Доклад для педагогов на тему "Онтогенез развития речи"
Оценка 4.6

Доклад для педагогов на тему "Онтогенез развития речи"

Оценка 4.6
docx
12.12.2024
Доклад  для педагогов на тему "Онтогенез развития речи"
логопед публикации.docx

 Онтогенез

 развития речи”

Доклад для педагогов

Онтогенез развития речи

Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание.

Выделяют 4 этапа становления речи:

  • 1-й — подготовительный — до 1 года;
  • 2-й — преддошкольный этап первоначального овладения языком — до 3 лет;
  • 3-й — дошкольный — до 7 лет, для которого характерно развитие языка ребенка в процессе речевой практики и обобщения языковых фактов;
  • 4-й — школьный, который связан с овладением ребенком письменной речью и систематическим обучением языку в школе.

Первый этап — подготовительный (с момента рождения ребенка до одного года). С момента рождения у ребенка появляются голосовые реакции: крик и плач. Правда, они еще очень далеки от звуков человеческой речи. Однако и крик, и плач способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного. Через две недели можно уже заметить, что ребенок начинает реагировать на голос говорящего: перестает плакать, прислушивается, когда к нему обращаются. К концу первого месяца его уже можно успокоить мелодичной песней (колыбельной). Далее он начинает поворачивать голову в сторону говорящего или следить за ним глазами. Вскоре малыш уже реагирует на интонацию: на ласковую — оживляется, на резкую — плачет.

  • Около 2 месяцев появляется гуление и к началу 3-го месяца— лепет (агу-угу, тя-тя, ба-ба и т. п.). Лепет — это сочетание звуков, неопределенно артикулируемых. С 5 месяцев ребенок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать. Многократное повторение какого-то определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка. С 6 месяцев ребенок путем подражания произносит отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па и др.). В дальнейшем путем подражания ребенок перенимает постепенно все элементы звучащей речи: не только фонемы, но и тон, темп, ритм, мелодику, интонацию. Во втором полугодии малыш воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с предметами или действиями (тик-так, дай-дай, бух). Но в это время он еще реагирует на весь комплекс воздействия: ситуацию, интонацию и слова. Все это помогает образованию временных связей (запоминание слов и реакция на них). В возрасте 7—9 месяцев ребенок начинает повторять за взрослым, все более и более разнообразные сочетания звуков. С 10—11 мес. появляются реакции на самые слова (уже независимо от ситуации и интонации говорящего).
  • В это время особо важное значение приобретают условия, в которых формируется речь ребенка (правильная речь окружающих, подражание взрослым и др.). К концу первого года жизни появляются первые слова.

Второй этап — преддошкольный (от одного года до 3 лет). С появлением у ребенка первых слов заканчивается подготовительный этап и начинается этап становления активной речи. В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он очень много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. Появляется возможность понимания словесного объяснения взрослого, усвоения знаний, накопления новых слов. На протяжении 2-го и 3-го года жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря.

Словарь:

  • к 1 г 6 мес.— 10—15 слов;
  • к концу 2-го года — 300 слов (за 6 мес. около 300 слов!);
  • к 3 годам— около 1000 слов (т.е. за год около 700 слов!)

Звукопроизношение:

  • Освоены гласные ([А], [У], [О], [И])  
  • согласные раннего онтогенеза [К], [К’], [Г], [Г’], [М], [М’], [П, ][П’], [Б], [Б’], [Т], [Т’], [Д], [Д’], [Н], [Н’]
  •  к концу третьего года [В], [В’], [Ф], [Ф’] [Ы], [Э], [Х], [Х’], [С’], [З’], [Л’].
  • Фонематический слух ребенка третьего года жизни практически не развит.

Связная речь:

  • Связная речь только начинает формироваться. Ребенок третьего года жизни овладевает диалогической речью и все чаще становится инициатором общения.
  • К концу третьего года жизни начинается развитие монологической речи. Малыш может рассказать о том, куда он ходил с мамой, что он видел на прогулке, что делал в детском саду.
  • Он с удовольствием слушает чтение взрослыми детских книжек, рассматривает картинки в книжках и пытается рассказывать вместе со взрослым хорошо знакомые сказки («Курочка Ряба», «Репка»,        «Колобок»).
  •  Он слушает чтение стихов   и договаривает   отдельные слова в них, может     рассказать простые          четверостишья.

Грамматический строй: Значения слов становятся все более определенными. К началу 3-го года жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи. Сначала ребенок выражает свои желания, просьбы одним слвом. Потом — примитивными фразами без согласования («Мама, пить мамуле Тата» — Мама, дай Тате попить молока). Далее постепенно появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении. К 2 году дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания. В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности.

