Использование здоровье – сберегающих технологий на уроках английского языка в начальных классах.
1 Проблемаздоровья.Здоровье–этонетолькоотсутствиеболезни, ноифизическая, социальная, психолого-педагогическаягармониячеловека, доброжелательные, спокойныеотношенияслюдьми, сприродойисамимсобой.
Обучение - самыйзначимыйфакторпопродолжительностиипосилевоздействияназдоровьешкольников. Интенсификацияучебногопроцесса, использованиеновыхформитехнологийобучения, ранееначалосистематическогообученияпривелокзначительномуростуколичествадетей, неспособныхполностьюадаптироватьсякнагрузкам. Внедрениевучебныйпроцессздоровьесберегающихтехнологийпозволяетдобитьсяположительныхизмененийвсостоянииздоровьяшкольников. Важнейшейцельювнедрениявобразовательныйпроцессздоровьесберегающихобразовательныхтехнологийявляетсяформированиекультурыздоровья.
В. А. Сухомлинскийписал: «Опытубедилнасвтом, чтопримерноу 85 % всехнеуспевающихучениковглавнаяпричинаотставаниявучёбе–плохоесостояниездоровья, какое-нибудьнедомоганиеилизаболевание, чащевсегосовершеннонезаметноеиподдающеесяизлечениютолькосовместнымиусилиямиматери, отца, врачаиучителя».
Здоровьеребенка, егосоциально-психологическаяадаптация, нормальныйростиразвитиевомногомопределяютсясредой, вкоторойонживет. Детиоколо 70%временибодрствованияпроводятвшколе. ПоданнымИнститутавозрастнойфизиологииРАО, школьнаяобразовательнаясредапорождаетфакторырисканарушенийздоровья, сдействиемкоторыхсвязано 20-40 % негативныхвлияний, ухудшающихздоровьедетейшкольноговозраста. Увеличениеучебнойнагрузкиприводитктому, чтоудетейчащеотмечаетсябольшаяраспространенностьивыраженностьнервно-психическихнарушений, большаяутомляемость, сопровождаемаяиммуннымиигормональнымидисфункциями, болеенизкаясопротивляемостьболезнямидругиенарушения.Состояниеусталостиуобучающихся, утомление, переутомление, постоянныестрессовыеперегрузкисоздаютпредпосылкиразвитияострыхихроническихнарушенийздоровья, развитиянервных, психосоматическихидругихзаболеваний.Врезультате,существующаясистемашкольногообразованияимеетздоровьезатратныйхарактер.
2. Особенностипредмета.Английскийязык–этосерьёзныйисложныйпредмет. Спервыхуроковдетиучатсяобщатьсянаанглийскомязыке. Приэтомонидолжныусвоитьмассуновоголингвистическогоматериала (лексическиеединицы, грамматическиеформы, приобрестипроизносительныенавыки). Наурокахучащимсяприходитсямногозапоминать, говорить, писать, читать, слушатьианализироватьинформацию, поэтому, учительдолженуделятьособоевниманиездоровьесберегающимтехнологиям.
Главнойзадачейучителядолжностатьобеспечениемаксимальноблагоприятнойикомфортнойобстановкиисозданиеудетейположительнойэмоциональнойнастроенностинауроке. Положительныеэмоцииспособнысниматьпоследствияотрицательныхвоздействийнаорганизмшкольника. Учительдолженстремитьсявызыватьположительноеотношениекпредмету, повышатьинтересимотивациюшкольников. Важно, чтобыудетейнепоявлялосьчувствостраха, боязнипередэтимпредметом.
