Для тематического контроля по дисциплине "Русская литература"
Оценка 4.7

Для тематического контроля по дисциплине "Русская литература"

Оценка 4.7
Занимательные материалы +2
doc
русская литература
10 кл—11 кл +1
22.11.2017
Для тематического контроля по дисциплине "Русская литература"
Представляю вашему вниманию подборку материалов для тематического контроля на уроках русская литература в 10 классе или по дисциплине "Русская литература" в СПО. Здесь представлены обобщающие вопросы и творческие задания,викторины,эпиграфы,стихотворения о писателях и поэтах (с последующей работой с текстами этих же стихотворений), темы сочинений.Подборка материалов для тематического контроля на уроках русская литература в 10 классе или по дисциплине "Русская литература" в СПО. Здесь представлены обобщающие вопросы и творческие задания,викторины,эпиграфы,стихотворения о писателях и поэтах (с последующей работой с текстами этих же стихотворений), темы сочинений.
тематический контроль.doc
Комплект творческих заданий по русской литературе                                      (тематический контроль) 1. Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ. Роман «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» Прочтите роман Б. Акунина «ФМ». Сравните Раскольникова  Ф.М.Достоевского и Б. Акунина, определите общее и различия в  трактовке героев.  Проведите литературоведческое исследование «Преступление и  наказание» в интерпретации Б. Акунина: жанр, система образов, особенности стиля, сюжет (по роману Б. Акунина «ФМ»). 2. Л. Н. Толстой «Война и мир» Прочитайте стихотворение А. Бодренко. Какие факты из биографии  Л.Толстого в нем упоминаются? Каким предстает великий писатель? Напишите отзыв на это стихотворение. ­ К Толстому, в Ясную Поляну!  –Велеть бы кучеру: Вези.  Я только гляну, только гляну, Как гений выглядит вблизи. Вот он сидит, нахмурив брови,  За знаменитым тем столом, Где в слове ожили герои, Россию спасшие в былом. Как с мужиками косит ловко В рубахе белой впереди, А знаменитая толстовка  Висит на гвоздике, поди. О том, что граф он, забывая,  Идет со всеми к роднику. И что там слава мировая,  Когда он близок мужику. в счастье веруя мирское, К неудовольствию властей, В своей яснополянской школе Крестьянских учит он детей. Велеть бы кучеру, Да поздно: Давным­давно Толстого нет. Но, будто встречными опознан, Вот­ вот вернется в кабинет. И, словно реки к океану, Сюда дороги пролегли. К Толстому, в Ясную Поляну Стремятся люди всей земли.                               А.Бодренко Темы сочинений: «Война» и «мир» как два собирательных образа в эпопее Л.Н.  Толстого. «Наполеономания» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Женский вопрос в «Войне и мире» Л.Н. Толстого. Как связаны «мысль народная» и «мысль семейная» в «Войне и  мире» Л.Н.Толстого? Москва и Петербург в эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». Образ Петербурга в «Войне и мире» Л.Н. Толстого. Образ Федора Долохова в «Войне и мире» Л.Н. Толстого. Положительный герой в понимании Л.Н. Толстого. Природа и жизнь людей в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Роль картин природы в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». Русский национальный характер в изображении Л.Н. Толстого (по  роману «Война и мир»). Образ автора в «Войне и мире» Л.Н. Толстого. Тема семьи и личного счастья в романе Л.Н.Толстого «Война и  мир». Проблема духовного обновления человека в «Войне и мире»  Л.Н.Толстого. Цель и смысл человеческой жизни в понимании Л.Н. Толстого. Поведение человека на войне: взгляд Л.Н.Толстого на природу  подвига (по роману «Война и мир»). «Настоящая жизнь» в понимании Л.Н. Толстого (по роману «Война и мир»). Истинные и ложные ценности в эпопее Л.Н. Толстого «Война и  мир». 3. И. А. БУНИН. ЛИРИКА. РАССКАЗЫ 1. Деление художественной литературы на стихи и прозу Бунин  считал «неестественным и устарелым». Поэтическое единство  прозаической и стихотворной речи он видит в сближении их  основных особенностей и взаимном обогащении: стихотворный  «...поэтический язык должен приближаться к простоте и  естественности разговорной речи, а прозаическому слогу должна  быть усвоена музыкальность и гибкость стиха». ­ Был ли реализован выдвинутый Буниным тезис о сближении  прозаической и поэтической речи в его творчестве? Подкрепите ответ на вопрос примерами из прозаических и стихотворных текстов  писателя. 2.В творчестве писателя есть большое количество стихотворений –  «дублеров» рассказов. В этих парах произведений можно  обнаружить перекличку  Сопоставьте рассказ «Легкое дыхание 4. СИМВОЛИЗМ Прочитайте стихотворение К. Д. Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени». Выпишите в таблицу из текста стихотворения  символы и дайте им собственное толкование Символ  Толкование  Башня Символ духовной высоты,  одиночества Ступени Символизируют пройденный этап, определенные жизненные  испытания.  