ГБОУ РМЭ школа №1 г. Йошкар Олы
Доклад
«Использование Скандинавской ходьбы на урока физкультуры
для детей с ОВЗ ».
Выполнил: А.В.Глушков
Учитель физкультуры
Скандинавская ходьба
Введение.
Скандинавская ходьба – вид физкультурно-оздоровительной деятельности, повышающий уровень физического состояния человека. Это дает импульс к массовому применению этого вида физической нагрузки. Регулярные занятия Скандинавской ходьбой дарят радость движения, повышают физический тонус Ходьба с палками вобрала в себя технику различных направлений спорта, в результате чего получила набор полезных техник и упражнений из разных видов спорта, адаптированной для людей с рядовой физической подготовкой.
В некоторых странах практикуются занятия скандинавской ходьбой на уроках физкультуры. Например, в отдельных школах Франции, Польши и Германии, вместо бега по стадиону школьники сдают нормативы ходьбы с палками. Такой подход очень разумен. Кроме бега дети разбиваются на пары и выполняют различные упражнения с использованием все тех же скандинавских «опор». Тренировка по интенсивности лучше бега, езды на велосипеде и занятий с гимнастическими палками, а травмоопасность меньше. Дети, которым тяжело дается бег, и другие интенсивные нагрузки, выполняемые «на время», вполне успешно справляются со скандинавской ходьбой. В результате, снижается внутренне психологическое давление и страх перед занятиями физкультурой, а выносливость повышается.
Основные задачи использования Скандинавской ходьбы для обучающихся:
Развитие двигательных качеств, быстроты, гибкости, силы, выносливости, скоростно – силовых и координационных качеств;
Укрепление здоровья, коррекция недостатков телосложения , повышение функциональных возможностей организма для обучающихся специальной медицинской группы;
Воспитание инициативности, самостоятельности, адекватной оценки собственных физических возможностей;
Воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, организации активного отдыха и досуга.
Воспитание психических и морально-волевых качеств личности.
Актуальность: необходимость создания в обучении и воспитании молодежи здоровьесберегающей среды, привитие навыков здорового образа жизни. Здоровье подрастающего поколения самый важный ресурс и капитал и наша задача- накопление этого капитала.
Данный вид физических занятий можно рассматривать как метод лечебной физкультуры при заболеваниях сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, опорно-двигательного аппарата, избыточного веса. Занятия Скандинавской ходьбой способствуют тренировке мышцы сердца, обогащению внутренних органов кислородом. Происходит активное сжигание калорий, нормализуется обмен веществ.
История возникновения.
Скандинавская ходьба – относительно новый, набирающий популярность вид оздоровительной физической культуры, который был запатентован финном Марком Кантаном в 1997 году под названием «оригинальная скандинавская ходьба». Эта разновидность спортивной ходьбы появилась в Финляндии (поэтому она еще называется «финской ходьбой») несколько десятилетий назад, а точнее в 40-х годах ХХ века связанная с профессиональной подготовкой лыжников Финляндии, стремившихся поддержать свою форму в летний период . Они тренировались без лыж, используя быструю, энергичную ходьбу по пересеченной местности с простыми лыжными палками. Медицинские исследования 80-х годов прошлого века подтвердили положительное влияние ходьбы с палками на уровень физического состояния человека, что ознаменовало начало профессионального применения Скандинавской ходьбы. Идея самой ходьбы с палками принадлежит финским спортсменам-лыжникам, которые вначале использовали обычные лыжные палки. Впоследствии оказалось, что спортсмены, интенсивно тренировавшиеся летом при помощи ходьбы с палками, получили зимой значительно более высокие результаты на лыжных соревнованиях. С легкой руки спортсменов ходьба с палками начала распространяться в странах Скандинавии, а затем и в Северо-Западной Европе, завоевав особую популярность в Германии, где были созданы даже специальные трассы для этого вида спорта. разработал и опубликовал первое пособие по оригинальной скандинавской ходьбе, при этом значительно модифицировав строение палок. Благодаря его изобретениям популярность ходьбы с палками сделала новый виток – оригинальный вид физической культуры получил широкое распространение во многих странах мира и сейчас миллионы людей занимаются им по всему миру. В последние годы и в России растет количество приверженцев этой разновидности фитнеса.
