Воспитатель. Королёва Т. А.
Содержание
1. Рисование 3
2. Лепка 8
3. Сенсорное воспитание 12
4. Ознакомление с природой / c окружающим миром 16
5.
Развитие речи
22
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Рисование
Развивать восприятие дошкольников, обогащать их сенсорный опыт путем выделения формы предметов, обведения их по контуру поочередно то одной, то другой рукой.
Подводить детей к изображению знакомых предметов, предоставляя им свободу выбора.
Обращать внимание детей на то, что карандаш (кисть, фломастер) оставляет след на бумаге, если провести по ней отточенным концом карандаша (фломастером, ворсом кисти). Учить следить за движением карандаша по бумаге.
Привлекать внимание детей к изображенным ими на бумаге разнообразным линиям, конфигурациям. Побуждать задумываться над тем, что они нарисовали, на что это похоже. Вызывать чувство радости от штрихов и линий, которые дети нарисовали сами. Побуждать к дополнению нарисованного изображения характерными деталями; к осознанному повторению ранее получившихся штрихов, линий, пятен, форм.
Развивать эстетическое восприятие окружающих предметов. Учить детей различать цвета (красный, синий, зеленый, желтый, черный, белый) карандашей, фломастеров, правильно называть их; рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные), пересекать их, уподобляя предметам: ленточкам, платочкам, дорожкам, ручейкам, сосулькам, заборчику и др. Подводить детей к рисованию предметов округлой формы (солнышко, ком, клубочек).
Формировать правильную позу при рисовании (сидеть свободно, не наклоняться низко над листом бумаги), свободная рука поддерживает лист бумаги, на котором рисует малыш.
Учить бережно относиться к материалам, правильно их использовать: по окончании рисования класть их на место, предварительно хорошо промыв кисточку в воде.
Учить держать карандаш и кисть свободно: карандаш – тремя пальцами выше отточенного конца, кисть – чуть выше железного наконечника; набирать краску на кисть, макая ее всем ворсом в баночку, снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баночки.
Сентябрь
Неделя |
Тема |
Программное содержание |
1 |
«Знакомство с кисточкой и красками» |
Выявить уровень владения карандашами. Познакомить детей с правильным способом действия карандашами: держать тремя пальчиками, не близко к отточенному концу, не сжимать карандаш слишком сильно; учить рисовать только на бумаге, использовать разные цвета; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. |
2 |
«Зелёная травка у лома» (рисование красками) |
Вызвать у детей интерес к теме, к процессу рисования; учить держать кисть в правой руке, тремя пальчиками; учить делать широкие плавные движения в любом направлении; вызывать и поддерживать чувство удовлетворения от процесса в результате деятельности. |
3 |
«Яблоки» (рисование тампоном) |
Учить пользоваться тампоном, формировать интерес и положительное отношение к рисованию. |
4 |
«Дождик, дождик, кап-кап-кап» (рисование кисточкой) |
Продолжать знакомить детей с гуашевыми красками, учить правильно пользоваться кисточкой; знакомить с новыми цветами и оттенками; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. |
Октябрь
1 |
«Зёрнышки для цыплят» (рисование пальчиком) |
Продолжать учить детей рисовать точки пальчиками; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. |
2 |
«Ласковое солнышко» (рисование карандашом) |
Учить детей правильно держать в руке карандаш, рисовать прямые вертикальные линии; закреплять знания цветов; вызывать интерес к рисованию цветными карандашами. |
3 |
«Хвост лошадки (рисование карандашом) |
Учить детей проводить прямые длинные линии, правильно держать карандаш |
4 |
«Украсим чашку» (рисование пальцами) |
Учить детей рисовать пальчиками, ритмично нанося отпечаток на полоску бумаги; продолжать знакомить детей с цветом (красный, синий, зелёный), закреплять названия цветов; развивать интерес и положительное отношение к рисованию. |
Ноябрь
1 |
«Солнышко» (рисование кисточкой) |
Учить детей наносить кисточкой ритмичные мазки под словесное сопровождение; продолжать учить правильно держать кисточку, пользоваться краской, убирая лишнюю о край баночки; продолжать знакомить с жёлтым цветом. |
2 |
«Клубочки» (рисование карандашами) |
Продолжать учить детей рисовать карандашами; радоваться полученному результату; закреплять знания основных цветов; развивать интерес и положительное отношение к рисованию. |
3 |
«Дорожка для колобка» (рисование карандашами или фломастерами) |
Учить детей правильно держать в руке карандаш (фломастер); правильно сидеть за столом; учить рисовать штрихи; развивать желание рисовать. |
4 |
«Украсим тарелочку для куклы» (рисование пальчиком) |
Учить детей ритмичному рисованию кружков, точек, линий; развивать эстетическое восприятие, желание рисовать. |
Декабрь |
||
1 |
«Снег кружится, снег ложится» (рисование кисточкой) |
Продолжать учить приёму примакивания, закреплять представление о белом цвете; воспитывать у детей отзывчивость, доброжелательность. |
2 |
«Подарки для мищки» (рисование ватными палочками) |
Закреплять навыки рисовании красками, используя ватные палочки; уточнять и закреплять знания цветов; развивать эстетическое восприятие, желание рисовать. |
3 |
«Украсим ёлочку» (рисование карандашами) |
Упражнять детей в рисовании карандашами; поощрять самостоятельность, инициативность детей; закреплять знания основных цветов; вызывать желание общаться по поводу рисунка с воспитателем и детьми. |
