Доклад на тему педагогическая этика
Яшуркаева З.С.
I. ВВЕДЕНИЕ
Поворот
школы к ребенку, переход к новому личностно - ориентированному типу образования
невозможен без существенного повышения уровня профессионально-педагогической
культуры учителей.
Сегодня остро стоит вопрос о «правильном» этичном поведении, о том, как
педагогу строить свои взаимоотношения с воспитанниками, их родителями и
коллегами по работе, другими субъектами образовательного процесса, как вести
себя в непростых условиях динамично меняющейся действительности.
Вспоминая свои школьные годы, чуть ли не каждый из нас может констатировать тот
факт, что тот или иной учебный предмет в нашем сознании прочно ассоциируется с
конкретным учителем. Нередко наша любовь или, наоборот, неприязнь к учебному
предмету объяснялась соответствующим отношением к учителю. Это очевидно –
отношение ребенка к предметным знаниям опосредуется отношением к учителю.
Именно поэтому мы и говорим о личности учителя, так как понимаем, что он учит
не только математике или истории, но и демонстрирует детям образцы того или
иного поведения.
На педагога возложена ответственная миссия: не только
обучать (развивать интеллектуальные способности, закладывать
определенные знания), но и воспитывать новое поколение. Потому важной
составляющей профессиональной культуры современного педагога, на мой
взгляд, является его духовно-нравственная культура и этика.
Раскрыть учащимся красоту человеческих поступков, научить отличать добро от попустительства, гордость от спеси может только тот учитель, чьи нравственные установки безупречны. Педагогическая этика должна обратить особое внимание на сущность и специфику индивидуального нравственного сознания учителя.
Поэтому проблема этичного поведения учителя, сегодня особенно актуальна.
Педагогическая мораль предъявляет основные требования учителю: воспитатель
должен быть прежде всего воспитан сам. В этом, пожалуй, и есть суть
всей педагогической морали.
II. ПОНЯТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА
Важнейшей предпосылкой успеха воспитательной работы является профессиональная культура учителя. Педагог - это ключевая фигура системы образования. Уровнем развития его профессионализма и нравственной культуры определяются любые успехи, как в этой сфере, так и в развитии общества в целом. Поэтому необходим высокий уровень профессиональной культуры педагога.
В педагогической науке понятие Педагогическая культура определяется как
1. часть общечеловеческой культуры, в которой в наибольшей степени запечатлелись духовные и материальные ценности, а также способы творческой педагогической деятельности, необходимые человеку для обслуживания исторического процесса смены поколений и социализации (взросления и становления) личности;
2. сущностная характеристика целостной личности педагога, способного к диалогу культур в индивидуально-личностном плане;
3. динамическая система педагогических ценностей, способов деятельности и профессионального поведения учителя, в качестве компонентов которой выделяются:
а)педагогическая позиция и личностные качества; б)профессиональные знания и культура педагогического мышления; в)профессиональные умения и творческий характер педагогической деятельности; г) саморегуляция личности и культура профессионального поведения педагога .
Учитель, обладающий высоким уровнем педагогической культуры, любит
детей, защищает их права и интересы, заботится об их здоровье, проявляет
доброту и уважение к школьнику независимо от успехов в учении, понимает
психологию школьника, владеет глубокими и разносторонними знаниями по предмету,
творчески подходит к обучению и воспитанию, во всех ситуациях проявляет высокую
культуру поведения
III. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА
Профессиональная культура педагога – это сложная, комплексная составляющая его личности, соединяющая в себе социальные, профессиональные и сугубо личностные характеристики. Одной их немаловажных составляющих культуры педагога является этика.
“ЭТИКА – философское учение о морали, её развитии, принципах, нормах и роли в обществе; совокупность норм поведения (обычно применительно к какой–нибудь общественной группе)”. (Сергей Иванович Ожегов) Однако есть и второе значение этого слова.
