Доклад из опыта работы на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
Оценка 4.6

Доклад из опыта работы на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

Оценка 4.6
Педсоветы
docx
воспитательная работа
3 кл—7 кл
12.05.2024
Доклад из опыта работы на тему:  «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
Чтобы достигнуть определенного результата, мы используем разнообразные методы и приёмы воздействия на ребенка, гармонично наполняющие его мировоззрение. В докладе мы делимся своим опытом работы и рассказываем о некоторых из них.
доклад по нр патр восп.docx

                         Доклад из опыта работы на тему:

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

Фундамент будущего человека закладывается в детстве. Что усвоено в этот период (знания, привычки, способы поведения) оказывается особенно прочным и является в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности. Одним из важных кирпичиков этого фундамента  является нравственно-патриотическое воспитание. В нашей группе из 24  воспитанников только у 13 человек полная семья. Это значит, что 50 процентов воспитанников воспитывают мамы, бабушки, мужское воспитание отсутствует. У детей нет перед глазами примера папы, как защитника семьи, Родины, опоры семьи, воплощающего в себе мужские качества: смелость, решительность, ответственность… Всвязи с этим мы уделяем большое внимание этому вопросу. В «Программе воспитания» в детском саду  определены задачи нравственно-патриотического воспитания, по решению которых нами систематически проводится большая работа. Чтобы достигнуть определенного результата, мы используем разнообразные методы и приёмы воздействия на ребенка, гармонично наполняющие его мировоззрение.

Нами создана развивающая предметно-пространственная среда, способствующая решению задач по нравственно-патриотическому воспитанию. В группе организован нравственно-патриотический центр, который пополняется и меняется в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей. Сейчас у нас дошкольники 6-7 лет. В центре размещена символика Российской Федерации, Хабаровского края, нашего города. Имеются игры для совместной и самостоятельной деятельности по знакомству с символикой, городами и странами, особенностями природы края и т.д.  Нами собраны альбомы, демонстрационные материалы, фотографии по темам: «Москва столица нашей Родины», «Наша Родина-Россия», «Наш город», «Костюмы народов мира», «Русский народный костюм», «Коренные народы Амура».  Своими руками мы сделали лэпбук, в котором собраны игры, картинки, много познавательного материала о защитниках Родины. Детям доступна библиотека. Здесь собраны сказки народов мира, сборники авторов Дальневосточников, детские книги и инциклопедии о городах и странах мира, художественная литература патриотического характера, книги о войне, защитниках Родины, о природе родного края.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Поэтому, когда к нам пришли малыши во вторую младшую группу, большое внимание мы уделяли темам семьи, дома. Мы учили их любить родителей, помогали делать подарки своими руками на праздники. Беседовали и проводили занятия на темы: «Моя семья», «Мой папа лучше всех», «Моя любимая мама».  Играли в сюжетно-ролевые игры: «Дочки-матери», «К нам пришли гости», «Семейная прогулка». Собрали альбомы с семейными фотографиями. Малышам нравилось находить своих членов семьи и рассказывать о них. Такие альбомы помогают в адаптации детей при переходе во вторую младшую группу. Они  пополняются новыми фотографиями до конца подготовительной к школе группы. Мы старались показать значимость родных и близких не только для семьи, но и для Родины, их роль в обществе. Знакомили детей с трудом взрослых через профессии родителей. Провели совместную работу с родителями: они принесли фотографии с места работы в рабочей форме, обстановке, дома рассказывали ребятам о своей профессии, что они выполняют на работе, для чего… Ребята затем показывали фотографии в группе и делились информацией. В группе так же имеются настольные игры, альбомы, атрибуды для сюжетно-ролевых игр- всё что способствует знакомству с трудом взрослых в непринуждённой игровой форме.

С родителями проводили беседы о том, как важно быть примером для своих детей. Ведь воспитывать ребенка патриотом могут те родители, которые сами проявляют патриотические чувства. Дети быстро перенимают убеждения родителей и почти всегда разделяют их.

В работе с семьёй мы опираемся на родителей, как на равноправных участников воспитательно-образовательного процесса. Поэтому с младшей группы привлекаем их к активному участию в жизни группы. Это и совместные изготовление поделок, рисунков для выставок в детском саду и группе, участие в конкурсах. Например выставки ко Дню Защитника, Дню Победы, Дню Конституции, Дню Независимости… Наши воспитанники принимали участие в городском конкурсе рисунков  «Наши защитники» в детском центре «Созвездие». Творческие работы были посвящены героям Защитникам. Ребята с родителями сами подбирали и изучали материалы. В группе познакомили нас со своими работами, рассказали о подвигах Хоменко И.С., Маресьева А.П., Александра Прохоренко.