5. А.А. БЛОК  Сравните стихотворение А. Блока «Сытые» и «Довольным»  В.Брюсова. Какую лексику используют поэты для характеристики  обывателей? Чем отличаются заключительные строки  стихотворений?  Сопоставьте стихотворение «На железной дороге» А. Блока со  стихотворением А. Белого «Из окна вагона». В чем их сходство и  различие? На чем сосредоточил внимание каждый из поэтов? Какую  роль играет рефрен в стихотворении А. Белого? Покажите сходство  лексики обоих стихотворений, определите контекст ее употребления. Покажите, какие временные пласты присутствуют в цикле «На поле  Куликовом». Как связаны прошлое, настоящее и будущее России в  этом цикле А. Блока?  Сопоставьте «Россию» А. Блока и лермонтовскую «Родину». Какие   литературные аналогии прослеживаются в этих стихах? В чем  традиционность блоковского видения темы родины?   А. Блок утверждал, что  в «Двенадцати» отразил «музыку  революции».  Исследуйте звуковой ряд и ритмический рисунок поэмы, определите,  какие звуки составляют эту «музыку революции», в чем их  своеобразие.  Подготовьтесь к участию в литературоведческом диспуте о  значении образа Христа в поэме «Двенадцать». Изучите точки  зрения  современников А.А. Блока, определите собственную  позицию, подготовьте аргументы в ее защиту, опираясь на текст поэмы,  дневники А. Блока, выдержки из его статей и т.п.  Блок часто использует фольклорные образы в своих  произведениях.  Создайте «систематический каталог»: «Фольклорные образы в  лирике  А.Блока». Покажите традиционность использованных образов и  новый смысл, который они приобретают в контексте блоковских стихотворений. На основании статей М. Горького «Несвоевременные мысли» и  А.Блока «Интеллигенция и революция» подготовьте высказывание на тему «Видение роли интеллигенции в начале ХХ века», показав  общность позиции двух писателей по отношению к революции и в  определении взаимоотношений между интеллигенцией и народными массами. 6. Образ Христа в поэме «Двенадцать». Изучите точки зрения  современников А.А. Блока, определите собственную позицию,  подготовьте аргументы в ее защиту, опираясь на текст поэмы,  дневники А. Блока, выдержки из его статей и т.п. Литературоведческая  справка • Б. Зайцев увидел в поэме нигилизм, а образ Христа, по его мнению,  упомянут всуе. •М. Волошин прочитал финальные эпизоды как расстрел Христа и  посчитал, что поэма написана против большевиков: не Христос  возглавляет красногвардейцев, а они его «конвоируют». К такому же  выводу склонялся С. Маковский. •С. Булгаков: «...в стихии Блоку под видом Христа явился Антихрист». •К. Мочульский увидел в образе блоковского Христа тему  преодоления  противоречий черной и белой России, гармонического их  объединения.  •П. Флоренский писал о поэме: «В плане тематики литературной  поэма восходит к Пушкину: бесовщина в метель («Бесы»).  Пародийный характер поэмы непосредственно очевиден? Тут борьба  с церковью, символизируемой числом 12. 12 красногвардейцев,  предводителем коих становится Иисус Христос, пародирую  апостолов даже именами<...>. поставлены под отрицание священник  («А вон и долгополый...») и иконостас («От чего тебя упас золотой  иконостас...»).<...> •В. Жирмунский определил главной тему спасения души и Петрухи, и  его одиннадцати товарищей, и всей разбойной России. •М. Пришвин в образе Христа увидел самого Блока, готового, подобно Христу, принять на себя грехи убийц. •Л. Долгополов отмечал следующее: «Христос в «Двенадцати»  ­и символ новой веры, и высшее воплощение блоковской идеи  «космоса»  ­эстетического и нравственного совершенства, гармонии; всего того,  чего должны достичь (и достигнут в конце концов) шествующие за  ним «апостолы» революции». 7. В.В. МАЯКОВСКИЙ Сравните, как раскрывается тема противостояния поэта и толпы в  стихотворениях В. Маяковского «Нате!» и И. Северянина «В блесткой тьме». В чем смысл вызова, который бросают толпе лирические  герои?  Найдите футуристическую лексику в обоих стихотворениях, в чем  состоит ее роль? Сопоставьте ритмическую организацию  стихотворений. Обобщите свои наблюдения в виде таблицы. В произведениях В. Маяковского музыкальные инструменты часто  становятся действующими лицами. Соберите «оркестр Маяковского», определите, какие инструменты будут любимыми у поэта, почему. На основании статьи В. Маяковского «Как делать стихи?» составьте «Советы начинающему поэту». 8. С.А. ЕСЕНИН Составьте свой собственный словарь диалектизмов,  использованных  С.Есениным в стихотворениях разных лет. Дайте толкование диалектной лексике, подчеркнув ее поэтическое, образное значение. Одной из характерных черт лирики Есенина является «песенность».  