Доклад по теме
«Формирование БУД младших школьников с ОВЗ на уроках
в условиях ФГОС»
Современные подходы к повышению эффективности обучения предполагают формирование у школьника положительной мотивации к учению, умению учиться, получать и использовать знания в процессе жизни и деятельности. На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию учебной деятельности, в которой особое внимание уделяется развитию и коррекции мотивационного и операционного компонентов учебной деятельности, т.к. они во многом определяют уровень ее сформированности и успешность обучения школьника.
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой - составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
1. Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.
2. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками в процессе обучения.
3. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.
4. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.
Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности.
Для формирования личностных базовых учебных действий можно использовать следующие виды заданий:
– участие в проектах, исследованиях;
– мысленное воспроизведение картины, ситуации, творческие задания;
– подведение итогов урока; самооценка события, происшествия;
Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
– составь задание партнеру;
– представь себя в роли учителя и составь задание для класса;
– составь рассказ от имени героя;
– составь рассказ от имени неодушевленного предмета (например, от имени школьной парты, от имени разделительного мягкого знака и т.п.);
– отзыв на работу товарища;
Игра в слова. Дети работают в паре.
Задание 1.Используя буквы с, а, м, ш, у, а составь разные слова из 3 букв; 4 букв;
Задание 2. Один ученик пишет буквы гласные, второй — согласные и потом проверяют работу друг друга.
Дети учатся планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться.
Задание 3. Работа в паре
-Ребята, как жужжит жук? [ж-ж-ж] Наберите воздух и покажите, как жужжит жук, как воет волк (Владение определёнными вербальными и не вербальными средствами общения)
Коммуникативные учебные действия включают в себя умение оценивать себя и друг друга. В конце уроке ученики оценивают свою работу и работу друг друга.
-Кому бы вы поставили такую отметку? Кому не поставили? Почему?
Задания, которые формируют регулятивные БУД.
Задание 1. На доске заглавные буквы: С Ш А М Х
- Что вы можете сказать об этих буквах? Какая лишняя? Напишите эти буквы. (Учащиеся письменно выполняют работу в тетрадях.)
- Подчеркните в своих работах те буквы, которые вы считаете удачно написанными. Расскажите: какие буквы не получились, что не получилось?
(Дети рассматривают буквы, проверяют написание букв на доске, рассказывают о том, что в них не получилось, адекватно воспринимают оценку учителя. (Осуществление учебных действий, коррекция, самоконтроль)
Задание 2. Подчеркни гласные буквы красным карандашом, согласные - синим. Проверь свою работу с образцом на доске.
Ма-ма, са-ма, ма-шу, Са-ша, о-са. (Умение контролировать результат работы с эталоном на доске)
Хочется дать несколько рекомендаций по развитию регулятивных универсальных учебных действий:
1. Научить ребенка:
а) контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной теме;
б) выполнять свои действия по заданному образцу и правилу; алгоритму
в) исправлять ошибки.
2. Помогите ребенку: научиться адекватно оценивать выполненную работу.
Задания, направленные на формирование познавательных БУД.
Они включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирования изучаемого содержания.
Для формирования познавательных БУД целесообразны следующие виды заданий:
– сравни; – найди отличия (можно задать их количество);
– на что похоже?;
– поиск лишнего;
– лабиринты;
– работа с разного вида таблицами;
– работа со словарями; - различный дидактический материал.
На учебном предмете «Русский язык» у обучающихся формируются логические действия анализа, установления причинно-следственных связей, сравнения при работе с текстом. Усвоение правил построения слов и предложений, графической формы букв позволяют сформировать знаковосимволические действия. На уроках чтения формируется самоопределение и самопознание через сравнение образа «Я» с героями литературных произведений. Смыслообразование через прослеживание судьбы героев, умение строить речь с учетом целей коммуникации, умения устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий, умение строить план. На уроках математики формируются учебные действия, через планирование последовательности и этапов при решении задач; различения способа, результата действия; использование знаково-символических средств для моделирования математической ситуации. Учебный предмет «Мир природы и человека» позволяет овладеть формами исследовательской деятельности; формами классификации объектов живой и неживой природы; установление причинно-следственных связей в окружающем мире.
Преемственность обучения является необходимым и затрагивает переход из начальных классов на обучение в старшие классы, но несмотря на возрастные и психологические различия обучающихся, переживаемые ими трудности переходных периодов имеют между собой много общего. Соблюдение правила преемственности в обучении, воспитании и развитии принципиально значимо. Это правило является одним из важных составляющих систематичности и последовательности в обучении и единства педагогического воздействия в воспитании. Недостаточное внимание к этому ведущему принципу обучения и воспитания отрицательно влияет как на качество знаний и выработку умений, так и на коммуникативные и общественно значимые стороны личности обучающегося.
Так, меняется роль учителя - теперь он организатор развития ученика, который понимает и знает, как не только дать знания ребенку, но и использовать урок для развития регулятивных, коммуникативных, познавательных и личностных учебных действий. Учитель – главный помощник ребенка в овладении компетенциями, он идет рядом, создавая условия для развития, а не только для овладения предметными знаниями!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.