Доказательство тождеств
Цели: продолжить формирование умения умножать многочлены; применять это умение для доказательства тождеств и некоторых утверждений.
Ход урока
I. Устная работа.
1. Выполните умножение.
а) x2 · 7x5; г)
2х (х2 – 7х);
б) –8а · 4а4; д)
–4p4 ;
в) –6y3
· ; е) –3п5
(п3 – 2п).
2. Сколько слагаемых получится со знаком «+» и сколько со знаком «–» при умножении многочленов:
а) (a + 2) (b + 5); в) (n2 – 3) (m – 5);
б) (х – 3) (у + 7); г) (–а – 2) (с – 4)?
II. Формирование умений и навыков.
Все задания можно разбить на две группы. В 1-ю группу войдут задания на доказательство тождеств, а во 2-ю группу – на доказательство утверждений о делимости, кратности и др.
1-я группа
Прежде чем приступить к выполнению заданий этой группы, нужно вспомнить логику доказательства тождеств.
Для наглядности можно вынести на доску схему:
1) 2)
3)
То есть существует три основных приема доказательства тождеств:
1) преобразовать левую часть тождества в правую или правую часть тождества в левую;
2) показать, что левая и правая части исходного равенства тождественно равны одному и тому же выражению;
3) показать, что разность левой и правой части исходного равенства тождественно равна нулю.
1. № 690 (а), № 691 (а).
При доказательстве этих тождеств используется первый прием, то есть мы будем преобразовывать одну часть равенства до тех пор, пока она не станет тождественно равной другой части равенства.
2. № 692 (а).
При доказательстве этого тождества используется второй прием.
Решение:
а) (x – 3) (x + 7) – 13 = (x + 8) (x – 4) – 2.
Преобразуем левую часть равенства:
Преобразуем правую часть равенства:
Получаем следующее: левая и правая части равенства тождественно равны одному и тому же выражению, значит, исходное равенство является тождеством.
2-я группа
1. № 693.
Решение:
а) Упростим данное выражение:
Получаем, что исходное выражение равно числу –36, значит, не зависит от переменной х.
б)
2. № 699 (а).
Решение:
а) Упростим данное выражение:
Поскольку каждое слагаемое суммы 6п + 6 кратно 6, то и вся сумма кратна 6.
3. № 696.
Решение:Четыре последовательных нечётных числа можно записать в следующем виде:
а = 2п + 1, b = 2п + 3, с = 2п + 5 и d = 2п + 7.
Составим разность cd – ab:
(2n + 5) (2n + 7) – (2n + 1) (2n + 3).
Преобразуем это выражение:
– 6n – 2n – 3 = 16n + 32 = 16 (n + 2).
Очевидно, что полученное выражение кратно 16.
III. Итоги урока.
Домашнее задание: №
690 (б); № 691 (б); № 692 (б); № 694;
№ 695 (б).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.