Министерство образования и науки РСО-Алания
«Республиканский дворец детского творчества им. Б.Е. Кабалоева»
ДОКЛАД К МЕТОДСОВЕТУ
«Изобразительное искусство, как образовательная среда
творческого взаимодействия педагогов и учащихся в условиях реализации проекта «Профессиональный стандарт педагога в РДДТ»
Докладчик:
Плиева Ирина Лонгиевна
Владикавказ 2022
В современной общеобразовательной школе, где в настоящее время апробируются
новые программы, технологии, внедряются новые системы преподавания,
профессиональный стандарт педагога (ПСП) учителю эстетических дисциплин
предоставляется возможность не просто преподавать в рамках новых учебных стандартов,
но быть буквально творческим идейным генератором, который вовлекает ребят разных
возрастов в удивительный мир творчества.
Безусловно, в этом случае, педагогу предметов эстетического цикла необходима
гибкая система, которая смогла бы объединить все виды деятельности.
Являясь учителем, преподающим предметы эстетического цикла (ИЗО и МХК), я
руководствуюсь основными требованиями к профессиональному стандарту педагога
(ПСП), уровню его компетенции, внедряю новые методы и приёмы на уроках ИЗО и
МХК, развивая и укрепляя полученный результат на занятиях по дополнительному
образованию с одаренными детьми. Полноценное эстетическое развитие каждого
школьника – это необходимое требование к воспитанию гармоничной личности, и в
преподавании предметов сферы “Искусство” преобладает личностно-ориентированный
подход. При этом учитель акцентирует своё внимание на своеобразии личности каждого
школьника, его неповторимости. Данная система преподавания помогает добиться
положительных результатов в повышении интереса школьников к предметам сферы
“Искусство”, т.е. к предметам гуманитарно-эстетического цикла.
Понятно, что каждый учитель в своей работе ориентируется на выполнение
федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) Российского
образования.
В Государственном стандарте цели для общего и дополнительного образования
каждому педагогу известны: освоение знаний, развитие, воспитание, формирование УУД,
применение полученных УУД на практике, социализация личности (т.е. возможность
применения полученных знаний, умений, навыков в общественно-производственной
деятельности), развитие устойчивого интереса к изобразительному искусству своего
народа и народов мира.
Цели диктуют выполнение определённых образовательных задач: развитие
индивидуальных способностей, формирование духовно-развитой личности через
внедрение новейших ИК-технологий, развитие умений и навыков, понимание и
использование возможностей искусства в преображении повседневной жизни.
Художественно-эстетическое образование, составляющее неотъемлемую часть
общей культуры человека, формируется не только в структуре общешкольного
образования через образовательный минимум – урок, но и в рамках внеурочной
развивающей деятельности, которая должна обеспечить исследовательски-поисковую и
творчески-продуктивную деятельность. Важным подспорьем педагогу здесь выступает
дополнительное образование.
Требования, предъявляемые, к основному и дополнительному образованию
Федеральным Государственным Образовательным Стандартом потребуют в итоге от
педагога высокой профессиональной ИКТ-компетенции.
Информационная компетентность учителя предполагает широкое использование
компьютерной техники, электронных вариантов учебных материалов, обучающих
программ, педагогических технологий творческого характера. Как повысить ИКТ
компетентность учителя ? Для повышения уровня ИКТ-компетентности учителю
необходимо:
- участвовать в семинарах различного уровня по применению ИКТ в учебной
практике;
- участвовать в профессиональных конкурсах, онлайновых форумах и педсоветах,
вебинарах;
- использовать при подготовке к урокам, на факультативах, в проектной
деятельности широкого спектра цифровых технологий и инструментов;
- обеспечить использование коллекции ЦОР и ресурсов Интернет;
- формировать банк учебных заданий, выполняемых с активным использованием
ИКТ.
Требования к основному образованию:
- построение современной модели образования;
- развитие вариативности и свободы выбора образовательных траекторий;
- внедрение технологий системно – деятельного, ориентированного подхода к
формированию компетентной личности (информационных, коммуникативных,
самоорганизационных, самообразовательных).
Требования к дополнительному образованию:
- обеспечение качества, доступности и эффективности;
- обновление содержания и организационных форм;
- создание творческой образовательной среды.
Единство целей базового и дополнительного образования диктует потребность в их
тесном взаимодействии (интеграции). В условиях такой творческой единой среды, можно
добиться реализации задач:
- создание оптимальных условий для индивидуального развития личности, способной к
самоопределению и дальнейшей социализации;
- приобретение школьниками опыта эмоционально-личностных отношений;
- развитие творческого потенциала личности в процессе познания духовно-нравственной
сущности искусства;
- повышение роли художественного творчества в становлении детского коллектива;
- обновление содержания через использование методик и технологий, новых форм
организации художественно - педагогического процесса (ИКТ, музейная и т.д.).
Анализируя квалификационные характеристики ПСП, я пришла к следующему
выводу. Педагог должен обладать общепедагогическими компетенциями (повышать свою
квалификацию или полностью переучиваться; быстро оценивать ситуацию и свои
возможности; самостоятельно учиться; принимать решения и нести за них
ответственность; адаптироваться к меняющимся условиям жизни и труда; нарабатывать
новые способы деятельности). На мой взгляд, в «Профессиональный стандарт педагога»
включены все базовые компетенции педагога:
1. Видеть ребенка (обучающегося) в образовательном процессе;
2. Строить образовательный процесс, ориентированный на достижение целей
конкретной системы образования;
3. Устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного
процесса;
4. Проектировать и осуществлять профессиональное самообразование.
Всем моим коллегам удачи в нашем нелегком педагогическом труде!
Филиппова Оксана Юрьевна, учитель изобразительного искусства I кв. категории
МБОУ лицея №7 г. Новочеркасска. [email protected] , 8904
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.