Отчёт по теме самообразования: «Нравственно-этическое воспитание младших школьников»
Оценка 5
Семинары
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
28.04.2017
В данной работе разобраны вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека .Очень важно с ранних лет подготавливать подрастающее поколение к жизни, труду. Учителя,воспитатели и родители должны учить ребят быть скромными, честными, чуткими и заботливыми по отношению к людям, учить любить Родину.Мы не должны забывать, что нравственное сознание и соответствующее ему поведение должны воспитываться в единстве. Воспитание может осуществляться эффективно только при условии благоприятной обстановки в школе и семье, а также педагогически ценной высококультурной деятельности. Мы не можем привить ребёнку уважение к окружающим, любовь и чувство прекрасного, если в школе у нас не будет чёткого режима и единых требований, хороших традиций, ведь всё это создаёт условия для успешного воспитания школьников.
ОТЧЁТ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ НРАВСТВЕННО ЭСТЕТИЧ ВОСПИТАНИЕ.docx
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
для детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Эммаусская
специальная(коррекционная)общеобразовательная школаинтернат для
обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VII вида
Отчёт по теме самообразования:
«Нравственноэтическое воспитание
младших школьников»
Выполнила
учитель начальных классов
Терентьева М.В. 20152016 уч.год.
Нравственное воспитание и развитие
личности школьника может эффективно
осуществляться в процессе этического
образования – воспитания учащихся в рамках
учебновоспитательного процесса школы.
В.А. Сухомлинский
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования
человека волновали общество всегда и во все времена. Существовала и
существует такая теория, что нравственное воспитание не может выделяться
в отдельный вид воспитательной работы. Это объясняется тем, что элементы
нравственного развития присутствуют во всех сторонах становления
личности.
В педагогическом словаре нравственное воспитание трактуется как
«процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и
привычек поведения».
Основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности
является нравственное воспитание. Нравственное воспитание является
процессом, направленное на целостное формирование и развитие личности
ребёнка, и предполагает становление его отношений к Родине, обществу,
коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и самому себе. Важно
пробудить у детей желание замечать, что же можно сделать, чтобы жизнь
стала лучше.
Всякая деятельность школьников в той мере, в какой она связана с
общественными интересами окружающих, с жизнью общества, является
нравственной. Таким образом, нравственное начало пронизывает всю
многогранную практическую деятельность ребёнка, его эмоциональную и
интеллектуальную сферы. Учатся ли дети, играют ли на школьном дворе,
трудятся ли в городском сквере – всюду в их деятельности проявляются
определённые нравственные качества, положительные или отрицательные. Но знание ребёнком нравственных норм ещё не говорит о его
воспитанности. Важно, чтобы хорошо осознаваемые нравственные нормы
стали мотивом поведения каждого маленького человечка, чтобы в той или
иной ситуации ребёнок без колебаний принимал правильное решение,
соответствующее этическим нормам, правилам поведения.
которые решают следующие
Очень важно с ранних лет подготавливать подрастающее поколение к
жизни, труду, учителя должны учить ребят быть скромными, честными,
чуткими и заботливыми по отношению к людям, учить любить Родину. Все эти
и другие моральные качества характеризуют нравственно воспитанного
человека. На воспитание такой личности и направлена деятельность учителя и
задачи нравственного
воспитателя,
воспитания:
●
●
обществу, труду, к самому себе, к людям;
●
●
воспитание подрастающих поколений в духе любви и уважения к Родине,
воспитание нравственного сознания, прочных нравственных убеждений;
восиптание навыков и привычек нравственного поведения;
воспитание моральных качеств.
Мы не должны забывать, что нравственное сознание и соответствующее
ему поведение должны воспитываться в единстве. Воспитание может
осуществляться эффективно только при условии благоприятной обстановки в
школе и семье, а также педагогически ценной высококультурной
деятельности. Мы не можем привить ребёнку уважение к окружающим,
любовь и чувство прекрасного, если в школе у нас не будет чёткого режима и
единых требований, хороших традиций, ведь всё это создаёт условия для
успешного воспитания школьников.
Одним из средств формирования нравственных убеждений и влияния на
мировоззрение ребёнка является этическая беседа. Главное назначение
этической беседы помочь школьникам разобраться в сложных вопросах
морали, сформировать у ребят твёрдую нравственную позицию. Этические
беседы помогают раскрывать такие абстрактные понятия, как совесть,
достоинство, честь, бескорыстие, милосердие , гуманизм, дружба и т.д.
Вот одна из многочисленных бесед на тему: «О равнодушии и добре». Цель: дать понятие детям о незаменимом человеческом качестве –
неравнодушии; способствовать воспитанию у детей доброты и отзывчивости.
Материалы: карточки с высказываниями выдающихся людей, портрет
А.Л.Барто.
Ход беседы:
I.
Вступление.
Ребята, сегодня мы с вами обсудим одну серьёзную проблему. С этой
проблемой , я думаю, каждый из нас сталкивался хотя бы один раз в жизни.
Но начнём мы с одного рассказа В.Осеевой. Рассказ называется «Плохо».
Собака яростно лаяла. Припадая на передние лапы. Прямо перед
ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он
широко раскрывал рот и жадно мяукал. Неподалёку стояли два
мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно
выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула
мальчикам6
Как вам не стыдно!
А что стыдно? Мы ничего не делали! – удивились маличики.
Вот это и плохо! гневно ответила женщина.
Ещё раз скажите, как называется рассказ? И чтоже плохого сделали
мальчики? Ведь они не напускали пса, они никого не били. (Но они ничего
и не делали, они остались равнодушны.)
