Внеурочное мероприятие
по «финансовой грамотности» («Управление личными финансами с помощью средств ИКТ»)
Составила:
Михайлова М.В.
Дата проведения: 01.02.2021 г.
г. Бакал
2021
В работе представлен сценарий внеурочного мероприятия «Финансы и ИКТ» для учащихся 8, 9 классов по теме: «Управление личными финансами с помощью средств ИКТ»
Данное внеурочное мероприятие способствует развитию познавательного интереса к предмету финансовая грамотность, учит умению работать в коллективе, в группах, излагать мысли, выявляет индивидуальные творческие способности учащихся, развивает логическое мышление учащихся, повышает финансовую грамотность, учит ставить четкую цель, составлять финансовый и инвестиционный план, дает возможность управлять игровыми деньгами, не рискуя настоящими.
Тема:
Внеурочное мероприятие по финансовой грамотности для учеников 8, 9 классов «Финансы и ИКТ»
Форма: беседа + экономическая игра.
Возраст: 14 лет, 8, 9 класс.
Цель: представить в игровой форме материал по финансовой грамотности и проверить знания учащихся по теме: «Управление личными финансами с помощью средств ИКТ».
Задачи:
воспитательные:
воспитание аккуратности, дисциплинированности, чувства ответственности; формирование культуры общения «учитель» – «ученик», «ученик» – ученик».
развивающие:
развитие логического мышления, способности рассуждать, убеждать, логически доказывать;
образовательные:
изучение и закрепление материала по финансовой грамотности учащихся.
Рекомендации к проведению мероприятия
В качестве помощников и участников мероприятия приглашаются свободные учителя. По возможности объединяется два класса. Проведение экономической игры возможно как по классам, так и в смешанном виде.
Для проведения игры каждый участник ставит перед собой конкретную финансовую цель и формулирует возможные пути ее осуществления, с помощью учеников, учителей и организатора мероприятия.
План мероприятия:
1. Информация по финансовой грамотности (просмотр мультика) и ее обсуждение. (15 − 20 мин.)
2. Использование средств ИКТ в финансовой деятельности и в обучении финансовой грамотности. (10-15 мин)
3. Составление простого финансового отчета (бюджета) с учетом пассивов и активов. (10-15 мин)
4. Проведение экономической игры (45-60 мин)
5. Подведение итогов (5-10 мин)
Ход мероприятия:
1. Информация по финансовой грамотности (просмотр мультика) и ее обсуждение. (15 − 20 мин.)
Современный мир сложно представить без ежедневных финансовых операций. Мы покупаем, продаем, закладываем, вкладываем, получаем проценты, берем кредиты, даем в долг. Реклама на каждом углу предлагаем нам сделать то или иное действие с нашими активами (деньгами, вещами, недвижимостью), порой даже с теми, которых мы еще не приобрели (не заработали). Даже наш оплачиваемый труд есть ни что иное, как обмен нашего времени, знания, навыков на денежные или иные средства. Финансовый мир за последние десятилетия стал огромен, и разобраться в нем подчас просто невозможно. Это и целая толстая энциклопедия экономических и финансовых терминов, непонятных простому обывателю, это и обилие возможных финансовых инструментов (от вкладов, до кредитов), это и огромное количество информации, которое приходится учитывать при совершении той или иной финансовой операции.
Так что же такое финансовая грамотность и для чего она нужна? (ученики делают предположения).
Финансовая грамотность это в первую очередь понимание человеком своих возможностей в финансовом мире и грамотное управление личным капиталом.
Кому же может пригодиться такое знание? (ученики делают предположения)
На самом деле, финансовой грамотностью должны владеть все. От дворника, до мультимиллиардера.
Однако, финансовый мир достаточно динамичен (изменчив), и книга, купленная года-два назад уже может не отражать истинной картины мира финансов. Советы, которые были актуальны и полезны лет пять назад, сегодня могут оказаться даже вредными.
Каким же образом мы можем получать актуальную и своевременную информацию? (ученики предлагают свои варианты)
Пожалуй, наиболее доступным и информативным на сегодня является интернет. С его помощью, мы открываем дверь в мир информации. Здесь мы можем найти нужную статью, советы, анализ рынка, пройти тренинги, обучение и даже получить диплом магистра экономики.
2. Использование средств ИКТ в финансовой деятельности и в обучении финансовой грамотности. (10-15 мин)
И, конечно же, в современном мире сложно обойтись без компьютера, планшета или телефона (который в последнее время стал мощнее многих компьютеров). С помощью средств ИКТ (компьютерная техника, приложения, специальные программы) мы имеем возможность не только получать и обрабатывать информацию, но и управлять этим поток. Не машина, а именно мы, с помощью машины, выбираем интересующие нас новости, отбираем нужную и полезную информацию, делаем заказы товаров, оплачиваем покупки, оформляем страховку и многое другое. (Здесь можно спросить учеников, какую финансовую или иную деятельность они осуществляли или могут осуществлять с помощью средств ИКТ).
