Дневник исследователя (8-11 классы)
Оценка 4.6

Дневник исследователя (8-11 классы)

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа +2
doc
Междисциплинарный 4
8 кл—11 кл
07.07.2017
Дневник исследователя (8-11 классы)
Дневник исследователя предназначен для учащихся 8-11 классов. Это учебный шаблон написание исследовательской работы. В нём подробно описаны структура исследовательской деятельности. Ученик самостоятельно может познакомится с исследовательской деятельностью, понять, как написать работу и действуя по предложенной схеме дневника, успешно выступить с ней на научно-практической конференции (НПК).Дневник исследователя
Дневник исследователя.doc
Рекомендации и рецензия руководителя  исследования:  ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ Выводы:___________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ Тема исследования:_____________________________ ______________________________________________ Работу выполнил:                                                                Ученик  ________ класса ______________________________________________ (фамилия, имя автора исследования) Руководитель исследования:  ______________________________________________ ______________________________________________ (фамилия, имя, отчество руководителя исследования, должность) 20____Год 1 Полученный   в   исследовании   материал   будет   лучше   воспринят другими,   если   будут   приведены   примеры,   сделаны   сравнения   и сопоставления. 1. Выработать суждения и сделать умозаключения Суждение   –   это   высказывание   о   предметах   или   явлениях, представляющее   собой   утверждение   или   отрицание   чего­либо. Мыслить – значит формировать суждения. На основе проведённого исследования тебе надо высказать собственные суждения о том, что исследовалось.  2. Сделать выводы Исследование теряет смысл, если исследователь не сделал выводов и не подвёл итогов. 3. Указать   возможные   пути   дальнейшего   изучения   явления, которое ты исследовал Для настоящего творца завершение одной работы – это не просто окончание   исследования,   это   начало   следующей   работы.   Поэтому обязательно надо отметить, что и как в этом направлении можно и нужно исследовать дальше. 9.   .Подготовить   текст   доклада   и   подготовиться   к   ответам   на вопросы по результатам исследования Для того чтобы лучше и полнее довести свои идеи до тех, кто будет рассматривать   результаты   исследовательской   работы,   надо подготовить текст доклада. Он должен быть кратким и его лучше всего составить по такой схеме: 1) почему избрана эта тема; 2) какой была цель исследования; 3) какие ставились задачи; 4) какие гипотезы проверялись; 5) какие использовались методы и средства исследования; 6) каким был план исследования; 7) какие результаты были получены; 8) какие выводы сделаны по итогам исследования; 9) что можно исследовать в дальнейшем в этом направлении. В научном мире принято,     что защита исследовательской работы – мероприятие   открытое   и   на   нём   может   присутствовать   каждый желающий. Все присутствующие могут задавать вопросы автору III. ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ. Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее  направление движения, а задачи описывают основные шаги. Запиши задачи собственного исследования. IV. ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ. Гипотеза – это предложение, догадка ещё не доказанная логически и  не подтверждённая опытом. Слово «гипотеза» происходит от  древнегреческого hypothesis – основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Обычно гипотезы начинаются со слов  «предположим», «допустим», «возможно». Для решения проблемы тебе потребуется гипотеза или несколько  гипотез – предположений о том, как проблема может быть решена. Запиши свою гипотезу. Если гипотез несколько, то их надо  пронумеровать. Самую главную надо поставить на первое место,  остальные расположить по степени важности. ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ 2 ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ V.  ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ. Как поставить план исследовательской работы? Для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: «Как ты  можешь узнать что­то новое о том, что исследуешь?» Поэтому надо  определить, какие инструменты и методы ты можешь использовать, а  затем выстроить их по порядку. Предлагаем список доступных методов исследования:  Подумать самостоятельно;  Прочитать книги о том, что исследуешь;  Познакомиться с кино­ и телефильмами по этой проблеме;  Найти информацию в глобальных компьютерных сетях,  например в сети Интернет;  Спросить у других людей;  Понаблюдать;  Провести эксперимент. 