Доклад из опыта работы на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

  • Педсоветы
  • docx
  • 12.05.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Чтобы достигнуть определенного результата, мы используем разнообразные методы и приёмы воздействия на ребенка, гармонично наполняющие его мировоззрение. В докладе мы делимся своим опытом работы и рассказываем о некоторых из них.
Иконка файла материала доклад по нр патр восп.docx

                         Доклад из опыта работы на тему:

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

Фундамент будущего человека закладывается в детстве. Что усвоено в этот период (знания, привычки, способы поведения) оказывается особенно прочным и является в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности. Одним из важных кирпичиков этого фундамента  является нравственно-патриотическое воспитание. В нашей группе из 24  воспитанников только у 13 человек полная семья. Это значит, что 50 процентов воспитанников воспитывают мамы, бабушки, мужское воспитание отсутствует. У детей нет перед глазами примера папы, как защитника семьи, Родины, опоры семьи, воплощающего в себе мужские качества: смелость, решительность, ответственность… Всвязи с этим мы уделяем большое внимание этому вопросу. В «Программе воспитания» в детском саду  определены задачи нравственно-патриотического воспитания, по решению которых нами систематически проводится большая работа. Чтобы достигнуть определенного результата, мы используем разнообразные методы и приёмы воздействия на ребенка, гармонично наполняющие его мировоззрение.

Нами создана развивающая предметно-пространственная среда, способствующая решению задач по нравственно-патриотическому воспитанию. В группе организован нравственно-патриотический центр, который пополняется и меняется в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей. Сейчас у нас дошкольники 6-7 лет. В центре размещена символика Российской Федерации, Хабаровского края, нашего города. Имеются игры для совместной и самостоятельной деятельности по знакомству с символикой, городами и странами, особенностями природы края и т.д.  Нами собраны альбомы, демонстрационные материалы, фотографии по темам: «Москва столица нашей Родины», «Наша Родина-Россия», «Наш город», «Костюмы народов мира», «Русский народный костюм», «Коренные народы Амура».  Своими руками мы сделали лэпбук, в котором собраны игры, картинки, много познавательного материала о защитниках Родины. Детям доступна библиотека. Здесь собраны сказки народов мира, сборники авторов Дальневосточников, детские книги и инциклопедии о городах и странах мира, художественная литература патриотического характера, книги о войне, защитниках Родины, о природе родного края.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Поэтому, когда к нам пришли малыши во вторую младшую группу, большое внимание мы уделяли темам семьи, дома. Мы учили их любить родителей, помогали делать подарки своими руками на праздники. Беседовали и проводили занятия на темы: «Моя семья», «Мой папа лучше всех», «Моя любимая мама».  Играли в сюжетно-ролевые игры: «Дочки-матери», «К нам пришли гости», «Семейная прогулка». Собрали альбомы с семейными фотографиями. Малышам нравилось находить своих членов семьи и рассказывать о них. Такие альбомы помогают в адаптации детей при переходе во вторую младшую группу. Они  пополняются новыми фотографиями до конца подготовительной к школе группы. Мы старались показать значимость родных и близких не только для семьи, но и для Родины, их роль в обществе. Знакомили детей с трудом взрослых через профессии родителей. Провели совместную работу с родителями: они принесли фотографии с места работы в рабочей форме, обстановке, дома рассказывали ребятам о своей профессии, что они выполняют на работе, для чего… Ребята затем показывали фотографии в группе и делились информацией. В группе так же имеются настольные игры, альбомы, атрибуды для сюжетно-ролевых игр- всё что способствует знакомству с трудом взрослых в непринуждённой игровой форме.

С родителями проводили беседы о том, как важно быть примером для своих детей. Ведь воспитывать ребенка патриотом могут те родители, которые сами проявляют патриотические чувства. Дети быстро перенимают убеждения родителей и почти всегда разделяют их.

В работе с семьёй мы опираемся на родителей, как на равноправных участников воспитательно-образовательного процесса. Поэтому с младшей группы привлекаем их к активному участию в жизни группы. Это и совместные изготовление поделок, рисунков для выставок в детском саду и группе, участие в конкурсах. Например выставки ко Дню Защитника, Дню Победы, Дню Конституции, Дню Независимости… Наши воспитанники принимали участие в городском конкурсе рисунков  «Наши защитники» в детском центре «Созвездие». Творческие работы были посвящены героям Защитникам. Ребята с родителями сами подбирали и изучали материалы. В группе познакомили нас со своими работами, рассказали о подвигах Хоменко И.С., Маресьева А.П., Александра Прохоренко.

