ИНТЕРКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ – ПУТЬ К ФОРМИРОВАНИЮ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
Сегодня в методику преподавания активно входят различные инновационные методики, требующие соответственной перестройки в работе учителя. Современная жизнь вносит свои коррективы в методику преподавания. Сегодня нет такого учителя, который бы не стремился к тому, чтобы его общение с учениками было бы увлекательным, интересным, эмоциональным, а главное – тем ценным приобретением, которое учащиеся смогли бы преобразовать в собственное мировосприятие и мировоззрение. Формирование нового мышления неразрывно связано с тем информационным пространством, в котором ученик проживает, в котором познает окружающую действительность, в котором он активно действует.
Учителю-филологу на уроках нельзя обойтись без внедрения инновационных технологий, что вполне объяснимо. Признание учеников активными участниками, а не пассивными объектами педагогического процесса заставляет учителя больше заботиться не о традиционном объяснении нового материала, а о его понимании и усвоении.
Эффективным средством познавательной, рефлексивной деятельности учащихся является использование интерактивных методов и технологий в образовательном и самообразовательном процессе.
Процесс обучения должен быть не автоматическим вложением новых знаний. Он требует напряженной умственной работы ребенка, его активного участия в этом процессе. Обучения для школьника должно быть приятным, активным и максимально индивидуализированным. Объяснение и демонстрация сами по себе не дадут стойких результатов. Сейчас урок должен стать «сценической площадкой», где не только дают знания, а и раскрываются, формируются, реализовываются личные качества ученика. Этого можно достигнуть только используя технологии интерактивного обучения, превращая традиционный урок в интегрированный. Сейчас ни один урок не проходит без элементов интеграции.
Структура интерактивного урока состоит из таких элементов:
( сделать схему)
* Мотивация
*Объявление темы и ожидаемых учебных результатов
*Предоставление необходимой информации
*Интерактивное упражнение – центральная часть урока
*Подведение итогов
*Оценивание результатов урока
В педагогической практике давно применяется термин « интерактивные формы и методы обучения». Он объединяет группу педагогических технологий, достигающих высокого уровня активности учебной деятельности учащихся. Цель учителя, а в данном случае моя цель – воспроизвести педагогические технологии, которые обеспечивают самое главное в образовательном процессе – развитие личности каждого учащегося, его активности.
Технологии интерактивного обучения:
1. Интерактивные технологии кооперативного обучения : СЛАЙД
- работа в парах; ( фото)
- ротационные тройки; (фото)
- два-четыре – все вместе;
- карусель;
- работа в малых группах; (фото)
- аквариум;
- круг идей
2. Технологии коллективно-группового обучения :СЛАЙД
- микрофон; (фото)
- незаконченное предложении; (фото)
- мозговой штурм; (фото)
- ажурная пилка;
- анализ ситуации;
-решение проблем;
- дерево решений
3.Технологии ситуативного моделирования :СЛАЙД
- симуляции;
- судовое слушание;
- гражданское слушание;
- разыгрывание ситуации по ролям; (фото)
4.Технологии обработки дискуссионных вопросов : СЛАЙД
- метод ПРЕС;
- займи позицию;
- измени позицию;
- непрерывная шкала мыслей;
- дискуссия; (фото)
- оценивающая дискуссия;
- дебаты; (фото)
- дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу
Три года я работаю над проблемой «Использование интерактивных форм, методов и приемов на уроках русского языка и литературы». (коллаж)
Я считаю, что несмотря на то, что тема не нова, она заставляет меня ежедневно находиться в творческом поиске .
Применение интерактивных методов на своих уроках позволяет мне создать условия для:
☺ постановки целей и задач, требующих поиска и анализа различных решений;
☺ развития коммуникативных умений и навыков;
☺ критический подход к проблемам;
☺ уважение к чужому мнению, умение эффективно работать в группе, команде.(слайд)
Цель интерактивного обучения - создания педагогом условий, в которых учащийся сам будет открывать и конструировать знания.
Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:
☺развивает коммуникативные умения и навыки;
☺решает информационные задачи; СЛАЙД!!!
☺ развивает обще учебные умения и навыки;
☺обеспечивает воспитательную задачу.
Проведение обучения на основе интерактивных форм и методов приводит к повышению мотивированности обучающихся, стимулированию их познавательной активности и творчества, всестороннему развитию творческих способностей.
Сам термин «интерактивность» предполагает особую позицию в системе «учитель-ученик». И сейчас учитель на уроке, работающий в системе интерактивного обучения – это руководитель, определяющий направление, цели и время работы учащихся с материалом, что формирует информационную компетентность учащихся. В своей практике для реализации различных задач, таких как формирование информационной компетентности, развития творческого мышления, я использую интерактивные технологии, так как их «игровая» основа позволяет осуществить перенос полученных в ходе «игры» навыков в практической деятельности.
Именно на уроках с использованием интерактивных упражнений учащихся имитируют реальные ситуации, которые позволяют активизировать личность обучаемого, т.е. учат и обучаются все участники игры. Игровые технологии позволяют формировать такие качества, как активность, творчество, инициативность, лидерство, толерантность.
Я считаю, что на уроке нельзя предлагать знания ученику в готовом виде, поэтому стараюсь создать условия для успешного конструирования знаний учащихся. Считаю одной из главных задач при проведении урока – стимулирование умственной деятельности учащихся, мотивации мышления вслух, поощрения высказывания предположений, содержательного общения и обмена мнениями учащихся.
