Доклад : "Формирование основ экологической культуры у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в рамках реализации ФГОС ОВЗ
Оценка 4.7

Доклад : "Формирование основ экологической культуры у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в рамках реализации ФГОС ОВЗ

Оценка 4.7
Лекции
docx
экология
09.07.2023
Доклад : "Формирование основ экологической культуры у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в рамках реализации ФГОС ОВЗ
Наша задача: "Уменьшение влияния отрицательных эмоций,этому и способствует красота окружащего пространства,которая дает положительные эмоции детям.
Доклад Заира.docx

Доклад: «Формирование основ экологической культуры у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в рамках  реализации ФГОС ОВЗ»

https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2021/10/03/doklad_formirovanie_osnov_ekologicheskoy_kultury_u_obuchayushchihsya_s_umstvennoy_otstalostyu_intellektualnymi_narusheniyami_v_ramkah_realizatsii_fgos_ovz.doc_image1.jpg

                                                          Подготовила: Кандаурова З.К

2021 г.

« … Перед человеком открылась

радость жизни потому, что он

услышал шепот листьев и песню

кузнечика, журчание весеннего

ручейка и переливы серебряных

колокольчиков в горячем летнем небе

- услышал и, затаив дыхание, слушает сотни

и тысячи лет чудесную музыку жизни.

Умей и ты слушать эту музыку.

Дорожи красотой береги ее».

В.А.Сухомлинский

Красота родной природы воспета многими писателями и поэтами. Ее очарование и волшебное воздействие доступно каждому человеку. Но мало знать название растений, природу нужно еще и любить: уметь видеть красоту восхода и заката солнца, постоянно открывать в природе что-то новое для себя, т.е. быть чутким и наблюдательным.

       Экологическое воспитание на современном этапе развития школы – проблема актуальная. Человек часть природы, он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить ее творения. Мир, окружающий ребенка – это мир природы, с неисчерпаемой красотой.  Наша цель – неторопливо и бережно ввести детей в ее мир , дать им необходимые знания о ней, пробудить интерес.                          

         Дети младшего школьного возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, легко откликаются на тревоги и радости, искренне сочувствуют и сопереживают. В этом возрасте у ребенка развиваются эмоционально – ценностные отношения к окружающему миру. Ребенок взаимодействует с природой. Сложнее воспитывать экологическое самосознание у детей с интеллектуальной недостаточностью. Таким детям свойственна инертность мышления, слабость сравнения, они гораздо позднее, чем их сверстники усваивают какой-либо материал. Необходимо в работе учитывать их психологические, индивидуальные особенности. Для педагога очень важно формировать экологические знания, нормы и правила поведения в природе. Но дети с интеллектуальной недостаточностью зачастую не видят и не ценят красоту окружающего мира, они не задумываются  о связях, существующих в природе. Для них природа не обладает самоценностью.

             Исходя из этой проблемы, можно сформулировать следующие задачи:

Задачи и цели экологической направленности:

  • -моделирование экологического общения детей с разнообразными представителями природы;
  • - создание  условий для проявления положительного эмоционального отклика на общение с природой;
  • - развитие  навыка рационального природопользования;

    Нарушение процессов восприятия, памяти, мышления, речи детей с интеллектуальной недостаточностью, ставит задачу коррекционной работы на занятиях по экологическому воспитанию:

  • - усвоение необходимого объема знаний, и умение применять полученные знания.
  • - формирование правильной речи, пополнение словарного запаса;
  • - расширение кругозора,
  • - развитие творческих способностей.
  •  -формирование бережного отношения к окружающей природе

а главное - желание создавать, а не разрушать!

Сколько бы мы не говорили о красоте, о природе важно (особенно  учащихся школ-интерната  8 вида), слова  часто остаются словами, для таких ребят необходимо подкреплять  словесную информация, наглядностью, сменой деятельности. Вот почему необходимо систематически организовывать , экскурсии, прогулки на природу .

