Доклад « Игра - форма организации детской жизни в раннем возрасте»
Подготовила: воспитатель
Заричук Е.В.
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности ребёнка, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике.
Известнейший в нашей стране педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр:
«Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. По этому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре...»
Особенности игры у малышей связаны со спецификой их ведущей деятельности:
· на первом году жизни — непосредственное эмоциональное общение со взрослым;
· в раннем возрасте (2 - 3-й год)- предметная деятельность. «Малышам» свойственна отобразительная и сюжетноотобразительная (в конце раннего возраста), предметно-игровая деятельность, которая в последствии станет сюжетно-ролевой игрой.
В раннем возрасте игровое действие связанно с предметом, в функции которого выступает сюжетная игрушка. Ребенок выполняет первые игровые действия с единичными игрушками - зайкой, куклой, создающими возможность отразить в игре действия типа «качать», «катать». Усложнение игровых действий связано с введением в игровую ситуацию полифункциональных игровых предметов как бруски, палочки, которые выступают в роли ложки, машинки и т.д.
В конце раннего возраста с появлением в игре предметов - заместителей в сознании ребенка возникают образы воображаемых предметов (суп, которым малыш кормит кукол). Игра входит в жизнь малышей в самом конце раннего детства, когда их потребность в самостоятельности, стремление быть «как взрослые» велико, а возможности еще ограничены и игра выступает как средство разрешения этих противоречий.
Рассвет игры приходит на дошкольный возраст, что же касается «малышей», то в этот период закладываются основы игры, возникают самые первые сюжетные игры. Игра как специфически детская деятельность неоднородна. Каждый ее вид выполняет свою функцию в развитии ребенка. Наблюдаемое сегодня в теории и практике стирание грани между самодеятельными и обучающими играми недопустимо. Подчинение игры лишь задачам обучения наносит значительный ущерб детям, приводит к исчезновению самодеятельных игр из жизни детского сада и снижает познавательную мотивацию, которая является основой формирования учебной деятельности.
Место игры в жизни ребенка, ее все стороннее развивающее значение определяются классификацией игр, в основе которой лежит представление о том, по чьей инициативе они возникают.
Выделяются три класса игр:
1. игры, возникающие по инициативе ребенка (детей), — самодеятельные игры;
2. игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательное целями;
3. игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные), которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей.
Каждый из перечисленных классов игр, в свою очередь, делится на виды и подвиды. Так, в состав первого класса входят игра-экспериментирование и самодеятельные сюжетные игры - сюжетно-отобразительная, сюжетно-ролевая, режиссерская и театрализованная. Эти игры представляются наиболее продуктивными для развития интеллектуальной инициативы, творчества ребенка, которое проявляется в постановке себе и другим играющим новых игровых задач; для возникновения новых мотивов и видов деятельности.
Именно самодеятельная игра становится ведущей деятельностью в дошкольном детстве. Содержание самодеятельных игр «питается» опытом других видов деятельности ребенка и содержательным общением со взрослым.
Второй класс игр включает игры обучающие (дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные и др.) и досуговые, к которым следует отнести игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, а также театрально-постановочные (не игры в театр, а сам театр). Все они могут быть и самостоятельными, но никогда не являются самодеятельными, так как за самостоятельностью в них стоит выученность правил, а не исходная инициатива ребенка в постановке игровой задачи. Часть игр этого класса может стать определенным тренингом.
Воспитательное и развивающее значение подобных игр огромно. Они формируют культуру игры, служат в дошкольный период жизни естественной формой передачи детям знаний, способствуют усвоению социальных норм и правил и, что особенно важно, являются, наряду с другими видами деятельности, основой самодеятельных игр, в которых дети могут творчески использовать полученные знания.
Третий класс игр - традиционные, или народные. Исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым. Предметная среда народных игр так же традиционна, как они сами, и чаще представлена в музеях, чем на детских игровых площадках. Исследования, проведенные в последние годы, показали, что народные игры способствуют формированию у детей универсальных родовых психических способностей человека (сенсомоторной координации, произвольности поведения, символической функции мышления и др.), а также важнейших черт психологии этноса, создавшего игру.
Этот пласт игр должен стать неотъемлемой составляющей организации жизни ребенка в современном детском саду, важнейшим источником усвоения общечеловеческих ценностей.
В данном сообщении мне бы хотелось поговорить именно о играх, возникающих по инициативе взрослого. Игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целями наиболее приемлемая форма организации воспитания и обучения. Младшие дошкольники ещё не умеют играть. И именно воспитатель организуя игры учит их этому. Как уже говорилось выше, игра выступает как средство разрешения противоречий между возможностями и потребностями. Потому игру необходимо использовать как форму организации детской жизни в раннем возрасте. В игре формируются и развиваются такие свойства и процессы психики как память, внимание, ощущение и восприятие, воображение, мышление, речь.
