Доклад "Дизартрический компонент речи"
Оценка 4.9

Доклад "Дизартрический компонент речи"

Оценка 4.9
docx
22.09.2020
Доклад "Дизартрический компонент речи"
ДОКЛАД.docx

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 поселка Редкино Конаковского района Тверской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад на тему:

«Дизартрический компонент речи»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель-логопед: Терентьева М.В.

 

 

 

 

 

 

 

В последние годы наблюдается тенденция роста числа детей, имеющих различные варианты нарушений речевого развития. 

При поступлении в школу будущие первоклассники проходят медицинское обследование. При изучении данных медицинских карт часто можно встретить следующее заключение: ОНР IIIII уровня. Дизартрический компонент речи или ОНР (III уровня) Дизартрический компонент речи. Где ОНР – это общее недоразвитие речи, а II или III – это именно какого уровня. Остановимся более подробно на том, что это за речевое нарушение и влияет ли оно на обучение в школе, а именно на овладение навыком чтения.

Овладение чтением определенным образом зависит от того, какое взаимодействие в обучении складывается между вновь приобретаемой формой языка и той, которой уже владеет обучающийся. Как известно, обучающиеся массовой школы, не имеющие речевых нарушений,  овладевают чтением как вторичными речевыми навыками, поскольку ранее у них сложились устная речь, словесное мышление. Эти обучающиеся в процессе приобретения новых для них речевых навыков чтения постоянно будут опираться на развитую устную речь.
Известно также, что овладение чтением предполагает наличие у детей способности к проведению аналитико-синтетических операций со звучащим словом, требующих правильного артикулирования, тонкого различения звуков на слух, умений опираться на все остальные компоненты речевой деятельности, полностью сформированные до начала обучения грамоте.

А как будут дети с общим недоразвитием речи овладевать чтением?

Дети с ОНР – это особая категория, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики.

В теории и практике логопедии под общим недоразвитием речи (у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом) понимается такая форма речевой патологии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения. При этом отмечается нарушение формирования как смысловой, так и произносительной сторон речи. В целом для детей с ОНР типично позднее появление экспрессивной речи, резко ограниченный словарный запас, дефекты произношения и фонемообразования, специфические нарушения слоговой структуры слов.

Причиной возникновения ОНР могут быть: инфекции или интоксации (ранний или поздний токсикозы) матери во время беремености, несовместимости крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности, патологии натального (родового) периода (родовые травмы и патологии в родах), заболевания ЦНС и травмы мозга в первые годы жизни ребенка.

В основном если у обучающихся начальных классов имеются нарушения речи, то они соответствуют 3 уровню общего недоразвитие, но встречается также и второй уровень.

На втором уровне речевого недоразвития общение осуществляется не только с помощью жестов и несвязных слов, но и путем употребления достаточно постоянных, хотя и очень искаженных в фонетическом и грамматическом отношении речевых средств. Дети начинают пользоваться фразовой речью и могут ответить на вопросы, беседовать со взрослым по картинке о знакомых событиях окружающей жизни. Однако дети с этим уровнем речевого развития связной речью практически не владеют. Отличительной чертой является появление в речи детей двух-трёх, а иногда даже четырехсловной фразы. Объединяя слова в словосочетании и фразу, один и тот же ребенок, может, как правильно использовать способы согласования и управления, так и нарушать их. В самостоятельной речи детей иногда появляются простые предлоги и их лепетные варианты. В ряде случаев, пропуская во фразе предлог, ребенок со вторым уровнем речевого развития неправильно изменяет члены предложения по грамматическим категориям.

Наблюдается заметное улучшение состояния словарного запаса не только по количественным, но и по качественным параметрам: расширяется объем употребляемых существительных, глаголов и прилагательных, появляются некоторые числительные и наречия. Однако недостаточность словообразовательных операций приводит к ошибкам в употреблении и понимании приставочных глаголов, относительных и притяжательных прилагательных, существительных со значением действующего лица. Наблюдаются трудности в формировании обобщающих и отвлеченных понятий, системы синонимов и антонимов. Речь детей со вторым уровнем часто кажется малопонятной из-за грубого нарушения звукопроизношения и слоговой структуры слов.