Этика - это «кодекс поведения, обеспечивающий нравственный характер взаимоотношений между людьми, который вытекает из их профессиональной этики.
Таким образом, этика изучает нравственные проблемы жизни человека, дает определение добра и зла, рассматривает различные модели межчеловеческих отношений и поведения человека в обществе.
Важным основанием профессиональной культуры педагога является педагогическая этика (от греческого долг и учение) или деонтология, определяющая нормативные нравственные позиции, которыми необходимо руководствоваться педагогу в процессе общения с обучающимися, их родителями, коллегами. Элементы педагогической этики появились вместе с возникновением педагогической деятельности как особой общественной функции. Учителю же в этом процессе отводится особая роль. Закладывая основы материалистического мировоззрения, он призван давать учащимся и основы этических знаний. Для этого учителю необходимо самому вполне усвоить идеи и ценности высокой морали и по мере сил стремиться воплощать их в жизнь. Без знания теории морали сегодня не может быть полноценной профессиональная подготовка учителя.
Разумеется, даже самый лучший учитель – живой человек, и у него могут быть ошибки, промашки, досадные срывы, однако из любой ситуации он находит поистине человеческий выход, поступает бескорыстно, справедливо и благожелательно, никогда не проявляя утилитарного расчёта, высокомерия и мстительности. Настоящий воспитатель, как ни затёрто это звучит, учит добру, причём делает это как словесно, так и личным примером.
Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей. Моральными ценностями можно назвать систему представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей и т.п. К педагогической деятельности применимы все основные моральные понятия, однако отдельные понятия отражают такие черты педагогических воззрений, деятельности и отношений, которые выделяют педагогическую этику в относительно самостоятельный раздел этики. Среди этих категорий – профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и педагогический авторитет.
Справедливость вообще характеризует соответствие между достоинствами людей и их общественным признанием, правами и обязанностями; педагогическая справедливость имеет специфические черты, представляя собой своеобразное мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, человечности), проявляющейся в его оценках поступков учащихся, их отношения к учёбе, общественно полезной деятельности и т.д. Справедливость это нравственное качество учителя и оценка мер его воздействия на учащихся, соответствующая их реальным заслугам перед коллективом. Специфика педагогической справедливости заключается в том, что оценка действия и ответная реакция на неё находятся у педагога и учащихся на разных уровнях нравственной зрелости; в том, что определение меры объективности зависит от педагога в большей степени; в том, что общей моральной оценке подвергается взаимодействие сторон с неравной самозащитой; наконец, в том, что педагогически необходимое, запрограммированное педагогом, может не осознаваться учениками. Василий Александрович Сухомлинский писал: "Справедливость - это основа доверия ребенка к воспитателю. Но нет какой-то абстрактной справедливости - вне индивидуальности, вне личных интересов, страстей, порывов. Чтобы стать справедливым, надо до тонкости знать духовный мир каждого ребенка".
Следующая важнейшая категория педагогической этики - профессиональный педагогический долг. В этом понятии концентрируются представления о совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности учителя, к выполнению профессиональных обязанностей: осуществлять определённые трудовые функции, преимущественно интеллектуальные, правильно строить взаимоотношения с учащимися, их родителями, коллегами по работе, глубоко осознавать свое отношение к выбранной профессии, ученическому и педагогическому коллективу и обществу в целом. Основой профессионального педагогического долга являются объективные и актуальные потребности общества в обучении и воспитании подрастающих поколений. В профессиональном долге педагога запрограммирована необходимость творческого отношения к своему труду, особая требовательность к себе, стремление к пополнению профессиональных знаний и повышению педагогического мастерства, необходимость уважительного и требовательного отношения к учащимся и их родителям, умение разрешать сложные коллизии и конфликты школьной жизни.
