Доклад для педагогов на тему "Онтогенез развития речи"

  • docx
  • 12.12.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала логопед публикации.docx

 Онтогенез

 развития речи”

Доклад для педагогов

Онтогенез развития речи

Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание.

Выделяют 4 этапа становления речи:

  • 1-й — подготовительный — до 1 года;
  • 2-й — преддошкольный этап первоначального овладения языком — до 3 лет;
  • 3-й — дошкольный — до 7 лет, для которого характерно развитие языка ребенка в процессе речевой практики и обобщения языковых фактов;
  • 4-й — школьный, который связан с овладением ребенком письменной речью и систематическим обучением языку в школе.

Первый этап — подготовительный (с момента рождения ребенка до одного года). С момента рождения у ребенка появляются голосовые реакции: крик и плач. Правда, они еще очень далеки от звуков человеческой речи. Однако и крик, и плач способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного. Через две недели можно уже заметить, что ребенок начинает реагировать на голос говорящего: перестает плакать, прислушивается, когда к нему обращаются. К концу первого месяца его уже можно успокоить мелодичной песней (колыбельной). Далее он начинает поворачивать голову в сторону говорящего или следить за ним глазами. Вскоре малыш уже реагирует на интонацию: на ласковую — оживляется, на резкую — плачет.

  • Около 2 месяцев появляется гуление и к началу 3-го месяца— лепет (агу-угу, тя-тя, ба-ба и т. п.). Лепет — это сочетание звуков, неопределенно артикулируемых. С 5 месяцев ребенок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать. Многократное повторение какого-то определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка. С 6 месяцев ребенок путем подражания произносит отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па и др.). В дальнейшем путем подражания ребенок перенимает постепенно все элементы звучащей речи: не только фонемы, но и тон, темп, ритм, мелодику, интонацию. Во втором полугодии малыш воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с предметами или действиями (тик-так, дай-дай, бух). Но в это время он еще реагирует на весь комплекс воздействия: ситуацию, интонацию и слова. Все это помогает образованию временных связей (запоминание слов и реакция на них). В возрасте 7—9 месяцев ребенок начинает повторять за взрослым, все более и более разнообразные сочетания звуков. С 10—11 мес. появляются реакции на самые слова (уже независимо от ситуации и интонации говорящего).
  • В это время особо важное значение приобретают условия, в которых формируется речь ребенка (правильная речь окружающих, подражание взрослым и др.). К концу первого года жизни появляются первые слова.

Второй этап — преддошкольный (от одного года до 3 лет). С появлением у ребенка первых слов заканчивается подготовительный этап и начинается этап становления активной речи. В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он очень много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. Появляется возможность понимания словесного объяснения взрослого, усвоения знаний, накопления новых слов. На протяжении 2-го и 3-го года жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря.

Словарь:

  • к 1 г 6 мес.— 10—15 слов;
  • к концу 2-го года — 300 слов (за 6 мес. около 300 слов!);
  • к 3 годам— около 1000 слов (т.е. за год около 700 слов!)

Звукопроизношение:

  • Освоены гласные ([А], [У], [О], [И])  
  • согласные раннего онтогенеза [К], [К’], [Г], [Г’], [М], [М’], [П, ][П’], [Б], [Б’], [Т], [Т’], [Д], [Д’], [Н], [Н’]
  •  к концу третьего года [В], [В’], [Ф], [Ф’] [Ы], [Э], [Х], [Х’], [С’], [З’], [Л’].
  • Фонематический слух ребенка третьего года жизни практически не развит.

Связная речь:

  • Связная речь только начинает формироваться. Ребенок третьего года жизни овладевает диалогической речью и все чаще становится инициатором общения.
  • К концу третьего года жизни начинается развитие монологической речи. Малыш может рассказать о том, куда он ходил с мамой, что он видел на прогулке, что делал в детском саду.
  • Он с удовольствием слушает чтение взрослыми детских книжек, рассматривает картинки в книжках и пытается рассказывать вместе со взрослым хорошо знакомые сказки («Курочка Ряба», «Репка»,        «Колобок»).
  •  Он слушает чтение стихов   и договаривает   отдельные слова в них, может     рассказать простые          четверостишья.

