Доклад из опыта работы по теме "Методика обучения дошкольников составлению логических рассказов по серий картинок"
Оценка 5

Доклад из опыта работы по теме "Методика обучения дошкольников составлению логических рассказов по серий картинок"

Оценка 5
docx
22.10.2022
Доклад из опыта работы по теме "Методика обучения дошкольников составлению логических рассказов по серий картинок"
Методика обучения дошкольников составлению логических рассказов по серий картинок.docx

 

Добрый день уважаемые педагоги.

Представляю Вашему вниманию опыт работы по использованию  «Методики обучения дошкольников составлению логических рассказов по серий картинок».

 С сентября 2020 года начала работу с новой группой детей среднего возраста.  

Так как ТРИЗ технология не использовалась в работе с данной группой детей  до достижения ими среднего возраста, на группе была начата работа по ознакомлению детей с  помощниками «Умной головы»,  с именами признаков.

         Непосредственная работа  с серией картинок началась с января 2017года.   

Программа «Детство», по которой работает наше образовательное учреждение, предполагает организацию образовательного процесса в различных формах.

Мной была организована работа в данном направлении в форме «Культурных практик»: один раз в неделю во второй половине дня  проводятся  образовательные ситуации с небольшими подгруппами детей или индивидуально.

         Отмечу, что работу я начала с ознакомления с методической литературой.

  В своей работе использовала методическое пособие «  Обучения дошкольников составлению логических рассказов  по серии картинок», авторы  Сидорчук Татьяна Александровна, Лелюх Светлана Викторовна. Подготовила необходимые пособия и начала пробовать.

Обучение дошкольников работе с серией картинок осуществляю  в определенной последовательности. Каждый  игровой этап имеет свою цель, игровое действие и схематичное изображение.  Главным правилом  перехода к следующему игровому этапу является то,  что переходить можно  только в случае освоения ребенком предыдущих  игровых этапов. 

        Начала с подготовительного этапа.  

Цель  подготовительного этапа   - научить детей  проговаривать цепочку взаимосвязанных действий, устанавливать причинно-следственные связи. Для того что бы научить анализировать реальные ситуации из жизни детей  в процессе организации  разных видов деятельности обращала внимание  на последовательность совершаемых ими действий и полученный результат. 

          Основных игровых этапов по работе с серией картинок всего восемь.

            1 этап "Паровозик из картинок"

         Цель этапа: научить ребенка раскладывать серию картинок слева направо в одну линию. Узнавать схему игрового этапа.

Согласно методике я давала в руки ребенку серию картинок, предлагала  разложить их в произвольной последовательности в одну линию слева направо  (Д/игра «Отправим картинки в путешествие на поезде»).  В ходе выполнения игрового задания я требовала выполнения правила: после раскладывания не перемещать картинки на  столе.

            2 этап "Найди место, в котором происходят события"

         Цель этапа: научить ребенка определять место действия на каждой картинке и устанавливать взаимосвязи между ними на основе анализа местоположения героев и объектов. Узнавать схему игрового этапа.

В ходе второго этапа предлагала  детям  глядя на картинки, определить  место действия на каждой из них. 

             3 этап  "Определи время событий"

         Цель этапа: научить детей определять время событий, происходящих на картинках.  Узнавать схему игрового этапа.

Дети определяли время года, части суток на каждой картинке. На начальном этапе я подбирала серию картинок, где сюжет разворачивается в определенном временном отрезке. С апреля месяца я пробую усложнять задания, предлагая серии картинок со сменой событий во времени.  

              4 этап  "Найди общих героев на картинках"

         Цель этапа: научить ребенка находить основных героев и общие объекты на всех картинках серии. Узнавать схему игрового этапа.

         На данном этапе стремлюсь формировать у ребенка  понятие, что на всех картинках нарисован один сквозной герой, и он выполняет какие-то действия.

Обязательно  акцентирую  внимание   на изменениях (перемещениях, исчезновениях и т.д.), происходящих с главными героями и другими объектами каждой картинки рассматриваемой серии.

