Доклад
Тема: « Исследовательская деятельность педагога как одна из форм его профессионального становления и роста».
Учитель – кто он? Он артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он – скульптор, но его труда никто не видит. Он – врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела.
С.Л. Соловейчик.
Быть СОВРЕМЕННЫМ учителем, профессионалом своего дела, успешно пройти процесс социализации ученику помогает исследовательская культура участников образовательного процесса.
Достижение высокого уровня педагогической компетентности – это главная стратегическая цель профессионального педагогического образования.
Кто такой педагог? … в переводе с греческого «сопровождающий ребенка» (это проходят даже ученики в пятом классе по истории Древнего мира). То есть, и в прямом, и переносном смысле, педагог – это человек, не стоящий на месте (сопровождает = ведёт, идёт).
Что помогает развиваться специалисту? Стремление изведать неизведанное, познать новое, добиться результата. А это и есть ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Разграничение исследовательской деятельности учителя и ученика весьма условно. Учитель формирует исследовательскую позицию и направляет исследовательскую деятельность ученика. Это взаимообуславливающий процесс. Исследовательская работа учителя отражается на качестве и количестве исследовательских работ учащихся.
Какое исследование может проводить ученик под профессиональным взором педагога?
Во- первых, различные формы мини-исследования в рамках классно-урочной системы. Работа с литературой. Любое исследование невозможно без самостоятельной работы обучающихся с учебником, справочной литературой, дополнительными источниками (сеть Internet).
Познавательную активность учащихся можно стимулировать введением в инструкции к заданиям исследовательского характера, задач по поиску возможных ошибок и отклонений в результатах.
Особое место в формировании исследовательской культуры учащихся на уроках занимает метод проектов. Действенность этого метода обусловлена тем, что он позволяет учащимся выбрать деятельность по своим интересам и через дело, которое соответствует их способностям, формирует ключевые компетенции. Выполняя проекты обучающиеся осваивают методы творческой деятельности, учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания по различным отраслям, приобретать умения и навыки практической работы, опыт решения реальных задач.
Исследовательская деятельность будет только тогда полезной и нужной, когда подстегивает идти дальше в своем совершенствовании.
Для себя я определила 4 направления исследовательской компетенции педагога:
- узкоспециальная компетентность повышения профессионального уровня в рамках своей специальности (предмета).
Какие современные техники изображения применяются? Новые открытия, современные материалы? Что обсуждаемо? В этом случае педагог напоминает ученика, работающего над темой реферата, исследовательской работы, т.е. темой по самообразованию.
- методическая компетентность (как совершенствуется методика преподавания: что удается? Над чем стоит поработать? Какие приемы, методы и техники, применяемые на уроках, способствуют повышению качества знаний учеников? Сравнение работы по четвертям, полугодиям, за год.
- социально-психологическая компетентность (свое совершенствование как психолога: насколько профессионален твой язык? Почему сейчас ты покоряешь детей одним только взглядом, интонацией, тогда как раньше, не могла добиться внимания и половины класса.
- аутопсихологическая компетентность (полезно создавать собственный образно-обобщенный портрет по окончании каждого учебного года. Подведение итогов: достоинства и недостатки моей личности, и как педагога. Это портфолио учителя.
Достаточно сказать, что исследовательская деятельность не только способствует профессиональному росту учителя, но формирует и развивает такие ВАЖНЫЕ качества как трудолюбие, целеустремленность, формирование собственной позиции, собственного видения проблемы, достижение СОБСТВЕННОГО результата у учителя и у обучающихся тоже.
С целью непрерывного повышения своей профессиональной компетентности учитель руководит исследовательской деятельностью учащихся, самостоятельной исследовательской деятельностью, участвует в работе конференций, семинаров по вопросам исследовательской компетенции, методических марафонах, опубликовывает материалы из опыта работы в интернете, газете, журналах.
Вывод : Исследовательская деятельность учителя определяет личную профессиональную компетенцию и направляет деятельность обучающегося; только через совершенствование (своей личности, навыков, методики) педагог будет интересен и полезен не только детям, но и самому себе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.