4 |
«Варежка» (рисование красками) |
Закреплять умение рисовать красками, используя разные цвета; закреплять знания основных цветов; развивать эстетическое восприятие, желание рисовать. |
Январь |
||
1 |
«Снежная картина» (рисование карандашами) |
Продолжать учить детей правильно держать карандаш; закреплять приобретённые ранее навыки рисования; закреплять знания цветов (синий, белый); продолжать формировать интерес к рисованию; развивать эстетическое восприятие. |
2 |
«Бублики для снеговика» (рисование кисточкой) |
Учить детей закрашивать контур кисточкой путём примакивания; передавать в рисунке образ снеговика; закреплять знание цвета; напоминать о необходимости работать аккуратно. |
3 |
«Украсим тарелочку для куклы» (рисование пальчиком) |
Закреплять с детьми умение создавать изображение ритмом мазков, осваивая всё пространство листа; закрепить умение детей рисовать круги, точки, линии пальчиком. |
4 |
«Дорожка для колобка» (рисование кисточкой) |
Учить детей правильно держать кисть; закреплять знание основных цветов; развивать интерес и желание рисовать. |
Февраль |
||
1 |
«Мой дом» (рисование кисточкой) |
Учить детей рисовать линии слева направо, вести кисть по ворсу неотрывно, хорошо набирать краску на кисть, развивать восприятие цвета. |
2 |
«Колеса для машины» (рисование карандашами) |
Продолжать учить детей рисовать карандашами, правильно держать его в руке, сильно не сжимать и не нажимать; рисовать дуги; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. |
3 |
«Пуговицы для мундира» (рисование карандашами) |
Продолжать учить детей пользоваться карандашами, рисовать круги, повторять изображение, заполняя свободное пространство листа; поддерживать игровое отношение к образу. |
4 |
«Мышонок в норке» (рисование кисточкой) |
Продолжать учить детей правильно держать в руке кисточку, рисовать ей, не делая сильного нажима; рисовать круги и заштриховывать их по кругу; закреплять знания цветов; воспитывать эстетическое восприятие. |
Март |
||
1 |
«Букет для мамы» (рисование ладошками, кисточкой) |
Воспитывать у детей нежное, заботливое отношение к маме; закреплять умение рисовать слитные круги круговыми движениями, не отрывая карандаша от бумаги, правильно держать его. |
2 |
«Светит солнышко в окошко» (рисование пальчиками) |
Продолжать учить детей рисовать предметы округлой формы, от пятна; рисовать прямые линии (лучики), аккуратно работать кистью, снимая краску о краешек баночки; закреплять знание геометрических форм (круг); понятий «один», «много». |
3 |
«Капель» (рисование кисточкой) |
Продолжать учить детей правильно держать кисть, обмакивать её всем ворсом в краску; учить передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни, изображать капель ритмом мазков. |
4 |
«Ай качи, качи, качи» (рисование кистью; дорисовывание деталей) |
Закреплять с детьми умение рисовать замкнутые линии, похожие на круги; учить вести кисть по ворсу неотрывно, хорошо набирая краску на кисть; вызывать интерес к полученному результату. |
Апрель |
||
1 |
«Плывёт кораблик по весенним ручейкам» (рисование кисточкой) |
Продолжать учить детей ритмично проводить линии на листе бумаги, двигая кисть по ворсу; учить ориентироваться на листе бумаги; развивать интерес к рисованию. |
2 |
«Яблоки» (рисование фломастерами; дорисовывание деталей) |
Продолжать учить детей правильно держать в руке фломастер, рисовать небольшие по размеру круги, располагать круги равномерно, не выходить за пределы контура; формировать интерес к рисованию. |
3 |
«Трава на лужайке» (рисование кистью) |
Упражнять детей в быстрых, ритмичных изобразительных действиях кистью; продолжать учить рисовать вертикальные линии (траву); воспитывать любовь к живой природе. |
4 |
«Деревья проснулись» (рисование кистью; дорисовывание деталей) |
Продолжать учить детей правильно держать кисть, обмакивать всем ворсом в краску, снимать лишнюю о край баночки; учить передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни, наблюдаемых явлений; изображать листочки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге и обмакивая её в краску по мере необходимости; закреплять знания цветов; развивать желание рисовать. |
Май |
||
1 |
«Бабочки» (рисование кистью; дорисовывание деталей) |
Продолжать учить детей рисовать красками; закреплять умение заполнять узором готовый силуэт, ритмично нанося рисунок; познакомить с новым способом рисования (монотипия); уточнять и закреплять знания цветов; развивать желание рисовать. |
2 |
«Забавные зверюшки - полосатые игрушки» (рисование кистью; дорисовывание деталей) |
Закреплять умение рисовать кисточкой; проводить прямые линии в разных направлениях (слева направо и сверху вниз), соблюдая движение кисти по ворсу; воспитывать у детей отзывчивость. |
3 |
«Цветочная поляна» (рисование ватными палочками) |
Продолжать учить детей рисовать красками, используя ватные палочки; закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. |
4 |
«Цветущая веточка» (рисование кистью; дорисовывание деталей) |
Учить рисовать щетинной кистью цветы цветущих деревьев (черёмуха, жасмин); вызвать желание полюбоваться цветущей веткой, желание нарисовать; воспитывать эстетическое восприятие. |
Лепка
Вызывать у детей интерес к лепке. Знакомить с пластическими материалами: глиной, пластилином, пластической массой (отдавая предпочтение глине).
