Доклад «Использование разнообразных форм и методов обучения на уроках русского языка в старшей школе»
Оценка 4.9

Доклад «Использование разнообразных форм и методов обучения на уроках русского языка в старшей школе»

Оценка 4.9
docx
19.08.2024
Доклад «Использование разнообразных форм и методов обучения на уроках русского   языка в старшей школе»
1+докдад использование разнообразных форм.docx

26 ШКОЛА

Доклад

«Использование разнообразных форм и методов обучения на уроках русского   языка в старшей школе»

 

 

Понятие о методах обучения в дидактике. Их классификация.

Методам обучения, от которых зависит немалый успех работы учителя и школы в целом, посвящен не один десяток фундаментальных исследований, как в теории педагогики, так и в частных методиках преподавания отдельных учебных предметов. История развития и становления методов обучения весьма своеобразна. Ученые-педагоги, наблюдая за процессом обучения в школе, обратили внимание на огромное разнообразие видов деятельности учителей и учащихся на уроке. Эти виды деятельности и стали называть методами обучения. Исторически самой                                                                                                                                старшей группой методов являются словесные, а затем письменные мето­ды.

Следует отметить, что в первые годы становления теории и практики обучения в советской школе большое место, если не самое главное - отводили активным методам обучения -  эвристическим, исследовательским, особенно экскурсиям, лабораторным, практическим исследовательским работам.

Методы обучения — важнейшие структурные компоненты це­лостного педагогического процесса, включающего в себя цели и задачи обучения, содержание, формы организации обучения и его результаты.

Как известно, главной характеристикой процесса обучения является его цель, от которой зависит выбор содержания обуче­ния (учебного материала). Этому содержанию должны соответство­вать методы обучения.

Метод обучения выполняет важные функции в процессе обу­чения: с его помощью осуществляется передача ученикам содер­жания изучаемых предметов, управление познавательной деятель­ностью учащихся, интеллектуальное развитие учащихся и фор­мирование необходимых личностных качеств. Метод также выпол­няет стимулирующую, коммуникативную, диагностико - коррекционную функции, необходимые для нормального функциони­рования учебного процесса.

Строго научной классификации методов обучения в дидактике нет, поскольку наука пока не может найти одного основания для выделения  всех методов.  Поэтому есть несколько классификаций по различным основаниям.

1.По источнику знаний

Словесные: рассказ, лекция, беседа, дискуссия

Наглядные:демонстрация, иллюстрация

Практические:  упражнение, лабораторная  работа, практическая работа

2. По характеру познавательной деятельности: объяснительно - наглядный (репродуктивный), проблемное изложение, частично-поисковый (эвристический), исследовательский

3. По дидактической цели: методы изучения новых знаний, методы закрепления знаний, методы контроля.

4. По месту в структуре деятельности

 

 

 

 

Активные методы обучения и их место в образовательном процессе.

В образовательном процессе учебных заведе­ний поиск и использование новых методовактивизации учащихся в процессе обучения наблюдается с 60-х гг. XX в. и по настоящее время. Изначально разработка этих методов  - удел отдельных учителей-экспериментаторов. Се­годня этим занимаются большинство обычных преподавателей. Познавательная активность обучаемого выражается в устойчивом интересе к знанию, в самостоятельных разнообразных учебных действиях. По поводу многих методов продолжаются споры и дискуссии, а они, тем не менее, существуют, и число их с каж­дым днем увеличивается.

В реализации целей проблемного обучения  лежат активные методы. Систематические основы активных методов обучения стали широко разрабатываться  во второй половине 1960 и в начале 1970-х годов в исследованиях психологов и педагогов. Применение в практике проблемного  обучения и развивающего обучения привело к возникновению методов, получивших название активные.В традиционном процессе обучения учащийся играет «пассивную» роль: слушает, запоминает, воспроизводит то, что дает учитель. Это формирует знания на уровне знакомства и мало развивает ученика. Одним из путей активизации школьника являются новые системы, технологии и методы обучения.Это такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. В основе методов лежит диалогическое взаимодействие  преподавателя и ученика. Учебный процесс с использованием активных методов обучения опирается на совокупность общедидактических принципов обучения

1.   Принцип равновесия между содержанием и методом обучения.

2.   Принцип соответствия содержания  и методов целям обучения.

3.   Принцип проблемности.

4.   Принцип «негативного опыта».

5.   Принцип «от простого к сложному».

6.  Принцип организации коллективной деятельности.

7.  Принцип опережающего обучения.

8.  Принцип  экономии учебного времени. Активные методы обучения позволяют сократить затраты времени на освоение знаний и формирование умений, навыков. Так как усвоение знаний, овладение практическими приемами работы и выработка навыков осуществляется одновременно, в одном процессе решения задач, анализа ситуаций или деловой игры.

Таким образом, активные методы обучения – это способы активизации учебно–познавательной деятельности, которые побуждают к активной  мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и учащиеся. Активные методы обучения предполагают использование такой системы методов, которая направлена главным образом, не на  изложение готовых знаний и их воспроизведение, а на самостоятельное овладение знаний в процессе активной познавательной деятельности. Таким образом, активные методы обучения – это обучение деятельностью.

Активные методы обучения делятся на два типа. Активные методы обучения первого типа включают в себя проблемные лекции, проблемно-активные практические занятия, семинары и дискуссии, обучающие и контролирующие  программы, конференции, олимпиады и т. п. Все они ориентированы на самостоятельную деятельность обучаемого, проблемность.

