Доклад "Формирование диалогической речи детей младшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр"
Оценка 4.9

Доклад "Формирование диалогической речи детей младшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр"

Оценка 4.9
docx
01.06.2020
Доклад "Формирование диалогической речи детей младшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр"
Доклад.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад на тему:

«Формирование диалогической речи детей

младшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:

Алябышева Д.М.

Студентка 41 ДО группы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 2020

Дошкольное детство является особенным временем, когда происходит практическое усвоение норм русского языка, а также общее развитие личности. Важным фактором воспитания и обучения младших дошкольников представляется речевое развитие, удовлетворяющее потребностям детей данного возраста.

Диалог формирует у детей важные качества, именно в нем у дошкольников закладываются основы самоорганизации, самодеятельности, самоконтроля. В качестве базовых компонентов, которые вовлечены в поле зрения воспитателя, когда его деятельность направлена на речевое развитие младших дошкольников, выступают: творчество, диалог, познание, саморазвитие. 

Значимую роль в работе с детьми играет использование игр, так как они включают решение всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении высказываний, развивают речь. Именно поэтому взаимодействие участников игр способствует формированию всех качеств связной диалогической речи, становится фундаментом для успешной реализации взаимодействия младших дошкольников с социумом.

Можно сделать вывод, что проблема формирования диалогической речи младших дошкольников в игровой деятельности достаточно актуальна на сегодняшний день.

Диалогическая или разговорная речь является основным видом речевого взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми, служит фундаментом для образования монологической связной речи.

По мнению Л. П. Якубинского, диалог, не только форма речи, он еще и разновидность человеческого поведения. Как форма речевого взаимодействия с другими людьми он требует от ребенка особых социально-речевых умений, освоение которых происходит постепенно.

Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые, М.М. Алексеева, В.И. Яшина, называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения.

В период младшего дошкольного возраста проявляются существенные изменения как в характере, так и в содержании деятельности ребенка, кроме того в отношениях с окружающими людьми: взрослыми и сверстниками. Дошкольники в этот период развития наблюдают за отношениями окружающих и подражают им.

Игра является преобладающей деятельностью на данном этапе. В игре дошкольник проявляет свой уровень осознанности в человеческих взаимоотношениях.

Речь ребенка усложняется, появляются новые слова, речь становится интереснее. В данном возрасте немаловажным аспектом является развитие мелкой моторики рук.

Таблица 1 Характеристика младшего дошкольного возраста

Психологическая характеристика

Содержание

Психические новообразования.

Главная особенность психических процессов младших дошкольников - это возникновение первоначального образа собственного «Я», и самой простой формы гордости.

Социальная ситуация развития.

Дети младшего дошкольного возраста постепенно становятся самостоятельными. Детей начинает интересовать поведение взрослых и их сверстников. Малыши подражают действиям взрослых, и начинают использовать это подражание в своих ролевых играх. На первых порах в игре первенство принадлежит взрослому, но вскоре младший дошкольник уже способен брать инициативу в свои руки[36].

Дети в возрасте 3-4 лет только начинают воспринимать сверстников, как компаньонов для игры. Малыши пытаются общаться с помощью фраз и жестов.

Общение.

В период младшего дошкольного детства начинается процесс знакомства и игры со сверстниками. Дети начинают проявлять разнообразные эмоции: а) смущение, б) радость, в) интерес, г) иногда жадность. Дошкольники начинают пробовать организовывать элементарную совместную игру. К окончанию данного возрастного периода у малышей получается создавать уже полноценные игры.

Ролевая игра.

Ведущим видом деятельности в данном периоде развития является ролевая игра. Главное содержание игры - это человеческие отношения. В процессе такой игры у детей развивается восприятие социального окружения, развивается образное мышление и воображение.

Память.

Запоминание в младшем дошкольном возрасте характеризуется непроизвольностью. Ребенок запоминает образы, необходимо отметить, что преимущественно идет узнавание образов. Детям еще очень сложно долго сосредотачивать внимание на каком-то одном предмете либо деятельности. Дети 3-4 лет активно меняют виды деятельности, дети с легкостью переключают внимание с одного предмета на другой. Дети в этом возрасте легко подвержены смене настроения. Ребенок может спокойно играть, а уже через одну минуту слезы могут политься из глаз. Если ребенок эмоционально здоров, то он находится в хорошем расположение духа, жизнерадостен и оптимистичен.

В младшем дошкольном возрасте речь развита достаточно для того, чтобы говорить короткими фразами, однако навык диалогового общения только начинает формироваться. Чаще всего, в 3-4 года формы диалогической речи малышей ограничиваются краткими репликам в рамках ситуации.

