Добрый день уважаемые педагоги.
Представляю Вашему вниманию опыт работы по использованию «Методики обучения дошкольников составлению логических рассказов по серий картинок».
С сентября 2020 года начала работу с новой группой детей среднего возраста.
Так как ТРИЗ технология не использовалась в работе с данной группой детей до достижения ими среднего возраста, на группе была начата работа по ознакомлению детей с помощниками «Умной головы», с именами признаков.
Непосредственная работа с серией картинок началась с января 2017года.
Программа «Детство», по которой работает наше образовательное учреждение, предполагает организацию образовательного процесса в различных формах.
Мной была организована работа в данном направлении в форме «Культурных практик»: один раз в неделю во второй половине дня проводятся образовательные ситуации с небольшими подгруппами детей или индивидуально.
Отмечу, что работу я начала с ознакомления с методической литературой.
В своей работе использовала методическое пособие « Обучения дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок», авторы Сидорчук Татьяна Александровна, Лелюх Светлана Викторовна. Подготовила необходимые пособия и начала пробовать.
Обучение дошкольников работе с серией картинок осуществляю в определенной последовательности. Каждый игровой этап имеет свою цель, игровое действие и схематичное изображение. Главным правилом перехода к следующему игровому этапу является то, что переходить можно только в случае освоения ребенком предыдущих игровых этапов.
Начала с подготовительного этапа.
Цель подготовительного этапа - научить детей проговаривать цепочку взаимосвязанных действий, устанавливать причинно-следственные связи. Для того что бы научить анализировать реальные ситуации из жизни детей в процессе организации разных видов деятельности обращала внимание на последовательность совершаемых ими действий и полученный результат.
Основных игровых этапов по работе с серией картинок всего восемь.
1 этап "Паровозик из картинок"
Цель этапа: научить ребенка раскладывать серию картинок слева направо в одну линию. Узнавать схему игрового этапа.
Согласно методике я давала в руки ребенку серию картинок, предлагала разложить их в произвольной последовательности в одну линию слева направо (Д/игра «Отправим картинки в путешествие на поезде»). В ходе выполнения игрового задания я требовала выполнения правила: после раскладывания не перемещать картинки на столе.
2 этап "Найди место, в котором происходят события"
Цель этапа: научить ребенка определять место действия на каждой картинке и устанавливать взаимосвязи между ними на основе анализа местоположения героев и объектов. Узнавать схему игрового этапа.
В ходе второго этапа предлагала детям глядя на картинки, определить место действия на каждой из них.
3 этап "Определи время событий"
Цель этапа: научить детей определять время событий, происходящих на картинках. Узнавать схему игрового этапа.
Дети определяли время года, части суток на каждой картинке. На начальном этапе я подбирала серию картинок, где сюжет разворачивается в определенном временном отрезке. С апреля месяца я пробую усложнять задания, предлагая серии картинок со сменой событий во времени.
4 этап "Найди общих героев на картинках"
Цель этапа: научить ребенка находить основных героев и общие объекты на всех картинках серии. Узнавать схему игрового этапа.
На данном этапе стремлюсь формировать у ребенка понятие, что на всех картинках нарисован один сквозной герой, и он выполняет какие-то действия.
Обязательно акцентирую внимание на изменениях (перемещениях, исчезновениях и т.д.), происходящих с главными героями и другими объектами каждой картинки рассматриваемой серии.
5 этап «Назови действия героев»
Цель этапа: научить детей выявлять сквозных героев на каждой картинке, называть их действия и делать умозаключения о цели их действия. Учить делать обобщения (все герои чего-то хотят и для этого совершают какие-то действия). Узнавать схему игрового этапа.
Обсуждение каждой последующей картинки мы с детьми начинали после выяснения цели действий героев на предыдущей картинке. Для обеспечения динамичности игры я отодвигала картинки поочередно, начиная с крайней левой, а также использовала символы, обозначающие три базовых вопроса: "Кто изображен?", "Что он делает?" и "Зачем это делается?".
6 этап «Что за чем?»
Цель этапа: учить детей устанавливать логическую последовательность действий на картинках. Узнавать схему игрового этапа.
Ребенку предлагалось взять любую понравившуюся картину и переложить ее ближе к себе. Ещё раз назвать действия объекта и его цель. Затем мы играли в игру «Что было раньше?», «Что будет потом?». Таким образом, картинки выстраивали в логический ряд. Если ребенок нарушал последовательность расположения картинок, я не поправляла его сразу, а предлагала рассмотреть оставшиеся картинки и в нужное место. Когда дети достаточно хорошо усвоили этот игровой этап, я предлагала поменять местами некоторые картинки, как бы запутывая их. При этом решала задачу формирования у детей умения доказывать свою правоту, исходя из объективных фактов. Также в ходе этапа ребенку было необходимо обобщить смысл сюжета серии картинок, сделать вывод и оценить результат действий героя с точки зрения «хорошо – плохо». Мы вместе пытались обозначить свойства характера каждого героя, пополняя тем самым активный словарный запас детей.
7этап "Составь рассказ"
Цель этапа: учить детей составлять связный рассказ на основе последовательно выложенной серии картинок. Узнавать схему игрового этапа.
В ходе реализации этапа детям предлагается игра «Сыщики» или «Режиссеры фильма». В ходе игры дети составляют логический рассказ, используя базовую модель - план.
1. Однажды (указание времени года, части суток).
2. В таком-то месте (указание либо на общее место действия, либо на место действия происходящего в первом кадре).
3. Такой-то объект (указание на сквозного героя, героев на первом кадре).
4. Делал (делали) то-то для того-то.
5. Потом этот же объект (переход к следующему кадру) делал (действие и цель действия), и далее по каждой картинке рассказывается об объекте, его действиях и цели действий.
6. В результате получилось то-то (обобщение), поэтому можно сказать, что данный объект (герой, герои) такой-то по характеру.
7. Придумать название получившемуся рассказу.
При составлении рассказов детьми, я обратила внимание, что некоторые дети испытывают затруднения с первого раза составить его по плану, поэтому стала использовать уже знакомые части схем из ранее освоенных алгоритмов, которые подсказывали детям ход составления рассказа.
Вы можете их видеть на слайде.
8 этап «Заключительный»
Цель этапа: научить ребенка выделять последовательность действий, необходимых для составления логического рассказа по серии картинок.
Данный этап проходит без сюжетных картинок, используются только схемы игровых этапов, я детям предлагаю вспомнить, в какие игры они играли с картинками, и какие действия при этом выполнялись, как бы раскрыть «секрет» каждой схемы и разложить их по порядку.
На данный момент все игровые этапы по работе с серией картинок освоили девять детей, с остальными работа продолжается. Дети остановились на разных игровых этапах, ведь главное правило при работе с серией картинок - переходить можно к следующему этапу, только в случае освоения ребенком предыдущих игровых этапов.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.