“ Онтогенез
развития речи”
Доклад для педагогов
Онтогенез развития речи
Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание.
Выделяют 4 этапа становления речи:
Первый этап — подготовительный (с момента рождения ребенка до одного года). С момента рождения у ребенка появляются голосовые реакции: крик и плач. Правда, они еще очень далеки от звуков человеческой речи. Однако и крик, и плач способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного. Через две недели можно уже заметить, что ребенок начинает реагировать на голос говорящего: перестает плакать, прислушивается, когда к нему обращаются. К концу первого месяца его уже можно успокоить мелодичной песней (колыбельной). Далее он начинает поворачивать голову в сторону говорящего или следить за ним глазами. Вскоре малыш уже реагирует на интонацию: на ласковую — оживляется, на резкую — плачет.
Второй этап — преддошкольный (от одного года до 3 лет). С появлением у ребенка первых слов заканчивается подготовительный этап и начинается этап становления активной речи. В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он очень много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. Появляется возможность понимания словесного объяснения взрослого, усвоения знаний, накопления новых слов. На протяжении 2-го и 3-го года жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря.
Словарь:
Звукопроизношение:
Связная речь:
Грамматический строй: Значения слов становятся все более определенными. К началу 3-го года жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи. Сначала ребенок выражает свои желания, просьбы одним слвом. Потом — примитивными фразами без согласования («Мама, пить мамуле Тата» — Мама, дай Тате попить молока). Далее постепенно появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении. К 2 году дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания. В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности.
Третий этап — дошкольный (от 3 до 7 лет).
Словарный запас:
3-4 года
4-5 лет
5-6 лет
6-7 лет
Звукопроизношение:
3-4 года – свистящие (С, З, Ц)
4-5 лет – шипящие (Ш, Ж, Щ, Ч)
5-6 лет - сонорные (Л, Р)
Фонетико-фонематическая сторона речи
3-4 года
4-5 лет
5-6 лет
6-7 лет
Грамматический строй:
На третьем году жизни происходит освоение морфологических категорий и форм при активном использовании непроизвольных высказываний, состоящих из одного-двух простых предложений. Центральными нововведениями в этом возрасте являются словоизменение и освоение диалогической формы речи со взрослыми, инициативных высказываний.
В 3 года ребёнок должен:
• Образовывать имена существительные именительного падежа множественного числа: дом – дома, кошка – кошки;
• Образовывать имена существительные в родительном падеже единственного числа: нет яблока, нет мамы;
• Образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: мышь-мышка, рубашка-рубашечка;
• Образовывать названия детёнышей животных в единственном и множественном числе используя уменьшительно-ласкательные суффиксы (без изменения основы): котёнок – котята, слонёнок – слонята, мышонок – мышата;
• Согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе: красный шар – красные шары;
• Правильно употреблять предлоги: в, на, за, под.
На четвертом году жизни зарождается словообразование и словотворчество в тесной связи с расширением словаря. Начинается формирование высказываний типа элементарных, коротких монологов (рассказов). Активно осваивается звукопроизношение, главным образом через игры со звукоподражанием.
В 4 года ребёнок должен:
• Образовывать имена существительные в родительном падеже множественного числа: нет яблок, много домов;
• Употреблять глаголы повелительного наклонения: пиши, читай, играй, иди;
• Правильно употреблять предлоги: над, перед, за, около;
• Образовывать названия детёнышей животных в единственном и множественном числе (с изменением основы): телёнок – телята, жеребёнок – жеребята;
• Правильно согласовывать слова в предложении.
Пятый год жизни знаменуется становлением произвольности речи, формированием фонематического восприятия, осознанием простейших языковых закономерностей, что проявляется, в частности, в изобилии языковых игр с грамматическим содержанием (словотворчество, «грамматические переборы»).
В 5 лет ребёнок должен:
Шестой и седьмой год жизни - этап овладения способами грамматически правильного построения развернутых связных высказываний, активного освоения сложного синтаксиса при произвольном построении монолога, этап формирования грамматически и фонетически правильной речи, освоения способов вычленения из речи (осознания) предложения, слова, звука.
