Доклад "Использование инновационных технологий "Дары Фребеля"
Оценка 4.7

Доклад "Использование инновационных технологий "Дары Фребеля"

Оценка 4.7
doc
22.12.2019
Доклад "Использование инновационных технологий "Дары Фребеля"
использование инновационных технологий в дошкольных организациях.doc

Доклад тема: «Использование инновационных технологий в образовательном процессе в дошкольных организациях».

  Чтобы учить других, нужно учиться самому, чтобы воспитывать других, нужно начинать с себя, чтобы развивать других, нужно самому постоянно развиваться.

Развитие – неотъемлемая часть любой человеческой деятельности. Накапливая опыт, совершенствуя способы, методы действий, расширяя свои умственные возможности, человек тем самым постоянно развивается. Этот же процесс применим к любой человеческой деятельности, в том числе и педагогической.

Одним из средств развития являются инновационные технологии, т.е. это принципиально новые способы, методы взаимодействия педагогов и обучающихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности.

    Основной  формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Успешному решению задач образовательной программы может способствовать использование практического пособия « Дары Фрёбеля».

Мало кто из педагогов  задумывался ,  кто  и для чего создал эту методику. Познакомьтесь!  Фридрих Вильгельм Август Фрёбель

Фрёбель - немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания, исходил из того, Что дети- цветы воспитывать их должны «добрые садовницы". Этот немецкий педагог 19 века не только придумал сам термин «детский сад», но и привлек внимание общественности к необходимости заниматься с детьми дошкольного возраста. Фребель изобрел систему раннего развития,  основанную на т.н. «шести дарах», которые впоследствии получили его имя.

      Игры, считал Ф. Фрёбель, способствуют развитию воображения и фантазии, пробуждают детское творчество. Многие из этих занятий применяются и посей день.

Принципы технологии  Фребеля:

         Признание уникальности каждого ребенка;

         Признание целостности детства в его проявлениях;

         Целостный взгляд на развитие каждого ребёнка;

         Выявление индивидуальных способностей каждого ребёнка и создание условий для их проявления в окружающей среде;

         Единство воспитания и образования с социумом и природой, следование природе ребёнка, его внутренним законам;

         Создание условий для развития внутреннего потенциала ребёнка;

      Признание ребенка как части семьи и общества.

           Фребель разработал первый в мире дидактический материал для дошкольников. Он получил название «Дары Фребеля».

Во времена педагогической деятельности Фребеля в практике детских садов использовали всего шесть «даров». В настоящее время игровой набор представляет систему из 14 модулей.

Сегодня я вам предлагаю отправиться в удивительную игровую страну, где я вас познакомлю с игровым пособием «Дары Фрёбеля».

Первый блок

Первый дар.

С помощью данного набора происходит развитие представлений о мяче через все его свойства: точки, линии, поверхности и объема. Развитие сенсорных ощущений, зрительно-моторной координации, экспериментировании, происходит восприятие цвета и фактуры мяча и их разное количество.  Развиваются  представления: «много-несколько», «тяжелый-легкий»… ; пространственное мышления: «выше-ниже», «глубже», «дальше»….

   Почему мяч? Мяч используется как предмет-заменитель большого количества объектов окружающей среды. Как вы думаете, какие игры можно провести с ребенком, используя мягкий мяч?

Покатать, потрогать, покружить, поднять и опустить, бросить.

Давайте поиграем.

Мячик в руки мы возьмем

И туда-сюда качнем.

Мячик баловаться стал

И по кругу побежал.

Побежал бегом-бегом,

Все кругом-кругом-кругом.

Выше-ниже прыгать стал,

Баловаться не устал.

Спрятался в коробку мяч

И опять пустился вскачь!

Игры с мячом помогают: познакомить детей с цветами; дать первичное понимание формы; развивать пространственное мышление; развивать мелкую моторику.

Второй дар

Трехмерные фигуры" представляет собой деревянные шар, кубик и цилиндр (диаметр шара, основание цилиндра и сторона кубика одинаковые). С помощью данного набора происходит восприятие особенностей фигур (шара, куба и цилиндра), их движения, скорости, вращения, изменения формы. Ребенок учится наблюдать и экспериментировать со свойствами объектов (манипулирование, сравнение …)

Третий дар

Деревянный  куб, разделенный на 8 одинаковых кубиков. С его помощью ребенок получает представления о понятиях «число», «целое» и «часть», учится считать, строить из кубиков различные предметы. Предназначен для детей 4 лет.

Четвертый дар

 8 деревянных плиточек. Длина каждой плитки вдвое больше, чем ширина. Ширина каждой плитки вдвое больше, чем толщина. Назначение такое же, как и для третьего дара.

Пятый  и шестой дар.

Это  куб, разделенный на мелкие части (бруски, мелкие кубики, призмы, полуцилиндры). Эти фигуры используются как конструктор для построек. Дети знакомятся с геометрическими формами, получают представления о целом и его частях.  Это целая фигура. Целое разделим пополам. Получаются две равные, одинаковые части. Если их соединить, то у нас опять получается целая фигура.