Профессиональная честь в педагогике – это понятие, выражающее не только осознание учителем своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств. Высоко развитое осознание индивидуальной чести и личного достоинства в профессии педагога выделяется отчётливо. Если учителем в своём поведении и межличностных отношениях нарушаются требования, предъявляемые обществом к идеалу педагога, то соответственно им демонстрируется пренебрежение к профессиональной чести и достоинству. Честь учителя – общественная оценка его реальных профессиональных достоинств, проявляющихся в процессе выполнения им профессионального долга.
Наконец, педагогический авторитет учителя – это его моральный статус в коллективе учащихся и коллег, это своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый учитель регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения. Уровень его определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к работе и т.д. Педагогический авторитет основывается на принципе единства требования и доверия к личности воспитуемого. Авторитет педагога зависит от всего комплекса его личных и профессиональных качеств, нравственного достоинства; это духовная власть над сознанием учащихся.
Не желая работать над собой, некоторые педагоги стремятся завоевать авторитет ложным путем и приобретают тот или иной вид ложного авторитета.
Авторитет подавления. Завоевывается путем систематической демонстрации превосходства педагога в своих правах и возможности держать воспитанников в страхе перед наказанием или высмеиванием за неудачный ответ. Грубый окрик, неуважение личности ребенка свойственны такому педагогу. Общение с классом приобретает формально-бюрократический характер.
Авторитет педантизма. У такого учителя существует система мелочных, никому не нужных условностей. Систематические придирки педагога к ученикам не согласуются со здравым смыслом. Воспитанники теряют уверенность в своих силах, могут грубо нарушать дисциплину.
Авторитет резонёрства. Педагог, пытаясь завоевать авторитет у воспитанников, выбирает путь назиданий, бесконечных нотаций, полагая, что это единственная возможность воспитать учеников. На красноречие такого педагога воспитанники быстро перестают обращать внимание.
Авторитет мнимой доброты. Проявляется чаще у начинающих учителей в силу отсутствия педагогического опыта. Попустительство, всепрощение приводят к игнорированию всех указаний учителя, над его просьбами воспитанники чаще всего посмеиваются.
Говоря о педагогической этике, нельзя не упомянуть о таком понятии, как педагогический такт.
Педагогический такт есть форма реализации педагогической морали в деятельности учителя, в которой совпадают мысль и действие.
Такт – это нравственное поведение. В числе основных составляющих элементов педагогического такта учителя можно назвать уважительное отношение к личности, высокую требовательность, умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему, уравновешенность и самообладание, деловой тон в отношениях, принципиальность без упрямства, внимательность и чуткость по отношению к людям и т.д.
Педагогический такт – это чувство меры в поведении и действиях учителя, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду. Педагогический такт – одна из форм реализации педагогической этики.
Главным признаком педагогического такта является его принадлежность к нравственной культуре личности учителя. Такт относится к моральным регуляторам педагогического процесса и основывается на нравственно-психологических качествах учителя.
Профессиональный такт проявляется:
– во внешнем облике педагога;
– в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не
торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;
– в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной
ситуации;
– в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к учащимся;
– в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
– в самокритичной оценке своего труда.
Тактичный педагог приходит вовремя на работу; своевременно возвращает то, что одалживал у коллег, учащихся, их родителей; не повторяет слухов, непроверенных фактов, тем более, если они могут нанести ущерб окружающим. Педагогический такт является важным компонентом нравственной культуры учителя.
Главные направления реализации педагогической этики.
Педагогическая этика рассматривает нравственные отношения как совокупность общественных контактов и взаимных связей, возникающих у учителя с теми людьми и учреждениями, по отношению к которым он имеет профессиональные обязанности. На основании такого подхода целесообразнее всего рассматривать нравственные отношения в наиболее четко выделяющихся подсистемах: «учитель — ученики», «учитель — педагогический коллектив», «учитель — родители учащихся».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Педагогический процесс основывается на наших взаимоотношениях с детьми. Именно эти взаимоотношения придают каждому «педагогическому движению» неповторимый личностный смысл, окрашивают учебный материал или педагогическое требование неповторимой гаммой чувств, без которых никогда не постигнуть тайн детской души.
