Доклад «Формирование интереса к урокам изобразительного искусства»
Оценка 4.9

Доклад «Формирование интереса к урокам изобразительного искусства»

Оценка 4.9
Лекции
docx
07.01.2023
Доклад «Формирование интереса к урокам   изобразительного искусства»
«Формирование интереса к урокам.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Чинарская  СОШ№1».

 

 

 

        «Формирование интереса к урокам                   

                изобразительного искусства»

 

Учитель: Базанаева К.К.

 

 

 

 

 

 

 

           В современной общеобразовательной школе одно из центральных мест в развитии личности школьников занимает искусство. Уже не один год идет обновление системы школьного образования, ведутся поиски путей развития школы, вырабатываются концепции, проекты, программы, нетрадиционные формы обучения. В настоящее время возникает острая необходимость в новых подходах и к преподаванию искусств в общеобразовательной школе, способных успешно решить современные задачи художественного образования, эстетического воспитания и развития личности. Учителю изобразительного искусства необходимо открыть учащимся радость творческого труда, выработать у ребят жажду общения с подлинным искусством, умение сопереживать.

Как же увлечь детей на уроке? Как найти к каждому ученику свой подход?    У каждого учителя своя отработанная методика работы, свои методы и подходы к преподаванию, и конечно, свои

находки.  Но самое главное, учитель должен создать на уроке атмосферу

доброжелательности,  так как искусство предполагает духовное общение учащихся и учителя.

Одним из важнейших способов воспитания трудолюбия, желания учиться является создание условий, обеспечивающих ребенку успех в учебной работе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению. 

К. Д. Ушинский писал, что учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, хотя бы оно черпалось из лучшего источника – из любви к воспитателю, убивает в учении охоту, учиться, без которой он далеко не уйдет. Он считал, что нужно сделать учебную работу насколько возможно интересной, и, не превращать этой работы в забаву 

Интерес как явление изучается радом наук  и является сложнейшим психическим образованием.  Термин  « интерес»  происходит от латинского «interest» (имеет значение, важно), стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности 

Большой вклад в разработку теории интереса внесли выдающиеся отечественные и зарубежные педагоги и психологи. Среди них Я. А. Коменский, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский, Ж. Ж. Руссо, Б. Г. Ананьев, Г. И. Щукина, Л. С. Выготский, И. П. Павлова, В. Б. Бондаревский, Л. А. Гордон, Н. Г. Морозова и другие.

Как сложное и очень значимое для человека образование, интерес имеет множество трактовок в своих психолого-педагогических определениях, он рассматривается как:

По определению Л. А. Гордона «интерес – это своеобразный сплав эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающий активность сознания и деятельности человека» 

В психологическом словаре Шапаря В. Б.  интерес представлен как форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и этим способствующая ориентированию, ознакомлению с новыми фактами, лучшему отражению действительности 

Удовлетворение  интереса не ведет к его угасанию, а вызывает новые интересы, отвечающие более высокому уровню познавательной деятельности.

Интересы как таковые имеют универсальное значение в детской жизни, поскольку, по выражению Л. С. Выготского, лежат в основе всего культурного и психического развития ребенка. Интерес отвечает за личностный способ включения субъекта в деятельность, формируя его отношение к этой деятельности и социальную позицию.

В словаре иностранных слов интерес рассматривается как, отношение личности к предмету как чему-то для нее ценному, привлекательному; содержание и характер интереса связаны как со строением и динамикой мотивов и потребностей человека, так и с характером форм и средств освоения действительности, которыми он владеет 

- Интерес выступает как избирательная направленность человека, его внимания, его мыслей (Т. Рибо, Н. Ф. Добрынин, С. Л. Рубинштейн).

- Интерес рассматривается как проявление умственной и эмоциональной активности (Е. Стронг).

- Интерес трактуется как активатор разнообразных чувств и как своеобразная чувствительность (Ш. Бюлер, Д. Фрейд).

- В интересе видят, тенденцию заниматься деятельностью, вещами, процессами занятий (Английский словарь психологических терминов).

- Интерес – это активное, познавательное, активно – познавательное отношение человека к миру (Н. Г. Морозова, В. Г. Иванов).

- Интерес – это активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета с радостью познания, преодоление трудностей, с осознанием успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности (Н. В. Метельский).

- Интерес - это одна из психических активностей, характеризующаяся как общая сознательная устремленность личности к объекту, эмоционально насыщенная и влияющая на повышение продуктивности деятельности (М. Ф. Беляев).