Третий этап — дошкольный (от 3 до 7 лет).

Словарный запас: 

3-4 года

  • 1000-2000 слов
  • Увеличивается не только количество существительных и глаголов, все чаще встречаются местоимения, наречия, появляются числительные (1, 2…). Представлены все части речи, кроме причастий и деепричастий.
  • Начинают появляться в активной речи слова – понятия: одежда, посуда, игрушки и т. д. Ребенок начинает использовать притяжательные местоимения (мой, твой), притяжательные прилагательные (мамин, папин).

4-5 лет

  • до 2500 – 3000 слов.
  • Дети начинают активно пользоваться собирательными существительными (посуда, овощи, фрукты).
  • Появляются слова, обозначающие части и детали предметов, существительные – названия профессий, инструментов, трудового оборудования.
  • Появляются притяжательные прилагательные, а также сравнительная степень прилагательных.
  • Идет усвоение возвратных глаголов и приставочных.

5-6 лет

  • В словаре ребенка шестого года жизни от двух с половиной до 3000 слов,
  • представлены все части речи.

6-7 лет

  • более 4000 слов,
  • представлены все части речи, включая причастия и деепричастия.
  • При употреблении причастий и деепричастий по-прежнему возможны ошибки. (Я РВАЛ НЕДОРАСПУЩЕННЫЕ ЦВЕТЫ. ЯЙЦО БЫЛО ЗОЛОТОЙ КРАСКОЙ ВЫКРАСЕНО. Я УВИДЕЛ ЭТО ВО СНЕ, СПЯ.).

Звукопроизношение:

3-4 года – свистящие (С, З, Ц)

4-5 лет – шипящие (Ш, Ж, Щ, Ч)

5-6 лет  - сонорные (Л, Р)

Фонетико-фонематическая сторона речи

3-4 года

  • Появляются твердые согласные свистящие (С, З, Ц), к четырем годам шипящие (Ш, Ж). Речь становится более отчетливой. Правильно произносят гласные: Э, Ы, к норме приближается звук Х.Дети верно воспроизводят слова со стечением 2 -3 согласных. Становится возможным употребление более сложных по слоговой структуре слов (3 – 4 слога). В многосложных словах, особенно со стечением нескольких согласных еще нередки пропуски звуков и слогов, их перестановки.

4-5 лет

  • Ребенок пятого года жизни осваивает подгруппу свистящих звуков, и уже правильно произносит в речевом потоке звуки [С], [С’], [З], [З’], [Ц] и, более того, дифференцирует их между собой. Еще возможно нарушение произношения шипящих, аффрикат, соноров. Например, шипящие звуки ребенок может заменять на свистящие ([Ш] на [С], а [З] на [Ж]), а звуки [Р], [Р’], [Л] могут заменяться на [Л’], [J] или отсутствовать. Звуки [Ч] и [Щ] ребенок пятого года жизни, как правило, смягчает. Малыш легко определяет ударный гласный в начале слов: утка, аист, озеро; может определить очередность звуков в слияниях: ау, уа, иа.

5-6 лет

  • В это время наблюдается активное становление фонетической стороны речи, поэтому к пяти годам и шипящие звуки как правило произносятся правильно и дифференцированы в речевом потоке, уходит смягчение звуков [Ч] и [Щ]. Многие дети осваивают звук [Л]. И только звуки [Р] и [Р’] заменяются на [Л] и [Л’], либо [J], либо опускаются, что считается физиологической нормой. Развивающийся навык слухового восприятия помогает ребенку контролировать собственное произношение и даже слышать ошибки в речи окружающих. Ребенок легко определяет начальный и конечный звуки в словах, может определить количество звуков в трех-пятизвучном слове, может подобрать слово на заданный звук.

6-7 лет

  • К шести годам процесс фонемообразования заканчивается. Ребенок     правильно произносит и дифференцирует в речевом потоке все звуки родного языка. Он сознает норму произношения, имеет представление о правильном произношении, деятельно борется за осуществление этой нормы, исправляя ошибки в речи окружающих. (А. Н. Гвоздев). Он не нарушает звуконаполняемость и слоговую структуру слов. Он может определить место любого звука в слове, определить количество звуков в слове, подобрать слово на заданный звук.

Грамматический строй:

На третьем году жизни происходит освоение морфологических категорий и форм при активном использовании непроизвольных высказываний, состоящих из одного-двух простых предложений. Центральными нововведениями в этом возрасте являются словоизменение и освоение диалогической формы речи со взрослыми, инициативных высказываний.