На экране приведены этические заповеди современного учителя, которыми необходимо руководствоваться в процессе общения. Безусловно, недостаточно знать их и механически реализовывать. Это не догма, а руководство к действию, которое поможет вам наиболее эффективно осуществлять самый главный фактор в воспитательно-образовательном процессе - фактор человеческий:
ƒ сердечность, понимание педагогом состояния своих воспитанников (боль, радость, горе, печаль и т. п.),
ƒ умение говорить об ошибках и недостатках других без издевки и насмешек, высокомерия и поучительства,
ƒ педагогическая уравновешенность, наблюдательность, умение соблюдать дистанцию, не допускать фамильярности и уважать мнение собеседника, в том числе и своего ученика,
ƒ терпимость к недостаткам, от которых воспитанник старается избавиться,
ƒ принципиальная требовательность, основанная на справедливости и взаимном понимании и уважении,
ƒ умение сдерживать проявление чувств негодования, возмущения с учетом конкретной ситуации,
ƒ умение не демонстрировать своей неприязни к одним ученикам и не проявлять чрезмерной симпатии к другим,
ƒ умение не допускать чрезмерного любопытства к тем делам воспитанников и коллег, которые составляют их личную тайну, а это является нарушением норм морали,
ƒ стараться не разглашать то, что стало известно вам о неловком положении, в котором оказался воспитанник, или о его случайной ошибке,
ƒ поддерживать унижаемых и обиженных, не выставляя это напоказ,
ƒ не выставлять своих заслуг и не демонстрировать превосходства в знаниях, жизненном опыте перед молодыми коллегами, воспитанниками и их родителями,
ƒ нужно обладать чувством меры в иронии, шутке и знать при этом индивидуальные особенности психики каждого ученика,
ƒ никогда не следует напоминать детям об их физических недостатках, не следует часто говорить и о приобретенных детьми дурных привычках, если они учеником осознаются и если упоминание о них больно ими переживается,
ƒ нужно запрещать себе таить зло по отношению к тем ученикам, которые доставляют неприятности,
ƒ если учитель совершил педагогическую ошибку и виноват перед учащимися, то должен иметь смелость извиниться.
Спектр
этических качеств широк и многообразен. Исследования показывают, что подростки
и старшие школьники больше всего ценят в учителях тактичность, доброту,
справедливость, понимание детских проблем, общительность, доброжелательность,
требовательность и т.д. Но главное, чем дорожит воспитанник, - это душевная
щедрость, искренность и сердечность отношений. Смысл педагогической профессии,
по словам профессора Марии Осиповны Кнебель, в том, что педагог вкладывает свою
душу в учеников. Отдавать душу трудно, и радостно. Трудно потому, что это
требует огромной затраты и душевных, и физических сил. Радостно потому, что в
ответ ты получаешь такой поток молодой энергии, который с лихвой окупает все
затраты, все трудности и все муки.
Многим приходилось слышать, что истинным педагогом надо родиться. Это так, если
речь идет о ярком даровании, большом таланте. Но я считаю, что любой учитель,
желающий работать с детьми, передавать им свои знания и опыт, может стать
мастером с большой буквы, уроки которого будут напоминать игру актера в
сказочном спектакле, где все понятно и интересно. А для этого нужно постоянно
работать над собой: обогащать себя духовно, развивать и актуализировать свой
творческий потенциал, те личностные качества, которые способствуют
благотворному влиянию на окружающих; овладевать прогрессивными идеями и
технологиями в области педагогики, методикой обучения и воспитания, а также
твердо верить в свой успех.
Только в том случае, если учитель будет чувствовать ответственность перед теми,
кого он обучает и воспитывает, будет стремиться к саморазвитию и
самовоспитанию, будет творчески подходить к своей работе, только тогда детям
будет интересно на уроках, только тогда они будут помнить, ценить и уважать
своих учителей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.