Модуль «Цветные фигуры»

Изучение различных плоскостных геометр. фигур. В первую очередь обращаем внимание, что каждый квадратик соответствует одной стороне куба. Обводим квадратики разной величины карандашом. Считаем стороны углы и стороны. Рассказываем ребенку про параллельные стороны. Разрезаем квадраты по диагонали и получаем 2 треугольника. Разрезаем квадрат по обеим диагоналям и получаем четыре треугольника. Тут же можно объяснить какие углы у треугольников острые, прямые и тупые.

 

Модуль «Палочки»

Включает деревянные палочки разных длин. Сортировка и упорядочивание фигур по цвету, форме. Тренировка мелкой моторики рук, развитие зрительно-моторной координации. Соотношение количества и размера. Простейшие математические действия – сложение и вычитание.  Конструирование.

Младшим дошкольникам предлагаем выполнить из палочек:

- дорожку;

- лесенку;

- квадрат – «Четыре палочки сложил и квадратик получил»;

- треугольник - «У треугольника три стороны, и они могут быть разной длины»;

- «Прямоугольник квадрата длиннее, фигура попроще рисуем смелее»;

- флажок – «В руки я флажок возьму и на праздник с ним пойду»;

- забор – «Сад забором оградили, чтоб деревья не сломили».

     В старшей группе игры усложняем и определяем условие: выложи человечка с короткими руками и длинными ногами (используем несколько «даров»). Послушайте стихотворение и изобразите его, используя палочки и фигуры на столе.

 Наша елка велика, (сложить елочку из треугольников)

Наша елка высока. (продолжаем строить елочку всё выше и выше)

Выше папы,(сложить человечка из наборов)

Выше мамы. (сложить второго человечка из наборов)

Достает до потолка. (выложить схематично потолок из набора)

 А на ней игрушки, (выложить на елочку игрушки используя детали из набора)

 

 

Модуль «Цветные тела»

  Тренировка мелкой моторики (в набор входит шнуровка). Сенсомоторные навыки (с закрытыми глазами – что это за фигура). Изучение различных геометр. Форм. Развитие умений классификации, сортировки, сравнения, выполнение  задания по образцу, по заданному числу.

Задания: «пришить» детали, выполнить узор по образцу, составить цепочку в определенной  последовательности. Можно использовать при развитии математических представлений.

Игры «Змея», Устроить соревнование между командами - чья змея длиннее.Детям предлагается подбирать прилагательные, которые начинаются на определенную букву, или прилагательные которые действительно описывают змей, или нельзя говорить прилагательные, которые обозначают цвет и размер и т. п. и т. д. Игра «Большая стирка»

 

Модуль «Точки»

Демонстрирует, что линия состоит из точек. Используется для конструирования континуума из конечных объектов.

Благодаря этому Дару ребенок:

Развивает игровую деятельность.

Модуль «Кольца и полукольца»

Включает кольца и полукольца трех типоразмеров (малые, средние, большие). Логическое мышление. Часть и целое. Тренировка мелкой моторики рук, развитие зрительно-моторной координации. Развитие творческих способностей и творческого воображения. Развитие речевых способностей. 

Модуль «Арки и цифры»

Развитие мелкой моторики рук и сенсомоторных навыков. Развитие творческих способностей - составление различных узоров и картинок. Подготовка руки к рисованию и письму. Развитие речевых способностей и самостоятельной игровой деятельности ребенка. ! На заметку Любой педагог, проявив свой опыт и знания вправе внести новые идеи и дополнить методику занятий Фребеля собственными заданиями. Игровой набор легко согласовывается с любой общеобразовательной программой ДОУ. Практические занятия создают благоприятные условия для организации совместной работы взрослого и ребенка, но и достаточно продуктивны для самостоятельной, игровой, и познавательно исследовательской деятельности детей.

   Хотя мы используем данный дидактический материал сравнительно недавно , но уже видим эффективность его применения в различных образовательных областях и с удовольствием поделимся своим опытом.

Первое к чему мы обратились начиная работать с дарами  это творческое  развитие. Ребята пробовали выкладывать картины с применением д. ф. в начале по образцу. Со временем, мы обратили внимание, что ребята начали активно фантазировать и стараться привнести что-то свое в процессе выполнения задания педагога и решили усложнять задания. Например: ребята закройте глаза и представьте, что вы оказались на природе. Какую картину вы увидели? Воспитанники, по желанию, делятся на команды или индивидуально выполняют задание.  Наши педагоги отмечают, что многим ребятам гораздо легче выполнить аппликацию сначала дарами, затем перенести на бумагу. Поэтому, со временем, практически каждое занятие аппликацией и рисованием мы стали начинать с выкладывания задания с помощью д. ф Наши ребята очень любят, когда мы используем № 7,№ 8, № 9 № 10 наборы в образовательной деятельности. С их помощью нам удается складывать различные сюжеты. Можно не стирать и не переклеивать, то что не понравилось, а просто взять и заменить одну форму на другую или поменять цвет!