Таким образом, психолого-педагогическое понятие интерес отображает множество значимых процессов: от единичных (внимание), до их совокупности, он выражается в тенденциях, потребностях и отношениях.

Г. И. Щукина считает, что в действительности  интерес выступает перед нами:

- и как избирательная направленность психических процессов человека на объект и явления окружающего мира;

- и как тенденция стремления, потребность личности заниматься именно данной областью явлений, данной деятельностью, которая приносит удовлетворение;

- и как мощный побудитель активности личности, под влиянием которой все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной;

- и, наконец, как особое избирательное отношение к окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам.

Г. И. Щукина считает, что интерес – это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности. По ее мнению интересы возникают на основе потребностей, но не сводятся к ним. Потребность выражает необходимость, интерес выражает личную приязнь к какой – то деятельности

 

    Частично-поисковые  задания.
   Наблюдательность, анализ и синтез материала формируется при выполнении заданий на установление сходства и различия, на выявление какой-либо закономерности, правила. Например:
1. Проводится игра: «В гостях у народных мастеров».

   Народные  мастера прислали нам рисунки  своих изделий и узоры к  ним. Но вот беда; по дороге все таблички и узоры выпали и перепутались. Поможем мастерам распределить узоры к изделиям и расставить таблички.

2. Игра: «Подбери пару».

   На  доске крепится вырезанные из бумаги изображения чашек и блюдец по изученным видам росписи. Учащимся предлагается соединить пары предметов линиями в зависимости от уровня наблюдательности, уровня аналитико-синтетической деятельности детей на рисунках чашек и блюдец можно варьировать цвет, рисунки, размеры. 

   3. Творческие  задания.
   Здесь дети воспроизводят по памяти все необходимые знания, проявляя выдумку, инициативу; закрепляют практические умения и навыки, полученные на предыдущих занятиях, при более сложных условиях.
  Предлагаются карточки с образцами  узоров, где предварительно  допускается  ошибка. Дети должны выявить, что лишнее нужно убрать для того, чтоб узор относился к тому или иному виду росписи.

    Необычные техники рисования для детей, при помощи нестандартных средств и материалов:

1.Линотипия «Цветные ниточки». 

2. Техника  "граттаж" или "цап-царапки"

3. Точечный рисунок (ватные палочки)

4. Оттиск поролоном.

5.Воскография.      Шаблонография.

6. Печать «ладошки»

7. Рисование штрихом.

8. Набрызгивание.

10. Смешанные техники.

 Часто с ребятами создаем коллективные работы: «Мир бабочек», «Аквариум», «Наши друзья-птицы», панно «Сказочная страна», « Деревенька» и др..

    Как интересно закончить урок?

Рефлексия  «Три М»

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит работу на следующем уроке.

«Благодарю» Учащимся предлагается выбрать только одного  из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из списка избранных исключается. Слова благодарности учитель говорит последним. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов.

Показ работ на экране крупным планом с помощью эпидиаскопа.

В конце четверти проводим художественную выставку детских работ. Этого момента ребята ждут с нетерпением. А вдруг и их рисунки попадут на стенд? Работы не только одаренных детей должны попасть на выставку, но и слабых детей тоже. Это вселяет уверенность , что у них все получится.

Детям очень нравится рисовать не только кисточкой. Многие виды работ у них получаются очень хорошо.  Ребенок всегда запоминает то, что ему интересно, а детское воображение и фантазии развивают творческие способности. Давайте детям больше и это вернется вам с двойным успехом!
 В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми – это сложный процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. Об этом очень точно высказался Сократ: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».

 

 

 

 

 

                      


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Чинарская

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Чинарская

В современной общеобразовательной школе одно из центральных мест в развитии личности школьников занимает искусство

В современной общеобразовательной школе одно из центральных мест в развитии личности школьников занимает искусство

Удовлетворение интереса не ведет к его угасанию, а вызывает новые интересы, отвечающие более высокому уровню познавательной деятельности

Удовлетворение интереса не ведет к его угасанию, а вызывает новые интересы, отвечающие более высокому уровню познавательной деятельности

Г. И. Щукина считает, что интерес – это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности

Г. И. Щукина считает, что интерес – это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности

Часто с ребятами создаем коллективные работы: «Мир бабочек», «Аквариум», «Наши друзья-птицы», панно «Сказочная страна», «

Часто с ребятами создаем коллективные работы: «Мир бабочек», «Аквариум», «Наши друзья-птицы», панно «Сказочная страна», «
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.01.2023