3. Здоровьесберегающаятехнология, помнениюВ.Д. Сонькина, - это:
1. условияобученияребенкавшколе (отсутствиестресса, адекватностьтребований, адекватностьметодикобученияивоспитания);
2. рациональнаяорганизацияучебногопроцесса (всоответствиисвозрастными, половыми, индивидуальнымиособенностямиигигиеническимитребованиями);
3. соответствиеучебнойифизическойнагрузкивозрастнымвозможностямребенка;
4. необходимый, достаточныйирациональноорганизованныйдвигательныйрежим
Учетпсихологическихособенностей.Вшкольнойпрактикебольшоезначениеимеетучетнейродинамическихособенностейдетей: скоростипротеканияпсихофизиологическихпроцессов, быстротыпереработкиинформациивЦНС, индивидуальноготемпадеятельности, которыйвесьмапостоянениобусловленврожденнымитипологическимисвойстваминервнойсистемы, впервуюочередь, еесилойиподвижностью. Этоттемппроявляетсявразличныхпростыхисложныхдвигательныхреакциях, вспецификеформированияипроявлениясенсорныхиинтеллектуальныхнавыков (решениезадач, заучиваниеучебногоматериала), особенностяхвнимания, восприятия, умственнойработоспособности.
Впроцессеиндивидуальногоразвитиявсвязиспостепеннымсозреваниемнервнойсистемыпроявленияиндивидуально-типологическихразличийимеютсвоиособенности.
Функциональнаяасимметриямозгаявляетсяоднимизважнейшихсвойствиндивидуальности–онаопределяетособенностивосприятия, запоминания, стратегиюмышления, эмоциональнуюсферу, регуляциюдеятельностииадаптациючеловекаксреде.Известно, чтоправоеполушариеуправляетлевойполовинойтелаидоминируету«левшей», алевое–правойидоминируету«правшей».Проблемалеворукостиостаетсяоднойизсамыхсерьезныхпроблемвпедагогикеипсихологии.
Современныепедагогическиеметодикивосновномориентированыналевополушарноевосприятие. Поэтомуправополушарныеучащиесяоказываютсявневыгодномположении, таккакнуждаютсявгештальте (образах), музыкальномфоненауроке, творческихзаданиях, контексте. Традиционноепреподаваниепредлагаетимтехнологию, тишину, детали. Учащиесяэтоготипануждаютсявтрехмернойорганизациисвоегомыслительногопространства, ашкольныеметодикипредполагаютдвумернуюорганизацию.
Учетбиоритмологическихособенностейучащихсяпозволяетправильноорганизоватьрежимтрудаиотдыха, облегчитьпроцессыадаптациикучебнымнагрузкам, снизитьуровеньнапряжениясистеморганизма. Упредставителейутреннеготипа(«жаворонок»), достаточночастоотмечаетсязатруднениеадаптационныхпроцессовпринарушениистереотипадеятельности. Такиешкольникименееустойчивывстрессовыхситуациях, нарушенияздоровьяотмечаетсяунихчаще. «Совы»характеризуютсяболееоптимальнойреакциейнанагрузку, унихнетсклонностиктревожнымидепрессивнымреакциям. «Аритмики»посвоимпроявлениямприближаютсякутреннемутипу, носменеевыраженнымичертами.
5.Режим«динамическихпоз»Исключитьразвитиеутомленияуучащихсянаурокепрактическиневозможно, ноиспользованиевучебномпроцессездоровьесберегающихметодов, приемовисредствобученияпоможетснизитьутомляющеевоздействиеуроканаорганизмребенка.
Полезноедействиенафункционированиеорганизмаоказываетизменениерабочейпозывовремяурока. Разработанаметодикаобучениядетейсиспользованием«динамическихпоз», котораязаключаетсявпереходеучениковвовремяурокаизположения«сидя»вположение«стоя», иможетпроводитьсявформесвободногостоянияилисиспользованиемнастольнойконторки.
