МКОУ «Гремяченская основная общеобразовательная школа»
ДОКЛАД
Формы и методы педагогического сотрудничества на уроках биологии как ресурс формирования ключевых компетенций в условиях введения ФГОС
Приготовила учитель биологии 1 категории Мамонтова Л.А.
1.ДОКЛАД
" Формы и методы педагогического сотрудничества на уроках биологии как ресурс формирования ключевых компетенций в условиях введения ФГОС"
"Как цветок поворачивается к солнцу, так и ребенок поворачивается к тому, от кого исходит свет, тепло и добрый интерес. Быть таким человеком - профессиональная обязанность педагога." В. Караковский
Сотрудничество-это участие в каком-л. общем деле, совместные действия, деятельность, работа в каком-л. учреждении.
. Как целостная технология педагогика сотрудничества пока не воплощена в конкретной модели, не имеет нормативно-исполнительного инструментария; ее идеи вошли почти во все современные педагогические технологии, составили основу "Концепции среднего образования Российской федерации". Поэтому педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа "проникающую" технологию, являющуюся воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их составная часть.
Основные идеи педагогики сотрудничества:
· учение без принуждения
· набор ключевых слов, опорной схемы,
· идея опережения
· идея крупных блоков
· идея свободы выбора
· идея диалогического размышления
· идея интеллектуального фона класса
· идея совместной деятельности учителей и учеников
· идея самоанализа.
· коллективное творческое воспитание.
· творческое самоуправление.
Педагогика сотрудничества имеет следующие классификационные характеристики:
· по уровню применения - общепедагогическая технология;
· по философской основе - гуманистическая;
· по основному фактору развития - комплексная биосоцио- и психогенная;
· по концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная поэтапная интериоризация;
· по ориентации на личностные структуры - всесторонне гармоничная;
· по характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная, проникающая;
· по типу управления: система малых групп;
· по организационным формам: академическая + клубная, индивидуальная + групповая, дифференцированная;
· по подходу к ребенку: гуманно-личностная, субъект-субъектная;
· по преобладающему методу: проблемно-поисковая, творческая, диалогическая, игровая;
· по категории обучаемых - массовая. Целевые ориентации педагогики сотрудничества;
· переход от педагогики требовании к педагогике отношений;
· гуманно-личностный подход к ребенку;
единство обучения и воспитания.
2.Применение форм и методов педагогического сотрудничества на уроках биологии.
Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе! Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного Схема учебного сотрудничества заключена в том, что дети непосредственно взаимодействуют друг с другом, а учитель, оставаясь центральной фигурой обучения, специально организуют их сотрудничество.
Данные изменения возможны, если применять следующие формы и методы организации учебно – воспитательной работы.
Примеры сотрудничества на уроках биологии.
1.Пример сотрудничества "Ученик-ученик".Метод « Учимся вместе»
(идея диалогического размышления)
Класс разбивается на группы по 3 человека. Каждая группа получает одно задание, которое является подзаданием большой темы; в результате работы отдельных групп и всех групп вместе, в целом достигается изучение нового материала.
Например урок биологии в 9 классе "Фотосинтез".
Задание для 1 группы"Что такое фотосинтез и какое значение он имеет".
Задание для 2 группы "Биохимические процессы происходящие в световую фазу".
Задание для 3 группы "Биохимические процессы происходящие в темновую фазу".
(Вопросы распечатаны на листочках)
2. Пример сотрудничества "Ученик-ученик". Метод « Вертушка»
(идея диалогического размышления)
Например:урок биологии в 9 классе "Развитие жизни в палеозойскую и мезозойскую эру"(вертушка, вопросы с номерами)
На вертушку( как в "Поле чудес")на каждый сектор ложатся вопросы с номерами. Каждый ученик по очереди крутит вертушку , и проверят ученика с выпавшим вопросом , оценивает его..