Учить аккуратно пользоваться материалами. Учить дошкольников отламывать комочки глины от большого куска; лепить палочки и колбаски, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями; соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу (колечко, колесо и др.).
Учить раскатывать комочек глины круговыми движениями ладоней для изображения предметов круглой формы (шарик, яблоко, ягода и др.), сплющивать комочек между ладонями (лепешки, печенье, пряники); делать пальцами углубление в середине сплющенного комочка (миска, блюдце). Учить соединять две вылепленные формы в один предмет: палочка и шарик (погремушка или грибок), два шарика (неваляшка) и т. п.
Приучать детей класть глину и вылепленные предметы на дощечку или специальную заранее подготовленную клеенку.
Сентябрь
Неделя |
Тема |
Программное содержание |
1 |
«Что такое пластилин» |
Познакомить детей с пластилином и его свойствами; познакомить с правилами работы с этим материалом. |
2 |
«Теремок» |
Обучать умению раскатывать прямыми движениями ладоней, закрепляя свойство материала; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. |
3 |
«Горох для петушка» |
Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами; учить отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. |
4 |
«Пластилиновая мозаика» |
Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами; учить отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска и прилеплять его к плоской поверхности; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. |
Октябрь |
||
1 |
«Заборчик для козлят» |
Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами; учить отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска и прилеплять его к плоской поверхности; знакомить детей с цветом; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. |
2 |
«Конфеты» |
Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами; учить сплющивать шарики из пластилина при помощи всех пальцев рук; закреплять знание цветов; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. |
3 |
«Баранки для куклы» |
Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска и прилеплять его к плоской поверхности; закреплять знания основных цветов; развивать мелкую моторику. |
4 |
«Испечём оладушки» |
Учить детей скатывать пластилин круговыми движениями между ладонями; закреплять знания основных цветов; развивать мелкую моторику. |
Ноябрь |
||
1 |
«Угощение для куклы» |
Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска и скатывать пластилин в шарик; формировать интерес к работе с пластилином, развивать мелкую моторику. |
2 |
«Неваляшка» |
Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами; закрепить умение делить ком на большой и маленький, скатывать мелкие куски в шарики и соединять, развивать желание лепить; развивать мелкую моторику. |
3 |
«Колобок» |
Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами; закреплять умение формировать из пластилина округлые комочки; развивать мелкую моторику. |
4 |
«Пригласим всех в гости» |
Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствам, учить лепить угощение из пластилина; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. |
Декабрь |
||
1 |
«Мы скатаем снежный ком» |
Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. |
2 |
«Снеговик» |
Продолжать учить детей скатывать кусочки пластилина между ладонями круговыми движениями, формировать интерес к работе с пластилином» развивать мелкую моторику. |
3 |
«Нос для снеговика» |
Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска и скатывать из них шарики; развивать мелкую моторику. |
4 |
«Шарики для ёлки» |
Закреплять умение формировать из пластилина комочки и скатывать их в шарики; надавливать указательным пальцем на шарик, прикрепляя его к плоской основе - ёлочке, размазывать пластилин на картоне надавливающим движением указательного пальца; развивать мелкую моторику. |
Январь |
||
1 |
«Угощение для куклы» |
Продолжать учить детей раскатывать пластилин между ладонями «колбаской», соединять концы палочки, образуя кольцо; формировать интерес к лепке; развивать мелкую моторику. |
2 |
«Неваляшка для куклы» |
Закреплять умение формировать комочки и скатывать их в шарик, надавливать указательным пальцем на шарик, прикрепляя его к плоской основе; развивать мелкую моторику; развивать эстетическое восприятие. |
3 |
«Колобок» |
Учить детей скатывать комки пластилина между ладонями; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. |
4 |
«Приглашаем всех в гости» |
Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска; развивать мелкую моторику. |
Февраль |
||
1 |
«Испечём пряники для всей семьи» |
Закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями прямыми движениями; развивать мелкую моторику. |
2 |
«Дорога для поезда» |
Закреплять умение скатывать пластилин круговыми движениями между ладонями; формировать интерес к работе с пластилином; развивать интерес к произведениям устного народного творчества; развивать мелкую моторику. |
