ДОКЛАД
Тема: «Информационные технологии как важнейшая составляющая формирования профессиональных компетенций выпускников»
В современных условиях модернизации образования все активнее используются информативно-коммуникационные технологии в процессе обучения. Не стоит в стороне и среднее профессиональное образование. Для профессиональной подготовки конкурентоспособного специалиста немаловажное значение имеет внедрение в процесс обучения современных информационных технологий, что связано с масштабным проникновением компьютера во все сферы деятельности человека. Подготовка специалистов в учреждениях среднего профессионального образования должна отвечать нынешним потребностям современного общества и постоянно возрастающим требованиям работодателей к качеству подготовки специалистов, владеющих современными информационными технологиями.
Информатизация современного общества, характеризуемая внедрением средств новых информационных технологий во все сферы человеческой деятельности, ставят новые задачи по воспитанию человека современного общества.
●Требованиями современного общества являются компьютерная грамотность и информационная культура
Компьютерные технологии улучшают усвоение дисциплин.
Педагогические цели использования ИКТ в образовании:
l Развитие личности обучающегося - подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества:
¡ развитие мышления;
¡ развитие коммуникативных способностей;
¡ развитие навыков исследовательской деятельности;
¡ формирование информационной культуры.
l Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией общества:
¡ подготовка обучающихся к самостоятельной познавательной деятельности;
¡ подготовка мобильных конкурентоспособных личностей;
¡ подготовка специалистов в области ИТ.
l Интенсификация образовательного процесса:
¡ выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности (например, учет типа личности и приоритетных способов восприятия информации),
¡ повышение эффективности и качества образовательного процесса за счет реализации возможностей ИКТ,
¡ углубление межпредметных связей.
Характерная особенность современного урока – активная учебная деятельность учащихся.
Расширение объема изучаемого материала при помощи информационно-коммуникационных технологий стимулирует познавательную деятельность студента, в том числе поисковую.
●При активном использовании ИКТ уже с первого курса успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации:
-умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать,
-выражать свои мысли, логически рассуждать, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения
Студентами разрабатываются циклы презентаций к урокам, которые помогают провести занятия на высоком теоретическом и психологическом уровне.
●Разработки презентаций и проведение уроков с использованием мультимедиапроектора дают:
-зрелищность и эмоциональную окраску;
-более широкое использование иллюстративного материала;
-оптимальное использование времени на уроках;
-.сконцентрированность внимания ;
- значительное повышение процесса усвоения знаний.
Формировать у обучающихся информационную компетентность позволяет использование на учебных занятиях электронных пособий.
●Применение электронных учебных пособий на уроках показало:
При использовании новых электронных средств обучения у преподавателя отпадает необходимость быть единственным источником знаний, он выступает организатором самостоятельной работы обучающихся и обсуждения ее результатов, консультантом, помогающим преодолеть текущие затруднения с новыми средствами обучения.
●Можно утверждать, что сегодняшний мультимедийный урок – это все-таки традиционный урок с использованием электронных дидактических средств обучения и компьютеров. Объяснение нового материала, сопровождаемое демонстрационным видеоматериалом, - основной источник информации для обучающихся. Зрительное восприятие обучающихся важно для создания у них точного и целостного представления об изучаемом явлении Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций и программных продуктов позволяют учащимся углубить знания, полученные ранее.
Как говорится в английской пословице - “Я услышал и забыл, я увидел и запомнил”.
Учащиеся сегодня неплохо владеют информационными технологиями, и использование на уроках компьютеров может оказывать положительное влияние на их успехи: улучшение оценок, участие в проектной деятельности, повышение мотивации к учебе, развитие навыков совместной работы, активизация деятельности, возможность проявления своих способностей.
Широко используются студентами ИТ при выпуске газет, методических бюллетеней, при написании и защите курсовых и дипломных проектов, при проведении открытых внеклассных мероприятий и конференций.
Применение современных технологий в образовании создает благоприятные условия для формирования личности учащихся и отвечает запросам современного общества. Здесь имеется в виду умение грамотно пользоваться источниками информации, оценивать ее достоверность, соотносить новую информацию с полученными ранее знаниями, умение правильно организовать информационный процесс.
Проблемы и недостатки ИТ:
• Вредное влияние на здоровье, прежде всего на зрение.
• Вера учащихся во всемогущество компьютера. Опасность превращения компьютера в инструмент, без которого обучаемый становится беспомощным.
• Опасность самодостаточности при работе с компьютером, отрыва от реальности.
• Новые психологические проблемы, возникающие при использовании компьютерных технологий.
Литература
1.О.Б.Воронкова Информационные технологии в образовании: интерактивные методы. Ростов-на-Дону Феникс, 2010.
2.Среднее профессиональное
образование (приложения).
3. Материалы Интернета.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.