ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 194 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ГОРОДСКОГО ОКРУГА МАКЕЕВКА» ДНР
Доклад к педагогическому совету:
"Родительские собрания, приобщение родителей к жизни детского сада, как условие повышения родительской компетентности "
Подготовила:
педагог-психолог
Сибилева И.В.
Макеевка 2024
План:
1. Подготовка к собранию
1.1. Выбор темы и целей собрания
1.2. Удобный формат собрани
2. Как сделать собрание интересным
2.1. Интерактивные методы
· Малые группы:
· Ролевые игры:
· Анкетирование или опросы:
2.2. Использование наглядных материалов
3. Повышение родительской компетентности
3.1. Простые и конкретные советы
3.2. Психологическое просвещение
3.3. Памятки и полезные ссылки
3.4. Практическое задание для родителей
3.5. Домашнее задание:
4. Итог
5. Литература по работе с родителями в дошкольных учреждениях
6. Литература по детской психологии и возрастной педагогике
1. Подготовка к собранию
1.1. Выбор темы и целей собрания
Выбирайте актуальные темы, которые действительно важны для родителей, например, адаптация к детскому саду, развитие речи, эмоциональное развитие, особенности возраста.
Формулируйте конкретные и полезные цели: объяснить важность, дать советы, ответить на вопросы, предложить практические инструменты для дома.
1.2. Удобный формат собрания
Родители часто загружены, поэтому цените их время. Собрание должно быть не слишком длинным, а его структура – чёткой и логичной.
В зависимости от цели можно выбрать один из форматов:
Круглый стол: для обмена мнениями и обсуждений.
Тематическая лекция: для структурированной подачи новой информации.
Мини-тренинг или мастер-класс: для приобретения практических навыков.
2. Как сделать собрание интересным
2.1. Интерактивные методы
· Малые группы: Разделите родителей на группы для обсуждения заданий. Это помогает создать более комфортную атмосферу и дает каждому возможность высказаться.
· Ролевые игры: Например, разыграть типичные ситуации, которые возникают в общении с ребёнком, и предложить несколько вариантов решений.
· Анкетирование или опросы: в начале собрания можно провести небольшой опрос о трудностях и ожиданиях родителей – это позволит наглядно увидеть их запросы.
2.2. Использование наглядных материалов
Покажите короткие видеоролики с примерами детских занятий, как дети играют, учатся и взаимодействуют друг с другом.
Демонстрация творческих работ детей: выставка рисунков или поделок на тему собрания.
Презентации и раздаточные материалы (памятки и буклеты).
2.3. Истории из практики
Родители часто охотнее воспринимают информацию, когда она подкреплена реальными историями. Поделитесь позитивными и значимыми случаями из жизни группы. Это поможет укрепить доверие и сделать советы более понятными.
3. Повышение родительской компетентности
3.1. Простые и конкретные советы
Предлагайте родителям конкретные действия, которые они могут внедрить дома. Например, советы по поддержанию распорядка дня, поощрению самостоятельности или укреплению эмоциональной связи.
3.2. Психологическое просвещение
Дайте родителям краткие знания о возрастных особенностях их детей, подчеркните важность общения, поддержки и понимания. Приведите примеры, как родители могут способствовать развитию через простые ежедневные ситуации.
3.3. Памятки и полезные ссылки
Подготовьте небольшие листовки с основными рекомендациями, которые родители смогут забрать домой.
Дайте ссылки на проверенные ресурсы, где они могут узнать больше о развитии детей.
3.4. Практическое задание для родителей
Например, «Задание на саморефлексию»:
Раздайте родителям листы бумаги и предложите написать несколько фраз на тему: "Что я люблю делать вместе с моим ребёнком?" и "Что ребёнок любит делать со мной?". Это поможет осознать значимость совместных моментов и подчеркнёт важность внимания к детским интересам
Цель задания: Показать родителям, как с помощью простой практики можно укрепить эмоциональную связь с ребёнком.
3.5. Домашнее задание:
Дайте родителям задание на неделю: каждый день находить 10 минут на совместное дело с ребёнком, полностью отдавшись этому моменту (без телефонов и отвлечений). В чате, через неделю обсудите, как изменилось поведение ребёнка, какие положительные моменты удалось заметить.