3 |
«Самолёт» |
Закреплять умение раскатывать пластилин в длину, создавая изображение; способствовать развитию воображения; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. |
4 |
«Испечём печенье» |
Продолжать учить отщипывать комочек от целого куска; развивать мелкую моторику. |
Март |
||
1 |
«Подарок для мамы» |
Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска и скатывать из них шарики, надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, размазывать надавливающим движением указательного пальца пластилин на картоне; формировать интерес к работе с пластилином; способствовать развитию фантазии; развивать мелкую моторику. |
2 |
«Я пеку, пеку,пеку» |
Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска и надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к плоской основе - дереву; развивать мелкую моторику. |
3 |
«Дождик» |
Продолжать учить детей надавливающим движением указательного пальца размазывать пластилин на картоне; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. |
4 |
«Колечки для пирамидки» |
Продолжать учить детей лепить палочки, соединять их концы, образуя кольцо; вызывать желание лепить. |
Апрель |
||
1 |
«Пуговицы для платья» |
Продолжать учить детей надавливающим движением указательного пальца прикреплять пластилин к плоской основе - платью; закреплять знания детей об окружающем предметном мире, назначении пуговиц на одежде; развивать мелкую моторику. |
2 |
«Солнышко» |
Продолжать учить детей надавливающим движением указательного пальца размазывать пластилин на картоне» формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. |
3 |
«Колбаски на тарелке» |
Учить детей отщипывать небольшие комочки пластилина, раскатывать их между ладонями прямыми движениями; развивать мелкую моторику. |
4 |
«Апельсины» |
Продолжать учить детей лепить предметы округлой формы; радоваться готовому изделию; развивать мелкую моторику. |
Май |
||
1 |
«Ёжик» |
Продолжать учить детей размазывать пластилин на картоне; располагать шарики на равном расстоянии друг от друга; вызывать желание лепить. |
2 |
«Гусеница» |
Продолжать развивать умение скатывать комок пластилина круговыми движениями ладоней, определять предметы по форме (шар), величине (длинная, короткая), цвету (зелёная); формировать интерес к лепке; развивать мелкую моторику. |
3 |
«Бабочка» |
Продолжать учить детей вдавливать детали в пластилиновую основу, создавая изображение; способствовать развитию воображения; развивать мелкую моторику. |
4 |
«Одуванчик» |
Продолжать учить детей вдавливать детали в пластилин, создавать объёмную поделку; формировать интерес к работе с пластичными материалами; развивать мелкую моторику. |
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Первичные представления об объектах окружающего мира.
Формировать представления о предметах ближайшего окружения, о простейших связях между ними.
Учить детей называть цвет, величину предметов, материал, из которого они сделаны (бумага, дерево, ткань, глина, пластмасса); сравнивать знакомые предметы (разные шапки, варежки, обувь и т. п.), подбирать предметы по тождеству (найди такой же, подбери пару), группировать их по способу использования (из чашки пьют и т. д.).
Учить детей называть свойства предметов: большой, маленький, мягкий, пушистый и др. Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки; красный мяч – синий мяч; большой кубик – маленький кубик).
Обучать соотносить разнородные предметы по цвету, форме, величине, осуществляя выбор заданных сенсорных свойств из 3-4 возможных.
Учить учитывать сенсорные свойства предметов в различных видах деятельности: изобразительной, конструктивной.
Сенсорное развитие.
Продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности, постепенно включая все виды восприятия. Помогать обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму; побуждать включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним (обводить руками части предмета, гладить их и т. д.).
Дидактические игры.
Обогащать в играх с дидактическим материалом сенсорный опыт детей (пирамидки (башенки) из 5–8 колец разной величины; «Геометрическая мозаика» (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник); разрезные картинки (из 2–4 частей), складные кубики (4–6 шт.) и др.); развивать аналитические способности (умение сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков – цвет, форма, величина).
Неделя |
Тема |
Программное содержание |
Сентябрь |
||
1. |
Большое- маленькое |
Формировать умение детей раскладывать однородные предметы разной величины на две группы. |
2. |
Д. и. Собери пирамидку из колец |
Формировать умение детей нанизывать на стержень пирамидки колечки. |
3. |
«Цветные палочки» |
Учить детей раскладывать цветные палочки, называть цвет. |
4. |
Д. и. «Собери матрёшку» |