В 3 года ребёнок должен:

• Образовывать имена существительные именительного падежа множественного числа: дом – дома, кошка – кошки;

• Образовывать имена существительные в родительном падеже единственного числа: нет яблока, нет мамы;

• Образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: мышь-мышка, рубашка-рубашечка;

• Образовывать названия детёнышей животных в единственном и множественном числе используя уменьшительно-ласкательные суффиксы (без изменения основы): котёнок – котята, слонёнок – слонята, мышонок – мышата;

• Согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе: красный шар – красные шары;

• Правильно употреблять предлоги: в, на, за, под.

На четвертом году жизни зарождается словообразование и словотворчество в тесной связи с расширением словаря. Начинается формирование высказываний типа элементарных, коротких монологов (рассказов). Активно осваивается звукопроизношение, главным образом через игры со звукоподражанием.

В 4 года ребёнок должен:

• Образовывать имена существительные в родительном падеже множественного числа: нет яблок, много домов;

• Употреблять глаголы повелительного наклонения: пиши, читай, играй, иди;

• Правильно употреблять предлоги: над, перед, за, около;

• Образовывать названия детёнышей животных в единственном и множественном числе (с изменением основы): телёнок – телята, жеребёнок – жеребята;

• Правильно согласовывать слова в предложении.

Пятый год жизни знаменуется становлением произвольности речи, формированием фонематического восприятия, осознанием простейших языковых закономерностей, что проявляется, в частности, в изобилии языковых игр с грамматическим содержанием (словотворчество, «грамматические переборы»).

В 5 лет ребёнок должен:

  • • Согласовывать существительные с числительными два, пять в роде и числе: два лыжника – двое лыжников, пять лыжников – пятеро лыжников;
  • • Образовывать существительные множественного числа с уменьшительно-ласкательными суффиксами: домик – домики, гномик – гномики;
  • • Образовывать названия детёнышей животных и птиц в единственном и множественном числе: цыплёнок – цыплята, скворчонок – скворчата;
  • • Правильно употреблять предлоги: в, с, со, из, между.

Шестой и седьмой год жизни - этап овладения способами грамматически правильного построения развернутых связных высказываний, активного освоения сложного синтаксиса при произвольном построении монолога, этап формирования грамматически и фонетически правильной речи, освоения способов вычленения из речи (осознания) предложения, слова, звука.

В 6 лет ребёнок должен:

  • • Подбирать однокоренные слова: снег-снеговик-снегоход-снегурочка-снежный-снежки-снежок-снежинка-снегопад;
  • • Образовывать трудные формы повелительного и условного наклонения глаголов: спрячься, потанцуй, искал бы;
  • • Образовывать глаголы приставочным способом: ехал – въехал – заехал – выехал – подъехал – объехал - съехал;
  • • Образовывать глаголы совершенного вида: читал – прочитал, вешал – повесил, ставит – поставил;
  • • Образовывать прилагательные от существительныхотносительные: малиновый, деревянный, дубовый, притяжательные: лисий, волчий, папин, Катин;
  • • Употреблять трудные формы родительного падежа существительных во множественном числе: карандашей, ягнят, помидоров;
  • • Правильно употреблять предлоги: из-за, из-под.

https://lh5.googleusercontent.com/mm1pFbvcH3qw9xItRT-_ohfFJIqLWbgFMbCEeUBdQVWbXaKjTddBAML9voPQUpIsmSRwMoU6YAB4N24M-EySQBpWPqwmxZndnkZDH82GlioPPLkulgo6vANis4FR3f8IIjCzdgjfa6JFRIs5Vw

Четвертый этап — школьный (от 7 до 17 лет). Главная особенность развития речи у детей на данном этапе по сравнению с предыдущим — это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний. Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи — письменной речи. Итак, в школьном возрасте происходит целенаправленная перестройка речи ребенка — от восприятия и различения звуков до осознанного использования всех языковых средств 

     https://lh4.googleusercontent.com/kqogr2mKtiA54iWCOiqOzHq94NvtclYHjP5GgDyizL2XCAEdPGUqsR3QXMrvvmSWvPSP344dxqSobqeI9jZOrw_FJ0a8IAjC46qsnY1SWOhSK4mR1yGt9ILUltrFDDQPDebEdvuYQKA3u37jYQ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в слогах, словах, предложениях

для детей 6 -7 лет.

Тема: "Звук [Л]"

Подготовила: учитель – логопед высшей квалификационной категории Любимова Ирина Григорьевна

детский сад № 244, г. Ростов-на-Дону

Тема занятия: Звук [Л].