Какие стихи поэта можно назвать песнями? Что в образной системе,  ритмике, строфике, лексике, поэтическом синтаксисе есенинских  стихотворений продолжает традиции народной песни? Напишите  литературоведческую статью «Народная песня и песни С. Есенина». Прочтите очерк М. Горького «Сергей Есенин». Сопоставьте два  литературных портрета поэта, которые есть в очерке. Какие черты характера С.Есенина отмечены М. Горьким? 9. М.А. БУЛГАКОВ Посмотрите фильм «Собачье сердце» режиссера В.Бортко.  Напишитрецензию, отметив, что фильм открыл в повести Булгакова и что, по­вашему, он затушевал в ней. Создайте «виртуальную» модель романа «Мастер и Маргарита»,  отразив многомерность места действия, времени романа, систему двойников (или триад) героев. За основу модели можно взять  пирамиду. Восстановите и сопоставьте романную биографию Иешуа со  сведениями о жизни и деяниях Иисуса Христа (оформите в виде  сравнительной таблицы). Каково значение фактических  «неточностей» в библейских главах романа «Мастер и Маргарита»?  Напишите эссе на тему «Образ Иешуа в романе М. Булгакова: сын  человеческий или сын Бога?» В чем Воланд похож на Мефистофеля и чем эти литературные  персонажи различаются? Сравните внешность героев, их суждения о человеке, испытания, которым они подвергают людей. Исследуйте проблему автобиографического начала в романе  «Мастер и Маргарита». 10. А.А. АХМАТОВА Как передано рождение стиха в «Творчестве» А. Ахматовой?  Сравните, как об этом процессе писал А.С. Пушкин в «Осени». Чем  отличается реализация поэтического вдохновения Пушкиным и  Ахматовой? Сопоставьте стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Русский язык»  и  А.А. Ахматовой «Мужество». Выделите сходные мотивы и образы в  этих произведениях. Составьте перечень персонажей поэмы «Реквием», определите  идейно­художественное значение каждого из них. Портреты А. А. АхматовойРассмотрите портреты А.А.Ахматовой,  нарисованные разными художниками (А. Модильяни, Петровым ­Водкиным, Н. Альтманом).  Чем различаются изображения поэтессы? Чем они похожи? Что  хотел  подчеркнуть в ней каждый художник? 11. Б.Л. ПАСТЕРНАК Попытайтесь дать собственные комментарии к названиям сборников Б. Пастернака «Поверх барьеров», «Сестра моя –жизнь», «Второе  рождение», «Когда разгуляется» и т.д. Как в этих названиях  отразились творческие принципы поэта? Сопоставьте стихотворение Б. Пастернака «Определение поэзии»  со  стихотворением А.А. Фета «Это утро, радость эта...». Что их  объединяет, в чем принципиальное различие? Как вы думаете, почему сборник «Сестра моя –жизнь» Б. Пастернак посвятил М.Ю. Лермонтову, а открыл стихотворением «Памяти  Демона»? 12. А.И. СОЛЖЕНИЦЫН В чем своеобразие хронотопов двух произведений А.И.  Солженицына  ­«Матренин двор» и «Один день Ивана Денисовича»? Обратите  внимание на то, какую роль в их композиции играют категории  времени (день, минута, час и т.п.). Имеет ли смысл проводить параллель между Иваном Денисовичем  А.И. Солженицына и Платоном Каратаевым (из романа «Война и мир» Л.Н.Толстого)? Можно ли считать героя Солженицына воплощением  русского национального характера, как и толстовского героя? В чем  состоит главное отличие междуними, чем оно обусловлено? Восстановите в хронологической последовательности биографию  Ивана Денисовича (или Матрены). Какие социальные проблемы  советского общества поднимает автор, описывая жизнь своих  героев? 13. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА КОНЦА ХХ –НАЧАЛА ХХI ВЕКА Схематически покажите, как развивалась литература конца ХХ  –начала ХХI века. Отразите соотношение таких понятий, как  возвращенная литература, самиздат, тамиздат, новая литература,  литература андерграунда. Какие жанры наиболее популярны в русской литературе 1990­х – начала 2000­х годов? С чем связано расширение жанрового  разнообразия литературы

Для тематического контроля по дисциплине "Русская литература"

Для тематического контроля по дисциплине "Русская литература"

Для тематического контроля по дисциплине "Русская литература"

Для тематического контроля по дисциплине "Русская литература"

Для тематического контроля по дисциплине "Русская литература"

Для тематического контроля по дисциплине "Русская литература"

Для тематического контроля по дисциплине "Русская литература"

Для тематического контроля по дисциплине "Русская литература"

Для тематического контроля по дисциплине "Русская литература"

Для тематического контроля по дисциплине "Русская литература"

Для тематического контроля по дисциплине "Русская литература"

Для тематического контроля по дисциплине "Русская литература"

Для тематического контроля по дисциплине "Русская литература"

Для тематического контроля по дисциплине "Русская литература"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.11.2017