МБОУ ООШ с. Раздольного
Доклад
«Формирование ключевых образовательных компетенций обучающихся через включение в проектную деятельность»
Соломатина Ю. А. учитель начальных классов
2018/2019 уч. год |
ВВЕДЕНИЕ
Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.
Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни.
В последнее десятилетие происходит резкая переориентация оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность», на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся.
Так, в Концепции, например, применительно к общему образованию отмечается, что «общеобразовательная школа должна формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции». Соответственно, фиксируется компетентностный подход в образовании.
Перечень ключевых компетенций отечественного образования основывается на главных целях общего образования, структурном представлении социального опыта и опыта личности, а также основных видах деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.
С учетом данных позиций и опираясь на проведенные исследования, определены следующие группы ключевых компетенций:
- Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
- Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира
- Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
- Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.
- Коммуникативные компетенции. Знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
- Социально-трудовые компетенции. Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию а, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
- Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.
Обоснование актуальности темы. В связи с принятием национальной инициативы «Наша новая школа» и переходом на новые образовательные стандарты акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Главная идея компетентностного подхода: «нужно не столько располагать знаниями как таковыми, сколько обладать определенными личностными характеристиками и уметь в любой момент найти и отобрать нужные знания в созданных человечеством хранилищах информации».
Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
Значение проектной технологии в развитии ключевых компетенций учащихся:
• формируется научно-теоретическое, нестандартное мышление учащихся;
• осваиваются основы исследовательской деятельности;
• создаётся ситуация успеха (переживание радости от самостоятельных открытий);
• предоставляется возможность самостоятельного поиска знаний (отсутствие готовых «рецептов»);
• развивается способность к рефлексии.
Исследовательская и проектная деятельность учащихся является инновационной образовательной технологией и служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме, трансляции норм и ценностей научного сообщества в образовательную систему.
Метод проектов и обучение в сотрудничестве находят все большее применение в начальной школе. Причин тому несколько:
• необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
• актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умений работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и пр.)
• значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.
Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Поиск нужных материалов, комплектующих требует систематической работы со справочной литературой. Выполняя проект, учащиеся обращаются не только к учебникам, но и к другой учебно-методической литературе, к ресурсам сети Интернет, школьной медиатеке.
Таким образом, проектная деятельность формирует социальный опыт учащихся в труде и общении, способствует интеллектуальному росту школьников, расширяет кругозор как в области своего предмета, так и в окружающей действительности, даёт возможность лучше раскрыть собственный потенциал, а включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности учащегося в области решения проблем и коммуникаций.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Применению проектного метода в обучении в начальной школе
Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Личностно-ориентированное образование, один из основных принципов обновления школы, предусматривает дифференцированный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития школьника, с учетом его подготовки по предмету, его способностей, задатков, интересов.
Для начала сформулируем основные требования к использованию метода проектов:
1. Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
• определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола» );
• выдвижение гипотезы их решения;
• обсуждение методов исследования;
• обсуждение способов оформления конечных результатов;
• сбор, систематизация и анализ полученных данных;
• подведение итогов, оформление результатов, их презентация», выводы, выдвижение новых проблем исследования.
С использованием проектного обучения создаются такие условия, при которых учащиеся:
-- самостоятельно и с охотой получают знания из разных источников;
-- учатся пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
-- приобретают коммуникативные умения, работая в разных группах;
-- развивают свои исследовательские умения (выявление проблемы, сбор информации из литературы, документов и т.д.)
-- развивают аналитическое мышление.
В основе любого проекта лежит проблема. Для ее решения обучающимся требуется владение достаточным объемом разнообразных предметных знаний. Также учащиеся должны владеть определенными интеллектуальными (работа с информацией, ее анализ, обобщение и выводы), творческими (выработка идеи, вариантов решения проблемы, прогноз последствия предложенного решения), коммуникативными (ведение дискуссии, умение слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, излагать свою мысль) умениями. Сначала определяют, какой проект будет выполняться: индивидуальный, парный или групповой. Если проект парный или групповой, то происходит формирование микрогрупп по интересам, распределение ролей заданий в соответствии с уровнем знаний, желаемой практической деятельностью в рамках проекта. Роль учителя состоит в формулировке учебных задач; он указывает, где можно найти материал.
В творческий союз при выполнении проектов ученики вовлекаются постепенно. Для этого им необходимо ознакомиться с дополнительной литературой по заданной теме, разработать план ответа. Основным принципом по проектной методике является личностная ориентация учебного процесса на интересы и цели обучающихся. Задача учителя состоит в том, чтобы помочь им усвоить информацию, выразить свое отношение к миру, событиям.