Цель: автоматизация звука [Л] в начале слов в позиции открытого слога в слогах, словах,

предложениях.

Задачи:

1 Образовательные:

закреплять знания детей об артикуляции и характеристике звука [Л];

упражнять в правильном произношении звука [Л] в слогах, словах и предложениях;

закреплять умение определять наличие звука на фоне слова, место звука [Л] в словах (в начале, в

середине, в конце);

упражнять в согласовании притяжательных местоимений мой, моя, моё, мои с существительными;

упражнять в образовании множественного числа, уменьшительно-ласкательных форм имён

существительных;

упражнять в образовании слов – действий;

упражнять в составлении предложений с заданным словом.

2 Коррекционные:

развивать зрительное и слуховое внимание и память, фонематический и ритмический слух, навыки

звукового анализа и синтеза;

укреплять мышцы и совершенствовать функции кистей рук у детей;

развивать зрительно-моторную координацию;

закреплять кинестетические ощущения на данный артикуляционный уклад.

3 Воспитательные:

воспитывать стремление овладеть правильной речью;

развивать умение внимательно слушать в ходе всего логопедического занятия;

прививать интерес к занятиям.

Оборудование:

предметные картинки: лак, лапа, лыжи, лавка, лодка, локоть, ложка, ладони, лампа; мелкая игрушка

Лунтик; волшебная палочка; фишки; картинки со звуком [Л] в начале, в середине, конце слова: луна,

стол, белка, вокзал, лотос, молоко; схема слова; красный, синий, зелёный кружки, набор букв,

карточки, плоские резиновые массажёры 5 штук.

Ход занятия:

1

Организационный этап. Сообщение темы.

- Здравствуй, Дима! Ты уже хорошо говоришь отдельный звук [Л], молодец.

- Когда ты разговариваешь с родителями, друзьями всегда ли ты правильно произносишь звук [Л]?

(Не всегда)

- Звук [Л] будет главным на нашем занятии. Мы будем учиться правильно произносить звук [Л] в

слогах, словах, предложениях.

2 Артикуляция и характеристика звука [Л].

- Пожалуйста, расскажи, что делают наши губы, зубы, язык, голосовые связки, когда мы произносим

звук [Л]? (Губы и зубы раскрыты, широкий язык поднимается к нёбу за верхние зубы. Голосовые

связки работают. Воздушная струя идёт по бокам языка)

- Какой звук [Л]? (Звук [Л] - согласный, сонорный, звонкий, твердый, обозначаем синим цветом,

буквой Л).

3 Упражнение «Подними букву Л, если услышишь в слове звук [Л].»

- Найди букву Л среди других букв.

- Дима, я тебе буду называть слова, ты будешь поднимать вверх букву «Л», если услышишь в слове

звук [Л].

- Лоб, шея, глаза, рот, лук, молоко, катер, рука, ландыш, Вова, платье, узел.

4 Упражнение «Определи место звука в слове»

- Дима, я тебе буду называть слова, ты будешь определять, где находится звук [Л], в начале,

середине или конце слова.

- Возьми схему слова и кружок.

- Какого цвета кружок ты возьмёшь? (Синего цвета, потому что звук [Л] – твёрдый)

- лошадь, пол, палка, пенал, лупа, пила (Звук [Л] находится в начале слова «Лошадь»)

5 Упражнение «Пальчики здороваются 2»

- Дима, локти поставь на стол, кисти рук смотрят вверх ладонями внутрь. Пальцы левой и правой рук

здороваются поочерёдно, начиная с мизинцев, наклоняясь внутрь.

ЛА-ЛА-ЛА (3 раза поздоровались мизинцы)

ЛО-ЛО-ЛО (3 раза поздоровались безымянные пальцы)

ЛУ-ЛУ-ЛУ (3 раза поздоровались средние пальцы)

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ (3 раза поздоровались указательные пальцы)

ЛЭ-ЛЭ-ЛЭ (3 раза поздоровались большие пальцы)

6 Упражнение «По дорожке песенка»

На столе перед ребёнком лежат массажёры.

- Дима, я тебе буду говорить разные песенки, ты за мной будешь их повторять. Ты будешь

переставлять руки по массажёрам вперёд, как бы ходить ладошками и пальчиками по дорожке из

массажёров вперёд под песенку.

лА-ла-ла

ла-лА-ла

ла-ла-лА

лО-ло-ло

ло-лО-ло

ло-ло-лО

ла-ла ла-ла-лА

ло-ло-лО ло-ло

лУ-лу лу-лу-лу

лы-лы-лы лЫ-лы и т.д.