1. Подумать самостоятельно С этого лучше всего начинать любую исследовательскую работу.  Можно задать себе вопросы:  Что я знаю по теме исследования?  Какие суждения я могу высказать по поводу темы  исследования?  Какие я могу сделать выводы из того, что мне уже  известно по теме исследования? Запиши всё здесь. ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ Описать объект – означает ответить на вопросы: что это такое? Чем это   отличается   от   других   объектов?   Чем   это   похоже   на   другие объекты? Характеристика предмета или явления предполагает перечисление лишь некоторых внутренних, существенных свойств предмета, а не только его внешнего вида, как это делается с помощью описания. Разъяснение посредством примера используется тогда, когда легче привести пример или примеры, иллюстрирующие данное понятие, чем дать   его   строгое   определение.   Например,   игрушки   –   это   куклы, машинки,   кубики,   мячи   и   т.п.;   полезные   ископаемые   –   это   уголь, нефть, газ и т. п.  Сравнение позволяет выявить сходство и различие предметов. Различие  позволяет   установить   отличие   данного   предмета   от сходных   с   ним   предметов.   Например,   яблоко   и   помидор   очень похожи, но яблоко – фрукт, а помидор – овощ, яблоко имеет один вкус, а помидор – другой и др. 4. Классифицировать основные предметы,  процессы, явления и события. Классификацией называют деление предметов и явлений на основе общих   существенных   признаков.     Классификация   разбивает рассматриваемые   объекты   на   группы,   чтобы   их   упорядочить   и придаёт нашему мышлению строгость и точность. 5. Выявить   и   обозначить   все   замеченные   тобой   парадоксы. Парадоксом   называют   утверждение,   резко   расходящееся   с общепринятыми мнениями или наблюдениями. Слово «парадокс» возникло от греческого «неожиданный, странный, невероятный». 3 6. Ранжировать основные идеи Слово  «ранжирование»   происходит  от слова  «ранг». В  переводе   с немецкого языка оно означает звание, чин, разряд. Ранжировать идеи означает выстраивать их по степени важности, то есть определять, какая   идея   самая   главная,   какая   занимает   по   значимости   второе место, какая – третье и т. д.  Умение   отделять   главные   идеи   от   второстепенных   –   важнейшая особенность ума. 7. Предложить сравнения и метафоры предметов и явлений.  Готовясь, защитить свою исследовательскую работу обязательно подумай, как можно кратко выразить основные понятия, которые использовались в твоём исследовании. Как   научиться   давать   определения   понятиям.  Существуют приёмы, которые помогут тебе определить понятия, использованные в твоём исследовании. Описание  –   это   простое   перечисление   внешних   черт   предмета   с целью   определить   его   нестрогие   отличия   от   сходных   с   ним предметов. VI. ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. Собраны все сведения, сделаны все необходимые расчёты и  наблюдения, проведены эксперименты. Теперь нужно кратко  изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям. Для этого потребуется:   дать определения основным понятиям; классифицировать основные предметы, процессы, явления и  события; выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы; ранжировать основные идеи; предложить метафоры и сравнения (сопоставления, схемы и др.); выработать суждения и умозаключения; сделать выводы; указать возможные пути дальнейшего изучения явления, которое  ты исследовал; подготовить текст выступления и подготовиться к ответам на  вопросы по результатам исследования; приготовить тексты, макеты, схемы, чертежи для иллюстрации  результатов исследования.         Как это сделать? 1. Дать определения основным понятиям. Понятия – это краткие и точные характеристики предметов. В них фиксируются   самые   важные,   устойчивые   свойства   и   признаки 2. Прочитать книги о том, что исследуешь Если то, что ты исследуешь, подробно описано в известных тебе  книгах, их надо обязательно прочитать. Ведь совсем не обязательно  открывать то, что до тебя уже открыто. Начать можно со справочников и энциклопедий. Они обычно дают   точную и краткую информацию. Если этого недостаточно, надо  читать книги с подробным описанием. Запиши всё, что ты узнал из книг о том, что исследуешь:  ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ 4 Познакомиться с кино­ и телефильмами пот этой проблеме Научные, научно­популярные и художественные фильмы –  настоящий клад для исследователя. Не забудь об этом источнике! Укажи фильмы, которые ты посмотрел по теме своего исследования.  ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ Запиши всё, что ты узнал нового из фильмов о предмете своего  исследования  ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ 3. Найти информацию в глобальных компьютерных сетях,  например, в сети Интернет Ни один учёный не работает без компьютера – верного помощника  современного исследователя. Попробуй поискать нужную тебе  информацию в сети Интернет. Запиши всё, что тебе помог узнать компьютер. ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ 4. Спроси у других людей (анкетирование, беседа, интервью). Людей, с которыми следует побеседовать о предмете исследования,  можно условно поделить на две группы: специалисты и  неспециалисты. Провести эксперимент.    Слово «эксперимент» происходит от латинского «проба, опыт». Это  самый главный метод познания в большинстве наук. С его помощью в  строго контролируемых и управляемых условиях исследуются самые  разнообразные явления. Перед тем как провести эксперимент, надо  составить его план. После этого стоит посоветоваться с учителем или с кем­то из взрослых, которые могут дать тебе полезные советы по  поводу проведения эксперимента. Запиши план эксперимента. Проведи свой эксперимент, а затем опиши его результаты. ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ 5 ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ Этапы выполнения  исследовательской работы НПК защитаа ­ Оформление результатов исследования Сбор и обработка  материала, проведение эксперимента Подготовительный период  (выбор темы, постановка цели, задачи) Общие требования к оформлению исследовательской работы.  Выполняется на листах формата  А4.  Представляется в компьютерном или машинописном варианте (шрифт: обычный 12 ) с одной стороны листа.  Объем   доклада,   включая   формулы   и   список   литературы   не более   10   страниц,   для   иллюстраций   может   быть   отведено дополнительно не более 10 страниц.  Основной   текст   нумеруется   арабскими   цифрами   в   правом верхнем   углу   без   учета   титульного   листа,   страницы иллюстраций, приложений – римскими цифрами.  Параметры страниц: левое – 3,0 см, правое – 1,5 см, верхнее – 2,0 см, нижнее – 2,0 см. 6 1. К специалистам мы отнесём всех, кто профессионально  занимается тем, что ты исследуешь. 2. Неспециалистами будут все остальные люди, но их тоже надо  расспросить. Вполне возможно, что кто­то из них знает что­то  очень важное о том, что ты изучаешь. Запиши всё, что ты узнал от других людей: ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ 5. Понаблюдать. Интересный и доступный способ добычи новых знаний – наблюдение. Для наблюдений человек создал множество приспособлений: лупы, бинокли, подзорные трубы, телескопы, микроскопы, перископы, приборы ночного видения. Есть приборы и аппараты, усиливающие нашу способность различать звуки и даже электромагнитные волны. Об этом надо помнить, когда проводишь исследование.  Методы наблюдения: Теоретические методы:   логический  исторический   моделирование)   (т.е.   анализ,   аналогия,   абстрагирование, Эмпирические – изучение литературных документов, наблюдение, опрос (устной, письменный), тестирование. Наблюдение ­ дает много знаний как с точки   зрения   теоретических и практических. Наблюдение как дополнение к эксперименту. ФОРМЫ НАБЛЮДЕНИЯ:  самонаблюдения  наблюдения за другим объектом  наблюдения за другим объектом (субъектом): включенное (изнутри т.е. исследователь становится членом организации) невключенное (со стороны):  открытое  инкогнито Запиши свои наблюдения: ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ 7 Оформление результатов исследования заключение ­ выводы 1. название темы 2. введение 3. дата и места проведения 4. цель работы, задачи 5. методика работы 6. основная часть ­ описание работы 7. 8. используемая литература 9. приложения. Введение  –  это  вступительная  часть исследовательской  работы.  