В младшем дошкольном возрасте у детей наблюдается значительный скачок в развитии потребности в общении, расширяется словарный запас. Речь активно перестраивает все психические процессы, становится орудием мысли ребенка. В этот период начинает развиваться диалог как основная форма разговорной речи. Младший возраст особо чувствителен, восприимчив к усвоению диалогической речи, в этот период дети осваивают структуру простого предложения, учатся строить сложные предложения, сначала бессоюзные, затем с союзами и союзными словами, учатся строить несложные диалоги.

При ежедневной комплексной работе, направленной на овладение дошкольниками вести диалог, строить правильно высказывания, при тренировках в общении со взрослыми и сверстниками у детей формируется целый ряд диалогических умений:

1) дети берут на себя инициативу в диалоге с собеседником,

2) у детей формируется достаточно быстрая реакция на реплики партнера,

3) в речи дошкольники используют всевозможные виды высказываний (сообщение, просьба, вопрос и т. п.);

4) дошкольники выбирают для бесед темы различного характера,

5) при беседе используют доброжелательный тон, говорят спокойно с умеренной громкостью;

6) в речи используют формулы речевого этикета;

8) активно жестикулируют, используют мимику;

9) умеют общаться в паре.

Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, - их называют сюжетно-ролевыми. Дети воспроизводят в ролях все то, что видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.

Особенно важными для развития диалогической речи является сюжетно-ролевая игра, в которой дети совместно создают предметно-игровую среду, придумывают тему и развивают сюжет, разыгрывают ролевые диалоги и по ходу их вступают в разнообразные реальные взаимоотношения.

Таким образом, что между речью и сюжетно-ролевой игрой существует двусторонняя связь: с одной стороны, речь развивается и активизируется в ней, а с другой стороны, сама сюжетно-ролевая игра развивается под влиянием развития речи. Ребенок словом обозначает свои действия, и этим самым осмысливает их, словом он пользуется, и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства.

коммуникативные умения помогает вовлечение детей в игровую деятельность. благодаря у ребёнка происходит культуры речи и : формируется интонационно-динамическая речи, её качества, чёткость каждого слова, ударения в слове, , ясность, верно формулировать мысль, чтобы понятыми другими; диалогическая и речь; обогащается запас; формируются письменной речи, и, что главное, в таких играх собственно речевую ребёнка.

является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.

психолог Л. С. говорил, что в процессе игры ребенок не просто перевоплощается в чужую личность, но, входя в роль, расширяет, обогащает, углубляет собственную. Управляя игрой детей, можно влиять на их отношения и мировоззрением.

Большинству игр присущи главные черты:

1)                развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от его результата (процедурное удовольствие);

2)                , значительно импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);

3)                эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);

прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

Сюжетные игры младших дошкольников носят подражательный характер, поэтому в этот период развития игры для ребенка важна атрибутика (предметы и игрушки). Ребенку нужны все виды игрушек: сюжетно – образные (куклы, фигурки животных), предметы игрового обихода (кукольная посуда, мебель и т. д)

Проявление интереса к разнообразному содержанию сюжетных игр на основе отображения семейных отношений, непосредственных впечатлений от посещения магазина, поликлиники, событий прочитанных книг, мультфильмов, картинок.

Постепенно сюжетная игра усложняется, у детей появляется потребность использовать в играх кроме игрушек предметы-заместители, атрибуты одежды (халат и шапочка врача, бескозырка матроса, фуражка и жезл милиционера). По побуждению воспитателя использование развертывание игры в определенном игровом уголке (парикмахерская, кабинет врача).

Главной особенностью сюжетной игры является наличие воображаемой ситуации. Мнимая ситуация сюжета и ролей, которые принимают на детей в процессе игры, в том числе с использованием своего рода вещей и предметов. Сюжет игры - ряд событий, в сочетании жизненно важных мотивированных облигаций. В рассказе раскрывается содержание игры - характер действий и отношений, которые связаны с участниками событий. Чаще всего ребенок берет на себя роль взрослого.

Наличие роли игры означает, что у него в голове ребенка идентифицирует себя с тем или иным человеком и действует от имени партии: правильное использование тех или иных объектов (за рулем автомобиля в качестве водителя, ставит градусник, как медсестра), входит в различные отношения с другими играл (или наказания, осматривает пациента, и так далее). Роль выражается в действиях, речи, мимики, пантомимы.