Режим«динамическихпоз»сиспользованиемпозысвободногостоянияпроводитсяследующимобразом: учительпериодически (примерночерезкаждые 10-12 мин.) переводитдетейизположения«сидя»вположение«стоя». Целесообразноиспользоватьэтоположение, когдадетислушаютобъяснениепедагогаилиотвечающегоученика. Продолжительностьсвободногостояниявзависимостиотхарактераурокаможетбытьот 3-хдо 7-миминут. Чемболеепродолжительноевремяучащиесязанимаютсяврежиме«динамическихпоз», темвышеунихпотребностькпребываниювпозесвободногостояния.
6.Физкультурно-оздоровительнаяминутка.Однойизосновныхформповышенияуровнядвигательнойактивностиучащихся, атакжепредупрежденияутомленияиактивизацииихумственнойдеятельностинаурокеявляетсяфизкультурно-оздоровительнаяминутка.
Рекомендуетсяпроводитьот 2-хдо 3-хфизкультурно-оздоровительныхминутокдляучащихсямладшегоисреднегошкольноговозраста, длястаршеклассниковдостаточнооднойзаурок, продолжительностью 1-1,5 минуты. Приэтомучительдолженчеткопредставлятьсебе, начтонаправленытеилииныеупражнения, чередуяикомбинируяих.
Наборупражнений, входящийводнуфизкультурно-оздоровительнуюминутку, различен, таккакзависитотвозрастаребенка, изучаемогопредмета, видадеятельностинауроке, очередностиурокаипредполагаетширокийспектрвоздействиянаразныефункцииорганизмаученикачерезфизическиеупражнения, пальцевыеупражнения, дыхательнуюгимнастику, гимнастикудляглаз, средствсамомассажа, психологическиетренингиит. п.
Всоставупражненийдляфизкультминутокрекомендуютвключать:
· упражненияпоформированиюосанки,
· укреплениямышцрук,
· отдыхпозвоночника,
· упражнениядляног,
· релаксационныеупражнениядлямимикилица,
· потягивание,
· массажобластигруди, лица, рук, ног,
Упражнения, направленныенавыработкурациональногодыхания.Большинствоучащихсяначальныхклассовнеумеютправильнодышатьвовремявыполнениямышечнойнагрузки, ходьбы, бега, атакжевусловияхотносительногомышечногопокоя. Неправильноедыханиеприводиткнарушениюдеятельностисердечно-сосудистойидыхательнойсистем, снижениюнасыщениякровикислородом, нарушениюобменавеществ. Поэтомуполезныупражнениядлявыработкиглубокогодыхания. Передвыполнениемконтрольныхработполезноделатьупражнениянадыхание, котороеспособствуетснятиюнапряженияудетейинастраиваетнаважнуюработу: дыхание–глубокое, медленноесначалатолькочерезлевую, азатемтолькочерезправуюноздрю. Дыханиечерезлевуюноздрюактивизируетработуправогополушарияголовногомозга, способствуетуспокоениюирелаксации. Дыханиечерезправуюноздрюактивизируетработулевогополушария, чтоспособствуетрешениюрациональныхзадач
Дляпрофилактикиблизорукостиизамедленияеепрогрессивности, атакжеоптимизациисостояниязрительнойфункции, следуетиспользоватькомплексыупражненийиспециальнуюгимнастикудляглаз – офтальмотренаж, которыйнеобходимоорганизовывать 2-3 разавовремяучебногодня, направленныйна:
· улучшениециркуляциикровиворганезрения;
· укреплениемышцглаза;
· улучшениепроцессааккомодации;
· снятиезрительногоутомления.
7.Релаксациянауроках
Релаксация - эторасслаблениепосленапряженнойумственнойдеятельности. Цельеё - снятьнапряжение, датьдетямнебольшойотдых, вызватьположительныеэмоции, хорошеенастроение, чтоведёткулучшениюусвоенияматериала. Длярелаксациимогутбытьиспользованыразличногородадвижения, игры, пение, танцы. Приеёпроведенииненадоставитьпередученикамицельзапомнитьязыковойматериал. Релаксациядолжнаосвобождатьучениканакакое-товремяотумственногонапряжения. Вотнекоторыеэлементырелаксации, которыеприменяютсяниначальномэтапеобучения.
