Конспект НОД по познавательному развитию и развитию речи по теме: "Мамины помощники"
Оценка 5

Конспект НОД по познавательному развитию и развитию речи по теме: "Мамины помощники"

Оценка 5
docx
25.10.2021
Конспект НОД по познавательному развитию и развитию речи по теме: "Мамины помощники"
творческая работа загадки.docx

 

                                                                             Голуб Ирина Александровна

                                                                          воспитатель МБДОУ

                                                                         «Шахтёрский ясли-сад №8»

 

 

 

 

 

                           Конспект

     непосредственной образовательной деятельности            

         по познавательному развитию и развитию речи

                                          на тему:

               «Машины – помощники.

             (Транспорт специального назначения.) 

                  Придумывание загадок»

                      для детей подготовительной группы

                                                         

    Цель: Создать условия для развития творческих способностей у детей развивать речь  посредством применения художественного слова, путём использования стихотворной рифмы.

Задачи:

  • Систематизировать и углубить знания детей о транспорте специального назначения;
  • формировать умение составлять загадки с помощью описания транспорта с учетом особенностей строения и назначения;
  • способствовать формированию умения подбирать к заготовленному четверостишию подходящую по смыслу рифму;
  • развивать способность детей придумывать короткие четверостишия;
  •  учить последовательно, излагать свои мысли;

·         упражнять детей в подборе рифм к словам.

·         закрепить понятие «рифма».

·         поощрять совместное стихосложение.

  • формировать грамматический строй речи, активизировать словарь по данной теме;
  • развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление;
  • создавать радостное настроение, положительные эмоции, воспитывать интерес к стихам, поэтическому творчеству

Словарь: Части: двигатель, фургон, цистерна, шасси, трап, трал, лопасти, кабина, салон, стрела, лестница, «рукава», якорь.

Действия:  убирает, перевозит, поднимает, проводят, колет лед, тушит, ловит рыбу, спасает.

Предварительная работа:  Чтение отрывка из произведения Н. Носова  «Приключение Незнайки в цветочном городе» -  как Незнайка сочинял стихи; стихотворение Д. Чиарди «Рифмы», словесная игра «Продолжи слово», отгадывание загадок.

Материал: Картинки с изображением транспорта специального назначения, сюжетные картинки, плоскостная фигурка птицы Рифмоплёта.

План работы:                                                                                                            1. Погружение в сказочную атмосферу.                                                                2. Дидактическая игра «Придумай как можно больше слов».                                3. Придумывание рифмующихся слов.                                                                   4. Игра «Да – нет»                                                                                                                 5. Игра «Продолжалка»                                                                                            6. Игра «Что для чего?»                                                                                             7. Моделирование загадок.

Ход:

http://www.playcast.ru/uploads/2016/06/19/19043549.jpgВоспитатель: - Ребята, птица Рифмоплёт к нам прилетела вновь. Ей очень понравилось стихотворение, которое вы сочинили на прошлом занятии. А сегодня она прилетела с ответным стихотворением для вас:

 

 

На лугу поспела травка,

Травку ест корова Машка.

Машке нравится обед:

Ничего вкуснее нет!

 

 

Вопросы  к детям:

Воспитатель: Какие слова в этом стихотворении рифмуются?

Дети: (Травка — Машка, обед — нет.),

 Воспитатель: а к слову бодается придумайте рифму

Дети: -  питается.

Воспитатель:  -А когда корова бодается?

-Чем питается корова?

 – рассуждения детей.

Воспитатель: Ребята, давайте попробуем сочинить загадку про корову.

 Дети: ( Она бодается, когда бывает злою и питается травою (корова) – это сочинили дети)

Воспитатель: Молодцы, ребята, а сейчас предлагаю вам поиграть.

Игра называется:  «Придумай как можно больше рифмующихся слов»:

палка, галка, скалка, скакалка, свалка;

нос, пес, кокос,воз;

салат, халат, пират, карат, парад, наряд и т.д.

Рифмоплёт:  Ребята! А чем вы сегодня будете  заниматься?

Воспитатель: - Рифмоплёт, мы сегодня с ребятами  поговорим о машинах – помощниках или по другому можно сказать:  транспорт специального назначения, и будем учиться придумывать загадки.

Рифмоплёт: А что такое транспорт специального назначения? Зачем он нужен?

Воспитатель: - Ребята, давайте поможем Рифмоплёту и расскажем ему, что же это за машины?

Дети: Это машины — помощники. Они помогают людям выполнять трудную  работу.

Воспитатель: - У машин разное назначение. Есть транспорт, который работает в море. Какие виды транспорта вы знаете? Назовите его.

Дети: (Ледокол, катер - спасатель, рыболовецкое судно, пассажирский лайнер...)

