Доклад на педсовет: СОВРЕМЕННЫЕ ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Подготовила: воспитатель
Заричук Е.В.
Мотивация ребенка. Процесс обучения дошкольника в игровой форме пробуждает интерес к деятельности, радует и превращает получение знаний в занимательное путешествие в мир новой информации и навыков.
Самореализация. Именно через игру ребенок учится познавать свои возможности, проявлять инициативу, делать осознанный выбор.
Развитие коммуникативных навыков.
В игре дошкольник учится общению со сверстниками и со взрослыми, примеряет роль и лидера, и исполнителя, тренируется находить компромиссы и выходить из конфликта, развивает речь.
Игротерапия. Игру по праву можно считать проверенным способом для снятия стресса и преодоления трудностей из разных жизненных сфер.
Игра—важная деятельность, через которую педагог может решить любую образова тельную задачу.
Она полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.
Современные игровые технологии в ДОУ отводят ребенку роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей, анализ результатов деятельности. Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности. Игровые технологии в ДОУ позволяют воспитателю развивать самостоятельность, привести в движение внутренние процессы психических новообразований.
Используя игровые технологии в образовательном процессе, воспитатель должен обладать доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Важной особенностью современных игровых технологий, которые воспитатель использует в своей работе, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.
Роль игры в воспитании состоит в том, что именно в играх дети раскрывают свои положительные и отрицательные качества и воспитатель получает полную возможность влиять должным образом на всех вместе и на каждого в отдельности. Игровые технологии, ориентированные на личность ребенка, на развитие его способностей, помогают реализовать идеологию ФГОС.
С внедрением игровых технологий происходит развитие эмоциональной сферы ребенка, возникает интерес как позитивная эмоция, и, как следствие, ребенок выполняет роль заинтересованного участника образовательного процесса, а не исполнителя указаний со стороны воспитателя, также происходит взаимодействие воспитателя с детьми. Игровые технологии как система игр используется не только в совместной и самостоятельной деятельности, но и при проведении режимных моментов, что обеспечивает более успешное усвоение детьми культурно — гигиенических навыков (соблюдение одного из ориентиров развития системы дошкольного образования, заданного ГОС ДО).
Главный компонент игровой технологии - непосредственное и систематическое общение педагога и детей.
Ее значение:
- активизирует воспитанников;
-повышает познавательный интерес;
-вызывает эмоциональный подъем;
-способствует развитию творчества;
- максимально концентрирует время занятий за счет четко сформулированных условий игры;
-позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счет усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.
В работе с детьми раннего возраста мы используем Блоки Дьенеша, которые объединяют ребенка и взрослого. Это умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, удерживать их в памяти.
«Логические блоки» развитие умений анализировать форму предметов, сравнивать геометрические фигуры, различающиеся по форме, цвету и величине
В познании и изучении окружающего мира, педагогам помогают игры-исследования Палочки Кюизенера. Дети упражняются с палочками индивидуально или по нескольку человек, небольшими подгруппами. Все эти упражнения воспитатели проводят в игровой форме. Можно использовать различные варианты игр с палочками: решение и составление задач, состав числа из двух меньших, измерение палочкой-меркой разных палочек и т. д. Достаточно эффективным оказывается использование палочек в индивидуально — коррекционной работе с детьми.
Игры: возьми в правую руку как можно больше палочек, а теперь в левую; можно выкладывать из палочек на плоскости дорожки, заборы, поезда, квадраты, прямоугольники, предметы мебели, разные домики, гаражи.
«Развивающие игры Воскобовича»
Его технология основана на понимании и запоминании полученных теоретических знаний с помощью практических действий, это особая тропа от практической части к теории. Обучаться с помощью них ребенок может весело и непринужденно. В своей методике автор внимательно относится к развитию творческих способностей детей. Для выполнения предлагаемых заданий ребенку потребуется проявить креативный подход и включить воображение.
Игра «Квадрат Воскобовича» (двухцветный)
Игра «Черепашки»
Игра «Фонарики»
конструирование простых плоскостных фигур (домик, конфета, конверт, ежик, развитие наглядно-действенного мышления (знакомство с квадратом и его превращения)
Главное назначение этих игр – развитие маленького человека, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод его на творческое, поисковое поведение. Благодаря этим играм у детей развиваются все психические процессы, мыслительные операции, развиваются способности к моделированию и конструированию, формируются представления о математических понятиях, идет успешная подготовка к школе.
С каждым днем техника идет все дальше и дальше. И без ее технологий и устройств мы уже обойтись не можем. Поэтому хочется рассказать, что такое интерактивный стол. Он позволяет проводить различные занятия, которые способствуют развитию у детей внимания, памяти, логики, мелкой моторики, речи, неречевого слуха и дыхания. ИКТ, как важный элемент учебного процесса, значительно улучшают познавательную активность у детей, помогают им с большим интересом осваивать что-то новое. С их помощью достаточно легко смоделировать условные ситуации, которые бывает сложно проиллюстрировать.
Пескотерапия – это один из методов лечения искусством, который строится на теории Юнга о том, что «каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного». Развивает восприятие, мышление, памяти, внимания, речи, творческого мышления, воображения и фантазии.
Формирует у ребенка представления об окружающем мире; развивает мелкую моторику, глазомер. Успокаивает и расслабляет, снимая напряжение; Воспитывает чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу!)
Другие игровые технологии, например, такие как квест-игры. Это одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребенка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. С помощью та- ких игр педагоги достигают таких образовательных целей: реализуют проектную и игровую деятельность, знакомят с новой информацией, закрепляют имеющиеся знания, отрабатывают на практике умения детей.
Хочется, сказать еще об одной игровой технологии - бизиборд – это развивающая игрушка, в виде деревянного домика с множеством мелких предметов. Для игры используются замочки, дверцы, щеколды, шнуровки, различные кнопки, розетки, не- большие головоломки, счеты, выключатели, пуговицы с тканевыми петлями и пр. Чем больше разнообразных по цвету и назначению предметов, тем увлекательнее детям их изучать. Играя, ребенок активно работает пальцами, тем самым развивает мелкую моторику рук, кроме того, подобное развлечение полезно для общего развития.
Список литературы:
1.Барсукова Л. Педагог нового типа // Дошкольное воспитание. – 2010. - №4. – с.111. 2.Бондаренко Т. Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада. –
Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж. – 2007. – с.5
3. Игры с детьми раннего возраста.// Методические рекомендации. Приложение к журналу «Воспитетель ДОУ».- М: - Сфера. Творческий центр. 2008. – с.4,13,16.
4. Королева Л. Ранний возраст – раннее развитие // Воспитатель ДОУ. – 2011. - №2. –
с.68
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.