Грамматический строй: Значения слов становятся все более определенными. К началу 3-го года жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи. Сначала ребенок выражает свои желания, просьбы одним слвом. Потом — примитивными фразами без согласования («Мама, пить мамуле Тата» — Мама, дай Тате попить молока). Далее постепенно появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении. К 2 году дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания. В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности.

Третий этап — дошкольный (от 3 до 7 лет).

Словарный запас: 

3-4 года

  • 1000-2000 слов
  • Увеличивается не только количество существительных и глаголов, все чаще встречаются местоимения, наречия, появляются числительные (1, 2…). Представлены все части речи, кроме причастий и деепричастий.
  • Начинают появляться в активной речи слова – понятия: одежда, посуда, игрушки и т. д. Ребенок начинает использовать притяжательные местоимения (мой, твой), притяжательные прилагательные (мамин, папин).

4-5 лет

  • до 2500 – 3000 слов.
  • Дети начинают активно пользоваться собирательными существительными (посуда, овощи, фрукты).
  • Появляются слова, обозначающие части и детали предметов, существительные – названия профессий, инструментов, трудового оборудования.
  • Появляются притяжательные прилагательные, а также сравнительная степень прилагательных.
  • Идет усвоение возвратных глаголов и приставочных.

5-6 лет

  • В словаре ребенка шестого года жизни от двух с половиной до 3000 слов,
  • представлены все части речи.

6-7 лет

  • более 4000 слов,
  • представлены все части речи, включая причастия и деепричастия.
  • При употреблении причастий и деепричастий по-прежнему возможны ошибки. (Я РВАЛ НЕДОРАСПУЩЕННЫЕ ЦВЕТЫ. ЯЙЦО БЫЛО ЗОЛОТОЙ КРАСКОЙ ВЫКРАСЕНО. Я УВИДЕЛ ЭТО ВО СНЕ, СПЯ.).

Звукопроизношение:

3-4 года – свистящие (С, З, Ц)

4-5 лет – шипящие (Ш, Ж, Щ, Ч)

5-6 лет  - сонорные (Л, Р)

Фонетико-фонематическая сторона речи

3-4 года

  • Появляются твердые согласные свистящие (С, З, Ц), к четырем годам шипящие (Ш, Ж). Речь становится более отчетливой. Правильно произносят гласные: Э, Ы, к норме приближается звук Х.Дети верно воспроизводят слова со стечением 2 -3 согласных. Становится возможным употребление более сложных по слоговой структуре слов (3 – 4 слога). В многосложных словах, особенно со стечением нескольких согласных еще нередки пропуски звуков и слогов, их перестановки.

4-5 лет

  • Ребенок пятого года жизни осваивает подгруппу свистящих звуков, и уже правильно произносит в речевом потоке звуки [С], [С’], [З], [З’], [Ц] и, более того, дифференцирует их между собой. Еще возможно нарушение произношения шипящих, аффрикат, соноров. Например, шипящие звуки ребенок может заменять на свистящие ([Ш] на [С], а [З] на [Ж]), а звуки [Р], [Р’], [Л] могут заменяться на [Л’], [J] или отсутствовать. Звуки [Ч] и [Щ] ребенок пятого года жизни, как правило, смягчает. Малыш легко определяет ударный гласный в начале слов: утка, аист, озеро; может определить очередность звуков в слияниях: ау, уа, иа.

5-6 лет

  • В это время наблюдается активное становление фонетической стороны речи, поэтому к пяти годам и шипящие звуки как правило произносятся правильно и дифференцированы в речевом потоке, уходит смягчение звуков [Ч] и [Щ]. Многие дети осваивают звук [Л]. И только звуки [Р] и [Р’] заменяются на [Л] и [Л’], либо [J], либо опускаются, что считается физиологической нормой. Развивающийся навык слухового восприятия помогает ребенку контролировать собственное произношение и даже слышать ошибки в речи окружающих. Ребенок легко определяет начальный и конечный звуки в словах, может определить количество звуков в трех-пятизвучном слове, может подобрать слово на заданный звук.