Зарядкасиспользованиемдвижений, песен, танца.Первоевремязарядкунужнопроводитьподруководствомучителя, далееэтоделаютученикисами, нонеобходимоследитьзатем, чтобыдвижениявыполнялисьчётко, красиво. Подобныеупражненияпрекрасноразвиваютэстетическийимузыкальныйвкус.
Игра -однаизважнейшихформрелаксации. Игры, способствующиеотдыху, вызывающиеположительныеэмоции, легкостьиудовольствие, Подобныеигрыиспользуютсякакспособразвитиякоординациирукиног, другихчастейтела, пространственно-временныхориентировок, вызываютположительныеэмоциинауроках.Игра, способствующаяотдыху, вызывающаяположи¬тельныеэмоции, лёгкостьиудовольствие. Издавнаизвестноопотребностидетскогоорганизмавигре. Нестоитзабыватьотом, что, играя, ребенокпогружаетсявпопятныйлишьемуодномумир.
Детскиеигрытрудноподразделитьнатипы, потомучтоихмногоиониразнообразны. Детисудовольствиемиграюткаквпассивныеигры (онитщательноразработаны), такивактивные, подвижные. Ихможнопроводитьнауроке, вхоллешколы, наулице, вкомандахизнесколькихигроковивдвоём. Одниигрыформализованы–играведётсяпочёткимправиламиобычнодлянихнужнооснащение. Другиедопускаютотклоненияотправил, рассчитанынаимпровизацию (типа«Мореволнуетсяраз», «Мыпоехалинабалл»). Игрыпризваныразвлечьребенкаиобучить, приобщаяегокреалиямвзрослойжизни, привитьнавыкиобщения, адаптациикрезкоменяющимсяусловиям.
Песнянауроке - хорошийвидрелаксации, снижаетутомляемостьзасчетэмоциональногонастроя.Песняявляетсяэлементомздоровьесберегающихтехнологий, которыеиспользуютсядлятого, чтобыдатьдетямвозможностьснятьумственноенапряжениеиусталость, вызватьположительныеэмоции, хорошеенастроение, чтоведетклучшемуусвоениюматериалаиспособствуютсозданиюпсихологическогокомфортанауроке.
Аутогеннаятренировка (АТ). Современныйурокхарактеризуетсябольшойинтенсивностьюитребуетконцентрациивнимания, напряжениясил. Оченьтруднопоройнастроитьребятнаовладениезнаниямивсерединеивконцеучебногодня, когдамногиеизнихнемогутещё "отойти" отпредыдущегоурока, когданевсеихпроблемыуспешнорешены, анекоторымизнихбываетнеобходимапсихологическаяподдержка. Вданномслучаецелесообразноиспользованиеэлементоваутогеннойтренировки. Аутогеннаятренировка (АТ) - этосистемаприемовсаморегуляциифункцийорганизма. Онапозволяетактивноуправлятьвысшимипсихическимифункциями, укрепляетсилуволи, улучшаетвнимание, регулируетчастотусокращенийсердца, нормализуетдыхательныйритм. Медитативно - релаксационныеупражнениядаютвозможностьученикупередохнуть, восстановитьсилыдлядальнейшейдеятельности.
Эффективностьработыучащихсянаурокевомногомзависитотуменияучителяразнообразитьурокиспользованиеминтересногонаглядного (муляжи, схемы, таблицы) идидактическогоматериаласпомощьюразличныхтехническихсредствобучения (показдиафильмов, диапозитивов, короткометражныхкинофильмов, телепередач). Психоэмоциональноенапряжениеоченьбыстроистощаеторганизмиприводиткбыстромупадениюработоспособности.
8. Динамическийурок.Существующийдвигательныйрежимнеобеспечиваетфизиологическойпотребностирастущегоорганизмавдвижении. Сдерживающимфакторомврешенииэтойпроблемыявляетсятрадиционнаяструктураурока, прикоторойдинамическаясоставляющаяуроканепревышает 5-10%.