Решающее звено этой деятельности — учитель. Из носителя знаний и информации, всезнающего оракула, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Работа над учебным проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.
Следующие элементы проектной деятельности нужно формировать в процессе работы над проектом и вне её:
Мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;
Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;
Поисковые: находить информацию по каталогам, Интернет,
Информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;
Проведение собственно исследования , анализ и осмысление полученных результатов.
Для того чтобы создать условия для самостоятельной творческой проектной и исследовательской деятельности обучающимся необходимо проводить подготовительную работу. Должны быть предусмотрены ресурсы учебного времени, для того чтобы избежать перегрузки обучающихся и педагогов. Приступая к работе, обучающийся должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками в содержательной области проекта. Ему понадобятся до определённой степени сформированные специфические умения и навыки (проектирования или исследования) для самостоятельной работы.
Каждый проект должен быть обеспечен всем необходимым: материально-техническое и учебно-методическое оснащение, кадровое обеспечение (дополнительно привлекаемые участники, специалисты), информационные (фонд и каталоги библиотеки, Интернет, CD-Rom аудио и видео материалы и т.д.) и информационно-технологические ресурсы (компьютеры и др. техника с программным обеспечением), организационное обеспечение (специальное расписание занятий, аудиторий, работы библиотеки, выхода в Интернет). Разные проекты потребуют разное обеспечение. Проектная деятельность обучающихся побуждает к организации информационного пространства образовательного учреждения.
Все виды требуемого обеспечения должны быть в наличии до начала работы над проектом. В противном случае за проект не надо браться, либо его необходимо переделывать, адаптировать под имеющиеся ресурсы. Недостаточное обеспечение проектной работы может свести на нет все ожидаемые положительные результаты. Важно помнить, что задачи проекта должны соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития обучающихся — интерес к работе и посильность во многом определяют успех. Кроме того, необходимо обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом— мотивацию, которая будет давать незатухающий источник энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект или исследование, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. В ходе работы включаются заложенные в проектную деятельность мотивационные механизмы.
Проектное
обучение активно влияет на формирование мотивации достижения успеха. Под
мотивацией достижения успеха понимается мотивация, направленная «...на
возможно лучшее выполнение любого вида деятельности, ориентированной на
достижение некоторого результата, к которому может быть применен критерий
успешности. Мотивация достижения проявляется в стремлении субъекта прилагать
усилия и добиваться, возможно, лучших результатов в области, которую он
считает важной». Мотивация достижения является относительно независимым видом
человеческой мотивации, от нее во многом зависит дальнейшая социальная
адаптация личности, в частности переход из начальной школы на вторую ступень
обучения. Каждая новая потребность вызывает интерес учащихся, поддерживая общий
мотивационный срок обучения на достаточно высоком уровне.
При оценке успешности обучающегося в проекте необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося.
Можно оценивать:
• степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
• степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
• практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;
• количество новой информации использованной для выполнения проекта;
• степень осмысления использованной информации;
• уровень сложности и степень владения использованными методиками;
• оригинальность идеи, способа решения проблемы;
• осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
• уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объёктами наглядности;
• владение рефлексией;
• творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
• социальное и прикладное значение полученных результатов.
Существуют общие подходы к структурированию проекта:
1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя.
3. Важным моментом является распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
4. Затем начинается самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
5. Постоянно проводятся промежуточные обсуждения полученных данных в группах.
6. Необходимым этапом выполнения проектов является их защита.
7. Завершается работа коллективным обсуждением, объявлением результатов внешней оценки, формулировкой выводов.
Выделяются основные этапы работы над проектом: проблематизация, целеполагание, планирование, реализации, рефлексия. Однако внутри каждого этапа есть более мелкие, но очень важные шаги, которые необходимо выполнять в ходе работы. Так, формулируя цель работы, автор проекта создает мысленный образ желаемого результата работы — проектного продукта, который является непременным условием проектной работы.
Роль учителя на разных этапах выполнения проекта меняется. На подготовительном этапе она состоит в том, чтобы инициировать идеи проекта или создать условия для появления идеи проекта, а также оказать помощь в первоначальном планировании. На этапе реализации проекта учитель выступает в роли помощника, консультанта по отдельным вопросам, источника дополнительной информации. Существенная роль отводится координации действий между отдельными микрогруппами и участниками проекта. На заключительном этапе возрастает роль контрольно-оценочной функции, так как учителю следует принять участие в подведении итогов работы в качестве независимого эксперта.
Выполнение заданий проекта часто выходит за рамки урока и требует достаточно много времени, но эти усилия оправдывают себя, так как при этом решается ряд важных задач:
1. Занятия выходят на практические действия обучаемых, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация учащихся.