Для эффективного использования интерактивного обучения я старательно планирую свою работу:
☺ даю опережающее задание: прочитать, подумать, выполнить самостоятельную работу;
☺ выбираю для урока такие интерактивные упражнения, которые являлись бы для учеников ключом для усвоения темы;
☺ при выполнении интерактивных упражнений даю время подумать;
☺ на одном уроке использую одно-два интерактивных упражнения;
☺ на уроке заранее определяю роли каждого ученика;
☺ мотивирую учеников к изучению путем подборки самых интересных для них проблемных вопросов;
☺ обязательно оцениваю работу каждого ученика.
На уроке я стараюсь всячески поддерживать инициативу ребят, создать такие условия, чтобы они становились полноценными соучастниками процесса обучения, разделяя с учителем ответственность за процесс и результат обучения.
На уроках использую преимущественно:
интерактивные технологии кооперативного обучения:
☻интервью;
☻работу в группах;
☻ «аквариум»;
☻ ротационные тройки;
☻ пинг-понг;;
* технологии коллективно-группового обучения:
☻ микрофон;
☻незаконченное предложение;
☻ мозговой штурм;
Реже встречаются в практике технологии ситуативного моделирования ( ролевая игра) и технологии обработки дискуссионных вопросов
( дискуссия)
В 5 классе на итоговом уроке по русской литературе ( тема: «Устное народное творчество») учащиеся , работая в группах презентовали свое творчество в виде рисунков и мини-сказок; на уроке русской литературы в 5 классе по теме «Характеристика героя художественного произведения по рассказу И.С.Тургенева «Муму» ребята, работая в группах, составляли коллаж , характеризующий образ героя.( ВСТАВИТЬ ФОТО)
На уроке русского языка в 5 классе «Язык –важнейшее средство общения и познания» ученики занимались исследовательской работой, в 7 классе на уроке по теме : « Повторение и обобщение изученных пунктуационных правил» учащиеся работали за «круглым столом», здесь же встречаются элементы инсценировки.
В 8 классе на уроке русской литературы при изучении произведении Н.В.Гоголя «Ревизор» ученики работали в группах, составляли словесные портреты героев( ВСТАВИТЬ ФОТО) , после чего делали презентацию своих работ.
Нестандартные уроки литературы – результат творческого поиска каждого учителя. Именно на уроках литературы происходит формирование творческой, всесторонне развитой личности.
Именно поэтому, я стараюсь привлечь учеников к самостоятельной творческой работе, которая начинается с поиска интересного материала по заданной теме и заканчиваются инсценированным представлением.
Чтение произведения Н.В.гоголя «Ночь перед Рождеством» ( 7 класс) привело учащихся к постановке мини-спектакля (ВСТАВИТЬ ФОТО)
Особую роль занимает ряд уроков по изучению творчества А.С.Пушкина.
В 8 классе урок –исследование, посвященный жизни и творчеству великого поэта (ВСТАВИТЬ ФОТО)_
- урок-диспут по изучению исторической повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
(ВСТАВИТЬ ФОТО)
- галерея образов героев в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
(ВСТАВИТЬ ФОТО)
- урок- смотр знаний и умений по теме «Творчество М.Ю.Лермонтова. «Песня о купце Калашникове…»
(ВСТАВИТЬ ФОТО)
Таким образом, в процессе и результате использования интерактивных форм и методов и приемов формируется ученик, способный выбирать, оценивать и конструировать те виды деятельности, которые удовлетворят его потребности в саморазвитии и самореализации.
Основные преимущества использования интерактивных технологий на своих уроках я вижу в том, что это позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Применение интерактивных технологий интенсифицирует процесс обучения, повышает темп урока, увеличивает долю самостоятельной работы учащихся, позволяет проверить усвоение теории у всех учеников, углубить степень отработки практических умений и навыков, вести дифференцированную работу с каждым учеником.
Каждый учитель знает, как оживляет урок использование видеоматериалов, которые можно включить в презентацию. Применение ИКТ на уроках литературы приводит к целому ряду положительных результатов:
повышает качество обучения;
☺ усиливает интерес к изучению предмета;
☺ помогает рационально распределять время на уроке;
При объяснении нового материала я использую:
☺ иллюстрации (слайд)
☺портреты (слайд)
☺ фотографии (слайд)
☺ видеофрагменты произведений (слайд)
☺ таблицы и схемы (слайд).
Применение компьютерных технологий позволяет мне наполнить уроки новым содержанием, развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся, формировать элементы информационной культуры. (фото)
Особую роль уделяю на своих уроках развитию творческого потенциала у учеников. В современной действительности востребована интеллектуально
и творчески развития личность. Именно поэтому развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы считаю основополагающим. Творчество – самый мощный импульс в развитии ребенка. И поэтому я стараюсь сделать так, чтобы в процессе работы ученик раскрыл свои творческие силы.
Я считаю применение интерактивных технологий необходимым на уроках русского языка и литературы и мотивирую это тем, что они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективно организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к уроку, активизируют внимание и познавательную деятельность учащихся, повышают творческий потенциал личности.
Работая над проблемой современного урока, можно сделать определенные выводы и обозначить несколько критериев современного урока, которых я стараюсь придерживаться в ежедневной работе:
■ чем меньше активности во время урока проявляет учитель и чем больше побуждает к активности учащихся, тем интенсивнее становится развитие учащихся;
■ основным элементом современного интерактивного урока являются практическая деятельность, анализ практической деятельности и поиск;
■ современный интерактивный урок – это мастерская анализа, обработки и информации, добытой участниками процесса из разных источников информационного пространства (телевидения, книг, общения, компьютерной сети)
На мой взгляд, использование интерактивных технологий в совокупности с высоким чувством ответственности, энергией и любовью учителя к детям, принесут свои плоды.
В заключение хочется вспомнить слова великого русского писателя Л.Н.Толстого: «Если учитель имеет любовь только к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, как мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель»
Эта мысль является путеводной звездой моей педагогической деятельности.
Спасибо за внимание!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.