Доклад "Информационные технологии как важнейшая составляющая формирования профессиональных компетенций выпускников"

  • docx
  • 06.11.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Информационные технологии как важнейшая составляющая формирования ПК .docx

ДОКЛАД

Тема: «Информационные технологии как важнейшая составляющая формирования профессиональных компетенций выпускников»

 

В современных условиях модернизации образования все активнее используются информативно-коммуникационные технологии в процессе обучения. Не стоит в стороне и среднее профессиональное образование.  Для профессиональной подготовки конкурентоспособного специалиста немаловажное значение имеет внедрение в процесс обучения современных информационных технологий, что связано с масштабным проникновением компьютера во все сферы деятельности человека. Подготовка специалистов в учреждениях среднего профессионального образования должна отвечать нынешним потребностям современного общества и постоянно возрастающим требованиям работодателей к качеству подготовки специалистов, владеющих современными информационными технологиями.

Информатизация современного общества, характеризуемая внедрением средств новых информационных технологий во все сферы человеческой деятельности, ставят новые задачи по воспитанию человека современного общества.

●Требованиями современного общества являются компьютерная грамотность и информационная культура

Компьютерные технологии улучшают усвоение дисциплин. 

Педагогические цели использования  ИКТ в образовании:

l  Развитие личности обучающегося - подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества:

¡ развитие мышления;

¡ развитие коммуникативных способностей;

¡ развитие навыков исследовательской деятельности;

¡ формирование информационной культуры.

 

l  Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией общества:

¡ подготовка обучающихся к самостоятельной познавательной деятельности;

¡ подготовка мобильных конкурентоспособных личностей;

¡ подготовка специалистов в области ИТ.

 

l  Интенсификация образовательного процесса:

¡ выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности (например, учет типа личности и приоритетных способов восприятия информации),

¡ повышение эффективности и качества образовательного процесса за счет реализации возможностей ИКТ,

¡ углубление межпредметных связей.

 

Характерная особенность современного урока – активная учебная деятельность учащихся.

Расширение объема изучаемого материала при помощи информационно-коммуникационных технологий стимулирует познавательную деятельность студента, в том числе поисковую.

●При активном использовании ИКТ уже с первого курса успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации:   

-умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать,

-выражать свои мысли, логически рассуждать, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения

Студентами разрабатываются  циклы презентаций к урокам, которые помогают провести занятия на высоком теоретическом и психологическом уровне.

●Разработки презентаций и проведение уроков с использованием мультимедиапроектора дают: 

-зрелищность и эмоциональную окраску;

-более широкое использование иллюстративного материала;

-оптимальное использование времени на уроках;

-.сконцентрированность внимания ;

- значительное повышение процесса усвоения знаний.

Формировать у обучающихся информационную компетентность позволяет  использование на учебных занятиях электронных пособий.

●Применение электронных учебных пособий на уроках показало:

  • повышение интереса к изучаемому предмету;
  • улучшение дисциплины на уроках;
  • улучшение успеваемости по другим предметам.

При использовании новых электронных средств обучения у преподавателя отпадает необходимость быть единственным источником знаний, он выступает  организатором самостоятельной работы обучающихся и обсуждения ее результатов, консультантом, помогающим преодолеть текущие затруднения с новыми средствами обучения.

●Можно утверждать, что сегодняшний мультимедийный урок – это все-таки традиционный урок с использованием электронных дидактических средств обучения и компьютеров. Объяснение нового материала, сопровождаемое демонстрационным видеоматериалом, - основной источник информации для обучающихся. Зрительное восприятие обучающихся важно для создания у них точного и целостного представления об изучаемом явлении Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций и программных продуктов позволяют учащимся углубить знания, полученные ранее.

Как говорится в английской пословице - “Я услышал и забыл, я увидел и запомнил”.

Учащиеся сегодня неплохо владеют информационными технологиями, и использование на уроках компьютеров может оказывать положительное влияние на их успехи: улучшение оценок, участие в проектной деятельности, повышение мотивации к учебе, развитие навыков совместной работы, активизация деятельности, возможность проявления своих способностей.

Широко используются студентами ИТ при выпуске газет, методических бюллетеней, при написании и защите курсовых  и дипломных проектов, при проведении  открытых внеклассных мероприятий и конференций.

Применение современных технологий в образовании создает благоприятные условия для формирования личности учащихся и отвечает запросам современного общества. Здесь имеется в виду умение грамотно пользоваться источниками информации, оценивать ее достоверность, соотносить новую информацию с полученными ранее знаниями, умение правильно организовать информационный процесс.

 

 

Проблемы и недостатки ИТ:

 

         Вредное влияние на здоровье, прежде всего на зрение.

         Вера учащихся во всемогущество компьютера. Опасность превращения компьютера в инструмент, без которого обучаемый становится беспомощным.

         Опасность самодостаточности при работе с компьютером, отрыва от реальности.

         Новые психологические проблемы, возникающие при использовании компьютерных технологий.

 

Литература

 

1.О.Б.Воронкова Информационные технологии в образовании: интерактивные методы. Ростов-на-Дону Феникс, 2010.

2.Среднее профессиональное образование (приложения).
3. Материалы Интернета.