Доклад "Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории"
Оценка 4.9 (более 1000 оценок)

Доклад "Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории"

Оценка 4.9 (более 1000 оценок)
docx
23.03.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Патриотизм.docx

Воспитание гражданина всегда было важной задачей государства и учебного заведения, но сегодня это одна из самых острых и актуальных проблем. Среди целей исторического и обществоведческого образования в Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения выделяются основные: «воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим ценностям современного общества».

Современная молодежь растет под влиянием средств массовой информации и Интернета, которые часто не способствуют формированию гражданских и нравственных качеств личности. Многие современные исследователи проблем общественной жизни говорят о том, что образовался духовный, идейный, ценностный вакуум, в котором оказалось подавляющее большинство современной молодежи. Как остановить распространение равнодушия, эгоизма, немотивированной агрессивности, неуважительного отношения к истории нашей страны? Как найти путь к разуму и сердцам наших подростков, чтобы осознание чувства любви к Родине стало полнее и значительнее? Эти вопросы сегодня волнуют педагогов. Уроки истории и обществознания всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учеников, благодатный материал для чего дает изучение истории России.

Научить патриотизму невозможно, но преподаватель должен и обязан создать все предпосылки для его формирования. На уроках истории и обществознании есть все возможности для реализации данного требования. Школьникам можно предложить написать эссе, сочинения, диспуты на следующие темы: «Выдающиеся личности в истории моей страны», «Герои России», «Герои локальных конфликтов», «Наши земляки в Великой отечественной войне» и многие другие. Просмотр кинофильмов о войне: «Брестская крепость», «Сталинград», «Мы из будущего», «Снайпер» и другие, также способствует осознанию героизма и мужества наших дедов и отцов.

Большую роль в деле патриотического воспитания молодежи играют уроки героического прошлого наших предков. Изучая тему «Россия на рубеже XVI-XVII вв.» урок «Смута в Российском государстве» посвящен трагическим событиям Смутного времени в начале XVII века. Важным компонентом данного урока является его эмоциональная составляющая, которая побуждает сопереживать, сочувствовать, оценивать и анализировать, осознать истоки российского патриотизма. Студенты подводятся к пониманию того, что только единые, коллективные усилия народа, его самоотречение, готовность человека пожертвовать многим, в том числе своей жизнью, позволяют добиться в такие моменты спасения Отечества. Ученики знакомятся с историческими личностями смутного времени, выступают с сообщениями об их подвиге и судьбе.

Большую воспитательную нагрузку несут на себе также уроки по темам «Отечественная война 1812 года», Великая Отечественная война и другие. Воспитанию любви к Родине способствуют образы Кутузова, Багратиона, Раевского, Жукова, Малиновского, Говорова, Конева, Рокоссовского и других. Формированию патриотизма способствуют внеклассные мероприятия на исторические и обществоведческие темы такие как: конкурс «Русский солдат умом и силой богат», викторина «Величайшая в истории Победа» о событиях и героях Великой Отечественной войны, беседа «Молодые герои победы. Аргунское ущелье» (о героях участниках Чеченской войны).

Так же способствуют гражданскому воспитанию уроки обществознания. Дискуссии по актуальным проблемам действительности: «Права ребенка в России», «Проблемы молодежи», «Молодёжные субкультуры». Деловые игры «Основной закон государства» «Выборы», беседы и эссе по темам: «Что я могу сделать для своей страны», «Моя родословная», «Если бы я был президентом…» и многое другое.

Так строиться процесс воспитания гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе. У учащихся появляется возможность соотнести общие представления, полученные в ходе урока, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их семьи, друзья, с общественной жизнью, с социальными и политическими событиями, происходящими в масштабах города, края и страны в целом. Только благодаря целенаправленной, сознательной деятельности преподавателя и активному участию студентов в изучении российской истории, истории родного края, в познавательной исследовательской и творческой деятельности, возможно, реализовать идеи гражданского и патриотического воспитания личности. Качественный уровень воспитанности студентов может быть заметен в их поведении, в отношении к себе, к окружающим, к проблемам города, страны, в их активной или пассивной гражданской позиции.

Список литературы:

1.      «Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия». /Преподавание истории в школе. №7. 2007 г./

2.      Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А.. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Стандарты второго поколения. М. Просвещение. 2012.

3.      В. В.Козлов, А. М.Кондаков. Фундаментальное ядро содержания общего образования. Стандарты второго поколения. М. Просвещение. 2011.

4.      Сафроновой Е. М., Поповой Е. Н. "Способы оценки качества патриотического воспитания подростков" /Воспитание школьников" №3. 2011/.


 

скачать по прямой ссылке