Формировать умение детей вкладывать матрёшки в соответствующие по величине отверстия. |
Октябрь |
||
1. |
Различие и называние цветов и предметов |
Продолжать учить различать и называть красный, зелёный, жёлтый цвета. |
2. |
Д. и. «Угости большого и маленького зайца морковкой» |
Закрепить понятия «большой», «маленький» |
3. |
Наблюдение за разноцветной листвой осенних листьев |
Продолжать учить различать и называть красный, жёлтый цвета. |
4. |
Д. и. «Разбери и собери» |
Закрепить умение детей правильно разбирать и собирать пирамидку. |
Ноябрь |
||
1. |
Рисование пальчиком «осенние листочки» |
Формировать умение детей различать и называть жёлтый цвет, закреплять знание красного и зелёного цветов. |
2. |
Д. упр. «Помоги зайке собрать игрушки красного цвета» |
Закреплять знание красного цвета. |
3. |
«В царстве фигур» |
Дать детям представление о круге. Обучать приёму обследования пальцем контура фигуры. |
4. |
«Накроем куклам стол» |
Формировать умение выбирать одинаковые по цвету предметы из четырёх предложенных цветов. |
Декабрь |
||
1. |
Д. упр. «Найди предмет такой же» |
Закрепить детьми знание форм. |
2. |
Д. и. «Найди пару» |
Учить детей находить одинаковые по цвету рукавички. |
3. |
Д. и. «Сложи пирамидку» |
Закрепить знание детей формы, величины. |
4. |
«Цыплята» |
Закрепить детьми знание жёлтого цвета, развивать мелкую моторику рук. |
Январь |
||
1. |
«Воздушные шары» |
Познакомить детей с зелёным, жёлтым, красным цветами, развивать у детей внимание и усидчивость. |
2. |
«Укрась коврик геометрическими фигурами» |
Продолжать учить различать и называть геометрические фигуры. Познакомить детей с прямоугольником. |
3. |
«Раскрась чашки таким же цветом, как и блюдца» |
Продолжать учить детей различать и называть цвета (красный, синий, зелёный, белый, жёлтый). |
4. |
Игры с прищепками: выкладывание предметов по образцу. |
Развивать у детей внимание и мелкую моторику рук. |
Февраль |
||
1. |
«Воздушные шары» |
Закрепить знание детьми основных цветов. |
2. |
«Большой и маленький» |
Продолжать учить детей соотносить однородные предметы по величине. |
3. |
Окраска воды |
Формировать представление детей о разных цветах. |
4. |
«Сделаем куклам бусы» |
Учить детей чередовать предметы по цвету. |
Март |
||
1. |
«Что лежит в мешочке» |
Закрепить знание детей о форме, упражнять в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическим образцами. |
2. |
«Узор из пуговиц» |
Развивать мелкую моторику через игры с пуговицами, закрепит знание детьми основных цветов. |
3. |
«Снежинка» |
Учить детей составлять снежинку из разных геометрических фигур, развивать фантазию. |
4. |
«Большой и маленький» |
Учить детей сравнить предметы по величине.
|
Апрель |
||
1. |
«Подбери петушку перышко» |
Закреплять знание цветов. Учить детей правильно соотносить с формой. |
2. |
«Разложи от большого до маленького».
|
Развивать зрительное внимание, упражнять в умении сравнивать предметы, по величине раскладывая от самого маленького до самого большого. |
3. |
«Составь картинку» |
Упражнять в подборе нужных цветных тонов при составлении картинки, самостоятельном подборе разных оттенков цвета. |
4. |
«Разноцветные фигуры» |
Фиксировать внимание детей на том, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для обозначения. |
Май |
||
Закрепление пройденного материала |
Ознакомление с природой / c окружающим миром
Знакомить детей с доступными явлениями природы. Учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных и их детенышей, и называть их. Узнавать на картинке диких животных и называть их.
Вместе с детьми наблюдать за птицами и насекомыми на участке, за рыбками в аквариуме; подкармливать птиц. Обращать внимание на основные части их тела, отличительные признаки, способы передвижения, звуки, которые издают животные.
Учить различать по внешнему виду овощи и фрукты. Пополнять представления детей о воде: льется, теплая, холодная, водой умываются, в воде купаются. Знакомить со свойствами песка: сухой – сыплется, когда влажный хорошо сохраняет форму.
Помогать детям замечать красоту природы в разное время года.
Воспитывать бережное отношение к животным. Учить основам взаимодействия с природой (рассматривать растения и животных, не нанося им вред; одеваться по погоде).
Сезонные наблюдения
Осень. Обращать внимание детей на осенние изменения в природе: похолодало, на деревьях пожелтели и опадают листья. Формировать представления о том, что осенью созревают многие овощи и фрукты.
Зима. Формировать представления о зимних природных явлениях: стало холодно, идет снег. Привлекать к участию в зимних забавах (катание с горки и на санках, игра в снежки, лепка снеговика и т. п.).
Весна. Формировать представления о весенних изменениях в природе: потеплело, тает снег; появились лужи, травка, насекомые; набухли почки.
Лето. Наблюдать природные изменения: яркое солнце, жарко, летают бабочки.
Неделя |
Тема |
Цель |
|
Сентябрь |
|||
1. |
Игрушки.