II.Основная часть.
Сегодня мы с вами будем говорить о равнодушии. Подберите слова
близкие по значению к слову равнодушие. (Чёрсвость, безразличие,
наплевательство, зло). А теперь подберите слова противоположные по значению слову «равнодушие». (Отзывчивость, сочувствие, сострадание,
добро.) Молодцы. К вопросу о доброте и зле мы вернёмся позже. А теперь
я расскажу вам одну историю.
Класс спускался по лестнице в вестибюль школы. И вдруг одна из
учениц – Вера поскользнулась, взмахнула портфелем и упала. Когда
падала, то нечаянно толкнула впереди спускавшуюся Иру, а портфелем
стукнула Колю. Как реагировали на случившееся ребята? Ира
закричала: «Ты что толкаешься? Вот неловкая, растяпа этакая!»
Вслед за Ирой Петя громко сказал: «Не растяпа. А слепая курица.
Надо смотреть под ноги». Коля взмахнул портфелем и пытался дать
сдачи упавшей девочке. Люда громко смеялась. Остальные дети шли
мимо с таким видом, как будто ничего не случилось. И только Оксана
сказала: «Ребята, ну что вы на неё набросились? Разве она нарочно
толкалась? Она ведь упала!» И Оксана подошла к Вере , помогла ей
подняться ,отряхнула платье.
Пожалуйста, скажите, что вы думаете о поступках этих ребят. Кто себя
проявил лучше всех?(Анализ ситуации в целом и поступков каждого героя
в отдельности: Иры, Пети, Коли, Оксаны, детей на лестнице).
А что именно вам понравилось меньше всего?( Грубость Иры и Коли;
равнодушие окружающих, поведение Пети.)
Итак, мы решили, что в этой ситуации с лучшей стороны проявила себя
Оксана. Но сочувствие – это ещё не всё. Подумайте как следует. Вы
считаете, что из тех ребят, которые прошли мимо, не было ни одного
сочувствующего? (Может быть и были). Но они чтонибудь сделали?
Умение проявить устойчивость, невосприимчивость ко всему дурному –
это еще полдела. Нужно быть способным выразить нетерпимость к
нарушению норм и правил поведения. Вспомните, не случалось ли вам
попадать в подобные ситуации. Или видеть несправедливость, равнодушие
или, наоборот, сочувствие? Приведите примеры. (Дети делятся опытом)
III. Анализ афоризмов.
«Легко скрыть ненависть, трудно скрыть любовь, всего же труднее скрыть
равнодушие!»(Л.Берне)
«Чтобы поверить в добро, надо начать его делать».(Л.Толстой) «Не будь побеждён злом, но побеждай зло добром»(Апостол Павел)
«Лучший способ приободриться – приободрить другого».(М.Твен)
Перед вами на листках написаны высказывания известных людей. Ваше
задание: в группах вы обсуждаете значение этого высказывания, а потом
выбираете одного представителя от вашей группы. Этот человек должен
выразительно прочитать высказывание и кратко объяснить, какое
толкование этому высказыванию дала его команда.
IV. Подведение итогов.
В заключении я хочу вам прочитать одну басню. Она называется «Старый
дед и внучек».
Стал дед стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не
слышали, зубов не было. И, когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын
и невестка перестали его за один стол сажать, а давали ему обедать
за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел её пододвинуть, но
уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им в
доме всё портит и чашки бьёт. И сказала, что теперь она будет его
кормить из лоханки (лоханка – небольшое корыто из дерева).Старик
только вздохнул и ничего не сказал.
Сидят раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их на полу
дощечкой играет, чтото мастерит. Отец спросил: «Что ты делаешь,
Миша?» А Миша и говорит: «Это я , батюшка, лоханку делаю. Когда вы
с матушкой стары будете ,чтобы вас из этой лоханки кормить.»
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно
за то, что они так обижали старика; и с тех пор стали сажать его за
стол и ухаживать за ним.
Почему заплакали муж с женой? Почему дед только вздохнул, когда
невестка его ругала? Почему ребёнок стал делать именно лоханку, а не
чегонибудь другое? Подходит ли к этой басне пословица: «Как аукнется,
так и откликнется»?
А теперь посмотрите на доску. Вы видите портрет замечательной
поэтессы Агнии Львовны Барто. У неё много хороших поучительных
стихов. Некоторые из них подходят к нашей теме. Вот одно из них: Мы не заметили жука
И рамы зимние закрыли,
А он живой,
Он жив пока,
Жужжит в окне.
Расправив крылья.
И я зову на помощь маму
Там жук живой!
Откроем раму!
Почему я включила это стихотворение в беседу? А как поступили бы вы?
V. Вывод.
Нельзя быть равнодушными не только к человеку, но и ко всему живому.
Мне кажется, мы с вами очень хорошо потрудились, и каждый сделал для
себя вывод: «Равнодушие – это враг доброго человека». А в нашем классе
только добрые дети.
Отчёт по теме самообразования: «Нравственно-этическое воспитание младших школьников»
Отчёт по теме самообразования: «Нравственно-этическое воспитание младших школьников»
Отчёт по теме самообразования: «Нравственно-этическое воспитание младших школьников»
Отчёт по теме самообразования: «Нравственно-этическое воспитание младших школьников»
Отчёт по теме самообразования: «Нравственно-этическое воспитание младших школьников»
Отчёт по теме самообразования: «Нравственно-этическое воспитание младших школьников»
Отчёт по теме самообразования: «Нравственно-этическое воспитание младших школьников»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.