Ежегодно в каждой возрастной группе мы проводим совместные праздники к 8 Марта, ко Дню Защитника Отечества, Дню Матери, где родители выступают не только, как зрители, но и принимают участие. В приёмной у нас есть стенд «Так мы живём», где мы выставляем фотографии с наших утренников, мероприятий, конкурсов. Он помогает родителям всегда находится в курсе всех событий.

Дети подросли и мы охватили тему «Семейные традиции», потому что прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого. Здесь мы обратились к историческому наследию русского народа: к традициям и быту, русскому-народному прикладному искусству, русскому-народному фольклору. Мы дополнили наш центр картотеками русских народных игр, русского-народного фольклора, настольными играми и альбомами. В центре по изодеятельности мы выставляем предметы с элементами русского-народного прикладного искусства: хохломскую посуду, игрушки, свистульки с городецкой росписью, гжелью, матрёшки и т.д. Руками воспитателей и родителей создан мини-музей русской-народной куклы с игрушками, альбомами.  Интересно прошло занятие по лепке «Вгостях у Алёнушки» во второй младшей группе.  Дети познакомились с традициями гостеприимства русского народа, сами лепили угощение, приобщались к истокам русской народной культуры через потешки, загадки, русские народные игры.

Мы рассказывали малышам о родном крае – малой Родине. Примером является дом, семья, родной город, двор.

В средней группе дошкольники узнали  о государственных праздниках, о Российской Армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину. Примером являются папа и дедушка, они служили в армии. В конце года, например, провели конкурс чтецов, посвящённый Дню Победы. Дети учили стихи о празднике, о защитниках страны, о нашей Родине.  Наши ребята любят учить стихи. Поэтому это мероприятие является традицией. В нашей группе мы его проводим ежегодно. Чтобы детям было интересно выступать, мы приглашаем в гости родителей, дошкольников с других групп и конечно независимое жюри. Всех участников поощряем, а победителей торжественно награждаем.

Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Она определяется бережным отношением к ней, выражается в элементарной заботе о животных, птицах. При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на ее красоту и разнообразие, на ее особенности. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

 Мы с ребятами в старшей группе участвовали в проекте «Живая книга природы». Изучали с детьми ландшафт, насекомых, животный мир нашего города, края. Ребята узнали много интересного о животных, занесённых в Красную книгу, о лечебных растениях.  Свои знания отражали в рисунках. Итогом проекта стала книга с детскими рисунками. Она была представлена в форме фотоаппарата, через объектив которого можно передвигать кадры с детскими рисунками животных, насекомых, ландшафта Хабаровского края. Книга так же содержала фотографии, интересную информацию, игры с разрезными картинками, раскрасками, загадки и другой занимательный материал, который ребята и родители собрали по данной теме. Суть проекта состояла в том, что дошкольники из разных городов создают свои книги и обмениваются ими. Так ребята больше узнают о природе своего края и других замечательных мест России. Мы, например, отправили свою книгу в Казань. Этот проект позволил донести до детей, как прекрасен и богат наш край. Вызвал у детей чувство гордости за нашу Родину. В ответ мы получили книгу о городе Казань.  В итоге ребята знакомы ещё с одним городом России, его достопримечательностями, флорой, фауной.

В подготовительной к школе группе мы продолжили тему природы родного края. Чтобы дополнить предметно-развивающую среду и расширить знания детей нами была создана игра ходилка – квест «Мир природы родного края».  Мы сделли её, чтобы играя, изучать с ребятами природу родного края. Игра помогла расширить знания детей о реках, озёрах, лесах  Хабаровского края, закрепить представления о животном и растительном мире, познакомила с представителями флоры, фауны, занесёнными в Красную книгу Хабаровского края.

В воспитании патриотических чувств у дошкольников, большое внимание детей уделялось событиям 1941 – 1945 годов. С детьми проводились разные традиционные мероприятия: беседы, изготовление открыток, макетов, занятия, участие в выставках…

Хотим поделиться опытом по проектной деятельности. Самые запоминающиеся были проекты в подготовительной к школе группе.

