Подготовка к ОГЭ – это ответственный процесс. И от того, насколько грамотно он будет построен, зависит результат. Введение государственной итоговой аттестации по математике в форме ОГЭ в 9 классе вызывает необходимость изменения в методах и формах работы учителя. Данная необходимость обусловлена тем, что изменились требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся в материалах экзамена по математике. Изменилась формулировка вопросов: вопросы стали нестандартными, задаются в косвенной форме, ответ на вопрос требует детального анализа задачи. И это всё в первой части экзамена, которая предусматривает обязательный уровень знаний. Содержание задач изобилует математическими тонкостями, на отработку которых в общеобразовательной программе не отводится достаточное количество часов. В обязательную часть включаются задачи, которые либо изучались давно, либо на их изучение отводилось малое количество времени (проценты, стандартный вид числа, свойства числовых неравенств, задачи по статистике, чтение графиков функций), а также задачи, требующие знаний по другим предметам, например, по физике. В общеобразовательных классах основное внимание следует уделить отработке первой части экзамена по математике, так как только первая часть обеспечивает удовлетворительную отметку.
Важным условием успешной подготовки к экзаменам является тщательность в отслеживании результатов учеников по всем темам и в своевременной коррекции уровня усвоения учебного материала.
Как известно, основное отличие экзаменационной работы от модели, действующей в последние годы, заключалось в том, что она состояла из трех модулей: «Алгебра», «Геометрия», «Реальная математика». Всего в работе было 26 заданий, из которых 20 заданий базового уровня (часть 1) и 6 заданий повышенного уровня (часть 2).
· Модуль «Алгебра» содержал 11 заданий: в части 1 – 8 заданий; в части 2 – 3 задания.
· Модуль «Геометрия» - 8 заданий: в части 1 – 5 заданий; в части 2 – 3 задания.
· Модуль «Реальная математика» - 7 заданий: все задания – в части 1.
Причем для успешного прохождения итоговой аттестации необходимо было набрать в сумме не менее 8 баллов, из них: не менее 3 баллов по модулю «Алгебра», не менее 2 баллов по модулю «Геометрия» и не менее 2 баллов по модулю «Реальная математика».
В 2018 году по сравнению со структурой 2017 года из работы исключён модуль «Реальная математика». Задачи этого модуля распределены по модулям «Алгебра» и «Геометрия». Количество заданий и максимальный первичный балл оставлены без изменений.
В КИМах ОГЭ-2020 по сравнению со структурой предыдущих ОГЭ произошли еще большие изменения. Включены задания, в которых проверяется математическая грамотность.
Знакомлю учащихся с организацией и проведением ОГЭ по математике в 9 классе, со структурой тестов, теми изменениями, которые произошли в этом учебном году, системой оценивания (особое внимание обратила на то, что для успешного прохождения итоговой аттестации необходимо было набрать в сумме не менее 8 баллов, из них: не менее 3 баллов по модулю «Алгебра», не менее 2 баллов по модулю «Геометрия» и не менее 2 баллов по модулю «Реальная математика»).
При подготовке к ОГЭ следует знать специфику класса и уровень знаний по предмету.
Проведение дополнительных занятий по подготовке к ОГЭ:
· консультации для слабых учащихся (решение 1 части);
· консультации для сильных ребят (решение заданий 2 части );
· индивидуальные консультации.
На данных занятиях разбираются демонстрационный вариант и задачи из открытого банка, а также тестовые задания. Знакомлю с системой оценивания, даю советы по организации работы над тестом. Провожу тренировочные работы в классе, затем учащиеся самостоятельно работают над вариантами тестов дома, после проверки происходит разбор заданий, вызвавших затруднения.
На первых занятиях провела инструктаж по правилам выполнения работы. Познакомились с содержанием работ, их особенностями. На нескольких занятиях задания выполняли коллективно, с полным объяснением и записью на доске. При этом старалась познакомить с тем, как правильно читать задания, несколько раз прочитать вопрос задания. Постаралась каждого учащегося вызвать при этом к доске.