Для определения игры как одной из важнейших форм организации воспитательной и образовательной работы с «малышами», вспомним некоторые особенности детей данного возраста:
· им трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, в то время, как в процессе игры они достаточно долгое время могут оставаться внимательными;
· внимание вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и сохраняется до тех пор, пока сохраняется интерес;
поведение ситуативно и почти всегда складывается из импульсивных поступков;
детям раннего возраста свойственны подражательность, лёгкая внушаемость;
преобладает зрительно-эмоциональная память и наглядно-действенное мышление.
Таким образом, воспитатель должен помнить, что решая задачи развития детей раннего возраста, деятельность, которую он организует должна быть:
во-первых, событийна (связана с каким-либо событием из личного опыта);
в-третьих, процессуальна (дети раннего возраста испытывают большую потребность в развитии навыков в бытовых процессах. Им нравится сам процесс умывания, одевания, приёма пищи и т.д. Для развития активной речи ребёнка воспитателю необходимо сопровождать действия ребёнка словами и побуждать его к прого-вариванию). Именно игра позволяет учесть все нюансы Итак, в своей работе по развитию детей раннего возраста мы используем именно игры-занятия, как наиболее действенную форму организации обучения и воспитания.
Игры и игровые упражнения, развивающие речевую активность:
· наблюдение и элементарный труд в природе,
· сценарии активизирующего общения,
· игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения,
· слушание художественной литературы с использованием ярких красочных картинок,
· инсценирование и элементарная драматизация литературных произведений,
· игры на развитие мелкой моторики рук,
· дидактические игры и упражнения,
· бытовые и игровые ситуации,
· элементарное экспериментирование.
Игры и игровые упражнения, формирующие двигательную активность:
· развивающие координацию движений,
· развивающие чувство равновесия,
· обучающие основным движениям,
· сюжетные подвижные игры,
· игры с различным оборудованием, и т.д.
Игры и игровые упражнения по сенсорному развитию:
· знакомство с формой, величиной, цветом предметов,
· на выполнение предметных действий,
· с лементарными продуктивными действиями.
· Игры и игровые упражнения в природе.
· игры с природным материалом.
Игры и игровые упражнения для ознакомления с окружающим миром, социальной действительностью.
Музыкальные игры и игровые упражнения.
Дидактические игры и игрушки.
Строительные игры.
Народные игры и т.д.
Игра позволяет раскрыть, доступно объяснить любое явление, сторону жизни, является прекрасным средством воспитания. Используя игру, как средство умственного воспитания, в единстве с ним формирует взаимоотношение детей к игре. Воспитательное и развивающее значение игр огромно. Они формируют культуру игры, служат в дошкольный период жизни естественной формой передачи детям знаний, способствуют усвоению социальных норм и правил и, что особенно важно, являются, наряду с другими видами деятельности, основой самодеятельных игр, в которых дети могут творчески использовать полученные знания. А для реализации программного содержания воспитания, развития и образования необходима полноценная развивающая предметная среда детской деятельности (система материальных объектов, функционально моделирующих содержание физического и духовного развития ребенка). Эта среда должна отвечать принципам обогащенности и наукоемкости, содержать природные и социокультурные средства для разнообразной деятельности ребенка.
Предметная среда детства предоставляет ребенку условия для творческого духовного развития и возможность «вычерпывать» из нее информацию, необходимую для постановки и решения задач той или иной деятельности.
Предметный мир детства - это не только игровая среда, но и среда развития всех специфически детских видов деятельности. Ни один из них не может полноценно развиваться на чисто вербальном уровне, вне предметной среды. Деятельность осуществима только при условии, что у ребенка есть соответствующие объекты и средства, сформированы необходимые способы действия. Так в нашей группе специально организованны уголок самостоятельной изо деятельности, библиотека, парикмахерская, музыкальный, физкультурный уголок, уголок природы, театральный уголок, кухня, спальня, достаточно кукол, игрушек животных, присутствуют механические игрушки, конструкторы, книжки и т.д; так же в распоряжении детей широкий спектр разнообразных дидактических игр, книг, иллюстраций.
В настоящее время нельзя допустить депривации деятельности из-за нехватки развивающих предметных сред. В условиях предметного вакуума у ребенка исчезает стремление узнать новое, порождается апатия, а желание занять себя может приобрести компенсаторное, не в лучшем смысле этого слова, направление.