          5 этап «Назови действия героев»  

         Цель этапа: научить детей выявлять сквозных героев на каждой картинке, называть их действия и делать умозаключения о цели их действия. Учить делать обобщения (все герои  чего-то хотят и для этого совершают какие-то действия).  Узнавать схему игрового этапа.

Обсуждение каждой последующей картинки мы с детьми начинали после выяснения цели действий героев на предыдущей картинке. Для обеспечения динамичности игры я отодвигала картинки поочередно, начиная с крайней левой, а также использовала  символы, обозначающие три базовых вопроса: "Кто изображен?", "Что он делает?" и "Зачем это делается?". 

           6 этап «Что за чем?»

Цель этапа: учить детей устанавливать логическую последовательность действий на картинках. Узнавать схему игрового этапа.

Ребенку предлагалось взять любую понравившуюся картину и переложить ее ближе к себе. Ещё раз назвать действия объекта и его цель. Затем мы играли в игру «Что было раньше?», «Что будет потом?». Таким образом, картинки выстраивали в логический ряд. Если ребенок нарушал последовательность расположения картинок, я не  поправляла его сразу, а предлагала рассмотреть оставшиеся картинки и в нужное место. Когда  дети достаточно хорошо усвоили этот игровой этап, я  предлагала поменять местами некоторые картинки, как бы запутывая их. При этом решала задачу формирования у детей умения доказывать свою правоту,  исходя из объективных фактов. Также в ходе этапа ребенку было необходимо обобщить  смысл сюжета серии картинок, сделать вывод и оценить результат действий героя с точки зрения «хорошо – плохо». Мы вместе пытались  обозначить свойства характера каждого героя, пополняя тем самым активный словарный запас детей.

          7этап "Составь рассказ"  

         Цель этапа: учить детей составлять связный рассказ на основе последовательно выложенной серии картинок.  Узнавать схему игрового этапа.

         В ходе реализации этапа детям предлагается игра «Сыщики» или «Режиссеры фильма».   В ходе игры дети составляют логический рассказ, используя базовую модель - план.  

1. Однажды (указание времени года, части суток).

2. В таком-то месте (указание  либо на общее место действия, либо на место действия происходящего в первом кадре).

3. Такой-то объект (указание на сквозного героя, героев на первом кадре). 

4. Делал (делали) то-то для того-то.

5. Потом  этот же объект (переход к следующему кадру) делал (действие и цель действия), и далее по каждой картинке рассказывается об объекте, его действиях и цели действий.

6. В результате получилось то-то (обобщение), поэтому можно сказать, что данный объект (герой, герои)  такой-то по характеру.

7. Придумать название получившемуся рассказу.

         При  составлении рассказов  детьми, я обратила  внимание, что некоторые дети испытывают затруднения с первого раза  составить его по плану, поэтому стала использовать уже знакомые части схем из ранее освоенных алгоритмов, которые подсказывали детям ход составления  рассказа.

  Вы можете их видеть на слайде.

               8 этап «Заключительный»      

          Цель этапа: научить ребенка выделять последовательность действий, необходимых для составления логического рассказа по серии картинок.

          Данный этап проходит без сюжетных картинок, используются только схемы игровых этапов,  я  детям предлагаю  вспомнить, в какие игры они играли с картинками, и какие действия при этом выполнялись, как бы раскрыть «секрет» каждой схемы и разложить их по порядку.

         На данный момент все игровые этапы по работе с серией картинок освоили  девять детей, с остальными работа продолжается. Дети остановились на разных игровых этапах, ведь главное правило при работе с серией картинок - переходить можно к следующему этапу,  только в случае освоения ребенком предыдущих игровых этапов. 

        

                                                                                                                               


 

Скачано с www.znanio.ru

Добрый день уважаемые педагоги

Добрый день уважаемые педагоги

Найди место, в котором происходят события"

Найди место, в котором происходят события"

Мы вместе пытались обозначить свойства характера каждого героя, пополняя тем самым активный словарный запас детей

Мы вместе пытались обозначить свойства характера каждого героя, пополняя тем самым активный словарный запас детей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.10.2022