В 6 лет ребёнок должен:
Четвертый этап — школьный (от 7 до 17 лет). Главная особенность развития речи у детей на данном этапе по сравнению с предыдущим — это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний. Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи — письменной речи. Итак, в школьном возрасте происходит целенаправленная перестройка речи ребенка — от восприятия и различения звуков до осознанного использования всех языковых средств
Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в слогах, словах, предложениях
для детей 6 -7 лет.
Тема: "Звук [Л]"
Подготовила: учитель – логопед высшей квалификационной категории Любимова Ирина Григорьевна
детский сад № 244, г. Ростов-на-Дону
Тема занятия: Звук [Л].
Цель: автоматизация звука [Л] в начале слов в позиции открытого слога в слогах, словах,
предложениях.
Задачи:
1 Образовательные:
закреплять знания детей об артикуляции и характеристике звука [Л];
упражнять в правильном произношении звука [Л] в слогах, словах и предложениях;
закреплять умение определять наличие звука на фоне слова, место звука [Л] в словах (в начале, в
середине, в конце);
упражнять в согласовании притяжательных местоимений мой, моя, моё, мои с существительными;
упражнять в образовании множественного числа, уменьшительно-ласкательных форм имён
существительных;
упражнять в образовании слов – действий;
упражнять в составлении предложений с заданным словом.
2 Коррекционные:
развивать зрительное и слуховое внимание и память, фонематический и ритмический слух, навыки
звукового анализа и синтеза;
укреплять мышцы и совершенствовать функции кистей рук у детей;
развивать зрительно-моторную координацию;
закреплять кинестетические ощущения на данный артикуляционный уклад.
3 Воспитательные:
воспитывать стремление овладеть правильной речью;
развивать умение внимательно слушать в ходе всего логопедического занятия;
прививать интерес к занятиям.
Оборудование:
предметные картинки: лак, лапа, лыжи, лавка, лодка, локоть, ложка, ладони, лампа; мелкая игрушка
Лунтик; волшебная палочка; фишки; картинки со звуком [Л] в начале, в середине, конце слова: луна,
стол, белка, вокзал, лотос, молоко; схема слова; красный, синий, зелёный кружки, набор букв,
карточки, плоские резиновые массажёры 5 штук.
Ход занятия:
1
Организационный этап. Сообщение темы.
- Здравствуй, Дима! Ты уже хорошо говоришь отдельный звук [Л], молодец.
- Когда ты разговариваешь с родителями, друзьями всегда ли ты правильно произносишь звук [Л]?
(Не всегда)
- Звук [Л] будет главным на нашем занятии. Мы будем учиться правильно произносить звук [Л] в
слогах, словах, предложениях.
2 Артикуляция и характеристика звука [Л].
- Пожалуйста, расскажи, что делают наши губы, зубы, язык, голосовые связки, когда мы произносим
звук [Л]? (Губы и зубы раскрыты, широкий язык поднимается к нёбу за верхние зубы. Голосовые
связки работают. Воздушная струя идёт по бокам языка)
- Какой звук [Л]? (Звук [Л] - согласный, сонорный, звонкий, твердый, обозначаем синим цветом,
буквой Л).
3 Упражнение «Подними букву Л, если услышишь в слове звук [Л].»
- Найди букву Л среди других букв.
- Дима, я тебе буду называть слова, ты будешь поднимать вверх букву «Л», если услышишь в слове
звук [Л].
- Лоб, шея, глаза, рот, лук, молоко, катер, рука, ландыш, Вова, платье, узел.
4 Упражнение «Определи место звука в слове»
- Дима, я тебе буду называть слова, ты будешь определять, где находится звук [Л], в начале,
середине или конце слова.
- Возьми схему слова и кружок.
- Какого цвета кружок ты возьмёшь? (Синего цвета, потому что звук [Л] – твёрдый)
- лошадь, пол, палка, пенал, лупа, пила (Звук [Л] находится в начале слова «Лошадь»)
5 Упражнение «Пальчики здороваются 2»
- Дима, локти поставь на стол, кисти рук смотрят вверх ладонями внутрь. Пальцы левой и правой рук
здороваются поочерёдно, начиная с мизинцев, наклоняясь внутрь.