В течение учебного года провожу тренировочные работы внутри школы. Работы беру с официального сайта СтатГрад, где работы максимально приближены к новым стандартам. Стараюсь создать реальные условия проведения ГИА. Такая организация деятельности позволяет выпускникам регулировать темп своей работы над тестом, снижает уровень тревожности перед экзаменом, вселяет веру в свои силы, позволяет адаптироваться в условиях аттестации.
После проведения тренировочных работ выполняем с детьми работу над ошибками, а затем решить аналогичное задание.
Таким образом, основной метод подготовки – решение типовых и тренировочных заданий (их можно найти в разнообразных пособиях по ГИА) с выявлением имеющихся пробелов в знаниях.
Эффективные методы и формы подготовки, обучающихся к успешной сдаче экзамена по математике за курс основной школы:
- Бесплатные On-line тесты ГИА 9 класс
- Различные пособия для подготовки к ГИА
- Видеоуроки для подготовки к ГИА.
-Систематическое включение в устную работу заданий из ГИА.
-Включение в изучение текущего учебного материала заданий, соответствующих экзаменационным заданиям. На каждом уроке решали и разбирали задания не только из учебника, но и задания, соответствующие теме урока из КИМов.
- Использование в домашних заданиях материалов КИМов.
- Включение экзаменационных задач в содержание текущего контроля. В контрольные и тестовые работы включала задания из открытого банка задач. Обязательно добивалась того, чтобы ребята отработали задания, в которых допустили ошибки (иногда р/над ошибками приходилось выполнять по нескольку раз, пока задание не будет решено правильно).
В сборниках для подготовки к ГИА есть много заданий по определённой теме, например, «Уравнения». Готовясь к уроку, учителю приходится искать задания по этой теме в разных источниках, что занимает много времени. Кроме того, повторять материал темы удобно, когда задания расположены в одном месте. Наиболее оптимальное решение - это тематические тесты.
Преимущества тематического теста:
· в нём собраны разные задания по одной теме;
· на уроках можно рассматривать отдельные задания из теста;
· по такому тесту удобно проводить повторение;
· осуществлять контроль знаний и умений учащихся по данной теме.
В течение учебного года для повторения теоретического материала я провожу уроки с применением компьютерных технологий.
Уроки с применением презентаций зрелищны и эффективны в работе над информацией. Особенно, если это уроки повторения и обобщения материала определённой темы.
Презентация обладает наглядностью и выразительностью, это прекрасное дидактическое и мотивационное средство, способствующее лучшему запоминанию учебного материала.
При её систематическом использовании увеличивается продуктивность обучения. С помощью презентации можно повысить объём повторяемого материала и выполняемой работы.
В работе использую свои презентации, представленные на различных образовательных сайтах в Интернете:
1. Интернет-сообщество учителей
2. Сеть творческих учителей
3. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
4. Информационно-методический сайт
Систематическое повторение учебного материала начала с IV четверти согласно рабочей программы.
Итоговое повторение построила исключительно на отработке умений и навыков, требующихся для получения положительной отметки на экзамене.
· Примерные экзаменационные работы беру из различных сборников для подготовки к ГИА.
· Кроме этого ребята могут проверить свои знания, решая примерные работы в режиме on-line, а также работы, размещённые на сайте СтатГрада.
С 1 четверти систематически началась работа по заполнению новых бланков. Обращала внимание на то, что если получена обыкновенная дробь, необходимо обратить ее в десятичную, каждый символ (цифра, знак минус, запятая или точка с запятой) пишутся в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами, единицы измерений указывать не нужно и т.д. Ответы в тетрадях и на доске записывали в клеточках.
Решение большого числа тестов. В течение всего учебного года на дополнительных занятиях и дома решаем большое количество тестов. Причем у каждого ребенка разные варианты. Ответы проверяются и те задания, в которых была допущена ошибка, разбираются.
Лёгких путей в науку нет. Но необходимо использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство подростков испытали и осознали притягательные стороны математики, её возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей и успешно сдали экзамен.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.