В небольшом по объему разделе показать актуальность темы, раскрыть практическую значимость ее, определить цели и задачи эксперимента. Основная часть  – раскрывается содержание работы, как правило, состоит из теоретического и практического разделов. Теоретический  раздел – теория и история исследуемой  проблемы, дается   критический   анализ   литературы,   и   показываются   позиции автора. Практический   –   изложение   методы,   результаты   самостоятельно проведенного эксперимента или его фрагмента.  В   основной   части   могут   быть   представлены   схемы,   диаграммы, таблицы, рисунки и т.д. Заключение – содержатся итоги работы, выводы, к которым пришел автор,   и   рекомендации.   Заключение   должно   быть   кратким, обстоятельным и соответствовать поставленным задачам. Приложения    к   исследовательской   работе   оформляются   на отдельных листах, причем каждое должно иметь свой тематический заголовок   и   номер,   который   пишется   в   правом   верхнем   углу, например: « Приложение I». Провести эксперимент.    Слово «эксперимент» происходит от латинского «проба, опыт». Это  самый главный метод познания в большинстве наук. С его помощью в  строго контролируемых и управляемых условиях исследуются самые  разнообразные явления. Перед тем как провести эксперимент, надо  составить его план. После этого стоит посоветоваться с учителем или с кем­то из взрослых, которые могут дать тебе полезные советы по  поводу проведения эксперимента. Запиши план эксперимента. Проведи свой эксперимент, а затем опиши его результаты. ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ I. ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. 8 Собраны все сведения, сделаны все необходимые расчёты и  наблюдения, проведены эксперименты. Теперь нужно кратко  изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям. Для этого потребуется: 2. дать определения основным понятиям; 3. классифицировать основные предметы, процессы, явления и  события; 4. выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы; 5. ранжировать основные идеи; 6. предложить метафоры и сравнения (сопоставления, схемы и др.); 7. выработать суждения и умозаключения; 8. сделать выводы; 9. указать возможные пути дальнейшего изучения явления, которое  ты исследовал; 10. подготовить текст выступления и подготовиться к ответам на  вопросы по результатам исследования; 11. приготовить тексты, макеты, схемы, чертежи для иллюстрации  результатов исследования. Как это сделать? 8. Дать определения основным понятиям. Понятия – это краткие и точные характеристики предметов. В них фиксируются   самые   важные,   устойчивые   свойства   и   признаки предметов и явлений.  Готовясь, защитить свою исследовательскую работу обязательно подумай, как можно кратко выразить основные понятия, которые использовались в твоём исследовании.  Существуют Как   научиться   давать   определения   понятиям. приёмы, которые помогут тебе определить понятия, использованные в твоём исследовании. Описание  –   это   простое   перечисление   внешних   черт   предмета   с целью   определить   его   нестрогие   отличия   от   сходных   с   ним предметов. Описать объект – означает ответить на вопросы: что это такое? Чем это   отличается   от   других   объектов?   Чем   это   похоже   на   другие объекты? Характеристика предмета или явления предполагает перечисление лишь некоторых внутренних, существенных свойств предмета, а не только его внешнего вида, как это делается с помощью описания. Разъяснение посредством примера используется тогда, когда легче привести пример или примеры, иллюстрирующие данное понятие, чем дать   его   строгое   определение.   Например,   игрушки   –   это   куклы, машинки,   кубики,   мячи   и   т.п.;   полезные   ископаемые   –   это   уголь, нефть, газ и т. п.  Сравнение позволяет выявить сходство и различие предметов. Различие  позволяет   установить   отличие   данного   предмета   от сходных   с   ним   предметов.   Например,   яблоко   и   помидор   очень похожи, но яблоко – фрукт, а помидор – овощ, яблоко имеет один вкус, а помидор – другой и др. 9. Классифицировать основные предметы,  процессы, явления и события. Классификацией называют деление предметов и явлений на основе общих   существенных   признаков.     Классификация   разбивает рассматриваемые   объекты   на   группы,   чтобы   их   упорядочить   и придаёт нашему мышлению строгость и точность. 10. Выявить   и   обозначить   все   замеченные   тобой   парадоксы. Парадоксом   называют   утверждение,   резко   расходящееся   с общепринятыми мнениями или наблюдениями. Слово «парадокс» возникло от греческого «неожиданный, странный, невероятный». 