Формирование нравственных ценностей на уроках информатики
Сегодня образовательный процесс должен учитывать, что компьютер - мощное средство социализации человека, и, в связи с этим неограниченно возрастает роль предмета информационных технологий. Преподаватель информатики становится для детей их проводником в социум, человеком, который в любой момент приходит на помощь в освоении сложного информационного мира, консультирует не только по вопросам темы урока и домашнего задания, а по вопросам жизни, проблемам этики, норм и права. Преподаватель может способствовать социализирующему воздействию компьютера, направлять самостоятельную работу ученика, помогать формированию духовных и нравственных ценностей ребенка в рамках курса информационных технологий.
В процессе воспитания личности большое значение имеет формирование ее нравственности. Обучающиеся, будучи членами социальной системы, должны быть определенным образом организованы, и в той или иной мере должны согласовывать свою деятельность с другими членами сообщества, подчиняться определенным нормам, правилам и требованиям. Нравственная культура личности - это характеристика нравственного развития личности, в которой отражается степень освоения морального опыта общества, способность последовательного осуществления в поведении и отношениях с другими людьми. Задача формирования нравственной культуры личности заключается в достижении оптимального сочетания традиций и новаций, в соединении конкретного опыта личности и всего богатства общественной морали.
Элементами нравственной культуры личности являются умение различать добро и зло, доброжелательное отношение к людям, заинтересованное и искреннее сопереживание их горестей и радостей, культура поведения и этикет. Нравственное воспитание представляет собой сознательно осуществляемый процесс формирования у обучающихся положительных моральных отношений в системе, организуемой разнообразной учебной и внеклассной деятельности, и выработки на этой основе соответствующих личностно-этических качеств.
Исходя из содержания нравственных отношений, необходимо включать обучающихся в следующие виды деятельности: общественную, патриотическую, учебную, трудовую, в деятельность по сбережению материальных ценностей и охране природы, общение с другими людьми и др. Без хорошо организованной практической деятельности и ее умелого педагогического стимулирования нельзя эффективно формировать нравственные отношения.
В современных условиях информатика одна из фундаментальных областей научного знания, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации. Это стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся область практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий как учебный предмет. На уроках информатики легко включать обучающихся в различные виды деятельности, что дает возможность воспитания духовно-нравственной личности.
Основной формой организации учебно-воспитательной работы с обучающимися является урок. Сейчас в практике часто применяют комбинированные уроки. Комбинированный урок может иметь разнообразную структуру и обладать в связи с этим рядом достоинств: обеспечивая многократную смену видов деятельности, они создают условия для быстрого применения новых знаний, обеспечивают обратную связь и управление педагогическим процессом, накопление оценок, возможность реализации индивидуального подхода в обучении.
Важнейшая особенность постановки курса информатики — это систематическая работа обучающихся с компьютером. Поэтому учебные фрагменты на уроках информатики можно классифицировать также по объему и характеру использования компьютера.
Каждое направление можно использовать для формирования нравственности обучающихся.
Демонстрация
Используя демонстрационный экран, преподаватель показывает различные учебные элементы содержания курса. При этом преподаватель сам работает, а обучающиеся наблюдают за его действиями или воспроизводят эти действия на экране своего компьютера. В некоторых случаях преподаватель раскрывает перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учит их азбуке морали.
Лабораторная работа (фронтальная)
Все обучающиеся одновременно работают на своих рабочих местах с программными средствами, переданными им преподавателем. Пример, составьте коллаж из фотографий на тему «Мое будущее», создать рисунок в Paint на тему “Любимая улица города Владикавказа», «Вид из моего окна», «Национальные праздники». Создайте рекламу училища, любимой книги и т.д. Составьте послание, которое можно отправить на космическом корабле вглубь Вселенной, несущее информацию о жизни на планете Земля. Роль преподавателя во время фронтальной лабораторной работы — наблюдение за работой обучающихся, а также оказание им оперативной помощи.
Практикум (или учебно-исследовательская практика)
Обучающиеся получают индивидуальные задания преподавателя для протяженной самостоятельной работы (в течение одного или более уроков, включая выполнение части задания вне уроков, в частности дома). Как правило, такое задание выдается для отработки знаний и умений по целому разделу (теме) курса. В ходе практикума преподаватель наблюдает за успехами обучающихся, оказывает им помощь. Пример, посмотреть ежедневную программу новостей по трём разным каналам телевидения. (Программу «Новости») Какой канал Вам было смотреть интереснее? Почему? Проведите опрос среди членов Вашей семьи о том, какие новости смотрят они? Сравните полученные Вами результаты в группе. Определите, новости какого канала пользуются популярностью. Оформите результаты в виде диаграммы. Сравните результаты своего исследования с результатами рейтинга, которые публикуются в СМИ.
На уроках информатики возникает благодатная почва для воссоздания такой организации обучения и контроля знаний, при которой определяемые преподавателем наиболее успешно работающие обучающиеся начинают выполнять роль помощников преподавателя. Причины явно проявляющегося феномена передачи знаний, обусловленные, очевидно, спецификой самого предмета информатики, требуют более глубокого и детального осмысления. В этих условиях широко наблюдается развитие межвозрастных контактов обучающихся. Возникающая при этом демократическая система отношений сплачивает коллектив в достижении общей учебной цели, а фактор обмена знаниями, передачи знаний от более компетентных к менее компетентным начинает выступать как мощное средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и интеллектуального развития обучающихся.
Важный обучающий прием, который может быть особенно успешно реализован в преподавании раздела программирования, — копирование обучающимися действий преподавателя. Такие задачи должны составлять целенаправленный компонент учебного обеспечения курса. Участие в коллективном решении задачи вовлекает обучающихся в отношения взаимной ответственности, заставляет их ставить перед собой и решать не только учебные, но и организационные проблемы. Все это чрезвычайно актуально с педагогической точки зрения, ибо современный учебный процесс должен нацеливать на формирование не только образованной, но и социально активной личности, умеющей действовать, планировать и оптимально организовывать свои действия.
Выше рассмотрены лишь некоторые дидактические возможности, которые могут быть реализованы в ходе конструирования конкретной методической схемы преподавания учебного материала в условиях урока. Но урок не является единственно целесообразной формой организации учебной работы по курсу информатики. Одним из направлений поиска решения этой проблемы является деятельностный подход к обучению и, в частности, так называемый метод проектов. Проектом может быть и компьютерный курс изучения определенной темы и логическая игра, и макет лабораторного оборудования, смоделированный на компьютере, и тематическое общение по электронной почте и многое другое.
Сегодня учебный процесс должен учитывать, что компьютер - мощное средство социализации человека, и, в связи с этим неограниченно возрастает роль предмета информационных технологий. Преподаватель информатики становится для детей их проводником в социум, человеком, который в любой момент приходит на помощь в освоении сложного информационного мира, консультирует не только по вопросам темы урока и домашнего задания, а по вопросам жизни, проблемам этики, норм и права. Преподаватель может способствовать социализирующему воздействию компьютера, направлять самостоятельную работу обучающегося, помогать формированию духовных и нравственных ценностей ребенка в рамках курса информационных технологий.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.