Если говорить о речевом развитие, то здесь возможности д. ф также очень разнообразны. Например, мне очень нравится проводить с ребятами такое упражнение. Я раздаю мячики из набора №1( 3 мячика разных цветов, можно и больше, все зависит от фантазии и творческого подхода). Синий мячик – это стихи, оранжевый –пословицы, красный – приметы. Ребята, под музыку, передают мячики друг-другу, как только музыка остановилась, по цвету шарика дети выполняют задание. Тему я формулирую заранее. Например: зима. Значит стихи должны быть о зиме, пословицы – о зиме и конечно приметы наступления зимы. Очень интересная и познавательная игра. Ребята стремятся выучить больше стихов, сейчас уже знают много пословиц и поговорок. Удивляют родителей своими знаниями.

Или вот еще один прием, который я люблю применять во время занятия по развитию речи. «Волшебный мешочек». В начале занятия обсуждаю с ребятами тему будущего рассказа. Например, у нас на слайдах путешествие в тропический лес (так ребята захотели). Затем, в специальный мешочек складываются предметы из разных наборов и детям предлагается каждому, по очереди, достать один предмет. Но не просто достать, а придумать, что же это такое может быть (в контексте заявленной мною темы). И составить единый рассказ. Вам, конечно знаком этот прием. Но, поверьте на слово, даже взрослому человеку не просто быть в предложенной теме и составить связанный рассказ с предметами из д. ф.! Я убедилась в этом проводя мастер класс для педагогов в рамках методического обьяденения в нашем ДОУ. Но об этом чуть позже. Вот уж где приходится применять все свое воображение и словарный запас.

Нами отмечено, что с началом применения даров, в процессе развития речи, у наших воспитанников стала более грамотная речь, они научились отвечать на вопросы полным ответом, используя различные обороты речи, повысилась общая грамотность, за счет желания блеснуть красноречием перед друзьями.

В образовательной области «Социум» используем  разнообразные игры и задания на сплочение группы. Особенно эффективны – командные. («бусы дружбы»«колодец», самые любимые воспитанниками.) Упражнение «Бусы дружбы», особенно нравятся ребятам в моей группе. Воспитанники делятся на команды по 2 человека, задача ребят собрать бусы (например) чередуя красные шары и синие кубики (чем старше воспитанники, тем сложнее задание) Побеждает команда собравшая бусы дружбы первая

Также хочется отметить, что ребята старших возрастных групп гораздо быстрее учат знаки дорожного движения с применением д. ф. Ведь, что бы запомнить мы их не просто называем, но и сразу выкладываем!  В  прошлом году, на базе нашего детского сада  был проведен семинар на котором моя коллега показывала занятие по

В физическом развитие мы активно применяем набор № 1. Мячики помогают нам тренировать ловкость, глазомер. У малышей, с их помощью, очень хорошо развивается координация движения, этот факт отмечает наш инструктор по физическому развитию. Мы применяем следующий прием: ребенок вытягивает руку и задает амплитуду руке по заданию воспитателя (в право, в лево, вперед, назад). Во всех группах выполняем зарядку для глаз следующим образом: воспитатель раскачивает мяч, ребенок следит за его движением только глазками.

Что касается познавательного развития, то особенных успехов мы добились в ФЭМП. Практически не одно занятие математикой не обходится без применения данного дидактического материала. Разнообразный счетный материал ; изучение различных форм; понимание части и целого; логические задачи.

Наши ребята пытаются решать задачи дивергентного типа и в этом нам помогают д. ф., т. к. этому навыку сложно научить, но можно развить.

Чуть подробнее хочется остановиться на методическом обьеденение, которое прошло у нас в прошлом году.

     В заключение хочу сказать,  не смотря на то, что дары Фребеля были созданы еще в прошлом веке, они до сих пор являются актуальными и значимыми. Мы можем использовать их в любой области познания. А приложив к этому еще и свою фантазию можно так ярко и впечатляюще познакомить ребенка с новым материалом, что он останется в памяти и будет в дальнейшем вызывать интерес.

Можно  по разному относится к той или иной методике развития детей. На мой взгляд педагог должен быть открыт любым знаниям и уметь черпать из различных теорий положительный опыт, стараться применять его на практике, ведь только в этом случае понятно, что полезно, а без чего можно и обойтись. Удачи вам, уважаемые коллеги.

 

 

Доклад "Использование инновационных технологий "Дары Фребеля"

Доклад "Использование инновационных технологий "Дары Фребеля"

Доклад "Использование инновационных технологий "Дары Фребеля"

Доклад "Использование инновационных технологий "Дары Фребеля"

Доклад "Использование инновационных технологий "Дары Фребеля"

Доклад "Использование инновационных технологий "Дары Фребеля"

Доклад "Использование инновационных технологий "Дары Фребеля"

Доклад "Использование инновационных технологий "Дары Фребеля"

Доклад "Использование инновационных технологий "Дары Фребеля"

Доклад "Использование инновационных технологий "Дары Фребеля"

Доклад "Использование инновационных технологий "Дары Фребеля"

Доклад "Использование инновационных технологий "Дары Фребеля"

Доклад "Использование инновационных технологий "Дары Фребеля"

Доклад "Использование инновационных технологий "Дары Фребеля"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.12.2019