Развивающая функция предметной среды требует для своей реализации сочетания традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности ребёнка, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Развитие детей дошкольного возраста в игре будет эффективно, если обеспечить: систему использования игр на специально организованных занятиях и в повседневной жизни, максимально стимулировать познавательную активность детей, комплексное решение всех задач относительно развития психически познавательных процессов, целесообразную частность планирования в течение года игр в пределах задач всестороннего развития, учитывая принципы индивидуализации и дифференциации.
Место игры в жизни ребенка, ее все стороннее развивающее значение определяются классификацией игр, в основе которой лежит представление о том, по чьей инициативе они возникают.
Выделяются три класса игр:
1. игры, возникающие по инициативе ребенка (детей), — самодеятельные игры;
2. игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательное целями;
3. игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные), которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей.
Каждый из перечисленных классов игр, в свою очередь, делится на виды и подвиды. Так, в состав первого класса входят игра-экспериментирование и самодеятельные сюжетные игры - сюжетно-отобразительная, сюжетно-ролевая, режиссерская и театрализованная. Эти игры представляются наиболее продуктивными для развития интеллектуальной инициативы, творчества ребенка, которое проявляется в постановке себе и другим играющим новых игровых задач; для возникновения новых мотивов и видов деятельности.
Именно самодеятельная игра становится ведущей деятельностью в дошкольном детстве. Содержание самодеятельных игр «питается» опытом других видов деятельности ребенка и содержательным общением со взрослым.
Второй класс игр включает игры обучающие (дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные и др.) и досуговые, к которым следует отнести игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, а также театрально-постановочные (не игры в театр, а сам театр). Все они могут быть и самостоятельными, но никогда не являются самодеятельными, так как за самостоятельностью в них стоит выученность правил, а не исходная инициатива ребенка в постановке игровой задачи. Часть игр этого класса может стать определенным тренингом.
Воспитательное и развивающее значение подобных игр огромно. Они формируют культуру игры, служат в дошкольный период жизни естественной формой передачи детям знаний, способствуют усвоению социальных норм и правил и, что особенно важно, являются, наряду с другими видами деятельности, основой самодеятельных игр, в которых дети могут творчески использовать полученные знания.
Третий класс игр - традиционные, или народные. Исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым. Предметная среда народных игр так же традиционна, как они сами, и чаще представлена в музеях, чем на детских игровых площадках. Исследования, проведенные в последние годы, показали, что народные игры способствуют формированию у детей универсальных родовых психических способностей человека (сенсомоторной координации, произвольности поведения, символической функции мышления и др.), а также важнейших черт психологии этноса, создавшего игру.
Этот пласт игр должен стать неотъемлемой составляющей организации жизни ребенка в современном детском саду, важнейшим источником усвоения общечеловеческих ценностей.
В данном сообщении мне бы хотелось поговорить именно о играх, возникающих по инициативе взрослого. Игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целями наиболее приемлемая форма организации воспитания и обучения. Младшие дошкольники ещё не умеют играть. И именно воспитатель организуя игры учит их этому. Как уже говорилось выше, игра выступает как средство разрешения противоречий между возможностями и потребностями. Потому игру необходимо использовать как форму организации детской жизни в раннем возрасте. В игре формируются и развиваются такие свойства и процессы психики как память, внимание, ощущение и восприятие, воображение, мышление, речь.
Для определения игры как одной из важнейших форм организации воспитательной и образовательной работы с «малышами», вспомним некоторые особенности детей данного возраста:
· им трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, в то время, как в процессе игры они достаточно долгое время могут оставаться внимательными;
· внимание вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и сохраняется до тех пор, пока сохраняется интерес;
поведение ситуативно и почти всегда складывается из импульсивных поступков;
детям раннего возраста свойственны подражательность, лёгкая внушаемость;
преобладает зрительно-эмоциональная память и наглядно-действенное мышление.
Таким образом, воспитатель должен помнить, что решая задачи развития детей раннего возраста, деятельность, которую он организует должна быть:
во-первых, событийна (связана с каким-либо событием из личного опыта);
во-вторых, ритмична (двигательная и умственная деятельность должны чередоваться);
в-третьих, процессуальна (дети раннего возраста испытывают большую потребность в развитии навыков в бытовых процессах. Им нравится сам процесс умывания, одевания, приёма пищи и т.д. Для развития активной речи ребёнка воспитателю необходимо сопровождать действия ребёнка словами и побуждать его к проговариванию). Именно игра позволяет учесть все нюансы. Итак, в своей работе по развитию детей раннего возраста мы используем именно игры-занятия, как наиболее действенную форму организации обучения и воспитания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.