Для того чтобы обучение сюжетно-ролевой игре детей проходило полноценно и игры выполняли функцию формирования коммуникативных навыков, в детских садах должны быть созданы необходимые условия:

- создание условий для игр в течение дня;

- организация взрослыми субъективного взаимодействия между детьми в процессе игры;

- развитие общения ребенка со взрослыми и со своими сверстниками;

- обучения навыкам игрового взаимодействия;

- организация работы по обогащению содержания игр;

-своевременное введение вербальных и невербальных средств коммуникации.

В руководстве сюжетно-ролевыми играми воспитатель должен широко применять разнообразие методов и приемов, рекомендуемых в педагогике и нашедших широкое применение в практике работы.

В игре, созданной под руководством воспитателя, создается новая жизненная ситуация, в которой ребенок стремится полнее реализовать формирующуюся с возрастом потребность в общении с другими детьми. Постепенно в результате воспитательного воздействия у детей формируется умение распределять роли с учетом интересов и желаний каждого из участников. В традиционном руководстве сюжетно-ролевыми играми основное внимание педагога сосредоточено на обогащении содержания игр. С этой целью он создает у детей интерес к новым сюжетам. Такой интерес возникает в процессе получения дошкольниками ярких представлений об окружающей жизни. Чем младше дети, тем важнее для них впечатления, полученные при непосредственном ознакомлении с тем или иным явлением.

Таким образом, в младшем дошкольном возрасте воспитатель формирует у детей умение принимать роль, обозначать ее словом, развертывать ролевое взаимодействие, переходить в игре от одной роли к другой. Педагог формирует у детей умения играть рядом, а затем вместе. Основным приемом на этом этапе является совместная игра педагога и детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.      Алексеева М.М., Б. И. Яшина Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М., 2012. 400 с.

2.      Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. М.: ТЦ «Сфера», 2007. 244 с.

3.      Большой психологический словарь / под. Ред. Б.Г.Мещерякова, В.П. Зинченко. СПБ.: ПРАЙМ- ЕВРОЗНАК, 2015.672с.

4.      Бородич А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 1984. 168 с.

5.      Борякова Н. Ю. Ступеньки развития. М., 2000. 144 с.

6.      Важенина Н. Н. Развитие диалогической речи у детей // Актуальные задачи педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. С. 93-95.

7.      Выготский Л. С. Мышление и речь. Собрание сочинений. Т.2. М., 1982. 356 с.

8.      Выготский Л. С. Психология развития человека. М.: Эксмо, 2005. 1136 с.

9.      Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. 354 с.

10.    Горшкова Е. Н. Учите детей общаться // Дошкольное воспитание. 2000.  № 91. С.48-56.


 

Доклад на тему: « Формирование диалогической речи детей младшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр»

Доклад на тему: « Формирование диалогической речи детей младшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр»

Дошкольное детство является особенным временем, когда происходит практическое усвоение норм русского языка, а также общее развитие личности

Дошкольное детство является особенным временем, когда происходит практическое усвоение норм русского языка, а также общее развитие личности

В период младшего дошкольного возраста проявляются существенные изменения как в характере, так и в содержании деятельности ребенка, кроме того в отношениях с окружающими людьми: взрослыми…

В период младшего дошкольного возраста проявляются существенные изменения как в характере, так и в содержании деятельности ребенка, кроме того в отношениях с окружающими людьми: взрослыми…

Дети в возрасте 3-4 лет только начинают воспринимать сверстников, как компаньонов для игры

Дети в возрасте 3-4 лет только начинают воспринимать сверстников, как компаньонов для игры

Память. Запоминание в младшем дошкольном возрасте характеризуется непроизвольностью

Память. Запоминание в младшем дошкольном возрасте характеризуется непроизвольностью

Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, - их называют сюжетно-ролевыми

Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, - их называют сюжетно-ролевыми

Л. С. говорил, что в процессе игры ребенок не просто перевоплощается в чужую личность, но, входя в роль, расширяет , обогащает, углубляет собственную

Л. С. говорил, что в процессе игры ребенок не просто перевоплощается в чужую личность, но, входя в роль, расширяет , обогащает, углубляет собственную

Главной особенностью сюжетной игры является наличие воображаемой ситуации

Главной особенностью сюжетной игры является наличие воображаемой ситуации

Постепенно в результате воспитательного воздействия у детей формируется умение распределять роли с учетом интересов и желаний каждого из участников

Постепенно в результате воспитательного воздействия у детей формируется умение распределять роли с учетом интересов и желаний каждого из участников

Список литературы 1.

Список литературы 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2020