Следующим этапом по развитию ходьбы стало появление брошюры и книги М.Кантаневы, инструкции по ходьбе, методических и образовательных материалов, а также появление специальных палок с ремешками, которые хорошо фиксировались на запястье. Благодаря этому появилось такое явление как «Скандинавская ходьба» нашего времени. Сейчас в Ассоциацию Скандинавской ходьбы входят более 20 стран. В России этот вид спорта еще в новинку . Но на протяжении уже нескольких лет все чаше наблюдаем в парках пожилых людей, воодушевленно шагающих по дорожкам с лыжными палками в руках. К сожалению, большинство занимающихся «переносят» тяжелые палки , не используя их для отталкивания от поверхности. Что они просто ходят само по себе тоже хорошо и полезно, отличный способ привести себя в тонус.
Как выбирать палки
От длины и качества палок во многом зависит эффективность занятий. Длина выбирается по простой формуле – КхР, где Р-рост человека в сантиметрах, а К-коэффициент. Для начинающих рекомендуется применять К, равным 0,66, а для опытных ходоков – 0,7.
при росте до 1,5 м |
105 см |
до 1,6 м |
110 см |
до 1,7 м |
115 см |
до 1,8 м |
120 см |
до 1,9 м |
130 см |
свыше 1,9 м |
135 см |
Помимо длины при выборе палок следует обратить внимание на материал, из которых они изготовлены. Оптимальный вариант – карбоновые изделия. Они прочны и легки. Можно использовать палки из алюминия. Важно, чтобы данный инвентарь обладал удобной ручкой. Она должна хорошо охватываться ладонью и не натирать кожу. Лучшие модели имеют пробковые рукоятки.
Одежда и обувь
Основной критерий выбора одежды –удобство и исключение скованности движения. Подходит любая спортивная одежда, соответствующая сезону. Надо учитывать, что нагрузки достаточно интенсивные, а потому одеваться слишком тепло нет смысла. При постоянных, круглогодичных занятиях, особенно в северных регионах, необходимо позаботиться о приобретении термобелья, ветровок, непромокаемой одежды, перчаток и шапок.
В качестве обуви подходят спортивные ботинки, кроссовки, кеды. Важное условие – отсутствие каблука.
В начале движения вес всего тела приходится на пятки, что требует наличия амортизирующей способности обуви в пяточной зоне. Подошва должна обладать рифлением, исключающим проскальзывание даже по влажному грунту.
Техника скандинавской ходьбы
Основной способ перемещения при скандинавской ходьбе – попеременный шаг. Техника скандинавской ходьбы заключается в выполнении простых правил:
1. Шаг поочередный, т.е. верхние и нижние конечности двигаются в противоход – вперед выносится левая нога и правая рука с палкой, а затем, наоборот.
2. Движение рук обеспечивается от плеча. Они поднимаются, как правило, на 40-45 градусов. Однако это правило не обязательно, т.к. шаг должен быть обычным, естественным. Если человек привык ходить размашисто, то руки могут подниматься и выше.
3. Стопа при перемещении перекатывается с пятки на носок, т.е. первоначально вес тела направляется на пятку и постепенно перемещается на носок. При этом обеспечивается амортизация за счет расслабления коленного сустава.
4. Палка при ходьбе упирается в землю, создавая напряжение в мышцах плечевого пояса. Точка соприкосновения палки с землей должна находиться на уровне пятки вынесенной вперед ноги. Возможен и другой вариант – соприкосновение в точке, расположенной на примерно по средине между пяткой передней ноги и носка задней конечности.
5. Спина при ходьбе держится в вертикальном положении.
Общая и специальная физическая подготовка на занятиях
Скандинавской ходьбой.
Физическая подготовка–процесс воспитания и развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков. Различают общую и специальную физическую подготовку. Общая физическая подготовка – процесс воспитания физических качеств и формирования двигательных умений и навыков, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие. Специальная физическая подготовка – процесс воспитания физических качеств и формирования двигательных умений и навыков, отвечающих специфике избранного вида спорта и трудовой деятельности.