2. Учащиеся получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывать необходимую информацию не только из учебников, но и из других источников. Они должны владеть интеллектуальными, творческими умениями.
3. В ходе работы над проектом осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом, с учителем, роль которого меняется: вместо контролера он становится равноправным партнером и консультантом.
4. В проектной работе весь учебный процесс ориентирован на учащегося. Здесь, прежде всего, учитывают его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности.
5. Усиливается индивидуальная и коллективная ответственность учащихся за конкретную работу в рамках проекта, так как каждый учащийся, работая индивидуально или в микрогруппах, должен представить всей группе результаты своей деятельности..
2.Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на примере учебного проекта «Разнообразие растений на Земле. Как сохранить это разнообразие» в 3 классе
Описание проекта
Тема учебного проекта |
«Разнообразие растений на Земле. Как сохранить это разнообразие» |
Творческое название учебного проекта |
«Как хорошо, что на Земле есть растения!» |
Предмет |
Начальная школа. Окружающий мир. Программа «Школа России» |
Возрастная группа участников проекта |
3 класс |
Описание проблемы, которую намерены решить, проводя проект |
В течение 2-3 последних столетий растительность на планете стала изменяться из-за бурной и не всегда разумной деятельности людей. Люди рвут, уничтожают растения, не задумываясь, что будет потом, или потому, что ничего не знают о них. Почему так происходит? Кто в этом виноват? Как помочь растениям? Учащиеся должны бережно относиться к растениям. Основные экологические правила должны стать для каждого человека нормой поведения в природе. |
Цели и задачи учебного проекта |
1. Расширить, уточнить, обобщить представления о разнообразии на Земле представителей флоры и их сохранение. 2. Научить ориентироваться в информационном пространстве (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации), делать обоснованные выводы. 3. Работа с различными источниками (Internet, справочная, дополнительная литература). 4. Развивать исследовательские, оценочные, презентационные, менеджерские умения. 5. Учиться сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы.
|
Используемые педагогические технологии (методы) |
Коммуникативные Исследовательские Игровые Объяснительно-иллюстративный метод Репродуктивный метод |
Основополагающий вопрос |
Как сохранить разнообразие растительного мира Земли |
Проблемные вопросы и вопросы учебной темы |
Проблемные вопросы: Сохранение разнообразия растений на Земле. Возможна ли жизнь на Земле без растений? Почему растения нуждаются в защите? Учебные вопросы: Как растения связаны с окружающей средой? Жизни каких растений грозит опасность? Как защитить растения? |
Темы самостоятельных исследований (работ) учащихся |
1.Презентации «Растения, занесенные в Красную книгу» -бумажную или электронную версии. 2. Мероприятия по охране растений.
|
1Исследовать вопрос «Растения нашего края». Составить фотоальбом «Растения нашего края» 2. Реферат «Как сохранить разнообразие растений на Земле»
|
1 Сообщение «Возможна ли жизнь на Земле без растений» 2. Подбор стихов, легенд, загадок, народных примет о растениях. |
Формы представления результатов исследования |
Презентации, выполненные в наиболее удобных форматах: документ Word, Power Point. Реферат, доклад, сообщение. Фотоальбом, книжка-раскладушка. |
Проект рассчитан на 10 уроков по теме «Растительный мир Земли»
1урок. Какие растения живут на Земле.
2 урок . Растения и человек.
3 урок. Разнообразие растений на Земле.
4-5 урок. Как живет растение.
6 урок. Как питается растение.
7 урок. Размножение растений.
8 урок. Продолжительность жизни растений.
9 урок. Грибы.
10 урок – защита проекта. «Как хорошо, что на Земле есть растения!»
На 1 уроке познакомить учащихся с проблемными вопросами, которые выдвинуты в учебнике.
Затем идет самостоятельная работа над проектом.
Третий урок -проекта- презентация «Разнообразие растений на Земле».
10 урок- проекта- защита, презентации ученических работ.
Название проекта: “Тема проекта: «Разнообразие растений на Земле. Как сохранить это разнообразие»
Основополагающий вопрос: Как сохранить разнообразие растительного мира Земли.
Проблемные вопросы: Сохранение разнообразия растений на Земле. Возможна ли жизнь на Земле без растений? Почему растения нуждаются в защите?
Учебные вопросы:
1. Как растения связаны с окружающей средой?
2. Жизни каких растений грозит опасность?
3. Как защитить растения?