6-7 лет

  • К шести годам процесс фонемообразования заканчивается. Ребенок     правильно произносит и дифференцирует в речевом потоке все звуки родного языка. Он сознает норму произношения, имеет представление о правильном произношении, деятельно борется за осуществление этой нормы, исправляя ошибки в речи окружающих. (А. Н. Гвоздев). Он не нарушает звуконаполняемость и слоговую структуру слов. Он может определить место любого звука в слове, определить количество звуков в слове, подобрать слово на заданный звук.

Грамматический строй:

На третьем году жизни происходит освоение морфологических категорий и форм при активном использовании непроизвольных высказываний, состоящих из одного-двух простых предложений. Центральными нововведениями в этом возрасте являются словоизменение и освоение диалогической формы речи со взрослыми, инициативных высказываний.

В 3 года ребёнок должен:

• Образовывать имена существительные именительного падежа множественного числа: дом – дома, кошка – кошки;

• Образовывать имена существительные в родительном падеже единственного числа: нет яблока, нет мамы;

• Образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: мышь-мышка, рубашка-рубашечка;

• Образовывать названия детёнышей животных в единственном и множественном числе используя уменьшительно-ласкательные суффиксы (без изменения основы): котёнок – котята, слонёнок – слонята, мышонок – мышата;

• Согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе: красный шар – красные шары;

• Правильно употреблять предлоги: в, на, за, под.

На четвертом году жизни зарождается словообразование и словотворчество в тесной связи с расширением словаря. Начинается формирование высказываний типа элементарных, коротких монологов (рассказов). Активно осваивается звукопроизношение, главным образом через игры со звукоподражанием.

В 4 года ребёнок должен:

• Образовывать имена существительные в родительном падеже множественного числа: нет яблок, много домов;

• Употреблять глаголы повелительного наклонения: пиши, читай, играй, иди;

• Правильно употреблять предлоги: над, перед, за, около;

• Образовывать названия детёнышей животных в единственном и множественном числе (с изменением основы): телёнок – телята, жеребёнок – жеребята;

• Правильно согласовывать слова в предложении.

Пятый год жизни знаменуется становлением произвольности речи, формированием фонематического восприятия, осознанием простейших языковых закономерностей, что проявляется, в частности, в изобилии языковых игр с грамматическим содержанием (словотворчество, «грамматические переборы»).

В 5 лет ребёнок должен:

  • • Согласовывать существительные с числительными два, пять в роде и числе: два лыжника – двое лыжников, пять лыжников – пятеро лыжников;
  • • Образовывать существительные множественного числа с уменьшительно-ласкательными суффиксами: домик – домики, гномик – гномики;
  • • Образовывать названия детёнышей животных и птиц в единственном и множественном числе: цыплёнок – цыплята, скворчонок – скворчата;
  • • Правильно употреблять предлоги: в, с, со, из, между.

Шестой и седьмой год жизни - этап овладения способами грамматически правильного построения развернутых связных высказываний, активного освоения сложного синтаксиса при произвольном построении монолога, этап формирования грамматически и фонетически правильной речи, освоения способов вычленения из речи (осознания) предложения, слова, звука.

В 6 лет ребёнок должен:

  • • Подбирать однокоренные слова: снег-снеговик-снегоход-снегурочка-снежный-снежки-снежок-снежинка-снегопад;
  • • Образовывать трудные формы повелительного и условного наклонения глаголов: спрячься, потанцуй, искал бы;
  • • Образовывать глаголы приставочным способом: ехал – въехал – заехал – выехал – подъехал – объехал - съехал;
  • • Образовывать глаголы совершенного вида: читал – прочитал, вешал – повесил, ставит – поставил;
  • • Образовывать прилагательные от существительныхотносительные: малиновый, деревянный, дубовый, притяжательные: лисий, волчий, папин, Катин;
  • • Употреблять трудные формы родительного падежа существительных во множественном числе: карандашей, ягнят, помидоров;
  • • Правильно употреблять предлоги: из-за, из-под.

https://lh5.googleusercontent.com/mm1pFbvcH3qw9xItRT-_ohfFJIqLWbgFMbCEeUBdQVWbXaKjTddBAML9voPQUpIsmSRwMoU6YAB4N24M-EySQBpWPqwmxZndnkZDH82GlioPPLkulgo6vANis4FR3f8IIjCzdgjfa6JFRIs5Vw