Мишка. Рассматривание |
Знакомить детей с названиями предметов ближайшего окружения: игрушка мишка; учить описывать игрушку (называть части, величину, признаки), находить ее изображение на картинках, сравнивать большую и маленькую игрушки; развивать речь, интерес к движениям под музыку; обогащать словарь детей. |
|
2 |
Морковка от зайчика (ознакомление с природой) |
Расширять представления детей об овощах (о морковке). Формировать доброжелательное отношение к окружающим. |
|
3 |
Дружная семья. (социальное окружение) |
Знакомить детей с понятием «семья», развивать навыки общения, общую моторику, координацию движений; учить внимательно слушать художественное произведение, выполнять движения, соответствующие тексту, воспитывать интерес к игре-инсценировке. |
|
4 |
Осень золотая |
Расширять представления детей об окружающей природе; развивать речь, тактильные ощущения; обогащать словарный запас по теме. |
|
Октябрь |
|||
1 |
Рассматривание «живой картинки» «Петушок с семьёй». |
Учить детей внимательно слушать и наблюдать, отвечать на вопросы словом и предложениями, состоящими из 3–4 слов; формировать способность к диалогической речи; упражнять в звукоподражании голосам домашних птиц; обогатить и активизировать словарь по теме; воспитывать заботливое отношение к животным |
|
2 |
Кто нам помогает? (О няне.) |
Формировать представления о труде взрослых и воспитывать уважительное отношение к нему; учить называть действия, изображенные на сюжетных картинках, отвечать на вопросы, называть предметы-помощники няни и их назначение, обогащать словарный запас; развивать общую моторику, внимание; воспитывать интерес к движениям под музыку |
|
3 |
Чайная посуда. Куклы у нас в гостях (предметное окружение) |
Расширить представление о посуде, познакомить с названиями предметов чайной посуды и их назначением; расширять словарный запас, учить выполнять поручения, развивать речь. |
|
4 |
Рассматривание игрушечных машин. |
Учить различать по внешнему виду и называть грузовой и легковой автомобили, автобус, а также их основные части: кабину, руль, кузов, колеса, окна; учить описывать разные игрушечные машины, развивать речь, внимание, общую моторику. |
|
Ноябрь |
|||
1 |
Лошадь с жеребёнком |
Продолжать знакомить детей с домашними животными и их детёнышами. |
|
2 |
Комнатные растения в нашей группе |
Познакомить детей с комнатными растениями группы, со способами ухода за ними. |
|
3 |
Игра с матрешками. Матрешки танцуют (предметное окружение) |
Вызвать интерес к новой игрушке; учить сравнивать составляющие матрешки и правильно ее складывать; закрепить название основных цветов: желтый, красный; развивать внимание. |
|
4 |
Одежда для кукол. Игра «Угадай по описанию» (предметное окружение) |
Знакомить с предметами одежды; учить последовательности одевания на прогулку, развивать внимание, восприятие, речь, общую моторику, воспитывать аккуратное отношение к одежде и желание убирать вещи на место; обогащать словарь за счет названий предметов одежды и обуви, определений. |
|
Декабрь |
|||
1 |
Рассматривание игрушечных машин. |
Учить различать по внешнему виду и называть грузовой и легковой автомобили, автобус, а также их основные части: кабину, руль, кузов, колеса, окна; учить описывать разные игрушечные машины, развивать речь, внимание, общую моторику. |
|
2 |
Зима. Тепло оденем куклу (социальное окружение) |
Уточнить представления о зиме, ее признаках; учить отмечать погодные условия, различать сезонную одежду (зимнюю), способствовать запоминанию последовательности одевания на прогулку; развивать внимание, речь, общую моторику. |
|
3 |
Зимние забавы родителей и малышей. Рассматривание картины «Зимние забавы» (социальное окружение) |
Уточнить представления о зимних играх, учить рассматривать сюжетную картину, отвечать на вопросы по изображению, воспроизводить движениями конкретные действия, сопровождая их речью; развивать слуховое восприятие, навыки соотнесения зрительного образа со слуховым; активизировать словарь по теме «Зима». |
|
4 |
В обувном магазине. Какая бывает обувь (предметное окружение) |
Учить различать по внешнему виду обувь, отвечать на вопросы; развивать внимание, речь, общую моторику, слуховое, зрительное восприятие, активизировать словарь по теме «Обувь»; воспитывать желание помочь тем, кто в этом нуждается. |
|
Январь |
|||
1 |
Скоро Новогодний праздник |
Уточнить и обогатить представления детей о предстоящем событии-новогоднем празднике, упражнять рассматривать предметы-ёлку, ёлочные украшения. |
|
2 |
Знакомство с волком |
Продолжать знакомить детей с животными леса: дать представление о волке |
|
3 |
Одежда и обувь |
Формировать умение классифицировать одежду и обувь, различать эти предметы по сезоны, развивать внимание и речь. |
|
4 |
Игрушки и посуда. Для чего нужны игрушки и посуда (предметное окружение) |
Уточнить представления о том, для чего нужна посуда; учить классифицировать посуду, развивать внимание, память, воображение, речь. |
|
Февраль |
|||
1 |
Мебель в нашей группе. Мебель для куклы (предметное окружение) |
Учить детей различать и называть предметы мебели, рассказывать об их назначении, развивать внимание, речь. |
|
2 |
Ознакомление детей с качествами и свойствами предметов |
Формировать умения детей различать и называть качества предметов (твёрдый, мягкий, тяжёлый, лёгкий), их свойства. |
|
3 |
Рассматривание автомашин. |
Формировать умение различать по внешнему виду и называть грузовой и легковой автомобили. |