Использование это метода эффективно применять при проверке домашней работы. Ребятам «по вертушке» предлагается проверить домашнее задание, раздаются номера ученикам и соответственно положены в сектора номера, кто крутит проверяет ученика с выпавшим на секторе номером. Если у кого- то выявляется ошибка, ее можно исправить только после того как ученик поймет, почему он ее допустил. Затем группа может сложить вместе свои тетради, подписав «проверено». Это значит, что все согласны с решением. Учитель, проверив одну тетрадь, оценивает всю группу.
3. Пример сотрудничества "Учитель-ученик". Дидактическая игра "Пирамидка"
( идея учения без принуждения)
По желанию выбирают шаблон "кирпичик». Выдается соответствующее задание .Слушают и оценивают друг друга все учащиеся.
Шаблоны
"Пирамидка"
|
|||||||||||||
|
|
||||||||||||
|
|||||||||||||
|
|
|
|||||||||||
Например урок зоологии в 7 классе тема:"Рыбы"
«Расскажи мне , расскажи…» Расскажите об особенностях костных и двоякодышащих рыб.
|
«Что это такое?» Имеет 5 отделов, хорошо защищен , контролирует работу всего организма. |
«Найди соответствие» 1)Жабры: дыхание = почки:------ 2)Чешуя : защищает = мышцы: ----- 3)Глаз : хрусталик = сердце: ------
|
«ДА – нет» 1)Рыбы имеют позвоночник 2)Рыбы теплокровные животные 3)У рыб трехкамерное сердце 4)Развитие происходит в воде 5) Развитие с превращением.
|
«Третий лишний» 1)акула, скат, сом, манта. 2)Жаберные дуги, жаберные лепестки, трахеи 3)Двухкамерное сердце, легкое, плавательный пузырь.
|
«Что на таблице?» Составьте рассказ о данном животном.
|
|
||||||
|
|
|||||
4. Пример сотрудничества "Учитель-ученик" Прием «Мудрая сова» с опорным конспектом( идея интеллектуального фона класса)Каждая группа, работая с одним и тем же учебным тестом, и опорным конспектом выполняет определенное задание. Именно технология группового обучения направлена максимально на развитие коммуникативных свойств личности: у учащихся появляются навыки общения, риторически грамотность, возрастает самоуважение. Каждый получает возможность обратиться за разъяснением и получить более полную информацию от своих сверстников. Ученик, рассматривая одну и туже проблему, смотрит на нее своими глазами и глазами других ребят.
Например опорный конспект по биологии 9 класса "Гипотезы происхождения жизни
5. Прием «Инсерт»
Используя информацию текста, ответьте на вопросы
Пища с высоким содержанием растительных волокон, микроэлементов и
витаминов устраняет развитие таких болезней, как инфаркт, инсульт,гипертония,
сахарный диабет и рак и значительно увеличивает продолжительность жизни. В
рационе питания следует увеличить долю продуктов с высокими
биоэнергетическими свойствами (сырые овощи, зелень, фрукты, ягоды,
пророщенные зерна, орехи, семечки, мед, нешлифованные крупы с
минимальной термической обработкой), причем лучше в натуральном виде и
ежедневно. Углеводную и белковую пищу, крахмалы и сладости одновременно
лучше не употреблять, особенно людям с заболеванием органов пищеварения.
А. В рацион питания всех людей должны входить в достаточном количестве сырые овощи и фрукты. Почему?
Б. Витамины – не строительный и не энергетический материал нашего тела, но обязательно должны входить в пищевой рацион человека. Почему?
6. Прием «Чтение со стопами»
Текст делится на мелкие части для более детального обсуждения содержания. После прочтения последовательно каждой части текста по указанию учителя делается остановка «стоп» и учащиеся отвечают на вопросы
Инициирующим компонентом обсуждения являются вопросы учителя. Возможные вопросы: Какова главная мысль этой части текста? Что было в этой части для вас новое? Как вы озаглавите эту часть
7. Практический эксперимент
• Правильное сочетание теоретического материала с организацией опытно-практической работы, с последующим обсуждением результатов и выводами учащихся также способствует активизации учебной деятельности на уроке.