Воспитатель: Есть транспорт, который помогает человеку на стройке. Назовите его.

Дети:  ( Камаз, экскаватор, бульдозер, подъемный кран...)

Воспитатель: -  Если я произнесу слово — железная дорога, о каком транспорте идет речь?

Дети:  (Поезд, электричка…)

Почему?

Воспитатель: - Если я скажу слово шасси — о каком транспорте я говорю? Почему?

- Почему машину называют молоковоз, бензовоз?.

- У какого транспорта есть крылья. (Самолет).

- Рифмоплёт, ты любишь играть?

Игра: «Зачем нужны…?».

Воспитатель: - Каждый транспорт имеет свое назначение.

Расскажите, ребята, Рифмоплёту, зачем нужна пожарная машина

Дети: — пожарная машина тушит пожар.

Рыболовецкое судно — рыболовецкое судно ловит рыбу.

Подъемный кран — подъемный кран нужен для того, чтобы поднимать грузы.

Бензовоз — бензовоз нужен для того, чтобы перевозить бензин.

Рифмоплёт: Я тоже знаю специальную машину, она тоже помогает людям. Стиральная машина нужна для того, чтобы стирать белье.

Воспитатель: - Ребята, прав Рифмоплёт? С чем вы не согласны? Рассуждения детей:

- Это машина? Да.

- У нее есть мотор? Да.

- Она помогает человеку выполнять трудоемкую работу? Да.

- Это транспорт? Нет. Почему?

Воспитатель: - А кто же управляет транспортом?- придумайте слово – рифму:

.Самолётом правит-… (лётчик),

Трактор водит-… (тракторист),

Электричку – … (машинист),

Подъемный кран-… (крановщик)

Кто всё знает – молодец!

Физкультурная пауза. «Раз, два, три – машину покажи»

Изображение транспорта (Самосвал, вертолет, каток, подъемный кран...)

 Воспитатель: Сегодня мы будем с вами учиться составлять загадки о транспорте специального назначения и Рифмоплёта научим. Слушай Рифмоплёт внимательно и запоминай.

 Выставить на доску картинку (перевернутую изображением вниз).

Воспитатель: - Что это?

- Какой транспорт у меня на картинке?

Рассуждения детей.

- Я загадала вам загадку, вы можете ее отгадать? Нет.

- Почему?

Дети выдвигают свои версии.

Воспитатель: -У нас есть карточки помощники (символы).

Моделирование.

Правило: Составляя загадку нужно не называя транспорт описать его: Рассказать о способе передвижения, назвать особенности строения (назвать такую деталь, которой нет у другого транспорта) которая свойственна только ему, рассказать о назначение транспорта. В конце задается вопрос.

Придумывание загадок можно проводить и в форме игры: «Да — нет».

Это наземный транспорт, водный, воздушный транспорт?

У этой машины есть кузов, штурвал, бак с водой...

Она поливает, спасает, спешит на помощь...

Это... машина?

Трудно было догадаться? Составляют загадку все вместе.

Рифмоплёт: Понял, я все понял. Можно я загадаю загадку?

Это ледокол, он колет толстые льды и  проводит корабли. Что это?

Воспитатель: - Ребята, правильно Рифмоплёт составил загадку?

- Где ошибка?

- Помогите Рифмоплёту исправить ее.

Физкультминутка.

       По улице мчатся машины:
       Машины малютки,
       Машины большие.
       Спешат грузовые,

Фырчат легковые,
Торопятся, мчатся,
 Как будто живые.

Воспитатель: -  Посмотрите на картинки и попытайтесь сочинить свою загадку.

Поможет вам карта — подсказка (модель).

Составление загадок детьми. 4-5 загадок.

Например:
Дети: - Эта машина работает на стройке. У него есть длинная рука - стрела. Он поднимает на этажи, кирпичи, панели. Может разгружать и погружать тяжелые грузы. Что это? Подъемный кран.

Воспитатель: А теперь послушайте загадку в стихотворной форме:

Поднимает великан 
Груды груза к облакам.
 
Там, где встанет он, потом
 
Вырастает новый дом.
 
Подъемный кран.

Дети: - Это наземный транспорт. Этой машине, освобождают дорогу на улице все остальные машины, на кузове изображен красный крест. Машина спешит на помощь больному. Что это? Скорая помощь.

Воспитатель:  А теперь моя загадка:                                                                                                         Вот с крестом машина мчится, 
Обгоняя всех, в больницу.
 
(Скорая помощь)
 

Дети: - Эта машина большая, красного цвета. У нее есть раздвижная лестница, бак с водой, длинные шланги. Она тушит пожары. Что это? Пожарная машина.