Интеграцияобразовательной, двигательнойиигровойдеятельностистимулируеттворческоеотношениектемеурокаиповышаетумственнуюработоспособностьдетей. Установлено, чтопослединамическогоуроканеотмеченониодногослучаявыраженногоутомления, втовремякакпослетрадиционногоурокатакаястепеньутомлениявыявленау 35% учащихся.
9.Критериирациональнойорганизацииурока
Длярациональнойорганизацииурокаразработалиособыекритерии (СмирновН.К., Громбах, ИрхинВ.Н.)
Дляповышенияздоровьяучащихсяогромноезначениеимееторганизацияурока. Воизбежаниеусталостииперегрузкидетейучительдолженстроитьуроквсоответствиисдинамикойвниманияучащихся, учитываявремядлякаждогозадания, чередуявидыработ.
10.МодельздоровьесберегающегоурокабылапредложенаН. К. Смирновым (2006).
11.Заключение
Необходимосоотноситьучебнуюнагрузкуиметодыпреподаваниясвозрастнымиииндивидуальнымиособенностямидетей, содействоватьохранеиукреплениюздоровья.
Огромноезначениеимееторганизацияурока. Учительдолженстроитьуроквсоответствиисдинамикойвниманияучащихся, учитываявремядлякаждогозадания, чередуявидыработ.
Воизбежаниеусталостиучащихся, сменавидовработ.
Наличиеэмоциональныхразрядокнеобходимодляснятияумственногонапряженияиутомления.
Индивидуальноедозированиеобъемаучебнойнагрузкиирациональноераспределениееевовременидостигаетсяблагодаряприменениюгибкихвариативныхформпостроениясистемыучебногопроцесса.
Чтобыизбежатьперегрузкиучащихся, необходимострогособлюдатьобъемвсехвидовработ. Накаждомурокевлюбомклассенеобходимовтечениеурокапроводитьфизкультминутки, игровыепаузы (драматизациядиалогов, текстовыхотрывков), зрительнуюгимнастику. Некоторыевидыработыможновыполнятькаксидя, такистоя.
Рабочаяпозадолжнасоответствоватьвидуучебнойдеятельностинауроке. Непродолжительныеотклонениянужныдляотдыхаирасслабления. Сменапозыблаготворносказываетсянаработоспособности.
Моментомрелаксацииможнотакжесчитатьпесни.
Доброжелательныйтонпедагога, созданиеудетейположительнойэмоциональнойнастроенностинауроке–важныймоментздоровьесберегающихтехнологий. Положительныеэмоцииспособныполностьюсниматьпоследствияотрицательныхвоздействийнаорганизмшкольника. Учительдолженстремитьсявызыватьположительноеотношениекпредмету.
Использованиездоровьесберегающихтехнологийиграетбольшуюрольвжизникаждогошкольника, позволяетлегчеиуспешнееовладетьнеобходимымизнанияминауроке, преодолетьтрудности, достичьцелиизадачобучения. Дляснятиянапряжениянедостаточнопроводитьспециальнуюрелаксациюилиаутогеннуютренировку, необходимо, чтобывсегдавесьурокпроходилнепринуждённо, чтобытонучителябылбодрымидружелюбным, адляучениковсоздаваласьбыприятная, располагающаякзанятиямобстановка.
Использованиездоровьесберегающихтехнологийиграетбольшуюрольвжизникаждогошкольника, позволяетлегчеиуспешнееовладетьнеобходимымизнанияминауроке, преодолетьтрудности, позволяетдостичьцелиирешитьзадачиобученияанглийскомуязыку. И, хотятрадиционносчитается, чтоосновнаязадачашколы–датьнеобходимоеобразование, неменееважнаязадача–сохранитьвпроцессеобученияздоровье детей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.