|
4 |
Покормим птичек |
Дать представление о птицах, учить наблюдать за птицами, сравнивать их. |
|
Март |
|||
1 |
Домашние животные и их детёныши |
Продолжать знакомить детей с домашними животными и их детёнышами, упражнять называть и сравнивать их по величине. |
|
2 |
Игра» Куда что положить» |
Совершенствовать у детей способность обобщать, уметь группировать предметы по назначению, развивать мышление. |
|
3 |
Кто трудится в огороде? |
Совершенствовать умения различать предметы на огороде, знакомить с трудовой деятельностью на приусадебном участке, расширять словарный запас. |
|
4 |
Научим куклу раздеваться после прогулки. |
Помочь детям запомнить названия предметов одежды, цвета, последовательность раздевания после прогулки; воспитывать бережное отношение к одежде; развивать внимание, речь, мелкую и общую моторику; учить классифицировать и группировать предметы по цвету. |
|
Апрель |
|||
1 |
Собака со щенятами. Сравнение игрушек собаки и щенка (ознакомление с природой) |
Познакомить с домашними животными (собака и щенки), учить рассматривать и сравнивать игрушки по величине, различать и называть их части, отвечать на вопросы, произносить звукоподражания; развивать речь, слуховое внимание, общую моторику, тактильные ощущения. |
|
2 |
Игра «Куда что положить?». Игра «Угадай по описанию» (социальное окружение) |
Совершенствовать способности обобщать, учить группировать предметы по назначению, отвечать на вопросы; развивать мышление, речь, внимание, восприятие; обогащать словарный запас. |
|
3 |
Устроим кукле комнату. Игра «Найди кроватку для каждой игрушки» (предметное окружение) |
Учить внимательно слушать и наблюдать, формировать способность детей к диалогической речи; учить отвечать на вопросы словом и предложениями, состоящими из 3–4 слов, в которых говорится о предметах мебели и их назначении; обогатить и активизировать словарь по теме; учить использовать в речи глагол «лежать» в повелительном наклонении («ляг»). |
|
4 |
Солнышко, солнышко, выгляни в окошко… (ознакомление с природой) |
Программное содержание. Дать детям представления о весенних изменениях в природе. Формировать интерес к явлениям прмроды. Учить передавать образ солнца в рисунке |
|
Май |
|||
1 |
Игрушки в гостях у ребят. Игра «Расставь посуду» (социальное окружение) |
Учить внимательно слушать и наблюдать, формировать способность детей к диалогической речи; учить отвечать на вопросы о какой-либо игрушке словом и предложениями, состоящими из 3–4 слов, отмечая ее особенности и характер действий с ней; обогатить и активизировать словарь по теме. |
|
2 |
Ознакомление детей с качествами |
Учить различать и называть качества предметов: твердый, мягкий, тяжелый, легкий; свойства: тонет, плывет; учить четко и правильно произносить звук [у]; упражнять в различении громких и тихих звуков; развивать внимание, интерес к экспериментальной деятельности. |
|
3 |
Там и тут, там и тут одуванчики цветут… (ознакомление с природой) |
Программное содержание. Формировать у детей представления об одуванчике. Учить выделять характерные особенности одуванчика, называть его части. Развивать желание эмоционально откликаться на красоту окружающей природы. |
|
4 |
Игра «Куда что положить?». Игра «Угадай по описанию» (социальное окружение) |
Совершенствовать способности обобщать, учить группировать предметы по назначению, отвечать на вопросы; развивать мышление, речь, внимание, восприятие; обогащать словарный запас. |
Развитие речи
Способствовать развитию речи как средства общения. Создать условия для того, чтобы дети могли самостоятельно брать книги, рассматривать в них картинки, игрушки в качестве наглядного материала для общения детей друг с другом и педагогом. Рассказывать детям об этих предметах, а также об интересных событиях (например, о повадках и хитростях домашних животных); показывать на картинках состояние людей и животных (радуется, грустит и т. д.).
На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи и активизировать словарь. Учить понимать речь взрослых без наглядного сопровождения. Развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру; называть их местоположение; имитировать действия людей и движения животных.
Обогащать словарь детей. Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи детей. Упражнять детей в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков, в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2–4 слов). Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания.
Неделя |
Тема |
Программные задачи |
Сентябрь |
||
1 |
«Путешествие по комнате» Д/игра «Кто как разговаривает» |
Приучать детей участвовать в коллективном мероприятии, слышать и понимать предложения воспитателя, охотно выполнять их (что-то проговаривать или сделать). Формировать слуховое восприятия, развивать голосовой аппарат, понимание окружающей речи, способность подражания звукосочетания и простым словам. |
2 |
«Скачет зайка» Д/игра «Собери корзинку» |
Побуждать детей узнавать знакомую игрушку, понимать действия (заяц ищет морковку, нашел ее и ест). Воспитывать дружеские отношения во время игры. Формировать активный словарь: прыг-прыг, зайка, на. |
3 |
Наш огород |
Учить детей рассматривать предметные картинки, ввести обобщающее слово «Урожай». |
4 |
Наступила осень |
Расширять представление детей об окружающей природе, развивать внимание, художественное слово. |
Октябрь |
||
1 |
Рассматривание картин из серии «Домашние животные» |