Четвертый этап — школьный (от 7 до 17 лет). Главная особенность развития речи у детей на данном этапе по сравнению с предыдущим — это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний. Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи — письменной речи. Итак, в школьном возрасте происходит целенаправленная перестройка речи ребенка — от восприятия и различения звуков до осознанного использования всех языковых средств 

     https://lh4.googleusercontent.com/kqogr2mKtiA54iWCOiqOzHq94NvtclYHjP5GgDyizL2XCAEdPGUqsR3QXMrvvmSWvPSP344dxqSobqeI9jZOrw_FJ0a8IAjC46qsnY1SWOhSK4mR1yGt9ILUltrFDDQPDebEdvuYQKA3u37jYQ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в слогах, словах, предложениях

для детей 6 -7 лет.

Тема: "Звук [Л]"

Подготовила: учитель – логопед высшей квалификационной категории Любимова Ирина Григорьевна

детский сад № 244, г. Ростов-на-Дону

Тема занятия: Звук [Л].

Цель: автоматизация звука [Л] в начале слов в позиции открытого слога в слогах, словах,

предложениях.

Задачи:

1 Образовательные:

закреплять знания детей об артикуляции и характеристике звука [Л];

упражнять в правильном произношении звука [Л] в слогах, словах и предложениях;

закреплять умение определять наличие звука на фоне слова, место звука [Л] в словах (в начале, в

середине, в конце);

упражнять в согласовании притяжательных местоимений мой, моя, моё, мои с существительными;

упражнять в образовании множественного числа, уменьшительно-ласкательных форм имён

существительных;

упражнять в образовании слов – действий;

упражнять в составлении предложений с заданным словом.

2 Коррекционные:

развивать зрительное и слуховое внимание и память, фонематический и ритмический слух, навыки

звукового анализа и синтеза;

укреплять мышцы и совершенствовать функции кистей рук у детей;

развивать зрительно-моторную координацию;

закреплять кинестетические ощущения на данный артикуляционный уклад.

3 Воспитательные:

воспитывать стремление овладеть правильной речью;

развивать умение внимательно слушать в ходе всего логопедического занятия;

прививать интерес к занятиям.

Оборудование:

предметные картинки: лак, лапа, лыжи, лавка, лодка, локоть, ложка, ладони, лампа; мелкая игрушка

Лунтик; волшебная палочка; фишки; картинки со звуком [Л] в начале, в середине, конце слова: луна,

стол, белка, вокзал, лотос, молоко; схема слова; красный, синий, зелёный кружки, набор букв,

карточки, плоские резиновые массажёры 5 штук.

Ход занятия:

1

Организационный этап. Сообщение темы.

- Здравствуй, Дима! Ты уже хорошо говоришь отдельный звук [Л], молодец.

- Когда ты разговариваешь с родителями, друзьями всегда ли ты правильно произносишь звук [Л]?

(Не всегда)

- Звук [Л] будет главным на нашем занятии. Мы будем учиться правильно произносить звук [Л] в

слогах, словах, предложениях.

2 Артикуляция и характеристика звука [Л].

- Пожалуйста, расскажи, что делают наши губы, зубы, язык, голосовые связки, когда мы произносим

звук [Л]? (Губы и зубы раскрыты, широкий язык поднимается к нёбу за верхние зубы. Голосовые

связки работают. Воздушная струя идёт по бокам языка)

- Какой звук [Л]? (Звук [Л] - согласный, сонорный, звонкий, твердый, обозначаем синим цветом,

буквой Л).

3 Упражнение «Подними букву Л, если услышишь в слове звук [Л].»

- Найди букву Л среди других букв.

- Дима, я тебе буду называть слова, ты будешь поднимать вверх букву «Л», если услышишь в слове

звук [Л].

- Лоб, шея, глаза, рот, лук, молоко, катер, рука, ландыш, Вова, платье, узел.

4 Упражнение «Определи место звука в слове»

- Дима, я тебе буду называть слова, ты будешь определять, где находится звук [Л], в начале,

середине или конце слова.

- Возьми схему слова и кружок.

- Какого цвета кружок ты возьмёшь? (Синего цвета, потому что звук [Л] – твёрдый)

- лошадь, пол, палка, пенал, лупа, пила (Звук [Л] находится в начале слова «Лошадь»)

5 Упражнение «Пальчики здороваются 2»

- Дима, локти поставь на стол, кисти рук смотрят вверх ладонями внутрь. Пальцы левой и правой рук

здороваются поочерёдно, начиная с мизинцев, наклоняясь внутрь.