Активные методы обучения второго типа – имитационные – подразделяются на неигровые и игровые.  К неигровым активным методам обучения относятся: метод анализа конкретных ситуаций, тренажеры, имитационные упражнения на нахождение известного решения.

К игровым активным методам обучения относятся: деловые (управленческие) игры, метод разыгрывания ролей, индивидуальные игровые занятия на моделях. Эти методы имеют высокую эффективность в учебном процессе. Наиболее сложными являются игровые активные методы обучения.

Что касается классифика­ции дидактических игр, то их сегодня разработа­но великое множество, но единых подходов нет. Вот некоторые из них

Метод мозгового штурма (мозговая атака) за­ключается в усвоении знаний путем совместного решения трудной проблемы.

На занятиях при использова­нии этого метода работы обучаемые разбиваются на группы по 4-6 человек, в которых заранее определяются роли учеников (лидер, консерва­тор или критик, аналитик, новатор и т. д.), в со­ответствии с которыми эти ученики и работают. Все группы могут решать единую для всех задачу или несколько различных задач. Через опреде­ленное время группы должны представить свое коллективно выработанное решение. Не допуска­ется критика предлагаемых решений, однако разрешается дополнять и развивать идеи, выска­занные другими учащимися.

Близок к методу мозгового штурма метод проблемного обучения, который также широко может применяться преподавателем. Его суть заключается в создании проблем­ной (противоречивой) ситуации, разрешая кото­рую ученики более глубоко познают процессы, явления, объекты. При этом следует помнить, что проблема (противоречие) создается учите­лем для обучающихся, т. е. является таковой толь­ко для детей.

Сама по себе учебная проблемная ситуация  должна обязательно вызывать у обу­чающихся интеллектуальное затруднение.

Некоторые дидакты видят недостаток этого метода в больших временных затратах. Но эти затраты с лихвой окупаются.

Из всего вышесказанного следует, что целью активных методов обучения является, чтобы в усвоении знаний, умений, навыков участвовали все психические процессы (речь, память, воображение и т. д.). Преподаватель  в своей профессиональной деятельности использует ту классификацию и группу методов, которые наиболее полно помогают осуществлению тех дидактических задач, которые он ставит перед занятием. И активные методы обучения являются одним из наиболее эффективных средств вовлечения учащихся в учебно – познавательную деятельность.

Учителя  и родители понимают важность изучения родного языка, но для детей это не мотивация. Родной  язык –  сложный предмет  для изучения, и поэтому нам необходимо постоянно поддерживать интерес к предмету, а для того, чтобы поддерживать интерес, нам необходимо постоянно усовершенствовать методы работы.  Мне  понятно, что большую помощь в решении данных вопросов оказывают игры. Их использование даёт хорошие результаты, повышает интерес ребят к уроку, позволяет сконцентрировать их внимание на главном  -  овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации, общения во время игры.

В настоящее время применение игр широко освещается в различной литературе.

Игры способствуют выполнению следующих методических задач:

-создание психологической готовности детей к речевому общению;

- обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;

- тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта;

Место игр на уроке (как и любого активного метода) и отводимое время зависят от ряда факторов:  подготовки учащихся, изучаемого материала, целей и условий урока и т. д. Например, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении, то ей можно отвести 20-25 минут урока. В дальнейшем та же игра может проводиться повторением уже пройденного материала. Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока.

Следует помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо соблюдать чувство меры, иначе они утомят обучающихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.

Выделяют следующие категории игр на уроке родного языка

1.    лексические игры;

2.    грамматические игры;

3.    фонетические игры;

4.    орфографические игры;

5.    творческие игры.

Однако необходимо отметить, что в большинстве случаев в игре объединяются несколько категорий – я использую в своей работе лексико-грамматические, лексико-орфографические, грамматико-творческие и многие другие игры.

Игры на уроках иностранного языка можно и нужно использовать также для снятия напряжения, монотонности, при отработке языкового материала, при активизации речевой деятельности.

В начале урока целесообразно проводить фонетические игры, цель которых - постановка правильной артикуляции органов речи учащихся при произнесении отдельных аварских  звуков.

Отдельную группу занимают грамматические игры. В начальной школе дети порой не знают и по-русски названия частей речи и членов предложения, поэтому обучение грамматике родного языка также целесообразно проводить через игру.

Что касается творческих игр, то их выбор ограничивается только фантазией учителя и его учеников. Здесь может быть и изготовление различных творческих продуктов, и различные ролевые игры, инсценировки, театральные постановки.

Это, конечно же, не полный перечень игр, используемых на уроках родного языка в начальной школе: его можно пополнять до бесконечности. Игра может быть запланированной, а может быть и импровизацией. Мы должны помнить, что игра – лишь элемент урока, и  она должна служить достижению дидактических целей урока. Поэтому необходимо точно знать какой именно навык, умения тренируются в данной игре, что ребенок не умел делать до проведения игры и чему он научился в процессе игры.

 

 

 


 

ШКОЛА Доклад «Использование разнообразных форм и методов обучения на уроках русского языка в старшей школе»

ШКОЛА Доклад «Использование разнообразных форм и методов обучения на уроках русского языка в старшей школе»

Словесные: рассказ, лекция, беседа, дискуссия

Словесные: рассказ, лекция, беседа, дискуссия

Таким образом, активные методы обучения – это обучение деятельностью

Таким образом, активные методы обучения – это обучение деятельностью

В настоящее время применение игр широко освещается в различной литературе

В настоящее время применение игр широко освещается в различной литературе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.08.2024