н.Толстого «Война и  мир». Проблема духовного обновления человека в «Войне и мире»  Л.Н.Толстого. Цель и смысл человеческой жизни в понимании Л.Н. Толстого. Поведение человека на войне: взгляд Л.Н.Толстого на природу  подвига (по роману «Война и мир»). «Настоящая жизнь» в понимании Л.Н. Толстого (по роману «Война и мир»). Истинные и ложные ценности в эпопее Л.Н. Толстого «Война и  мир». 3. И. А. БУНИН. ЛИРИКА. РАССКАЗЫ 1. Деление художественной литературы на стихи и прозу Бунин  считал «неестественным и устарелым». Поэтическое единство  прозаической и стихотворной речи он видит в сближении их  основных особенностей и взаимном обогащении: стихотворный  «...поэтический язык должен приближаться к простоте и  естественности разговорной речи, а прозаическому слогу должна  быть усвоена музыкальность и гибкость стиха». ­ Был ли реализован выдвинутый Буниным тезис о сближении  прозаической и поэтической речи в его творчестве? Подкрепитеответ на вопрос примерами из прозаических и стихотворных текстов  писателя. 2.В творчестве писателя есть большое количество стихотворений –  «дублеров» рассказов. В этих парах произведений можно  обнаружить перекличку  Сопоставьте рассказ «Легкое дыхание 4. СИМВОЛИЗМ Прочитайте стихотворение К. Д. Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени». Выпишите в таблицу из текста стихотворения  символы и дайте им собственное толкование Символ  Толкование  Башня Символ духовной высоты,  одиночества Ступени Символизируют пройденный этап, определенные жизненные  испытания.  5. А.А. БЛОК  Сравните стихотворение А. Блока «Сытые» и «Довольным»  В.Брюсова. Какую лексику используют поэты для характеристики  обывателей? Чем отличаются заключительные строки  стихотворений?  Сопоставьте стихотворение «На железной дороге» А. Блока со  стихотворением А. Белого «Из окна вагона». В чем их сходство и  различие? На чем сосредоточил внимание каждый из поэтов? Какую  роль играет рефрен в стихотворении А. Белого? Покажите сходство  лексики обоих стихотворений, определите контекст ее употребления. Покажите, какие временные пласты присутствуют в цикле «На поле  Куликовом». Как связаны прошлое, настоящее и будущее России в  этом цикле А. Блока?  Сопоставьте «Россию» А. Блока и лермонтовскую «Родину». Какие   литературные аналогии прослеживаются в этих стихах? В чем  традиционность блоковского видения темы родины?   А. Блок утверждал, что  в «Двенадцати» отразил «музыку  революции».  Исследуйте звуковой ряд и ритмический рисунок поэмы, определите,  какие звуки составляют эту «музыку революции», в чем их  своеобразие.  Подготовьтесь к участию в литературоведческом диспуте о  значении образа Христа в поэме «Двенадцать». Изучите точки  зрения  современников А.А. Блока, определите собственную  позицию,подготовьте аргументы в ее защиту, опираясь на текст поэмы,  дневники А. Блока, выдержки из его статей и т.п.  Блок часто использует фольклорные образы в своих  произведениях.  Создайте «систематический каталог»: «Фольклорные образы в  лирике  А.Блока». Покажите традиционность использованных образов и  новый смысл, который они приобретают в контексте блоковских стихотворений. На основании статей М. Горького «Несвоевременные мысли» и  А.Блока «Интеллигенция и революция» подготовьте высказывание на тему «Видение роли интеллигенции в начале ХХ века», показав  общность позиции двух писателей по отношению к революции и в  определении взаимоотношений между интеллигенцией и народными массами. 6. Образ Христа в поэме «Двенадцать». Изучите точки зрения  современников А.А. Блока, определите собственную позицию,  подготовьте аргументы в ее защиту, опираясь на текст поэмы,  дневники А. Блока, выдержки из его статей и т.п. Литературоведческая  справка • Б. Зайцев увидел в поэме нигилизм, а образ Христа, по его мнению,  упомянут всуе. •М. Волошин прочитал финальные эпизоды как расстрел Христа и  посчитал, что поэма написана против большевиков: не Христос  возглавляет красногвардейцев, а они его «конвоируют». К такому же  выводу склонялся С. Маковский. •С. Булгаков: «...в стихии Блоку под видом Христа явился Антихрист». •К. Мочульский увидел в образе блоковского Христа тему  преодоления  противоречий черной и белой России, гармонического их  объединения.  •П. Флоренский писал о поэме: «В плане тематики литературной  поэма восходит к Пушкину: бесовщина в метель («Бесы»).  Пародийный характер поэмы непосредственно очевиден? Тут борьба  с церковью, символизируемой числом 12. 12 красногвардейцев,  предводителем коих становится Иисус Христос, пародирую  апостолов даже именами<...>. поставлены под отрицание священник  («А вон и долгополый...») и иконостас («От чего тебя упас золотой  иконостас...»).<...> •В. Жирмунский определил главной тему спасения души и Петрухи, и  его одиннадцати товарищей, и всей разбойной России.