Наше видение ситуации:
Растения – важная часть природы. Очень трудно представить нашу жизнь без растений. У них самая важная и большая работа на планете. Учёные называют растения источниками пищи, они улучшают природную среду, служат материалом деятельности людей. Многие растения из-за пагубного влияния человека стали редкими, занесены в Красную книгу. Если человек не будет думать о будущем, о сохранности на Земле разнообразия растений, о последствиях своей деятельности, то даже, казалось бы, его полезный труд приведет к уничтожению природных богатств Земли. Мы должны сохранить разнообразие растительности Земли.
Цель исследования:
§ Познакомить учащихся с разнообразием на Земле представителей флоры
§ Раскрыть роль растений
§ Познакомить со способами сохранения растений на Земле
Задачи:
1. Используя материал Интернета,CD БЭКМ подобрать материал о растениях, которые внесены в Красную книгу.
2. Исследуя научно-популярную литературу, изучить вопросы: «Возможна ли жизнь на Земле без растений? Почему растений нуждаются в защите? Как сохранить разнообразие растений на Земле?»
3. Выработать систему мероприятий по охране растений родного края.
4. Подобрать материал для стенгазеты «Значение растений и их охрана».
5. Составить фотоальбом «Растения нашей местности».
6. Оформить книжку-раскладушку «Растения в произведениях литературы»
Методы сбора информации:
1. Организовать поиск, анализ текстового и иллюстрированного материала, используя Интернет – ресурсы, CD БЭКМ для создания презентаций «Растения Красной книги».
2. Изучить справочную, дополнительную литературу для оформления реферата, сообщения, доклада.
3. Подобрать материал для стенгазеты..
4. Собрать фотографии для фотоальбома.
5. Исследовать материал «Растения в произведениях литературы».
6. Составить систему мероприятий по охране растений родного края.
7. Обработать и систематизировать результат.
Формирование компетенций участников проекта:
Ценностно-смысловые:
=формирование ценностных ориентиров экологически безопасного поведения ученика;
=формирование способности видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем;
=формирование способности осознавать свою роль, предназначение и степень ответственности;
=умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
Общекультурные:
=познание и опыт освоения учеником картины мира, представленной взаимосвязями и взаимозависимостью человека и флоры.
Учебно-познавательные:
=организация самостоятельной познавательной деятельности;
=владение способами организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки;
=добывание знаний непосредственно из окружающей действительности;
=умение извлекать пользу из опыта;
=организация взаимосвязи своих знаний и упорядочение их;
=организация своих собственных приемов изучения;
=умение решать проблемы и действовать в нестандартных ситуациях.
Информационные:
=поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача;
=запрос различных баз данных;
=получение информации опросным путем, анализ и обобщение результатов;
=работа с офисными программами.
Коммуникативные:
=уметь сотрудничать и работать в группе;
=принимать решения — улаживать разногласия и конфликты;
=уметь договариваться;
=уметь разрабатывать и выполнять поставленные задачи;
=нести ответственность;
=входить в группу или коллектив и вносить свой вклад;
=доказывать солидарность;
Социальные:
=владение различными социальными ролями;
=видеть важность окружения, в котором проходит обучение и работа;
=оценивать социальные привычки, связанные с окружающей средой;
=организовывать взаимосвязь событий;
=уметь противостоять неуверенности и сложности;
=занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение.
Личностные:
=включаться в проект;
=уметь организовывать свою работу;
=уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами;
=уметь использовать новые технологии информации и коммуникации;
= показывать стойкость перед трудностями;
=уметь находить новые решения.
План реализации проекта
1. Начальный этап. ( Определение темы и цели)
2. Планирование деятельности. (Выбор средств и сбора информации)
3. Принятие решения и создание модели проекта. (Составление плана работы)
4. Реализация проекта. (Выполнение работы. Репетиция.)
5. Защита проекта.
Поэтапная реализация проекта
Этапы проекта
Действия и мероприятия |
Планируемый результат |
Сроки |
Обсуждение темы и цели проекта |
Составление плана работы над проектом |
30 мин. |
Определение творческого названия проекта |
|
30 мин. |
Распределение заданий по группам, обсуждение задания каждого в группе |
Создание рабочих групп учащихся |
1 день |
Обсуждение с учащимися возможных источников информации |
Познакомить учащихся с источниками информации: IN, справочная, дополнительная литература |
1 час |
Самостоятельная работа учащихся в группах и индивидуально |
Индивидуальные и групповые консультации, методическая помощь учащимся |
4 дня |
Ознакомление учащихся с критериями оценивания итоговых работ |
Критерии оценок |
30 мин. |
Просмотр собранного материала, промежуточное обсуждение |
Презентации, фотоальбом, реферат, сообщение, стенгазета, схемы, система мероприятий |
1 день |
Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе |
Контроль
|
2 дня |
Презентация |
Итоговый урок-презентация |
2 урока |
Оценивание результатов проекта учащимися и учителями |
Самооценка, внешняя оценка, поощрения |
После презентации |
Лист планирования
Действия |
Ключевые вопросы |
Деятельность
|
Обсудить, обосновать |
1. Тема проекта «Разнообразие растений на Земле. Как сохранить это разнообразие» 2. Нужно ли охранять растения? 3. Как сохранить разнообразие растений на Земле? |
1. Подготовить презентации «Растения, занесенные в Красную книгу» -бумажную или электронную версии.