Воспитатель:  И про эту машину у меня есть загадка, послушайте:                                           Полыхает дом. Кошмар!
Укротит она пожар.
(Пожарная машина)
 

Рифмоплёт: Можно я загадаю свою загадку?                                                          - Это машина. У нее есть руль, фары, кабина, бак. Что это?

Воспитатель: - Ребята, мы можем точно определить, какой это транспорт? Почему? Где ошибся Рифмоплёт?

Рифмоплёт: - Простите, я забыл сказать, она перевозит бензин. Что это?

Воспитатель: - Молодец, Рифмоплёт, сам исправил, уточнил. За это я и  твоей машине подарю загадку в стихах:

Силач на четырех ногах, 

Носит бочку на плечах

Носит обувь из резины 
И питается бензином. 

(Бензовоз)

Рифмоплёт: Мне очень понравились загадки в стихах. Давайте придумаем загадку все вместе про полицейскую машину!

В: Хорошо, Рифмоплет. Я предлагаю тебе тогда поиграть в игру «Продолжалка».

Игра «Продолжалка»

 В: - Я буду читать стихотворную строку, а вы продолжите дальше в рифму.

- Эта машина замигает синим глазом

…………………………………………….

Дети: И за нарушителем помчится сразу  (придумывание рифмы детьми)

( Полицейская машина)

Воспитатель: Ребята, а птица Рифмоплёт принесла вам веселые стихи, но из них убежало слово-рифма. Чтобы стихи получились красивые, нужно найти  слово-рифму, поможем ей?

 

Налили бензину

Завели …(машину)

 

Сели мы в машину

Зашуршали…( шины)

 

Опустела мостовая

И уехали…(трамваи)

 

Нажимаю на педаль

И машина мчится…(в даль)

 

Вот бежит поднявши пыль

По шоссе…(автомобиль)

 

Итог.

В: Ребята, чья загадка понравилась вам больше всего, почему? Рассуждения детей.

Рифмоплёт: Спасибо, ребята, я очень много узнал о транспорте, который помогает человеку выполнять трудную работу. Теперь пойду и поделюсь своими знаниями со своими друзьями -  малышами и малышками из Цветочного города, научу их придумывать загадки. Спасибо! До свидания!

 

Литература.

1.Грехова, И.П. Стихосложение как форма развития детской речи/И.П. Грехова.- М.;ТЦ Сфера, 2008 г

2. Азова, О.И.Чтение с увлечением. Читаем слова с прямыми и обратными словами/О.И.Азова – М.; ТЦ Сфера, 2009 г.

3. Комарова, С.В. РОСТ: речь, общение, система, творчество. Развитие речи дошкольников 3-4 лет/С.В. Комарова. – М.; ТЦ Сфера, 2011 г.

4. Лалаева,  Р.И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников/ Р.И. Лалаева, Н.В.Серебрякова. - СПб.: Союз, 2004 г.

5. Ладыженская, Т.А. Характеристика связной речи речи детей 6-7 лет/Т.А. Ладыженская.- СПб.: Союз, 1979 г.

6. Лира, Т.А.Заучивание стихотворений с использованием моделей/Т.А. Лира. – М.; Просвещение, 2008 г.

7. Сидорчук, Т.А. Технологии развития связной речи дошкольников (методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений)/Т.А. Сидорчук.- М.; ТЦ Сфера, 2004 г.

8. Ушакова, О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи/О.С. Ушакова. – М.; ТЦ Сфера, 2012 г.

9. Шлегер, Л.К. Материал для бесед с маленькими детьми/Л.К. Шлегер. – СПб.: Союз, 2008 г.

 

 


 

Голуб Ирина Александровна воспитатель

Голуб Ирина Александровна воспитатель

Словарь: Части: двигатель, фургон, цистерна, шасси, трап, трал, лопасти, кабина, салон, стрела, лестница, «рукава» , якорь

Словарь: Части: двигатель, фургон, цистерна, шасси, трап, трал, лопасти, кабина, салон, стрела, лестница, «рукава» , якорь

Дети: ( Она бодается, когда бывает злою и питается травою (корова) – это сочинили дети)

Дети: ( Она бодается, когда бывает злою и питается травою (корова) – это сочинили дети)

Воспитатель: - Ребята, прав Рифмоплёт?

Воспитатель: - Ребята, прав Рифмоплёт?

Это... машина? Трудно было догадаться?

Это... машина? Трудно было догадаться?

Воспитатель: И про эту машину у меня есть загадка, послушайте:

Воспитатель: И про эту машину у меня есть загадка, послушайте:

Вот бежит поднявши пыль По шоссе …(автомобиль)

Вот бежит поднявши пыль По шоссе …(автомобиль)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.10.2021