•М. Пришвин в образе Христа увидел самого Блока, готового, подобно Христу, принять на себя грехи убийц. •Л. Долгополов отмечал следующее: «Христос в «Двенадцати»  ­и символ новой веры, и высшее воплощение блоковской идеи  «космоса»  ­эстетического и нравственного совершенства, гармонии; всего того,  чего должны достичь (и достигнут в конце концов) шествующие за  ним «апостолы» революции». 7. В.В. МАЯКОВСКИЙ Сравните, как раскрывается тема противостояния поэта и толпы в  стихотворениях В. Маяковского «Нате!» и И. Северянина «В блесткой тьме». В чем смысл вызова, который бросают толпе лирические  герои?  Найдите футуристическую лексику в обоих стихотворениях, в чем  состоит ее роль? Сопоставьте ритмическую организацию  стихотворений. Обобщите свои наблюдения в виде таблицы. В произведениях В. Маяковского музыкальные инструменты часто  становятся действующими лицами. Соберите «оркестр Маяковского», определите, какие инструменты будут любимыми у поэта, почему. На основании статьи В. Маяковского «Как делать стихи?» составьте «Советы начинающему поэту». 8. С.А. ЕСЕНИН Составьте свой собственный словарь диалектизмов,  использованных  С.Есениным в стихотворениях разных лет. Дайте толкование диалектной лексике, подчеркнув ее поэтическое, образное значение. Одной из характерных черт лирики Есенина является «песенность».  Какие стихи поэта можно назвать песнями? Что в образной системе,  ритмике, строфике, лексике, поэтическом синтаксисе есенинских  стихотворений продолжает традиции народной песни? Напишите  литературоведческую статью «Народная песня и песни С. Есенина». Прочтите очерк М. Горького «Сергей Есенин». Сопоставьте два  литературных портрета поэта, которые есть в очерке. Какие черты характера С.Есенина отмечены М. Горьким? 9. М.А. БУЛГАКОВ Посмотрите фильм «Собачье сердце» режиссера В.Бортко.  Напишитрецензию, отметив, что фильм открыл в повести Булгакова и что, по­вашему, он затушевал в ней. Создайте «виртуальную» модель романа «Мастер и Маргарита»,  отразив многомерность места действия, времени романа, системудвойников (или триад) героев. За основу модели можно взять  пирамиду. Восстановите и сопоставьте романную биографию Иешуа со  сведениями о жизни и деяниях Иисуса Христа (оформите в виде  сравнительной таблицы). Каково значение фактических  «неточностей» в библейских главах романа «Мастер и Маргарита»?  Напишите эссе на тему «Образ Иешуа в романе М. Булгакова: сын  человеческий или сын Бога?» В чем Воланд похож на Мефистофеля и чем эти литературные  персонажи различаются? Сравните внешность героев, их суждения о человеке, испытания, которым они подвергают людей. Исследуйте проблему автобиографического начала в романе  «Мастер и Маргарита». 10. А.А. АХМАТОВА Как передано рождение стиха в «Творчестве» А. Ахматовой?  Сравните, как об этом процессе писал А.С. Пушкин в «Осени». Чем  отличается реализация поэтического вдохновения Пушкиным и  Ахматовой? Сопоставьте стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Русский язык»  и  А.А. Ахматовой «Мужество». Выделите сходные мотивы и образы в  этих произведениях. Составьте перечень персонажей поэмы «Реквием», определите  идейно­художественное значение каждого из них. Портреты А. А. АхматовойРассмотрите портреты А.А.Ахматовой,  нарисованные разными художниками (А. Модильяни, Петровым ­Водкиным, Н. Альтманом).  Чем различаются изображения поэтессы? Чем они похожи? Что  хотел  подчеркнуть в ней каждый художник? 11. Б.Л. ПАСТЕРНАК Попытайтесь дать собственные комментарии к названиям сборников Б. Пастернака «Поверх барьеров», «Сестра моя –жизнь», «Второе  рождение», «Когда разгуляется» и т.д. Как в этих названиях  отразились творческие принципы поэта? Сопоставьте стихотворение Б. Пастернака «Определение поэзии»  со  стихотворением А.А. Фета «Это утро, радость эта...». Что их  объединяет, в чем принципиальное различие? Как вы думаете, почему сборник «Сестра моя –жизнь» Б. Пастернакпосвятил М.Ю. Лермонтову, а открыл стихотворением «Памяти  Демона»? 12. А.И. СОЛЖЕНИЦЫН В чем своеобразие хронотопов двух произведений А.И.  Солженицына  ­«Матренин двор» и «Один день Ивана Денисовича»? Обратите  внимание на то, какую роль в их композиции играют категории  времени (день, минута, час и т.п.). Имеет ли смысл проводить параллель между Иваном Денисовичем  А.И. Солженицына и Платоном Каратаевым (из романа «Война и мир» Л.Н.Толстого)? Можно ли считать героя Солженицына воплощением  русского национального характера, как и толстовского героя? В чем  состоит главное отличие междуними, чем оно обусловлено? Восстановите в хронологической последовательности биографию  Ивана Денисовича (или Матрены). Какие социальные проблемы  советского общества поднимает автор, описывая жизнь своих  героев? 13. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА КОНЦА ХХ –НАЧАЛА ХХI ВЕКА Схематически покажите, как развивалась литература конца ХХ  –начала ХХI века. Отразите соотношение таких понятий, как  возвращенная литература, самиздат, тамиздат, новая литература,  литература андерграунда. Какие жанры наиболее популярны в русской литературе 1990­х – начала 2000­х годов? С чем связано расширение жанрового  разнообразия литературы