Скандинавская ходьба – вид спорта, направленный в первую очередь на развитие выносливости и координации движения. Выносливость – важнейшая физическое качество, которое отражает общий уровень работоспособности человека. Это способность значительное время выполнять работу без снижения интенсивности нагрузки или способность организма противостоять утомлению. Выносливость как качество проявляется в 2х основных формах:
- в продолжительности работы без признаков утомления на данном уровне мощности ;
- в скорости снижения работоспособности при наступлении утомления.
С точки зрения спортивных достижений общая выносливость – способность спортсмена продолжительное время выполнять различные по характеру виды физических упражнений сравнительно невысокой интенсивности, вовлекая в действие многие мышечные группы . Уровень развития и проявление выносливости определяется аэробными возможностями организма и уровнем развития волевых качеств.
Для развития выносливости в Скандинавской ходьбе применяется равномерный непрерывный метод тренировки и соревновательный. В качестве средств тренировки можно рассматривать упражнения с палками на подъеме и бег с палками. Подъем с палками – это настоящая ходьба вверх и вниз на время. Вверх нужно идти быстро, пользуясь палками в качестве опоры, а вниз возвращаться свободно. Спустившись вниз, сразу же нужно поворачивать назад и подниматься вверх. Бег с палками можно рекомендовать только после тщательной разминки, выполнять в течении 20-40 минут, в зависимости от своего физического состояния.
Координация – процесс согласования активности мышц тела, направленный на успешное выполнение двигательной задачи. От него зависит каждое движение человека. Движение туловища, головы, рук и ног производится в трех плоскостях по отношению к телу: лицевой, боковой, горизонтальной. Движения рук и ног по отношению друг к другу в пространстве могут быть: одноименными (движения совпадают по направлению), разноименными (выполняются в разных направлениях). Движения , выполняемые руками или ногами, могут быть однонаправленными и разнонаправленными; относительно времени могут быть одновременными и последовательными. Кроме того, нужно давать упражнения, в которых как бы изолировано тренируются руки или ноги, или туловище, а затем постепенно вводить объединяющие упражнения. Необходимыми условиями для развития координации являются: постепенность в усложнении задач, разнообразие движений и ускорение темпа.
Заключение
Важными достоинствами скандинавской ходьбы, как физической активности для детей, является:
Это высокая эффективность: повышает общую выносливость, улучшает общее психофизическое состояние и дает отличный профилактический эффект в отношении разных заболеваний: избыточный вес, простудные заболевание, заболевания сердца, опорно-двигательного аппарата, укрепление иммунитета;
Безопасность и отсутствие травм: даже ослабленный ребенок может принимать участие в занятиях ходьбы, так как палки обеспечивают необходимую опору;
Универсальность: этот вид спорта позволяет занятия на свежем воздухе в любое время года, как на уроках физкультуры, так и вне урока вместе с родителями;
Для всех: ходьба необходима детям с любым уровнем спортивной подготовки, что дает возможность сильнее сплотить ребят в ходе совместных занятий на уроках физкультуры и семейных прогулках;
Привлекательность: не требует особой экипировки (удобная обувь и обычная одежда для спорта), необычность и новизна ходьбы способна стать хорошим стимулом для повышения интереса учащихся к занятиям физической культурой и спортом. С помощью этого вида ходьбы наши уроки можно сделать увлекательными и интересными.
Итак, подводя итоги, хочется отметить, что скандинавская ходьба является одним из эффективных и современных - оздоровительных видов физической нагрузки для младших школьников по укреплению их здоровья, коррекции недостатков физического развития, профилактика простудных и других заболеваний, а так же увеличения двигательной активности.
Список литературы
1. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта;
М, Академия, 2007г.
2. Полетаева, А. Скандинавская ходьба. Здоровье легким шагом. Спб,
Питер, 2013 г.
3. Кантаева М. Скандинавская ходьба – оздоровительный фитнес
. М.Юрайт., 2014 г.
4. Баталов, А.Г. Краткий курс дисциплины «Лыжный спорт» . М., Наука, 2004г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.