В папке моей методической работы накоплено большое число методических разработок по организации мероприятий по духовно-нравственному воспитанию школьников разных возрастных групп. Материалы могут быть использованы на классных часах, во внеурочной деятельности, в кружковой работе, при проведении диагностических мероприятий. Материалы удобно использовать при планировании мероприятий в плане воспитательной работы классного руководителя.
Дневник успеха
Т е м а 5. КАК РЕШАТЬ ПРОБЛЕМЫ?
8 класс
Зачем тебе нужен «Дневник успеха»?
«Мне дневник не нужен!» – скажешь ты. А так ли это? Разве тебе не будет
интересно читать свои записи и видеть, как ты изменился в течение недели,
месяца, года? Когда тебе плохо на душе, а поговорить не с кем, разве ты не
сможешь «высказаться» дневнику? А представь, что через десять лет ты
захочешь вспомнить, каким ты был подростком. Разве тебе в этом не поможет
дневник?
Ты думал о том, каким человеком хочешь стать? Кем хочешь быть? Какие
люди должны находиться рядом? Как не ошибиться в выбранных друзьях? В
чем смысл твоей жизни? Что делать, когда тебя предали? Как доказать
родителям, что ты уже взрослый? На эти и многие другие вопросы ты найдешь
ответы во время работы с «Дневником успеха».
Почему он назван «Дневник успеха»? Потому, что когда ты закончишь с
ним работать, ты поймешь, в чем смысл именно твоей жизни, что ты хочешь и
как это воплотить в жизнь. То есть ты встанешь на путь к успеху.
Начнем работать над собой?
Условные обозначения и их значение
Над заданиями в «Дневнике успеха» ты можешь работать в конце
классного часа и дома. Для их выполнения пользуйся Интернетом, примерами
из жизни героев художественной литературы и фильмов.
Задание на неделю не торопись выполнять, так как оно рассчитано на семь
дней. Данный вид задания очень часто подразумевает беседы с родителями,
друзьями, учителями. Не бойся подойти к окружающим за советом.Этот вид задания следует выполнять в самом конце, опираясь на ответы в
предшествующих заданиях.
В любое время работы над занятием найди какуюлибо цитату
(высказывание), которая будет соответствовать теме, и запиши в свой
дневник.
Как работать с дневником?
Есть два пути работы с «Дневником успеха». Первый – выполнять задания
учителя к классным часам. Второй – самостоятельно работать с дневником.
Заполнять те темы, которые тебя интересуют в данный момент.
Какой путь правильный? Если пойдешь по первому – знания будешь
получать логично: «от простого к сложному», а если по второму – сможешь
самостоятельно начать решать проблемы, которые тебя волнуют. Выбирать
тебе.
Желаем успеха!
Проанализируй предложенные ситуации, в которых описаны типичные
проблемы подросткового возраста и заполни таблицу.
Маша в классе изгой, с ней не общаются одноклассники, они всячески над
ней издеваются. Маша хорошо учится. У девочки нет близких друзей, поэтому
она восполняет пробел общения в Интернете. Однажды знакомая Маши по
Интернету пригласила ее к своим друзьям. Новые знакомые отнеслись к Маше
очень хорошо: общались с ней, слушали ее мнения, приняли в свою компанию.
Маша все чаще и чаще стала встречаться с новыми друзьями, прогуливала
школу, не делала уроки. Через некоторое время Маша совместно с новыми
друзьями попробовала спиртное, сигареты.
Возможная проблема
Возможная причина
Варианты решения
Маши
проблемы
проблемыРодители стали замечать, что у их сына Васи появились новые друзья,
какието тайны. Мальчик перестал общаться с отцом и матерью, все чаще
замыкался в себе, о чемто переживая. Вася стал требовать у родителей
дорогую технику (айфон, новый компьютер и т. п.), устраивая скандалы, если
его просьбы не выполнялись. Родителям пришлось взять кредит.
Возможная проблема
Возможная причина
Варианты решения
Васи
проблемы
проблемы
Поведение Юры изменилось в 9 классе. В 8 классе он учился хорошо, в
коллективе уже была сложившаяся группа лидеровмальчишек. Юра в нее не
входил, поэтому вел себя тихо, спокойно, ответственно выполнял задания
учителей. На следующий учебный год в школе было принято решение
сформировать новый 9 класс, набрав в него ребят из других классов. Юра
попал в новый коллектив, где еще не установился лидер, поэтому у мальчика
появилась возможность им стать. Юра ею воспользовался. В результате его
поведение изменилось: он перестал делать уроки дома, на занятиях всеми
возможными способами привлекал к себе внимание (спорил с учителями,
занимался своими делами, разговаривал с соседом по парте), Юра стал
смеяться над другими одноклассниками, унижая их.
Возможная проблема
Возможная причина
Варианты решения
Юры
проблемы
проблемыСемиклассница Юля отказалась ходить в школу. Нежелание посещать
уроки появилось в середине учебного года. Учителя отмечали, что девочка
стала очень нервничать при выполнении проверочных работ, сбивалась при
ответах, плакала, если получала 4. Поведение по отношению к
одноклассникам изменилось: девочка стала грубить им, драться.
В начале учебного года в класс пришел новый ученик – Иван, который
занимался современными танцами. Мальчик быстро нашел в классе
единомышленников, став лидером в классе. Ивану нравилось издеваться над
Юлей (смеяться над ее внешним видом, ответами на уроках и т. п.).
Возможная проблема
Возможная причина
Варианты решения
Юли
проблемы
проблемы
Саша пришел в 8 класс из другой школы, так как его отчислили за
агрессивное отношение к одноклассникам (драки, оскорбления и т. п.). В
новом классе мальчик учился хорошо, однако иногда позволял себе
посмеяться над одноклассниками и учителями, если для этого были причины.
Както Саша принес в школу черепаху со сломанным панцирем. Он
объяснил, что нашел ее под чьимто балконом, она, видимо, упала, или ее
скинули. Саша решил после уроков отнести ее к ветеринару.
Разумеется, черепаха в классе – это срыв урока. Все одноклассники только
и могли обсуждать черепаху, ее хозяев и т. п.
Учитель математики, урок которого был сорван, вызвал Сашу на перемене
и сказал: «Ты сам сломал черепахе панцирь, чтобы привлечь к себе внимание».
Саша молча вышел и отказался посещать уроки математики...
Возможная проблема
Возможная причина
Варианты решения
Саши
проблемы
проблемыПродумай тему и содержание своего сообщения на совместном
родительском собрании «Трудности подросткового возраста: единство
понимания».
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________