Давайте перечислим приложения, сайты и игры, которые могут помочь или помогают нам уже обучиться финансовой грамотности, управлять своими финансами или совершать те или иные денежные операции. (Ученики перечисляют).
Список приложений и образовательных сайтов:
· Alzex Finance
· Дребеденьги
· Coin Keeper
· Кошелек
· Торговая площадка AliExpress (Китай)
· Сбербанк Он-лайн
· CashGo.ru (игра он-лайн на управление личными финансами)
· Virtonomika (бизнес-симулятор с возможность создать виртуальный бизнес и управления им).
Из игровых симуляторов следует отдельно выделить Виртономику. Игрок создает свой бизнес с нуля. Вести переговоры, искать поставщиков товара (в том числе и из другой страны), вести грамотную торговлю, управлять персоналом, складами, заниматься логистикой, отслеживать состояние рынка, бороться с конкурентами за нишу на рынке, пробовать свои силы в различных сферах экономики (промышленность, сельское хозяйство, торговля, энергетика, наука). Обилие информации может отпугнуть новичков, однако для людей интересующихся экономикой этот симулятор будет неплох для обучения основам экономики.
3. Составление простого финансового отчета (бюджета) с учетом пассивов и активов. (10-15 мин)
Все наши приобретения можно разделить на две категории. Те, что приносят доход – активы (доход от них называется пассивным, т.к. ради него не нужно прилагать больших усилий) и те, что требуют определенных затрат на их содержание (автомобиль, дом в котором живем, бытовая техника) – пассивы.
Приведите, пожалуйста, примеры активов и пассивов? (Ученики приводят свои примеры, ведущий корректирует их ответы).
Исходя из наших активов и пассивов, составляется наш бюджет или, как его еще называют, финансовый отчет.
Проводится обсуждение. Возможно ли составить аналогичный финансовый отчет для себя в домашних условиях с использованием средств ИКТ (применение программ пакета Microsoft Office, OpenOffice и др.) Какие доходы вы можете создать уже сейчас? Какие излишние расходы вам мешают в увеличении вашего денежного потока?
4. Проведение экономической игры (45-60 мин).
В ходе игры участник зарабатывает игровую валюту и ищет способы инвестирования и увеличения своего пассивного дохода. В ходе игры проводится краткое знакомство с рынком недвижимости, рынком акций. Также, в игре производится моделирование тех, ситуаций, что влияют на размер денежного потока.
Процесс игры:
1. Выбираете мечту
2. Выбираете профессию
3. Получаете финансовый отчет
4. Двигаетесь по кругу и выбираете карточки Инвестиции и Дела
5. Повышаете пассивный доход
6. Собираете наличные
7. Покупаете мечту
Стоимость мечты зависит от изначального активного дохода и может быть скорректирована ведущим игры.
Участники ходят по очереди, бросая кубик. Передвигая фишку на игровом поле и встав в определенную клетку - они получают карточку с информацией. Исходя из полученной информации (сделка купли-продажи, траты и прочее), игрок предпринимает те или иные действия. В тоже время игрок может продать возможность купли-продажи другому игроку, совершить с кем-либо совместную покупку, сделать покупку, используя средства другого игрока (по обоюдному согласию). Каждое действие будет вносить изменения в финансовый отчет.
В конце игры подводится итог – Кто достиг цели? Кто почти достиг требуемого результата? Кто стал банкротом? Какие действия и какая стратегия помогли или наоборот помешали достичь поставленной цели? Какой стратегии вы придерживались?
5. Подведение итогов (5-10 мин)
Сегодня мы узнали много нового и про мир финансов, и про составление бюджета и про то, какую роль во всем этом играет ИКТ. Надеемся, что полученная информация пригодится вам в жизни и поможет достичь финансовых вершин. Напоследок, хотелось бы дать несколько советов:
Как научить детей экономить деньги
Уже в пять-шесть лет дети понимают, что деньги - это то, чем мы платим за покупки. А значит, уже в этом возрасте им можно рассказать простейшие правила экономии.
Всегда ходи в магазин со списком. Список - хорошее лекарство от спонтанных покупок.
Идешь в магазин - проверь, сколько денег в кошельке. Уверен, что их хватит на все продукты из списка? Если да - хорошо. Если нет - список нужно переписать.
Потратил меньше денег, чем планировал? Отложи остаток в копилку. Когда в ней накопится много денег, можно купить себе подарок.
Не попадайся на крючки рекламы - бери только то, что запланировал по списку.
Финансовая грамотность воспитывается постепенно, поэтому если ребенок будет ошибаться - не ругайте его. Вместе разбирайте проблемные ситуации и придумывайте, как их решить и как не наступить на те же грабли в будущем.
В конце проводится обратная связь. Учащиеся делятся, что стало для них действительно новой информацией, а что они уже знали. Задают вопросы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.