11. Ранжировать основные идеи Слово  «ранжирование»   происходит  от слова  «ранг». В  переводе   с немецкого языка оно означает звание, чин, разряд. Ранжировать идеи означает выстраивать их по степени важности, то есть определять, какая   идея   самая   главная,   какая   занимает   по   значимости   второе место, какая – третье и т. д.  Умение   отделять   главные   идеи   от   второстепенных   –   важнейшая особенность ума. 9 12. Предложить сравнения и метафоры  экспериментальные – предполагающие проведение  собственных наблюдений и экспериментов;  теоретические – предусматривают изучение и обобщение  сведений, фактов, материалов, содержащихся в различных  теоретических источниках (книгах, кинофильмах и т. д.) Тема:_______________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ I. КАК ВЫБРАТЬ ТЕМУ ИССЛЕДОВАНИЯ. Выбрать тему несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в  данный момент, какая проблема волнует тебя больше других. Если не можешь сразу понять, о чём хотелось бы узнать больше, попробуй  задать себе следующие вопросы: 1. Что мне интересно больше всего? 2. Чем я хочу заниматься в первую очередь (математикой или  поэзией, астрономией, историей или чем­то другим). 3. Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время? 4. Что позволяет мне получать лучшие отметки в школе? 5. Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко? 6. Если эти вопросы не помогли, обратись к учителям, спроси  родителей, поговори об этом с одноклассниками. Может быть, кто­то подскажет тебе интересную идею.  Есть ли что­то такое, чем я особенно горжусь? Какими могут быть темы исследования? Все возможные темы можно условно объединить в три группы:  фантастические – о несуществующих, фантастических  объектах и явлениях; II. ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Определить цель исследования – значит ответить на вопрос о том, зачем мы его проводим? Запиши цель своего исследования. К   ответам   на   них   следует   подготовиться.   Для   того   чтобы   это сделать, надо предугадать, какие вопросы могут быть заданы. Конечно, все вопросы  никогда не предугадаешь, но можно не сомневаться,  что будут   спрашивать   об   основных   понятиях   и   требовать   их   ясные формулировки. Также обычно спрашивают о том, как получена та или иная информация и на каком основании сделан тот или иной вывод.   чертежи   для   схемы, 10. иллюстрирования   результатов   исследования.  Например,   ты исследовал   маршруты   движения   муравьёв   в   соседнем   парке, проектировал   жилой   дом   будущего,   космический   корабль   для туристических поездок или новую суперсовременную подводную лодку. Твой доклад будет воспринят лучше, если сделать макет, чертёж или рисунок, иллюстрирующий сказанное тобой.  Приготовить   тексты,   макеты, А   если   ты   изучал,   как   влияет   место   расположения   ученика   в классе   (т.е.   за   какой   партой   он   сидит)   на   его   успехи   в   учебе,   и предлагаешь новые способы расстановки парт в классной комнате, то 10 обязательно начерти схему. Как, по твоему мнению, следует размещать учеников на уроке, чтобы они все учились хорошо? Сделай схемы, чертежи, эскизы макетов и др. VII. ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ УСПЕХ ИССЛЕДОВАНИЯ 2. Не ограничивай собственных исследований, дай себе волю понять  реальность, которая тебя окружает. 3. Внимательно анализируй факты и не делай поспешных выводов  (они часто бывают неверными). 4. Будь достаточно смел, чтобы принять решение. 5. Приняв решение, действуй уверенно и без сомнений. 6. Сосредоточься и вложи в исследование всю свою энергию и силу. 7. Действуя, не бойся совершить ошибку.  11

Дневник исследователя (8-11 классы)

Дневник исследователя (8-11 классы)

Дневник исследователя (8-11 классы)

Дневник исследователя (8-11 классы)

Дневник исследователя (8-11 классы)

Дневник исследователя (8-11 классы)

Дневник исследователя (8-11 классы)

Дневник исследователя (8-11 классы)

Дневник исследователя (8-11 классы)

Дневник исследователя (8-11 классы)

Дневник исследователя (8-11 классы)

Дневник исследователя (8-11 классы)

Дневник исследователя (8-11 классы)

Дневник исследователя (8-11 классы)

Дневник исследователя (8-11 классы)

Дневник исследователя (8-11 классы)

Дневник исследователя (8-11 классы)

Дневник исследователя (8-11 классы)

Дневник исследователя (8-11 классы)

Дневник исследователя (8-11 классы)

Дневник исследователя (8-11 классы)

Дневник исследователя (8-11 классы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.07.2017