Сегодняшние дети обязательно должны знать о подвигах детей, о героическом прошлом Родины, отдать дань памяти героям. Ведь от того, что будут помнить и ценить дети, зависит то, какой будет наша страна завтра. У детей старшего дошкольного возраста еще недостаточно знаний о Великой Отечественной войне, о ее защитниках и героях. Старший дошкольный возраст – самый чувствительный, для серьёзного воспитательного разговора. Это период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма. Поэтому мы выбрали тему «Дети – герои ВОВ».

Мы рассказали детям о подвигах их сверстников, еще совсем юных девчонках и мальчишках, участвовавших в ВОВ. Очень важно было показать детям всю их смелость, героизм, беззаветную любовь к своей Родине. Ребятам полезно примерить на себя их образ, характер, что поспособствует формированию у них нравственно-патриотических чувств.

 Сначала провели беседу «Что я знаю о войне?» и выявили что знают наши дети. Затем провели анкетирование с родителями «Формирование у дошкольников знаний о ВОВ». По результатам анкеты было понятно, что большинство родителей заинтересованы в ознакомлении детей с историей ВОВ, и хотят, чтобы в саду тоже прорабатывали этот вопрос.

Предварительную работу по усвоению детьми знаний о Великой Отечественной войне начали заранее. Провели цикл бесед. Предложили  детям узнать у родителей о своих прадедушках и прабабушках, участвовавших в Великой Отечественной войне. Весь собранный материал оформили в «Книгу памяти», которую храним  и бережём в группе.

Второе направление в работе над проектом– это знакомство детей с Великой Отечественной войной. Ежедневно планировались беседы, чтение рассказов (по плану проекта), рассматривание иллюстраций, картинок, фотографий. Собрали иллюстрированный материал, набор открыток, статьи о героях Великой Отечественной войны, полководцах, трудовых подвигах людей в годы войны. Отдельный альбом – это рисунки и поделки детей по теме. Так же дополнили развивающую среду альбомами «Дети-герои войны», «Города герои», «Герои ВОВ».

Когда дети получили элементарные сведения о Великой Отечественной войне, мы продолжили работу, расширяя знания, дополняя их новыми сведениями, формируя интерес к истории страны, уважительное отношение к людям старшего поколения, участникам и  детям - героям войны и всем, кому дорога наша Родина. Рассказывали ребятам как долго шла Война. Постепенно подвели детей к тому, что с фашистами воевали не только на фронте солдаты, офицеры, но было очень сильно развито партизанское движение, взрослым помогали сражаться совсем маленькие дети (октябрята), подростки (пионеры).

Мы обратилась за помощью к родителям, чтобы совместными усилиями собрать материал о детях-героях Великой Отечественной войны. В работу включились многие родители. А самое главное, насколько было видно желание детей. Они сами выбирали героев, о которых хотели рассказать, о которых услышали в наших беседах.

На информационном часе, который проводился по завершению проекта, по презентации детей было видно, как они прониклись этой темой, как подробно изучили материал. Как важно им было поделиться этим с другими.

Творческий проект «Георгиевская лента» длился месяц. Ребята узнали об истории георгиевской ленточки, о традиции повязывать её в предверии и в праздник 9 мая. Своими руками сделали броши с георгиевской лентой.

Организация и проведение выше перечисленных мероприятий, являются основными направлениями во взаимодействии ДОУ и семьи по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

В результате проведённой работы к концу подготовительной к школе группе  были получены следущие результаты:

Сформированы представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), природе родного края, о своём Отечестве. Дети гордятся тем, что они живут в России. Ребята стали более ответственными, заботливыми по отношению к близким и окружающим, все чаще наблюдается проявление уважения к труду взрослых, к людям, прославившим нашу страну. В игровой деятелности дети стали более активны. Это проявляется в разнообразии сюжетов и ролей в самостоятельных играх  (мы солдаты, мы защищаем штаб, разведчики, медсестры и т.д.).

Родители моих воспитанников стали более осознанно относится к вопросам нравственно-патриотического воспитания. У них вырос интерес к мероприятиям, проводимых в группе и в детском саду (конкурсы, спортивные соревнования, дни открытых дверей, акции и т. д.) Участие родителей воспитанников в жизни детского сада стало более активным.

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также