7 Упражнение «Песенки»

- Посмотри, к нам в гости пришёл маленький Лунтик. Он хочет заниматься вместе с тобой. Лунтик

будет тебе называть слоговые песенки, слушай внимательно и повторяй песенки точь - в - точь, как

сказал Лунтик, старайся не ошибаться.

ЛА-ЛА-ЛО

ЛО-ЛО-ЛУ

ЛУ-ЛУ-ЛЫ

ЛЫ-ЛЫ-ЛЭ

ЛЭ-ЛЭ-ЛА

ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ

ЛО-ЛУ-ЛЫ-ЛЭ

ЛУ-ЛЫ-ЛЭ-ЛА

8 Упражнение «Назови картинку»

предметные картинки: лак, лапа, лыжи, лавка, лодка, локоть, ложка, ладони, лампа

- Дима, Лунтик хочет услышать, как ты говоришь звук [Л], покажи ему, как нужно правильно

говорить слова со звуком [Л].

9 Упражнение «Жадина»

- Дима, Лунтик любит игру «Жадина», он сейчас будет ходить по картинкам и жадничать: «Мой лак,

моя лапа, мои лыжи…»

10 Упражнение «Один и много»

- Дима, возьми волшебную палочку, дотрагивайся волшебной палочкой до картинок, как – будто, ты

превращаешь один предмет во много предметов и называй: «Лак – лаки, лапа – лапы…»

11 Упражнение «Запомни и назови»

- Лунтик не может запомнить все картинки. А ты можешь? Посмотри внимательно на картинки,

запомни их, я их закрою сверху карточками, а ты с Лунтиком назовёшь, какие картинки были?

12 Упражнение «Большой и маленький»

- Там, где живут Лунтик, Мила, Кузя всё маленькое: у них не палка, а палочка; не платье, а платьице.

- Возьми Лунтика, ходи по картинкам и превращай большие предметы в маленькие.

(лак - лачок, лапа – лапка, лыжи - лыжки, лавка - лавочка, лодка - лодочка, локоть - локоток, ложка -

ложечка, ладони - ладошки, лампа – лампочка)

13 Упражнение «Что делает?»

- Лунтик будет задавать тебе вопросы, а ты подбери к ним как можно больше ответов.

Лак что делает? (красит, покрывает, украшает, сверкает…)

14 Упражнение «Придумай предложение с каждым словом - картинкой»

- Дима, возьми фишки, закрой каждую картинку одной фишкой. Лунтик не умеет придумывать

предложения со словами. Покажи ему, как это делается. Придумай предложения с каждым словом -

картинкой. С каким словом ты составишь предложение, с той картинки снимешь фишку.

15 Итог занятия.

- Какой звук был главным на нашем занятии?

- Какое упражнение тебе понравилось больше всего?

16 Оценка занятия.

- Дима, нашему гостю пора возвращаться к своим друзьям Миле, Пчелёнку, Кузе. Ему очень

понравилось играть с тобой. Молодец, Дима! Сегодня ты очень хорошо поработал.


 

Онтогенез развития речи” Доклад для педагогов

Онтогенез развития речи” Доклад для педагогов

Во втором полугодии малыш воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с предметами или действиями (тик-так, дай-дай, бух)

Во втором полугодии малыш воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с предметами или действиями (тик-так, дай-дай, бух)

Курочка Ряба», «Репка», «Колобок»)

Курочка Ряба», «Репка», «Колобок»)

При употреблении причастий и деепричастий по-прежнему возможны ошибки

При употреблении причастий и деепричастий по-прежнему возможны ошибки

Он сознает норму произношения, имеет представление о правильном произношении, деятельно борется за осуществление этой нормы, исправляя ошибки в речи окружающих

Он сознает норму произношения, имеет представление о правильном произношении, деятельно борется за осуществление этой нормы, исправляя ошибки в речи окружающих

В 5 лет ребёнок должен : •

В 5 лет ребёнок должен : •

Доклад для педагогов на тему "Онтогенез развития речи"

Доклад  для педагогов на тему "Онтогенез развития речи"

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в слогах, словах, предложениях для детей 6 -7 лет

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в слогах, словах, предложениях для детей 6 -7 лет

Организационный этап. Сообщение темы

Организационный этап. Сообщение темы

У-лу лу-лу-лу лы-лы-лы лЫ-лы и т

У-лу лу-лу-лу лы-лы-лы лЫ-лы и т

Оценка занятия. - Дима, нашему гостю пора возвращаться к своим друзьям

Оценка занятия. - Дима, нашему гостю пора возвращаться к своим друзьям
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.12.2024