ЛА-ЛА-ЛА (3 раза поздоровались мизинцы)
ЛО-ЛО-ЛО (3 раза поздоровались безымянные пальцы)
ЛУ-ЛУ-ЛУ (3 раза поздоровались средние пальцы)
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ (3 раза поздоровались указательные пальцы)
ЛЭ-ЛЭ-ЛЭ (3 раза поздоровались большие пальцы)
6 Упражнение «По дорожке песенка»
На столе перед ребёнком лежат массажёры.
- Дима, я тебе буду говорить разные песенки, ты за мной будешь их повторять. Ты будешь
переставлять руки по массажёрам вперёд, как бы ходить ладошками и пальчиками по дорожке из
массажёров вперёд под песенку.
лА-ла-ла
ла-лА-ла
ла-ла-лА
лО-ло-ло
ло-лО-ло
ло-ло-лО
ла-ла ла-ла-лА
ло-ло-лО ло-ло
лУ-лу лу-лу-лу
лы-лы-лы лЫ-лы и т.д.
7 Упражнение «Песенки»
- Посмотри, к нам в гости пришёл маленький Лунтик. Он хочет заниматься вместе с тобой. Лунтик
будет тебе называть слоговые песенки, слушай внимательно и повторяй песенки точь - в - точь, как
сказал Лунтик, старайся не ошибаться.
ЛА-ЛА-ЛО
ЛО-ЛО-ЛУ
ЛУ-ЛУ-ЛЫ
ЛЫ-ЛЫ-ЛЭ
ЛЭ-ЛЭ-ЛА
ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ
ЛО-ЛУ-ЛЫ-ЛЭ
ЛУ-ЛЫ-ЛЭ-ЛА
8 Упражнение «Назови картинку»
предметные картинки: лак, лапа, лыжи, лавка, лодка, локоть, ложка, ладони, лампа
- Дима, Лунтик хочет услышать, как ты говоришь звук [Л], покажи ему, как нужно правильно
говорить слова со звуком [Л].
9 Упражнение «Жадина»
- Дима, Лунтик любит игру «Жадина», он сейчас будет ходить по картинкам и жадничать: «Мой лак,
моя лапа, мои лыжи…»
10 Упражнение «Один и много»
- Дима, возьми волшебную палочку, дотрагивайся волшебной палочкой до картинок, как – будто, ты
превращаешь один предмет во много предметов и называй: «Лак – лаки, лапа – лапы…»
11 Упражнение «Запомни и назови»
- Лунтик не может запомнить все картинки. А ты можешь? Посмотри внимательно на картинки,
запомни их, я их закрою сверху карточками, а ты с Лунтиком назовёшь, какие картинки были?
12 Упражнение «Большой и маленький»
- Там, где живут Лунтик, Мила, Кузя всё маленькое: у них не палка, а палочка; не платье, а платьице.
- Возьми Лунтика, ходи по картинкам и превращай большие предметы в маленькие.
(лак - лачок, лапа – лапка, лыжи - лыжки, лавка - лавочка, лодка - лодочка, локоть - локоток, ложка -
ложечка, ладони - ладошки, лампа – лампочка)
13 Упражнение «Что делает?»
- Лунтик будет задавать тебе вопросы, а ты подбери к ним как можно больше ответов.
Лак что делает? (красит, покрывает, украшает, сверкает…)
14 Упражнение «Придумай предложение с каждым словом - картинкой»
- Дима, возьми фишки, закрой каждую картинку одной фишкой. Лунтик не умеет придумывать
предложения со словами. Покажи ему, как это делается. Придумай предложения с каждым словом -
картинкой. С каким словом ты составишь предложение, с той картинки снимешь фишку.
15 Итог занятия.
- Какой звук был главным на нашем занятии?
- Какое упражнение тебе понравилось больше всего?
16 Оценка занятия.
- Дима, нашему гостю пора возвращаться к своим друзьям Миле, Пчелёнку, Кузе. Ему очень
понравилось играть с тобой. Молодец, Дима! Сегодня ты очень хорошо поработал.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.