Ежегодно в каждой возрастной группе мы проводим совместные праздники к 8 Марта, ко Дню Защитника Отечества, Дню Матери, где родители выступают не только, как зрители, но и принимают участие. В приёмной у нас есть стенд «Так мы живём», где мы выставляем фотографии с наших утренников, мероприятий, конкурсов. Он помогает родителям всегда находится в курсе всех событий.

Дети подросли и мы охватили тему «Семейные традиции», потому что прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого. Здесь мы обратились к историческому наследию русского народа: к традициям и быту, русскому-народному прикладному искусству, русскому-народному фольклору. Мы дополнили наш центр картотеками русских народных игр, русского-народного фольклора, настольными играми и альбомами. В центре по изодеятельности мы выставляем предметы с элементами русского-народного прикладного искусства: хохломскую посуду, игрушки, свистульки с городецкой росписью, гжелью, матрёшки и т.д. Руками воспитателей и родителей создан мини-музей русской-народной куклы с игрушками, альбомами.  Интересно прошло занятие по лепке «Вгостях у Алёнушки» во второй младшей группе.  Дети познакомились с традициями гостеприимства русского народа, сами лепили угощение, приобщались к истокам русской народной культуры через потешки, загадки, русские народные игры.

Мы рассказывали малышам о родном крае – малой Родине. Примером является дом, семья, родной город, двор.

В средней группе дошкольники узнали  о государственных праздниках, о Российской Армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину. Примером являются папа и дедушка, они служили в армии. В конце года, например, провели конкурс чтецов, посвящённый Дню Победы. Дети учили стихи о празднике, о защитниках страны, о нашей Родине.  Наши ребята любят учить стихи. Поэтому это мероприятие является традицией. В нашей группе мы его проводим ежегодно. Чтобы детям было интересно выступать, мы приглашаем в гости родителей, дошкольников с других групп и конечно независимое жюри. Всех участников поощряем, а победителей торжественно награждаем.

Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Она определяется бережным отношением к ней, выражается в элементарной заботе о животных, птицах. При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на ее красоту и разнообразие, на ее особенности. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

 Мы с ребятами в старшей группе участвовали в проекте «Живая книга природы». Изучали с детьми ландшафт, насекомых, животный мир нашего города, края. Ребята узнали много интересного о животных, занесённых в Красную книгу, о лечебных растениях.  Свои знания отражали в рисунках. Итогом проекта стала книга с детскими рисунками. Она была представлена в форме фотоаппарата, через объектив которого можно передвигать кадры с детскими рисунками животных, насекомых, ландшафта Хабаровского края. Книга так же содержала фотографии, интересную информацию, игры с разрезными картинками, раскрасками, загадки и другой занимательный материал, который ребята и родители собрали по данной теме. Суть проекта состояла в том, что дошкольники из разных городов создают свои книги и обмениваются ими. Так ребята больше узнают о природе своего края и других замечательных мест России. Мы, например, отправили свою книгу в Казань. Этот проект позволил донести до детей, как прекрасен и богат наш край. Вызвал у детей чувство гордости за нашу Родину. В ответ мы получили книгу о городе Казань.  В итоге ребята знакомы ещё с одним городом России, его достопримечательностями, флорой, фауной.

В подготовительной к школе группе мы продолжили тему природы родного края. Чтобы дополнить предметно-развивающую среду и расширить знания детей нами была создана игра ходилка – квест «Мир природы родного края».  Мы сделли её, чтобы играя, изучать с ребятами природу родного края. Игра помогла расширить знания детей о реках, озёрах, лесах  Хабаровского края, закрепить представления о животном и растительном мире, познакомила с представителями флоры, фауны, занесёнными в Красную книгу Хабаровского края.

В воспитании патриотических чувств у дошкольников, большое внимание детей уделялось событиям 1941 – 1945 годов. С детьми проводились разные традиционные мероприятия: беседы, изготовление открыток, макетов, занятия, участие в выставках…

Хотим поделиться опытом по проектной деятельности. Самые запоминающиеся были проекты в подготовительной к школе группе.

Сегодняшние дети обязательно должны знать о подвигах детей, о героическом прошлом Родины, отдать дань памяти героям. Ведь от того, что будут помнить и ценить дети, зависит то, какой будет наша страна завтра. У детей старшего дошкольного возраста еще недостаточно знаний о Великой Отечественной войне, о ее защитниках и героях. Старший дошкольный возраст – самый чувствительный, для серьёзного воспитательного разговора. Это период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма. Поэтому мы выбрали тему «Дети – герои ВОВ».