• Интересным приемом при проведении лабораторной работы или опыта является сообщение цели работы без сообщения результата. Я демонстрирую опыт, затем совместно с учащимися мы пытаемся объяснить полученный результат. Так же это можно использовать при изучении новой темы с просмотров слайдов, кинофильмов.
8. Прием «Найди ошибки»
Мне нравятся уроки биологии. Особенно люблю работать с микроскопом. Недавно мы узнали о строении однодольных, двудольных и трехдольных растений. Нелегко даются знания, но я все поняла, знаю например, что любое семя состоит из кожуры и питательных веществ. Все семена имеют эндосперм, из которого развивается новое растение. Еще я узнала, что однодольные семена имеют такие растения как фасоль, тыква, а двудольные семена у кукурузы и пшеницы. Как все интересно! А главное я хорошо во всем разобралась, как вы только что услышали.
9. Мозговой штурм – это специализированный метод групповой
работы, направленный на генерацию новых идей, стимулирующий творческое мышление
каждого участника. Мозговой штурм может быть индивидуальным, парным или
групповым.
Например "Что произойдет, если на Земле исчезнут все бактерии?"
10. Деловая игра метод организации активной работы учащихся, направленный на выработку определенных способов эффективной учебной и профессиональной деятельности
Урок в 8 классе " Суд над сигаретой»
11. Творческие задания
Пример :
Познакомив учащихся со способами распространения плодов и семян,
предлагаю учащимся сыграть в игру «Растеряхи в растительном мире».
По картинке составить маленькие сказки, где главными героями являются
растения-растеряхи, разными способами теряющие свои семена, и кто им
помогает в этом.
Приемы, которые способствуют укреплению сотрудничества:
1. Этика вербального обращения к ученику: этим приемом возбуждается и укрепляется радостное ожидание, предвкушение удовольствия. « Давай подумаем вместе…», «Может быть, сделаем так?» В этих словах заложено участие педагога, а в словах «мне интересно…», « Я хочу знать…» проявляется авторитарный стиль общения, что неприемлемо при организации взаимоотношений сотрудничества.
2. Стимулирующее общение, вызывающее радость ученика:данный прием воспитывает любовь и доверие человека к человеку; тональность произнесения фраз должна быть располагающей, доброжелательной, уважительной, выражающей восхищение.
3. Дорисовывание:независимо от того, как учение ведет себя на конкретном уроке, учитель « накладывает» на него «краски», веря в то, что учение настроено на совершенствование. «Ребята, сегодня у нас радостное событие! Алена, за которую все переживали, выполнила все задания без ошибок. Давайте поздравим ее с успехом и будем ждать большего!» Взгляд ребенка в этот момент просит: накладывай на меня «краски», и я стану таким.
4. Приобщение детей к плану урока:ученики сами должны задать тон уроку, стать единомышленниками учителя, чувствовать себя хозяевами урока и осознавать исключительную роль в его творении.
5. Доверие ученику:обращаясь к ученику словами: « Только ты это сможешь сделать», «Это очень трудное дело, поэтому добровольцы вперед!» учитель показывает, что он доверяет ученику. Работая в группе, школьник научится вступать во взаимодействие с людьми, учитывая не только свои интересы, но и интересы других, понимать собеседника, активно высказываться, самостоятельно принимать решения.
ИНТЕРНЕТ РЕСУРС
1. infourok.ru›…na…pedagogicheskogo…urokah…biologii…
2. multiurok.ru›Обо мне›…-obobshchiennogho…
3. nsportal.ru›…metody-formirovaniya-klyuchevykh
4. WebUrok.com›1304827
5. school77.tgl.ru›sp/pic/File/METODIKA/estestven…
6. uchitelya.com›Биология›…-metody-formirovaniya…
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.