Для того чтобы реализовать все эти задачи у педагога имеется ряд средств, в частности поэтических. Очень важно, чтобы стихи были хорошие, понятные детям с интеллектуальной недостаточностью. Например, стихи Ивана Бунина.

    На  беседах про экологию  дети актуализируют свои знания о домашних и диких животных, о птицах, о насекомых, о деревьях. Наблюдают за изменениями, происходящими в живой и неживой природе.    Чувства и ум ребенка  развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой.  Важно  хотя бы попытаться показать детям красоту первого снега, увидеть оттенки вечерней зари, прелесть красной кисти рябины под снегом . Сумеем ли мы с вами затронуть в душе ребенка с интеллектуальной недостаточность,  эмоциональные струны или нет, зависит от нас с вами.

     Экскурсии  помогают сблизить детей с природой.  Наблюдения  за сезонными изменениями природы, описания  с последующей фиксацией в календарях погоды, измерения снежного  покрова,  обсуждение  осенних, весенних и зимних пейзажей, рассматривание  растений (в разное время года), позволяет учащимся пополнять словарный запас, строить логические цепочки, развивает воображение и тренирует память.  Циклические наблюдения в природе являются непосредственным фундаментом для закладывания основ экологического мышления школьника с интеллектуальной недостаточностью..

На элементарном уровне дети  учатся обобщать и систематизировать знания о временах года, о явлениях природы. Дети приобретают первый опыт исследовательского метода познания окружающего мира.

         Экологическое воспитание – это процесс формирования у детей осознанного  правильного отношения  к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение.

           Осознанно правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта ребенка с растениями, имеющимися в помещении и на территории школы.

          Внешний и внутренний интерьер школы способствует созданию психологического комфорта. Кабинеты и спальни школы-интерната  должны быть  эстетично оформлены, неотъемлемой частью такого оформления должны быть комнатные и садовые цветы , другие  растения.

         Озеленением класса  это совместная деятельность педагога и детей, что создает предпосылки для создания доверительных отношений взрослого и ребенка. Большинство детей с удовольствием учатся ухаживать за цветами, знакомятся с названиями, весной отростки цветов увозят домой.

     Большое значение имеет цветочное оформление пришкольного участка.

           Необходимость благоустройства и озеленение школы обусловлено тем, что большинство наших детей  с интеллектуальной недостаточностью страдают психоневрологическими расстройствами, у них нарушена эмоционально-волевая сфера. Работа по оформлению пришкольного участка помогает снимать эмоциональное напряжение, снижает агрессию.

 Наша задача: уменьшить влияние отрицательных эмоций, этому и способствует красота окружающего пространства, которая дает положительные эмоции детям.

Для наших детей важно видеть результаты своего труда, поэтому все этапы работы, при работе на пришкольном участке (засыпка земли, рыхление, подготовка и высаживание рассады, полив, прополка), развивают у ребят ответственность за порученное дело, развивают трудовые навыки, чувство прекрасного, пополняют знания о природе (они видят, как из семечка вырастает прекрасное растение …)

 Вопросы экологического воспитания  с успехом можно решать  и на внеклассных мероприятиях. Формы и методы реализации данного направления являются: беседы, воспитательные и классные часы, экологические недели, конкурсы рисунков, изготовление поделок из природного материала, практические занятия.

Мероприятия экологической направленности содержат игровой, занимательный, развивающий характер, что предусматривает воспитание у детей экологической культуры.

В результате  использования разных форм, способов деятельности с детьми, происходит расширение экологических представлений младших школьников, идет процесс формирования норм и правил поведения в природе, происходит процесс развития ценностного отношения к миру живой природы.

 


 

Доклад: «Формирование основ экологической культуры у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в рамках реализации

Доклад: «Формирование основ экологической культуры у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в рамках реализации

Необходимо в работе учитывать их психологические, индивидуальные особенности

Необходимо в работе учитывать их психологические, индивидуальные особенности

На элементарном уровне дети учатся обобщать и систематизировать знания о временах года, о явлениях природы

На элементарном уровне дети учатся обобщать и систематизировать знания о временах года, о явлениях природы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.07.2023