ЛА-ЛА-ЛА (3 раза поздоровались мизинцы)

ЛО-ЛО-ЛО (3 раза поздоровались безымянные пальцы)

ЛУ-ЛУ-ЛУ (3 раза поздоровались средние пальцы)

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ (3 раза поздоровались указательные пальцы)

ЛЭ-ЛЭ-ЛЭ (3 раза поздоровались большие пальцы)

6 Упражнение «По дорожке песенка»

На столе перед ребёнком лежат массажёры.

- Дима, я тебе буду говорить разные песенки, ты за мной будешь их повторять. Ты будешь

переставлять руки по массажёрам вперёд, как бы ходить ладошками и пальчиками по дорожке из

массажёров вперёд под песенку.

лА-ла-ла

ла-лА-ла

ла-ла-лА

лО-ло-ло

ло-лО-ло

ло-ло-лО

ла-ла ла-ла-лА

ло-ло-лО ло-ло

лУ-лу лу-лу-лу

лы-лы-лы лЫ-лы и т.д.

7 Упражнение «Песенки»

- Посмотри, к нам в гости пришёл маленький Лунтик. Он хочет заниматься вместе с тобой. Лунтик

будет тебе называть слоговые песенки, слушай внимательно и повторяй песенки точь - в - точь, как

сказал Лунтик, старайся не ошибаться.

ЛА-ЛА-ЛО

ЛО-ЛО-ЛУ

ЛУ-ЛУ-ЛЫ

ЛЫ-ЛЫ-ЛЭ

ЛЭ-ЛЭ-ЛА

ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ

ЛО-ЛУ-ЛЫ-ЛЭ

ЛУ-ЛЫ-ЛЭ-ЛА

8 Упражнение «Назови картинку»

предметные картинки: лак, лапа, лыжи, лавка, лодка, локоть, ложка, ладони, лампа

- Дима, Лунтик хочет услышать, как ты говоришь звук [Л], покажи ему, как нужно правильно

говорить слова со звуком [Л].

9 Упражнение «Жадина»

- Дима, Лунтик любит игру «Жадина», он сейчас будет ходить по картинкам и жадничать: «Мой лак,

моя лапа, мои лыжи…»

10 Упражнение «Один и много»

- Дима, возьми волшебную палочку, дотрагивайся волшебной палочкой до картинок, как – будто, ты

превращаешь один предмет во много предметов и называй: «Лак – лаки, лапа – лапы…»

11 Упражнение «Запомни и назови»

- Лунтик не может запомнить все картинки. А ты можешь? Посмотри внимательно на картинки,

запомни их, я их закрою сверху карточками, а ты с Лунтиком назовёшь, какие картинки были?

12 Упражнение «Большой и маленький»

- Там, где живут Лунтик, Мила, Кузя всё маленькое: у них не палка, а палочка; не платье, а платьице.

- Возьми Лунтика, ходи по картинкам и превращай большие предметы в маленькие.

(лак - лачок, лапа – лапка, лыжи - лыжки, лавка - лавочка, лодка - лодочка, локоть - локоток, ложка -

ложечка, ладони - ладошки, лампа – лампочка)

13 Упражнение «Что делает?»

- Лунтик будет задавать тебе вопросы, а ты подбери к ним как можно больше ответов.

Лак что делает? (красит, покрывает, украшает, сверкает…)

14 Упражнение «Придумай предложение с каждым словом - картинкой»

- Дима, возьми фишки, закрой каждую картинку одной фишкой. Лунтик не умеет придумывать

предложения со словами. Покажи ему, как это делается. Придумай предложения с каждым словом -

картинкой. С каким словом ты составишь предложение, с той картинки снимешь фишку.

15 Итог занятия.

- Какой звук был главным на нашем занятии?

- Какое упражнение тебе понравилось больше всего?

16 Оценка занятия.

- Дима, нашему гостю пора возвращаться к своим друзьям Миле, Пчелёнку, Кузе. Ему очень

понравилось играть с тобой. Молодец, Дима! Сегодня ты очень хорошо поработал.