Третий уровень речевого недоразвития характеризуется развернутой фразовой речью с элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичным для данного уровня является использование детьми простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. При этом их структура может нарушаться, например, за счет отсутствия главных или второстепенных членов предложения. Возросли возможности детей в использовании предложных конструкций с включением в отдельных случаях простых предлогов. В самостоятельной речи уменьшилось число ошибок, связанных с изменением слов по грамматическим категориям рода, числа, падежа, лица, времени. По-прежнему явно недостаточным будет понимание и употребление сложных предлогов, которые или совсем опускаются, или заменяются на простые.

Ребенок с ОНР третьего уровня понимает и может самостоятельно образовать новые слова по некоторым наиболее распространенным словообразовательным моделям. Наряду с этим, ребенок затрудняется в правильном выборе производящей основы («человек, который дома строит» - «доматель»), использует неадекватные аффиксальные элементы (вместо «мойщик» - «мойчик»; вместо «лисья» - «лисник»). Типичным для данного уровня является неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и отвлеченным значением, а также слов с переносным значением. Словарный запас может показаться достаточным в рамках бытовой повседневной. Детальный анализ речевых возможностей детей позволяет определить трудности в воспроизведении слов и фраз сложной слоговой структуры. Наряду с заметным улучшением звукопроизношения наблюдается недостаточная дифференциация звуков на слух: дети с трудом выполняют задания на выделение первого и последнего звука в слове, подбирают картинки, в названии которых есть заданный звук. Таким образом, у ребенка с третьим уровнем речевого развития операции звука слогового анализа и синтеза оказываются недостаточно сформированными.

Образцы связной речи свидетельствуют о нарушении логиковременных связей в повествовании: дети могут переставлять местами части рассказа, пропускать важные элементы сюжета и обеднять его содержательную сторону.

Таким образом, видно, что дети с общим недоразвитием речи, в отличие от детей с нормальной речью, к началу обучения грамоте и чтением как составной ее части, названными выше речевыми умениями и навыками не обладают. Более того, само их приобретение связано для них со значительными трудностями, обусловленными разной степени речевым недоразвитием.
         Дети с ОНР
III уровня в условиях массовой школы, как правило, овладевают элементарными навыками письма и чтения, но при этом делают большое количество специфических ошибок, обусловленных отклонениями в развитии фонетической стороны речи, словарного запаса и грамматического строя.

В своей практике встречалась с такими случаями, когда ОНР не влияло на овладение навыком чтения.

Дизартрический компонент речи встречается очень часто у детей с ОНР. На сегодняшний день еще не достаточно изучен этот вопрос. Нет единого терминологического подхода к обозначению этого речевого расстройства.  В настоящее время существуют понятия стертая дизартрия, «мягкая» дизартрия, дизартрический компонент, минимальный дизартрический синдром, минимальные дизартрические расстройства. Структура дефекта при дизартрии включает нарушение звукопроизносительной и просодической сторон речи, обусловленное органическим повреждением речедвигательных механизмов центральной нервной системы. Нарушения звукопроизношения при дизартрии зависят от тяжести и характера поражения. Основные жалобы при стертой дизартрии: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре словах.

0000

Причинами возникновения стертой дизартрии могут быть:

·          отклонения во внутриутробном развитии (токсикозы, гипертония (повышенное давление) нефропатия во время беременности и др.;

·          инфекционные заболевания (ОРВИ, грипп, и пр.) перенесенные во время беременности

·          асфиксия новорожденных;

·          стремительные или затяжные роды;

·          длительный безводный период;

·          механическое родовспоможение (щипцы, вакуум).

В результате действия различных причин происходят неярко выраженные мозговые нарушения. Неяркие, «стертые» нарушения со стороны черепно-мозговых нервов лежат в основе легких расстройств иннервации, т.е. нарушений функционирования двигательных нервов, обеспечивающих процесс нормальной речи. Это и приводит к неточности произношения.

Основное поражение черепно-мозговых нервов связано, как правило, с подъязычным нервом, что проявляется в ограничении подвижности языка (в стороны, вверх, вниз, вперед), пассивности кончика языка, напряженности спинки языка, слабости половины языка, беспокойстве языка в заданной позе, повышенном слюнотечении, недифференцированности движений кончика языка.

Просодические нарушения: речь монотонна, маловыразительна, тембр чаще низкий, голос тихий, темп речи замедленный или ускоренный

Нарушение фонематического слуха (чаще носит вторичный характер, т. к. собственная "смазанная" речь не способствует формированию четкого слухового восприятия и контроля).