Итог
Проводя собрания в интерактивной, поддерживающей форме, воспитатели смогут не только донести важную информацию, но и вызвать у родителей желание активно участвовать в жизни детского сада и взаимодействовать с ребёнком. Родители, чувствующие поддержку и понимание, становятся более вовлечёнными и осознанными в вопросах воспитания.
Литература по работе с родителями в дошкольных учреждениях
· Гурьева, А.В., Манелис, Н.Г. — "Родительское собрание в ДОУ: сценарии, консультации, советы"
· Эта книга предлагает готовые сценарии родительских собраний и консультаций, освещает темы, которые могут быть актуальны для родителей, и даёт советы по тому, как сделать собрание более продуктивным и полезным.
· Арутюнова, С.Г. — "Психология взаимодействия педагога и родителей"
В книге представлены эффективные способы выстраивания доверительных отношений с родителями и обсуждаются вопросы, касающиеся воспитания и развития дошкольников. Книга подскажет, как лучше подходить к взаимодействию с родителями, чтобы вызывать их интерес к сотрудничеству.
· Макарова, Н.Г. — "Организация работы с родителями в ДОУ: наглядные и информационные материалы"
Содержит богатый материал для работы с родителями, включая памятки, буклеты и презентации. Подходит для воспитателей и методистов, которым необходимо улучшить своё взаимодействие с родителями через визуальные и информационные материалы.
· Подьяков, А.Н. — "Воспитание детей дошкольного возраста: идеи, игры, рекомендации"
Книга включает советы по воспитанию и развитию детей, полезные для обсуждения на собраниях. В ней представлены игры, задания и примеры, которые можно предложить родителям для работы с детьми дома.
Литература по детской психологии и возрастной педагогике
· Леви, В.Л. — "Нестандартный ребёнок"
Автор рассказывает об особенностях детского поведения и предлагает педагогам и родителям стратегии по взаимодействию с детьми разного темперамента и характера. Книга помогает лучше понять детей и может быть использована для объяснения родителям возрастных особенностей дошкольников.
· Спок, Б. — "Ребёнок и уход за ним"
Классика детской психологии и воспитания. Здесь содержатся простые и понятные советы, как родители могут заботиться о развитии своих детей. Отличный источник для обсуждения с родителями базовых вопросов воспитания и ухода за детьми.
· Рон Л. Далле, Дорис Бретт — "Тренинг уверенного общения с детьми"
Это практическое руководство для родителей и педагогов по развитию навыков позитивного общения с детьми. Книга предлагает методы и практики, которые можно внедрить в ежедневное взаимодействие с ребёнком, и будет полезна для подготовки практических заданий для родителей.
· Ясюкова, Л.А. — "Психолого-педагогические основы воспитания детей в ДОУ"
В книге рассматриваются психологические аспекты развития дошкольников и психолого-педагогические основы работы с ними. Полезна для педагогов, которые хотят повысить свою компетентность в области детской психологии и лучше готовить родительские собрания.
Эти книги помогут не только выбрать интересные темы для обсуждения на собраниях, но и обогатить встречи с родителями полезной информацией, способствующей их участию в жизни детского сада и осознанному воспитанию детей.
Источник:
1. Березина В.А, Виноградова Л.И. Волжина О.И. Педагогическое сопровождение семейного воспитания: Программы родительского всеобуча. С.-Пб.: Каро, 2005 г.
2. Давыдова О.И, Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ/ Этнопедагогический подход. М.: Творческий Центр, 2005 г.
3. Доронова Т.Н., Соловьева, Е.В., Жичкина А.Е. «Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: методическое руководство для работников ДОУ». М.: Линка – Пресс, 2001 г.
4. Евдокимова Е.С. «Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника». М.: Творческий Центр, 2005 г.
5. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект. М.: Творческий центр, 2005 г.
6. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие. М.: Айрис Пресс, 2006 г.
7. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. М.: Творческий Центр, 2004 г.
8. Свирская Л. «Работа с семьей: необязательные инструкции: методическое пособие для работников ДОУ». М.: Линка – Пресс, 2007 г.
9.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.