Мы рассказали детям о подвигах их сверстников, еще совсем юных девчонках и мальчишках, участвовавших в ВОВ. Очень важно было показать детям всю их смелость, героизм, беззаветную любовь к своей Родине. Ребятам полезно примерить на себя их образ, характер, что поспособствует формированию у них нравственно-патриотических чувств.

 Сначала провели беседу «Что я знаю о войне?» и выявили что знают наши дети. Затем провели анкетирование с родителями «Формирование у дошкольников знаний о ВОВ». По результатам анкеты было понятно, что большинство родителей заинтересованы в ознакомлении детей с историей ВОВ, и хотят, чтобы в саду тоже прорабатывали этот вопрос.

Предварительную работу по усвоению детьми знаний о Великой Отечественной войне начали заранее. Провели цикл бесед. Предложили  детям узнать у родителей о своих прадедушках и прабабушках, участвовавших в Великой Отечественной войне. Весь собранный материал оформили в «Книгу памяти», которую храним  и бережём в группе.

Второе направление в работе над проектом– это знакомство детей с Великой Отечественной войной. Ежедневно планировались беседы, чтение рассказов (по плану проекта), рассматривание иллюстраций, картинок, фотографий. Собрали иллюстрированный материал, набор открыток, статьи о героях Великой Отечественной войны, полководцах, трудовых подвигах людей в годы войны. Отдельный альбом – это рисунки и поделки детей по теме. Так же дополнили развивающую среду альбомами «Дети-герои войны», «Города герои», «Герои ВОВ».

Когда дети получили элементарные сведения о Великой Отечественной войне, мы продолжили работу, расширяя знания, дополняя их новыми сведениями, формируя интерес к истории страны, уважительное отношение к людям старшего поколения, участникам и  детям - героям войны и всем, кому дорога наша Родина. Рассказывали ребятам как долго шла Война. Постепенно подвели детей к тому, что с фашистами воевали не только на фронте солдаты, офицеры, но было очень сильно развито партизанское движение, взрослым помогали сражаться совсем маленькие дети (октябрята), подростки (пионеры).

Мы обратилась за помощью к родителям, чтобы совместными усилиями собрать материал о детях-героях Великой Отечественной войны. В работу включились многие родители. А самое главное, насколько было видно желание детей. Они сами выбирали героев, о которых хотели рассказать, о которых услышали в наших беседах.

На информационном часе, который проводился по завершению проекта, по презентации детей было видно, как они прониклись этой темой, как подробно изучили материал. Как важно им было поделиться этим с другими.

Творческий проект «Георгиевская лента» длился месяц. Ребята узнали об истории георгиевской ленточки, о традиции повязывать её в предверии и в праздник 9 мая. Своими руками сделали броши с георгиевской лентой.

Организация и проведение выше перечисленных мероприятий, являются основными направлениями во взаимодействии ДОУ и семьи по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

В результате проведённой работы к концу подготовительной к школе группе  были получены следущие результаты:

Сформированы представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), природе родного края, о своём Отечестве. Дети гордятся тем, что они живут в России. Ребята стали более ответственными, заботливыми по отношению к близким и окружающим, все чаще наблюдается проявление уважения к труду взрослых, к людям, прославившим нашу страну. В игровой деятелности дети стали более активны. Это проявляется в разнообразии сюжетов и ролей в самостоятельных играх  (мы солдаты, мы защищаем штаб, разведчики, медсестры и т.д.).

Родители моих воспитанников стали более осознанно относится к вопросам нравственно-патриотического воспитания. У них вырос интерес к мероприятиям, проводимых в группе и в детском саду (конкурсы, спортивные соревнования, дни открытых дверей, акции и т. д.) Участие родителей воспитанников в жизни детского сада стало более активным.

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Доклад из опыта работы на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

Доклад из опыта работы на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

Мы учили их любить родителей, помогали делать подарки своими руками на праздники

Мы учили их любить родителей, помогали делать подарки своими руками на праздники

Он помогает родителям всегда находится в курсе всех событий

Он помогает родителям всегда находится в курсе всех событий

Ребята узнали много интересного о животных, занесённых в

Ребята узнали много интересного о животных, занесённых в

Мы рассказали детям о подвигах их сверстников, еще совсем юных девчонках и мальчишках, участвовавших в

Мы рассказали детям о подвигах их сверстников, еще совсем юных девчонках и мальчишках, участвовавших в

Как важно им было поделиться этим с другими

Как важно им было поделиться этим с другими
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2024