2. Разработать систему мероприятий по охране растений.
|
Высказать предположение, подтвердить, привести доказательства |
1. Возможна ли жизнь на Земле без растений? 2. Почему растения нуждаются в защите? 3. Как сохранить разнообразие растений на Земле? |
1. Составить фотоальбом «Растения нашего края» 2. Подготовить сообщение«Возможна ли жизнь на Земле без растений» 3. Подготовить сообщение «Почему растения нуждаются в защите» |
Сравнить, определить |
Сравнить растения разных групп |
1. Заполнить схему «Разнообразие растений» 2. Диагностическая игра «Расселим по царствам природы» |
Найти, подобрать, разработать |
|
1. Подобрать стихи, легенды, загадки, народные приметы о растениях. Оформить книжку-раскладушку «Растения в произведениях литературы» 2. Составить кроссворды
|
Принципы оценивания работ при проведении данного проекта
1. Полнота представленной информации.
2. Творческий подход к работе.
3. Степень самостоятельности в создании проекта.
4. Публичное выступление
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1.Определены основные функции компетенций, которые выделены на основании их роли и места в обучении:
• отражать социальную востребованность на молодых граждан, подготовленных к участию в повседневной жизни;
• быть условием реализации личностных смыслов ученика в обучении, средством преодоления его отчуждения от образования;
• задавать реальные объекты окружающей действительности для целевого комплексного приложения знаний, умений и способов деятельности;
• задавать опыт предметной деятельности ученика, необходимый для формирования у него способности и практической подготовленности в отношении к реальным объектам действительности;
• быть частью содержания различных учебных предметов и образовательных областей в качестве метапредметных элементов содержания образования;
• соединять теоретические знания с их практическим использованием для решения конкретных задач;
• представлять собой интегральные характеристики качества подготовки учащихся и служить средствами организации комплексного личностно и социально значимого образовательного контроля.
2. В числе наиболее адекватных современным требованиям компетентностного обучения называется метод проектов. Проектную деятельность можно рассматривать как один из немногих видов школьной работы, позволяющей преобразовать академические знания в реальный жизненный и даже житейский опыт учащихся.
Работа над проектом позволяет сделать следующие выводы:
1. Благодаря проекту повышается самооценка учащихся, обогащается их социальный и духовный опыт, ученики приобщаются к творчеству, развивая свою личность.
2. Проектная работа помогает решить проблему мотивации, формирует и совершенствует общую культуру общения и социального поведения в целом.
3. Выполнение проекта позволяет повысить успеваемость за счет обобщения, закрепления и повторения учебного материала, организации его практического применения, устранения пробелов в образовании
4.Учебный проект с точки зрения учителя рассматривается как интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:
• проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);
• целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;
• самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);
• представление результатов своей деятельности и хода работы;
• презентации в различных формах, с использованием специально подготовленный продукт проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);
• поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;
• практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
• выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;
• проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению
Учебный проект с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это - деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Таким образом, проектная деятельность обучающихся позволяет не только выполнять основные программные цели обучения, но и способствовать фактическому формированию ключевых компетенций обучающихся.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. - 2006. -№ 4.- с.61 2. Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования // Народное образование. 2003. № 5. С. 55—61; 3. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения. Директор школы. М., 1995, № 6, с.34-47. 4. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации// Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180. 5. Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности// Народное образование. 2000, № 8-9, с.151-157 6. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003. (Методическая библиотека) 7. Метод проектов в начальной школе - [Электронный ресурс].-Режим доступа: www.URL:// http://www.nachalka.com/proekty 8. Учительский портал: презентации, уроки, тесты учителю- [Электронный ресурс].-Режим доступа: www.URL:// http://uchportal.ru/ 9. Лаборатория методики и информационной поддержки развития образования МИОО. - [Электронный ресурс].-Режим доступа: www.URL:// http://schools.keldysh.ru/labmro 10. VCT – проекты (Virtual Classroom Tour) -[Электронный ресурс].-Режим доступа: www.URL:/ http://www.it-n.ru/
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.