Мы знаем, что в процессе чтения участвует различные анализаторы. Один из них это речедвигателный, а так как при дизартрическом компоненте идет именно повреждением речедвигательных механизмов центральной нервной системы то все это приведет  к очень большим трудностям в овладении навыком чтения и  в усвоении русского языка.

Следовательно, чтобы устранить симптомы минимальных дизартрических расстройств необходимо нормализовать деятельность центральной и периферической нервной системы. А для этого необходимо длительное и систематическое лечение у невролога. Без лечения результатов работы практически не будет.

Стертая дизартрия в логопедической практике — одно из самых распространенных и трудно поддающихся коррекционно-логопедической работе нарушений произносительной стороны речи.

И в заключении мы бы хотели предложить учителям начальных классов методику выявления предрасположенности к нарушениям чтения и письма. Хоть мы и знаем, что нельзя использовать только один тест, для более точного исследования используется несколько тестов, но все же:

Методика.

 Цель: выявление предрасположенности к нарушениям чтения и письма

 

Рисунок 1. Методика выявления предрасположенности к нарушениям чтения и письма.

Проведение. Ребенок держит одну руку за спиной. Взрослый притрагивается кисточкой к фалангам пальцев (1-й или 3-й фаланге любого пальца, кроме большого, всего 8 вариантов) в произвольном порядке.

Ребенок должен показать большим пальцем на другой руке, к какой фаланге какого пальца было прикосновение.

Предполагаемый результат:

Если ребенок дал неправильных ответов более 30 %, то это говорит о риске возникновения дислексии, дисграфии.

Более 30 % ошибок свидетельствовало о наличии нарушения межполушарного взаимодействия, столь необходимого для успешного обучения чтению и письму.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

1.     Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008. – 319, [1] с.: ил. – (Высшая школа).

2.     Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразазвития речи М., 1990

3.     КарелинаИ.Б. Дифференциальная диагностика стёртыхформдизартрийисложныедислалии//Дефектология.—1996.—№5.—C.10-14.

4.     КарелинаИ.Б. Новые направления в коррекции минимальных дизартрических расстройств//Дефектология.-2000.-№1

5.     Логопедия: учебник для студентов дефект. пед. выш. учеб. заведений/ Под ред. Л.С. Волковой и С.Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 680с.

6.     Лопатина Л.В. Дифференциальная диагностика стертой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения. СПб., 2000.

7.     Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников / И.Н. Садовникова. – М.: Педагогика, 2003. – 296с.

8.     Ястребова А.В. Учителю о детях с недостатками речи / А.В. Ястребова, Л.Ф. Спирова, Т.П. Бессонова. – М.: АРКТИ, 1996. – 176с.




Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 поселка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 поселка

В последние годы наблюдается тенденция роста числа детей, имеющих различные варианты нарушений речевого развития

В последние годы наблюдается тенденция роста числа детей, имеющих различные варианты нарушений речевого развития

При этом отмечается нарушение формирования как смысловой, так и произносительной сторон речи

При этом отмечается нарушение формирования как смысловой, так и произносительной сторон речи

Наблюдается заметное улучшение состояния словарного запаса не только по количественным, но и по качественным параметрам: расширяется объем употребляемых существительных, глаголов и прилагательных, появляются некоторые числительные…

Наблюдается заметное улучшение состояния словарного запаса не только по количественным, но и по качественным параметрам: расширяется объем употребляемых существительных, глаголов и прилагательных, появляются некоторые числительные…

Словарный запас может показаться достаточным в рамках бытовой повседневной

Словарный запас может показаться достаточным в рамках бытовой повседневной

В настоящее время существуют понятия стертая дизартрия, «мягкая» дизартрия, дизартрический компонент, минимальный дизартрический синдром, минимальные дизартрические расстройства

В настоящее время существуют понятия стертая дизартрия, «мягкая» дизартрия, дизартрический компонент, минимальный дизартрический синдром, минимальные дизартрические расстройства

Просодические нарушения: речь монотонна, маловыразительна, тембр чаще низкий, голос тихий, темп речи замедленный или ускоренный

Просодические нарушения: речь монотонна, маловыразительна, тембр чаще низкий, голос тихий, темп речи замедленный или ускоренный

Рисунок 1. Методика выявления предрасположенности к нарушениям чтения и письма

Рисунок 1. Методика выявления предрасположенности к нарушениям чтения и письма

Список использованных источников 1

Список использованных источников 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.09.2020