Помочь детям увидеть различие между взрослыми животными и детенышами, обогащать и активизировать словарь, развивать инициативную речь. Развивать воображение, речевые навыки. |
2 |
Я человек |
Формировать представление о себе, как о человеке, расширять словарный запас: люди, человек, руки, ноги. |
3 |
Знакомство с матрёшкой. |
Познакомить детей с русской народной игрушкой «Матрёшкой». |
4 |
Посуда |
Уточнять представление о том, для чего нужна посуда. |
Ноябрь |
||
1 |
Купание куклы |
Уточнить названия предметов туалета, учить отвечать на вопросы. |
2 |
Уложим куклу спать Незнайка-грязнуля |
Познакомить с новой цепочкой последовательных действий. |
3 |
Путешествие по сказкам |
Учить отвечать на вопросы, узнавать сказки по иллюстрациям и отрывкам текста. |
4 |
В гостях у сказки |
Продолжать учить здороваться, благодарить за угощение, закрепить умение различать и называть размер предмета. |
Декабрь
1 |
Зима |
Учить вслушиваться в речь воспитателя и повторять текст, отвечать на вопросы. |
2 |
Кому что нужно для работы |
Развивать навыки фразовой речи, закреплять знания по теме. |
3 |
Зимние забавы |
Учить детей отвечать на вопросы по содержанию картины, воспитывать усидчивость. |
4 |
Украсим ёлочку |
Ознакомить детей с ёлочными игрушками, материалом, из которых они сделаны, какого они цвета. |
Январь
1 |
Здоровей-ка |
Создать позитивное-отношение к кгн. Развивать умение понимать значение гигиенических процедур. |
2 |
Транспорт |
Знакомить детей с различными видами транспорта. |
3 |
Дом дружбы |
Дать представление о доброте как о ценном качестве человека. |
4 |
Снежок |
Продолжать развивать интерес к слушанию сказки, учить понимать её содержимое. |
Февраль
1 |
Моя семья |
Воспитывать привязанность ребёнка к семье, любовь и заботливое отношение к членам семьи. |
2 |
Азбука безопасности |
Формировать элементарные представления о правилах дорожного движения, о правилах поведения в транспорте. |
3 |
Наши защитники |
Формировать элементарные представления о защитниках Отечества. |
4 |
Маленькие исследователи |
Учить различать и называть качества предметов, развивать внимание и интерес к экспериментальной деятельности. |
Март
1 |
Женский день |
Вызвать у детей радостный, эмоциональный настрой, помочь им выразить своё отношение, любовь к маме. |
2 |
Миром правит доброта |
Формировать опыт доброжелательных взаимоотношений со сверстниками. |
3 |
«Машины» Игра «Грузовик» |
Побуждать детей соотносить звук игрушки с ее образом и изображением на картинке; развивать остроту слухового восприятия, расширять активный словарь ребенка за счет слов, обозначающих звучащие игрушки. Координация речи с движением. Закрепление умения договаривать слова. |
4 |
«Здравствуй, весна!»
|
Формировать активный словарь: светит солнце, травка и листочки зеленые, нет снега. Развивать зрительное восприятие и воспитывать эстетические чувства. |
Апрель
1 |
Игра-инсценировка: «Как маша зверят, катала» Рассматривание игрушечных машин Игра: «Чего не стало?» |
Продолжать учить детей участвовать в инсценировке, развивать способность следить за действиями педагога, активно проговаривать простые и более сложные фразы, отчетливо произносить звук «э», звукоподражание «эй». Учить детей внимательно рассматривать игрушки, отвечать на вопросы; развивать память и внимания. |
2 |
Дидактическое упражнение: «Какой наряд у Кати?» «Помоги одеть куклу» |
Совершенствовать навык слухового восприятия и называния предметов одежды, обуви, развивать коммуникативные качества, воспитывать бережное отношение к одежде. Закреплять с детьми величину предмета путем сравнения однотипных предметов разного размера. |
3 |
Дидактическое упражнение: «Чья мама?» «Чей малыш?» Д/игра: «Кто как кричит?» |
Учить детей правильно называть домашних животных и их детенышей, угадывать животное по описанию. Формировать умение воспроизводить имеющиеся в тексте звукоподражания, развивать умение слушать чтение, воспитывать бережное отношение к животным. |
4 |
«Кто в гости пришел?» Игра «Лошадка» |
Развивать устойчивость слуховосприятия, соотношения звука с образом звучащей игрушки, нахождение звучащего предмета на картине, обозначать предмет облегченным словом. Активизировать речь детей, совершенствовать понимание речи взрослого; учить звукоподражанию. |
Май
1 |
Дидактическая игра: «Помоги пройти по дорожке». Д/игра: «Кто как разговаривает?» |
Учить различать сходные по звучанию звукоподражания (му-ме), соотносить их с образами домашних животных (коза, корова). Формировать слуховое восприятие, развивать голосовой аппарат, понимание окружающей речи, способность подражания звукосочетаниями и простым словам. |
2 |
«Дидактическое упражнение «Не уходи от нас, киска» Чтение стихотворения Г. Сангира «Кошка» |
Объяснить детям, как по-разному можно играть с игрушкой и разговаривать с ней. Помогать детям, повторять за педагогом и придумывать самостоятельно несложные обращения к игрушке. |
3 |
Повторение знакомых сказок. Чтение потешки «Огуречик, огуречик…» |
Закрепить названия животных; сформировать представление об их внешнем виде, качествах овощей и фруктов (капуста, морковь, яблоко), воспитывать интерес к занятиям, желание трудиться. |
4 |
Рассматривание картины: «Дети кормят курицу и цыплят». Игра в цыплят. |
Продолжать учить детей рассматривать картину (отвечать на вопросы, слушать пояснения воспитателя и сверстников, образец рассказа воспитателя).
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.